uzluga.ru
добавить свой файл

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Вартанян Т.Н.

МОУ «Гимназия №11» г. Бийска

Развитие творческой активности детей признано одной из важнейших задач современной начальной школы. Творческая активность способствует интенсивному развитию памяти, мышления, восприятия, внимания; развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и социальные нормы. Данная проблема актуальна для методической подготовки будущих учителей на заочных отделениях высших учебных заведений.

Анализу проблем творческого развития посвятили свои исследования многие советские и зарубежные ученые: философы, психологи, физиологи, педагоги. Американский психолог Д. Маслоу утверждал, что потребность в творчестве и самовыражении заложена в самой природе человека. Каждый здоровый (морально и физически) ребенок, рождаясь, обладает специфическим головным мозгом, нервной системой в целом и колоссальными возможностями развития как исполнительских, так и творческих способностей во всех видах деятельности. Есть все основания считать, что едва ли не решающим фактором, от которого зависит, проявит ли ребенок творческую активность в той или иной деятельности, является методика обучения его этой деятельности. Анализ современной ситуации в образовании показывает, что учебная деятельность лишь косвенно может влиять на развитие творческой активности детей, т.к. её основополагающие компоненты (действие оценки, контроля) нарушают процесс творческого развития. Учебная программа, основанная на четком и логичном изложении материала, изначально не приемлет интуитивного, творческого знания. Предпочтение в обучении отдается исполнительскому аспекту деятельности: преподаватели постоянно конкретизируют деятельность учащихся, предлагают задачи, ставят вопросы, ориентированные на локальный стиль, детали. А ведь творчество – это мыслительный процесс, и как всякий подобный процесс для достижения хороших результатов требует практики, причем специально организованной. Иными словами – творческая активность формируется специальными методиками.

Наиболее способствует развитию творческой активности учащихся проблемный метод обучения: когда школьник не получает знаний в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска, процесс «открытия» новых для него явлений и закономерностей.

Положительно сказывается на развитии творческой активности формирование таких частных способностей как: способность к обобщению материала, способность к свертыванию процесса рассуждения и соответствующих действий; способность к обратимости мыслительного процесса. Эти частные способности по-разному сгруппированы у каждого индивидуума. Но стоит заметить, что важнейшим признаком активного мышления, независимо от его отдельных индивидуальных особенностей, является умение выделять существенное, самостоятельно приходить к новым обобщениям. Однородные, «монотонные» задания на «корню» губят развитие гибкости мышления и поисковую активность школьника, в особенности слабого. А задания разнообразные, специально подобранные так, чтобы было необходимо варьировать способы работы, развивают гибкость мышления. К числу таких заданий психологи относят задания требующие умения различать сходный материал, требующие противопоставления сходного, задания в которых чередуются задачи со сходными, но неодинаковыми условиями, требующие различных способов действий. Для развития способности к целесообразному варьированию способов работы большое значение имеют задачи, которые можно решить несколькими способами, в особенности, если при решении этих задач учит школьников оценивать достоинства и недостатки каждого способа. Для развития способности личности к обобщению, у учеников необходимо тренировать на специально подобранном материале, включающем все возможные комбинации несущественных признаков. Неумение выделить общее и главное приводит к значительным трудностям при усвоении понятия инвариантности – одной из составляющих творческой активности детей. Следует отметить, что не всем легко раскрыться навстречу новому и мыслить творчески. Иногда на пути творческой активности встают «невидимые преграды», тормозящие мысли: страх допустить ошибку, подвергнуться критике, страх показаться смешным. Ещё одна преграда на пути творческой активности – вера в существование «единственного правильного ответа»: это и тесты на выбор решения из нескольких, это и вопросы учителя, ожидающего единственно правильный ответ. Иными словами – это приемы, направленные на развитие конвергентного (однонаправленного) мышления, которое препятствует проявлению творческой активности детей, развитию дивергентного мышления (творческий процесс с использованием воображения). Ещё один важный момент, который может быть препятствием в развитии творческой активности - это особенности памяти воспроизводить только то, что в момент восприятия было положительно эмоционально окрашено. Иными словами, Если человек в момент получения переработки новой информации находился в некотором эмоциональном состоянии – то присвоение информации идет на низком уровне. И вряд ли она будет использоваться в дальнейшем. Подмечено, что возникновение интереса к той или иной деятельности тесно связано с пробуждением способности к ней и служит отправной точкой их развития. «Наши желания – по словам Гете – предчувствия скрытых в нас способностей, предвестники того, что мы в состоянии совершить».

Для развития творческих способностей необходимо модифицировать методы обучения, скорректировать взаимоотношений с учащимися. Нужно верить, что каждый ребенок таит в себе практически безграничные возможности и способности познания действительности и задача педагогов – создать для этого соответствующие условия.