uzluga.ru
добавить свой файл


Приложение 31

Утверждена постановлением

Администрации Тверской области

от 11.12.2006 №305-па


БЮДЖЕТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области

"Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области на 2007-2009 годы"


г. Тверь

2006

ПАСПОРТ


бюджетной целевой программы

«Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области на 2007-2009 годы»

департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области


Наименование программы


«Управление природными ресурсами и охрана окружающей среды Тверской области на 2007-2009 годы»

Администратор программы

^ Департамент управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области

Дата утверждения программы


Распоряжение Администрации Тверской области от 11.12.2006 305-па

Стратегические цели программы

1.Улучшение состояния окружающей среды.

2. Повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала с учетом сохранения и восстановления экосистем.


Сроки реализации программы

2007 - 2009


Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Оптимизация управления природными ресурсами и охраны окружающей среды,

выполнение возложенных функций в части делегированных субъекту полномочий,

повышение уровня безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений,

подготовка 24 информационных блоков в области охраны окружающей среды,

предоставление площади для пользования животным миром в виде охоты и рыбалки от 350 до 600 тыс. га;

количество водных объектов предоставленных в пользование 50 шт, количество отчужденных водных объектов 20 шт.

Прогнозируется ежегодный рост доходов от природопользования в размере 6 %.

Доходы от природопользования в 2009 году составят 152 млн. руб., в т.ч. поступающие в бюджет субъекта 70 млн. руб.

В 2009 году прогнозируется привлечение инвестиций в ЛПК в объеме 1,5 млрд. руб. (рост по сравнению с 2007 годом составит 300 млн. руб.).

Рост числа контрольно-надзорных мероприятий и выданных предписаний увеличится на 20 %, возрастет число мер административных принуждений на 25 %.

Объемы, источники финансирования программы (в разрезе кодов разделов функциональной классификации расходов бюджета области)

^ 0406 - 80661274 руб. - всего, в

т.ч. 2007 г. – 25355000 руб.

2008 г. – 26952360 руб.

2009 г. – 28353914 руб.

0407 - 211824308 руб. - всего, в

т.ч. 2007 г. – 66584700 руб.

2008 г. – 70779536 руб.

2009 г. – 74460072 руб.

0602 - 2106300 руб. – всего, в

т.ч. 2007 г. – 662300 руб.

2008 г. – 704000 руб.

2009 г. – 740000 руб.

0604 - 174678212 руб. - всего, в

т.ч. 2007 г. – 55456200 руб.

2008 г. – 58100574 руб.

2009 г. – 61121438 руб.



Ожидаемые показатели общественной эффективности программы

Повышение уровня использования природных ресурсов для удовлетворения потребностей пользователей.

Основные механизмы реализации программы

В реализации БЦП предусматривается участие департамента управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области, подведомственных бюджетных учреждений и вновь созданных организаций по мере их учреждения. В ходе выполнения БЦП планируется тесное взаимодействие департамента с органами местного самоуправления, территориальными органами федеральной государственной власти в Тверской области, Министерством природных ресурсов и другими правительственными структурами в части полномочий, касающихся достижения целей, поставленных в программе. Для выполнения ряда мероприятий программы предполагается привлечение образовательных, общественных организаций и различных средств массовой информации. Оперативное управление и координацию работ будет осуществлять Департамент


Основные механизмы мониторинга реализации программы

Для целей осуществления мониторинга реализации БЦП и своевременного формирования отчетности о ходе выполнения программы планируется ежеквартально собирать у организаций, подведомственных департаменту, а также взаимодействующих органов местного самоуправления и территориальных органов федеральной государственной власти информацию, характеризующую показатели достижения целей программы, решение ее задач и выполнения мероприятий.

Кроме указанной информации планируется на основе тесного взаимодействия с территориальным органом Росстата получать соответствующую итоговую информации в территориальном и отраслевом разрезе.

По данным мониторинга планируется ежеквартальное и ежегодное подведение итогов выполнения БЦП





  1. Характеристика проблемного поля

В соответствии с Постановлением Администрации Тверской области от 11.07.2006 г. № 178 – па «Об утверждении положения о департаменте управления природными ресурсами и охраны окружающей среды Тверской области», в целях совершенствования управления природными ресурсами и охраной окружающей среды на территории Тверской области и в соответствии с Законами Тверской области от 28.02.2002 г. № 12-ОЗ-З «О схеме управления Тверской областью», от 20.03.2002 г. № 2-ЗО «Об Администрации Тверской области» утверждено Положение о департаменте.

Департамент решает стоящие перед ним задачи:

- по организации эффективного взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, исполнительными органами государственной власти Тверской области, судами, органами прокуратуры и иными органами, а также общественными организациями по вопросам проведения единой политики в области природопользования и охраны окружающей среды на территории Тверской области;

- по координации природоохранной деятельности и управления природными ресурсами на территории Тверской области органов исполнительной власти и местного самоуправления Тверской области, общественных организаций и хозяйствующих субъектов;

- по обеспечению рационального природопользования на территории Тверской области и эффективного управления природными ресурсами, находящимися в пользовании Тверской области;

- по разработке и реализации региональной экологической политики и др. вопросам.

Департамент осуществляет полномочия, предоставленные Тверской области в части государственного управления водо-, недро- и лесопользованием, пользованием объектами животного мира, а также охраной окружающей среды, разрабатывает проекты законов, областных целевых программ, бюджетных целевых программ, соглашений о взаимодействии и сотрудничестве и иных нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов Тверской области в сфере природопользования и охраны окружающей среды и осуществляет контроль за их исполнением

Таким образом, департамент является новой структурной единицей Администрации Тверской области, поэтому его деятельность первоначально направлена на разработку нормативной базы.

Тверская область располагает значительным природно-ресурсным потенциалом, однако накопилось ряд проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся природные богатства.

Парадигма устойчивого развития является основой формирования социально-экономической политики всех цивилизованных стран мира. В Российской Федерации также разработана концепция устойчивого развития страны. В соответствии с ней устойчивое развитие любой территории есть нерешенное условие и, одновременно, следствие принимаемых властными органами решений по удовлетворению людей в материальном и духовном благополучии и благоприятном состоянии природы.

На этом основании заявленные стратегические цели развития Тверской области и среди них, прежде всего, «Повышение уровня качества жизни населения» и «Обеспечение устойчивых высоких темпов роста экономики» задают приоритеты и формируют ориентиры в широком спектре полномочий департамента. Эта взаимосвязь стратегических целей развития области и целей деятельности департамента обусловлена тем, что только при хорошем экологическом состоянии территории может состояться хорошее здоровье и, следовательно, высокое качество жизни населения. Только рациональное природопользование, т.е. хозяйственная деятельность, обеспечивающая рачительное использование природных ресурсов и условий, их охрану и воспроизводство с учетом не только настоящих, но и будущих интересов общества, должно составлять основу экономического роста.

В настоящее время экологическое состояние области не является критическим. В конце прошлого века антропогенная нагрузка на природную среду региона снизилась в связи со спадом производства, однако экологическая обстановка на территории Тверской области остается напряженной. Если в 1990 году в атмосферу было выброшено загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников, 147 тыс. тонн, то в 2004 году – 46 тыс. тонн. Однако смена собственников, отставание, в ходе реформирования социально-производственных отношений, формирования природоохранной нормативно-правовой базы, ослабление государственного контроля привели к снижению уровня охраны окружающей среды. В 1990 году было уловлено и обезврежено 130 тыс. тонн из 147 тыс. тонн выброшенных в атмосферу загрязняющих веществ, а в 2004 году этот показатель уже был равен только 19 тыс. тонн из 46 тыс.тонн. Следовательно, в 2004 году техногенная нагрузка от выбросов в атмосферу в относительных единицах выросла в 1,6 раза по сравнению с 1990 годом, а в абсолютных – на 10 тыс.тонн загрязняющих веществ.

Основными экологическими проблемами остается загрязнение водных объектов, почвы, атмосферного воздуха, увеличивающееся количество отходов. Одним из важных путей решения указанной проблемы является снижение техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды: воздух, поверхностные и подземные воды, почву. Актуальность решения данной задачи, помимо упомянутых выше причин, связана также с происходящим и планируемым в будущем росте производства в регионе. В значительной степени увеличение объемов выпускаемой продукции происходит экстенсивно, т.е. на прежнем оборудовании в рамках технологических укладов, сформировавшихся еще в дореформенное время. Это, как правило, 3-4 технологические уклады, для которых характерно значительное негативное воздействие на природную среду.

Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природно-ресурсной базы области для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранения и воспроизводства ресурсного потенциала, снижения антропогенной нагрузки на природные комплексы.

Одной из важнейших задач по улучшению состояния окружающей среды является сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивости экосистем. Прежде всего, это относится к сохранению популяций животных и рыб. Необходимость целенаправленного воздействия на данный компонент природной среды обусловлена снижением эффективности хозяйствования в охотничьей отрасли и рыбном промысле, широким распространением браконьерства и хищнической эксплуатацией этого вида природных ресурсов. Однако, индекс производства по виду деятельности «рыболовство» в 2005 году составил всего 69% по сравнению с 2004 годом.

Намеченное в стратегии области обеспечение высоких темпов роста экономики региона предполагает прямое или опосредованное использование в этом процессе ресурсного потенциала территории. Для рационализации природопользования целесообразно сосредоточить внимание на двух наиболее важных составляющих ресурсного потенциала: лесном фонде и минерально-сырьевой базе. Использование этих ресурсных компонентов в народном хозяйстве находится на спаде. Индекс производства по виду деятельности «Лесозаготовки» в 2005 году составил 91,1% по сравнению с 2004 годом, а по виду деятельности «добыча полезных ископаемых – 78,3%. Исходя из сложившегося положения в данных отраслях, для достижения указанной стратегической цели экономического развития области необходимым является решение проблемы повышения эффективности обозначенных составляющих природно-ресурсного потенциала.

Возможный ежегодный объем использования лесов для заготовки древесины составляет 7360,7 тыс. куб.м. В настоящее время в ведении Администрации области находится 63% лесов региона (за исключением лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственной организаций, которые не зарегистрированы в уставном порядке). Лесной фонд используется недостаточно эффективно. Освоение расчетной лесосеки снизилось с 48% в 1992 году до 24,3% в 2006 году. Требуется проведение в кратчайшие сроки лесоустроительных работ на площади 1079,6 тыс.га. и строительство лесовозных дорог. За последние 3 года снизился объем продажи древесины на лесных аукционах. Несмотря на это, общий объем платежей за пользование лесным фондом в областной бюджет ежегодно увеличивается и в 2006 году составил 116,7 млн.руб. (для сравнения в 2003 году – 73,7 млн. руб.).

Снижает эффективность использования лесного фонда:

  1. Отсутствие регистрации на леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, переданные в настоящее время во владение, пользование и распоряжение Тверской области.

В настоящее время приводятся в соответствие учетные данные по категориям земель. Леса, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, земельными комитетами ошибочно учитываются в категории земель сельскохозяйственного назначения. В результате, до перевода этих земель в земли лесного фонда, нельзя зарегистрировать федеральную собственность на эти леса, а ГУ «Тверьлес» заключать договора аренды, безвозмездного пользования.

  1. Истек срок действия материалов лесоустройства по лесам, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций.

Все принятые областью леса в разные годы были лесоустроены, но в 17 районных лесхозах-филиалах государственного учреждения Тверской области «Тверское управление лесами» на площади 1079,6 тыс.га давность проведения лесоустройства составляет 15 и более лет. Кроме того, последние 5 лет еловые насаждения были подвержены на больших площадях массовым поражениям короедом-типографом. Учитывая изложенное, имеется острая необходимость проведения в 2007 году лесоустроительных работ на площади 1079.6 тыс.га, в лесах ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций.

3. Недостаточное количество производств по переработке низкосортной древесины. Для области задача по вовлечению в оборот неиспользуемой перестойной мягколиственной древесины, древесных отходов, а также леса поврежденного пожарами и болезнями является очень важной. В настоящее время в Вышневолоцком, Нелидовском, Западнодвинском и Максатихинском районах осуществлен перевод части котельных на дровяное топливо. В Селижаровском и Старицком районах построены цеха по производству биотоплива (древесных топливных гранул), в ряде районов (Бельский, Лихослальский) в данном направлении работа ведется.

4. Незаконные рубки леса и нелегальный оборот древесины.

Новым Лесным кодексом РФ полномочия государственного лесного контроля и надзора переданы субъекту, однако из-за отсутствия федеральных нормативно-правовых актов определяющих порядок его осуществления, данная норма в настоящее время не действует.

Планируемый рост строительной индустрии повышает актуальность осуществления мероприятий, направленных на более широкое вовлечение в хозяйственный оборот минерально-сырьевой базы региона.

Факторами, сдерживающими использование минеральных ресурсов, являются:

  • необходимость переоценки запасов сырья;

  • ограниченность информации о минерально-сырьевой базе области и обеспечение широкого доступа к этой информации;

  • недостаточно активное проведение аукционов и конкурсов по предоставлению прав пользования участками недр.

Кроме обозначенных выше проблем, на преодоление которых может быть ориентирована программно-целевая деятельность департамента, следует выделить, из круга его полномочий по государственному регулированию природопользования и охраны окружающей среды, ряд направлений работ, имеющих общепрограммный характер.

Указанными направлениями являются:

  • разработка прогнозных, плановых документов и нормативно-правовой базы, формирующих и реализующих политику Администрации области по обеспечению экологической безопасности региона;

  • внешний и внутренний маркетинг Тверской области с целью активизации инвестирования в освоение природно-ресурсного потенциала и туристско-рекреационную деятельность на территории региона;

  • совершенствование системы экологического мониторинга;

  • развитие системы экологического образования.

Успешность реализации функций по осуществлению государственного управления природными ресурсами и охраной окружающей среды зависит от качества создаваемой системы регионального экологического менеджмента. Задача построения указанной системы является первоочередной для недавно образованного департамента. Ее решение включает:

  • комплектование департамента до штатной численности и обеспечение условий труда сотрудников;

  • разработку нормативных документов, регламентирующих процесс управления в данной сфере;

  • формирование сети государственных учреждений с соответствующими полномочиями для реализации отдельных функций управления природопользованием и качеством окружающей среды;

  • организацию взаимодействия с органами местного самоуправления и федеральной государственной власти на территории Тверской области.

Обозначенные выше вопросы проблемного поля в сфере природопользования и охраны окружающей среды не выходят за границы полномочий департамента и могут быть им выполнены в полном объеме.

На решение указанных проблем и направлена бюджетная целевая программа «Управление природными ресурсами и охраной окружающей среды Тверской области на 2007-2009 годы».


2. Стратегические цели и тактические задачи БЦП


2.2.Стратегическая цель № 1.


Улучшение состояния окружающей среды.

Актуальность цели обусловлена усилением антропогенной нагрузки на окружающую среду и возрастающей угрозой сохранению биоразнообразия природной среды.

Важность достижения цели подтверждается правом людей на благоприятную окружающую среду и непосредственным ее влиянием на реализацию заявленной стратегической цели развития области «Повышения уровня и качества жизни населения».

Показатели достижения стратегической цели № 1:

Основной показатель конечного результата 1:

Снижение уровня антропогенного воздействия на окружающую природную среду.

Дополнительные результаты конечного результата 1:

Снижение превышений ПДК вредных веществ в почве, атмосферном воздухе, воде.


Задача 1.1.

Снижение несанкционированной техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды: воздух, поверхностные и подземные воды, почву.

Показатели достижения тактической задачи № 1.1:

Основной показатель конечного результата 1 – Увеличение числа контрольно-надзорных мероприятий, количества проведенных экологических экспертиз, числа предприятий получивших разрешительные документы.


Задача 1.2.

Сохранение биологического разнообразия и устойчивости природных экосистем.

Показатели достижения тактической задачи № 1.2:

Основной показатель конечного результата 1 – Увеличение количества контрольно-надзорных мероприятий по ООПТ. Увеличение числа управляемых ООПТ.


Задача 1.3.

Обеспечение населения информацией о состоянии окружающей среды, экологическое образование и формирование экологической культуры

Показатели достижения тактической задачи № 1.3:

Основной показатель конечного результата 1 – Количество подготовленных информационных материалов, проведенных выставок, общественных акций в области охраны окружающей среды.


2.3. Стратегическая цель № 2.

Повышение эффективности использования природно-ресурсного потенциала с учетом сохранения и восстановления экосистем.

Снижение экологической и экономической эффективности использования природно-ресурсного потенциала территории Тверской области, приводящее и к неблагоприятным социальным последствиям в этой сфере, обуславливает актуальность постановки данной цели. Ее достижение также внесет определенный вклад в реализацию стратегической цели развития области «Обеспечение устойчивых высоких темпов роста экономики»


Показатели достижения стратегической цели № 2:

Основной показатель конечного результата 1 – Поступление платежей в бюджет за использование природных ресурсов территории.

Вспомогательный показатель конечного результата 2 – Увеличение объемов привлечения инвестиций в ЛПК.