uzluga.ru
добавить свой файл


РОССИЙСКИЙ СОЮЗ

ТУРИНДУСТРИИ





RUSSIAN UNION OF TRAVEL


INDUSTRY

________________________________________________________________________

Россия, 107031, Москва, Столешников пер., 11. Тел.: 292-24-64, Факс: 292-27-59

e-mail: rata@rata.ru



Исх.161/А

от 29.09.04

Председателю Комитета

Государственной Думы

по экономической политике,

предпринимательству и туризму

Драганову В.Г.


Уважаемый Валерий Гаврилович,


Российский Союз Туриндустрии (РСТ) рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.1 ст.17 которого предусматривает отмену лицензирования туроператорской деятельности, турагентской деятельности и деятельности по продаже прав на клубный отдых.

РСТ поддерживает в целом курс на административную реформу, предусматривающую, в частности, ликвидацию избыточных административных ограничений свободы предпринимательства в стране. Но при всем несовершенстве действующего механизма лицензирования туроператорской и турагентской деятельности отмена его на настоящем этапе, на наш взгляд, может иметь негативные последствия для потребителей туристских услуг, самого турбизнеса и государства в целом.

Факт наличия или отсутствия лицензии у турфирмы уже стал существенным критерием потребительского выбора. Проблемы с получением лицензий у турбизнеса возникали. Но, главным образом, в связи с приостановкой выдачи лицензий по причине передачи функций из одного федерального органа исполнительной власти в области туризма в другой, а также с тем, что право лицензирования туроператорской деятельности не было делегировано органам управления туризмом субъектов Российской Федерации. То есть, избыточным административным барьером доступа на туристский рынок, в отличие, например, от обязательной сертификации продажи турфирмами авиабилетов, сложившаяся система лицензирования туроператорской и турагентской деятельности не является.

Вместе с тем лицензирование предусматривает определенные требования к офису турфирмы и квалификации персонала, а также ведения реестра участников рынка, что особенно важно при возникновении массовых потребительских конфликтов, требующих оперативного разрешения. А последнее, равно как и фактическое банкротство туроператоров, происходит ежегодно, в связи с потребительскими особенностями самого турпродукта. Речь в частности идет о его стоимости, которая превышает средний размер банковского депозита и рублевого вклада физических лиц, полной предоплаты тура как сложного комплекса услуг, которые зачастую оказываются за рубежом. И в случае неисполнения турфирмой обязательств по оказанию соответствующих услуг, клиент может оказаться в исключительно сложной, а то и просто критической ситуации. Еще одной особенностью предпринимательской деятельности в сфере туризма является частое влияние на нее таких нерыночных факторов и форс-мажорных обстоятельств, как войны, теракты, природные и техногенные катастрофы, эпидемии, забастовки и т.д.

Все это обуславливает высокие потребительские риски в сфере туризма, необходимость оперативного взаимодействия турфирм и органов государственного управления, а также использование специальных механизмов защиты прав путешествующих как потребителей. Не случайно лицензирование туристской деятельности существует во множестве зарубежных стран, в том числе в Великобритании, Японии, Испании, Израиле, Китае, Италии, Турции, Египте и т.д. И более того, существует специальная директива от 13 июня 1990г. № 90/314/ЕЕС, которая предусматривает необходимость представления «гарантий, позволяющих в случае неплатежеспособности или банкротства обеспечить возврат потребителю уплаченных им сумм и возвращение его на родину» (ст.7), для чего «государства – члены Общего рынка могут принимать или поддерживать в силе самые строгие распоряжения в целях защиты потребителя» (ст.8).

В заключение нельзя не упомянуть о значении регулирования туристской деятельности для вопросов национальной безопасности, учитывая, что туристские каналы нередко используются для нелегальной миграции, контрабанды и других противоправных целей. В настоящий момент, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. №335 «Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления в случае ее утраты, а также порядка аннулирования визы» для выдачи туристской визы иностранному гражданину требуется подтверждение о его приеме организацией, осуществляющей туроператорскую деятельность и включенную в соответствующий реестр Министерства иностранных дел Российской Федерации. А основанием для включения в этот реестр турфирмы является наличие у нее лицензии на туроператорскую деятельность. Поэтому в случае отмены лицензирования закономерно возникает вопрос, на каком основании МИД РФ будет регулировать выдачу туристских виз по заявкам принимающих турфирм. Или такое право будет предоставлено любым юридическим лицам?

В этой связи просим рассмотреть возможность сохранения института лицензирования туроператорской деятельности и деятельности по продаже прав на клубный отдых с последующим совершенствованием регулирования этих видов деятельности, а лицензирование турагентской деятельности сохранить до 1 января 2006 г.

РСТ со своей стороны готово принять участие в работе по совершенствованию существующих и созданию альтернативных механизмов регулирования, в том числе – саморегулирования туристского рынка, включая обеспечение гарантий финансовой устойчивости турфирм и выполнения взятых ими на себя обязательств перед клиентами.


С уважением,

Президент РСТ С.П. Шпилько