uzluga.ru
добавить свой файл

Писарева С.А., д.п.н., профессор РГПУ им.А.И.Герцена 1


КАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

СОЗДАЕТ ДЛЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ


В России две трети школ — сельские, имеющие значительные отличия от городских школ и серьезные образовательные проблемы, связанные в основном с удаленностью школ друг от друга и от крупных центров цивилизации. К числу наиболее серьезных проблем можно отнести следующие: стремительно стареющая материально-техническая база обучения; отсутствие учителей по многим предметам; сокращение численности учащихся и увеличение числа малокомплектных школ и ряд других. В итоге сложилась ситуация, когда сельские учащиеся имеют неравные возможности в получении качественных образовательных услуг.

Поэтому, профильное обучение в сельских школах имеет свои отличительные особенности. В некоторых малочисленных сельских школах идут по пути наименьшего сопротивления — концентрируют курсы профильные и элективные по одному, в крайнем случае, по двум профилям.

Другой вариант — это сетевое взаимодействие школ. Учащимся предлагается выбрать учебный курс не только в школе, но и за ее пределами. Другими словами, ученик получает образование фактически в нескольких учебных заведениях, а часть курсов осваивает дистанционно.

Примером сетевого взаимодействия сельских школ может стать созданное в рамках взаимодействия педагогических коллективов школ «простое товарищество» Шушенского района. Профильное обучение реализуется в режиме дистанта с использованием средств информационно-коммуникативных технологий. На старшей ступени пяти общеобразовательных школ «товарищества» 2формируются профильные группы учащихся, которые обучаются, в основном, дистанционно.

Профильное обучение осуществляется группой педагогов, которые могут находиться в разных школах. В группе — ведущий учитель (учителя), преподаватели элективных курсов, кураторы профильных групп. Ведущие учителя выделяются из числа наиболее подготовленных педагогов «товарищества». В обязанности учителей, ведущих профильные и элективные курсы, входит подготовка учебного материала для учащихся и обучение их в дистанционном режиме. Кураторы профильных групп организуют процесс составления индивидуальных образовательных программ учащихся и отвечают за их реализацию. Кроме того, кураторы являются теми людьми, которые «сопровождают» детей в процессе дистанционного обучения. Они организуют выполнение полученных заданий в условиях разновозрастных и разноуровневых учебных групп, помогают выявить трудности, возникающие в ходе учебного процесса, оформить запрос ведущему учителю или учителю элективного курса, определяют необходимость очных консультаций, поддерживают взаимодействие с родителями учащихся и т. д.

Не менее одного раза в четверть организуются очные встречи учащихся с преподавателями профиля (так называемые очные сессии). Цели и задачи очных сессий могут быть разные — установочные, зачетные, лабораторно-практические, поисково-исследовательские и пр. В числе таких встреч и так называемые «зимние и летние школы», где, кроме задач профильного обучения, решаются и задачи воспитания и социализации выпускников. Наряду с профилями, реализующимися в режиме дистанционного обучения, предполагаются и «очные». Например, так изучается технологический профиль — специальности «тракторист-машинист», «парикмахер» и т. д. Базовые общеобразовательные предметы преподаются в обычном режиме учителями-предметниками каждой школы.

Управление процессом профильного обучения осуществляется директорским корпусом «товарищества». Ответственность распределена между директорами школ следующим образом:

- организация разновозрастных профильных групп учащихся;

- обеспечение процесса самоопределения школьников по отношению к профилям обучения: естественно-математическому, гуманитарному, социально-экономическому, технологическому;

- организация процесса обучения: составление расписания для базовых, профильных и элективных курсов для учащихся всех школ;

- подготовка кадров и распределение функциональных обязанностей (ведущий учитель, куратор, консультант и т. д.) в группе учителей профильного обучения.

У директора есть своя команда управления профильным обучением, которая решает оперативно-тактические вопросы. Курирование профильного обучения ведут специалисты районного отдела образования.

Реализация этой модели связана с определенными трудностями и проблемами, которые переоформляются в ряд задач. Среди них:

- подготовка педагогов профильного обучения и учащихся будущих профильных групп к работе со средствами информационно-коммуникативных технологий;

- адаптация учебных материалов к использованию их в режиме дистанционного обучения;

- разработка и организация системы очного, заочного взаимодействия педагогов и учащихся;

- отработка различных элементов дистанционного обучения в режиме эксперимента;

- подготовка «технической основы» дистанционного обучения — дополнительное оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой, подготовка технических информационных каналов;

- разработка системы управления профильным обучением, нормативно-правовой основы и другие задачи.

Решение этих задач — прерогатива не только всего педагогического сообщества «товарищества» школ и отдела образования администрации Шушенского района. В разработке и реализации модели принимают участие Главное управление образования администрации Красноярского края, Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, региональный центр Федерации Интернет-образования.

Взаимодействие школ района основано на договорных началах. Управление «товариществом» носит государственно-общественный характер: в нем есть «попечительский слой». Попечители рассматривают приоритетные направления развития школ, помогают создавать условия для обучения и воспитания сельских школьников, постоянно привлекают внимание общественности к событиям, которые проживают школы «товарищества».

Совместная деятельность школ — членов товарищества — осуществляется в следующих направлениях: социокультурный комплекс, профильное обучение старшеклассников, усиление общественной составляющей в управлении образованием. Простое товарищество пяти школ является Федеральной экспериментальной площадкой в программе реструктуризации сельских школ России.

Экспериментальная апробация профильного обучения в школах России подтверждает актуальность изменений, происходящих в старшей, особенно сельской, школе. Ученик сельской школы более традиционен и исполнителен, больше зависит от родителей и учителей, много времени тратит на домашнее хозяйство, он не менее информирован, менее склонен к индивидуализации обучения и находится в довольно противоречивой ситуации выбора, когда социально и этнокультурно он связан с селом, экономически и информационно — с городом. Таким образом, профильное обучение позволяет обеспечить не только успешную социализацию обучающегося в сельской местности, но и преодолеть барьер «село-город».


Таким образом, профильное обучение в рамках сетевого взаимодействия школ дает возможность сельским школьникам расширять или углублять знания по избранному учебному предмету за счет выбора индивидуального образовательного маршрута и занятий в малых группах, осваивать новые формы получения образования, которые будут способствовать самореализации школьников и их адаптации к требованиям обучения в вузе.


1 Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. — 84 с.

2 Участниками «простого товарищества» являются пять школ Шушенского района Красноярского края: Иджинская (директор Н. С. Кабыш), Синеборская (директор Е. М. Калинин), Ильичевская (директор В. Ю. Киримов), Казанцевская (директор А. А. Белоногова), Каптыревская (директор А. В. Макарчук). Количество учащихся — от 134 до 460. Расстояние между школами — 9–60 км.