uzluga.ru
добавить свой файл

Приложение 2

К Рабочим материалам по разработке

Государственной программы развития

Московского образования на период 2012-2016 годы

(проект программы по состоянию на 9.03.11)

Основные мероприятия

Государственной программы развития Московского образования на период 2012-2016 годы

(версия на 9.03.11)


Общие положения

Мероприятия программы сформированы по направлениям и призваны обеспечить реализацию поставленных целей и задач. По каждому мероприятию формируется система показателей и индикаторов, позволяющая судить о достижении результата и эффективности того или иного мероприятия.

Индикаторы и показатели формируются по годам и этапам Программы.

Необходимость и стоимость каждого мероприятия подтверждается экономическим обоснованием.

В данной версии представлена система мероприятий, как основа для дальнейшей проработки с учетом показателей, индикаторов, ресурсного обеспечения.

  1. Московский стандарт качества образования

    1. Общее образование

1.1.1. Дошкольное образование - обеспечение доступности для каждого

        1. Разработка и введение московского стандарта качества дошкольного образования на основе анализа лучших практик столичного образования, с учетом мировых тенденций и международных стандартов качества.

        2. Развитие сети вариативных форм поддержки и сопровождения семейного воспитания для семей с детьми до 7-ми лет в шаговой доступности.

        3. Обеспечение разработки и реализации образовательных программ дошкольных образовательных учреждений в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

        4. Развитие городской и окружных методических служб дошкольного образования.

        5. Реализация проекта "Детский сад для всех и каждого".

        6. Разработка и внедрение новых подходов к взаимодействию ДОУ и начальной школы для обеспечения реализации преемственности между дошкольным и начальным общим образованием.

        7. Разработка и внедрение технологий исследовательской и проектной деятельности воспитанников дошкольных образовательных учреждений.


^ 1.1.2. Общее образование: качество лучших школ для всех

        1. Сопровождение реализации Федеральных государственных стандартов

          1. Нормативное и правовое обеспечение.

          2. Организационно-методическое и информационное сопровождение.

          3. Поддержка образовательных учреждений, осуществляющих апробацию и введение ФГОС.

          4. Создание стажировочных площадок по введению ФГОС.

          5. Мониторинг и исследования.




        1. Разработка и введение московского стандарта качества общего образования на основе анализа лучших практик столичного образования, с учетом мировых тенденций и международных стандартов качества

          1. Нормативное и правовое обеспечение введения московского стандарта качества общего образования.

          2. Разработка программно-методического обеспечения введения московского стандарта качества общего образования.

          3. Организационное и информационное сопровождение.

          4. Поддержка образовательных учреждений, реализующих проекты апробации и введения московского стандарта качества образования.

          5. Создание стажировочных площадок для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования.

          6. Мониторинг и исследования.


1.1.2.3. Внедрение современных образовательных технологий, обеспечивающих достижение метапредметных результатов, развитие креативности, компетентностей социального и межкультурного взаимодействия, ИКТ-компетентности

1.1.2.3.1. Организационно-методическое и информационное сопровождение.

1.1.2.3.2. Поддержка образовательных учреждений, осуществляющих внедрение современных образовательных технологий, обеспечивающих достижение метапредметных результатов, развитие креативности, компетентностей социального и межкультурного взаимодействия, ИКТ-компетентности.

1.1.2.3.3. Создание стажировочных площадок по распространению лучших практик использования современных образовательных технологий.

          1. Мониторинг и исследования.



        1. Внедрение моделей индивидуализации образовательных траекторий для обеспечения максимальной учебной успешности разных групп учащихся (одаренные дети, дети с особыми потребностями, дети-мигранты, учащиеся из социально-незащищенных семей и др.), в т.ч. с использованием информационной среды московского образования

          1. Организационно-методическое и информационное сопровождение.

          2. Поддержка образовательных учреждений, реализующих проекты индивидуализации образовательных траекторий для обеспечения максимальной учебной успешности разных групп учащихся (одаренные дети, дети с особыми потребностями и др.).

          3. Создание стажировочных площадок по распространению лучших практик индивидуализации образовательных траекторий для обеспечения максимальной учебной успешности разных групп учащихся.

          4. Мониторинг и исследования.




        1. Реализация моделей, обеспечивающих поддержку образовательной мотивации и индивидуального выбора, построения индивидуальной образовательной траектории в условиях профильного обучения

          1. Нормативное и правовое обеспечение.

          2. Организационно-методическое и информационное сопровождение.

          3. Поддержка образовательных учреждений, реализующих проекты, обеспечивающие полноценную реализацию профильного обучения на старшей ступени, в том числе – за счет привлечения вузов.

          4. Поддержка образовательных учреждений, реализующих проекты допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки в общем образовании в условиях профильного обучения.

          5. Создание стажировочных площадок по распространению лучших практик поддержки образовательной мотивации и индивидуального выбора, построения индивидуальной образовательной траектории в условиях профильного обучения.

          6. Мониторинг и исследования.




        1. Развитие системы научно-практического образования (проектно-исследовательская деятельность и техническое творчество учащихся)

          1. Организационно-методическое и информационное сопровождение.

          2. Поддержка образовательных учреждений, реализующих проекты научно-практического образования.

          3. Создание стажировочных площадок по распространению лучших практик научно-практического образования.

          4. Мониторинг и исследования.




        1. Внедрение программ и технологий, обеспечивающих достижение образовательных личностных результатов, успешную социализацию обучающихся, формирование идентичности в поликультурной среде

          1. Программно-методическое обеспечение.

          2. Организационное и информационное сопровождение.

          3. Поддержка образовательных учреждений, реализующих инновационные проекты, направленные на достижение образовательных личностных результатов, обеспечение успешной социализации обучающихся, формирование идентичности в поликультурной среде.

          4. Создание стажировочных площадок по распространению лучших практик достижения образовательных личностных результатов, обеспечения успешной социализации обучающихся, формирования идентичности в поликультурной среде.

          5. Мониторинг и исследования развития и социализации детей и подростков как основания для обновления содержания образовательных программ и программ психологической помощи.



        1. Внедрение новых образовательных и социально-психологических технологий и программ профилактики асоциального поведения и правонарушений в детско-подростковой и молодежной среде

          1. Программно-методическое обеспечение.

          2. Организационное и информационное сопровождение.

          3. Создание стажировочных площадок по распространению лучших практик профилактики асоциального поведения и правонарушений в детско-подростковой и молодежной среде.

          4. Мониторинг и исследования.



        1. Модернизация механизмов психолого-педагогической, социальной и правовой помощи, защиты прав детей в системе образования

          1. Нормативное и правовое обеспечение.

          2. Организационное и информационное сопровождение.

          3. Мониторинг и исследования ситуации в сфере защиты прав детей в образовании.


1.1.1.10. Формирование системы непрерывного сопровождения профессиональной ориентации и самоопределения учащихся, направленной на освоение компетенций построения образовательной и профессиональной карьеры

          1. Организационно-методическое и информационное сопровождение.

          2. Создание стажировочных площадок по распространению лучших практик профессиональной ориентации и самоопределения учащихся.

          3. Мониторинг и исследования.




    1. Дополнительное образование детей и молодёжи

      1. Разработка и реализация механизма обеспечения доступности полного спектра услуг дополнительного образования для различных категорий детей в каждом административном районе в соответствии с изменяющимися запросами населения, в т.ч. через расширение их предложения на базе школ и дошкольных образовательных учреждений.

      2. Разработка и внедрение современных программ и технологий, обеспечивающих качество услуг дополнительного образования, в том числе с учетом психофизических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

      3. Создание материально-технических и информационных условий для развития научно-технического творчества в системе учреждений дополнительного образования и на базе школ, исходя из потребностей и социального заказа промышленности, науки, профессионального образования города и страны, с привлечением ресурсов и кадрового потенциала учреждений ВПО.

      4. Развитие дистанционных форм обучения для детей и молодежи, проживающих в удаленных от УДОД районах города, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья.

      5. Обеспечение организационно-методического взаимодействия региональных (московских) этапов и федеральных (всероссийских) этапов массовых мероприятий для учреждений дополнительного образования детей, создание методического обеспечения преемственности московского и федерального уровней мероприятий.

      6. Развитие различных форм деятельности межнационального и международного сотрудничества детей в системе дополнительного образования (международные профильные лагеря, семинары, конкурсы, олимпиады).

      7. Развитие вариативных форм социально-экономического дополнительного образования детей (экономические форумы, биржевые площадки, бизнес-инкубаторы и др.).

      8. Развитие программ, обеспечивающих совмещение образовательных и досуговых практик (игры, путешествия, массовые тренинги, интенсивные летние (зимние) школы).

      9. Внедрение вариативных форм открытого образования и edutaiment (публичные лекции, семинары, мастер-классы).


^ 1.3. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

1.3.1. Разработка и внедрение непрерывных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья в системе «новые формы дошкольного образования - детский сад - начальная школа».

1.3.2. Формирование требований к условиям реализации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях (комфортная, безопасная, адаптированная к воспитанникам с особыми нуждами среда, современное оборудование).

1.3.3. Создание информационно-образовательного контента для коррекции знаний лиц с ОВЗ в различных предметных областях при формировании индивидуальной образовательной траектории в различных условиях при обучении по индивидуальному учебному плану.

1.3.4. Организация разработки и выпуска дидактических и методических пособий, учебной литературы (в том числе по системе Брайля) лиц с ОВЗ в образовательных учреждениях и специалистов, осуществляющих воспитание и обучение детей с ОВЗ

1.3.5. Разработка методических рекомендаций, учебных пособий и программ для организации образовательного процесса с включением детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения дошкольного, общего и профессионального образования.

1.3.6. Внедрение моделей ранней профессионализации, начальной профессиональной деятельности, содействия трудоустройству детей с ОВЗ. Создание специальных образовательных условий для получения высшего профессионального образования лицами с ОВЗ.

1.3.7. Поддержка образовательных учреждений, реализующих программы образования и социализации детей с ОВЗ.

1.3.8. Создание стажировочных площадок для распространения лучших практик образования и социализации детей с ОВЗ.

1.3.9. Создание системы образования инвалидов, находящихся на надомном обучении по программам среднего специального и высшего образования с использованием информационных и дистанционных технологий.

1.3.10. Модернизация официальных сайтов системы Департамента образования г. Москвы для обеспечения доступности размещенной информации инвалидам.

1.3.11. Реализация мероприятия «Организация дистанционного обучения детей-инвалидов» Приоритетного национального проекта «Образование».


^ 1.4. Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой молодежи

1.4.1. Внедрение механизмов поддержки и сопровождения развития индивидуальных способностей детей дошкольного возраста, включая одаренных детей и детей с повышенной познавательной мотивацией.

1.4.2. Создание целостной системы индивидуальной экспертизы, диагностики и мониторинга развития способностей и ограничений каждого ребенка (начиная с раннего возраста), определения зон ближайшего развития, включая диагностику общей, предметной, художественной, спортивной, социальной одаренности, состояния и ресурсов здоровья, социальной адаптации (в т.ч. этнокультурной и языковой).

1.4.3. Организация стажировок за рубежом талантливых школьников и студентов.

1.4.4. Создание специального портала, обеспечивающего выявление и консультативное сопровождение одаренных детей и их родителей.

1.4.5. Создание школ для одаренных детей при ведущих университетах Москвы.

1.4.6. Разработка и внедрение модели социального сопровождения одаренных детей, направленной на обеспечение социальной защиты и необходимой академической мобильности.

1.4.7. Поддержка образовательных учреждений, реализующих проекты поддержки одаренных детей.

1.4.8. Создание стажировочных площадок для распространения лучших практик поддержки одаренных детей.


^ 1.5. Психологическое оснащение образовательного процесса

1.5.1. Разработка и введение стандартов оказания психологических услуг субъектам образовательного процесса.

1.5.1.1 Разработка стандартов оказания психологических услуг субъектам образовательного процесса (базовый пакет), включая стандарт профессиональной деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.

1.5.1.2 Разработка стандарта оказания психологических услуг субъектам образовательного процесса (специализированный пакет), включая стандарт профессиональной деятельности педагога-психолога ППМС-центра.

1.5.1.3. Организационное, методическое, информационное обеспечение внедрения стандарта психологических услуг субъектам образовательного процесса.

1.5.2. Разработка и внедрение системы обеспечения психологической безопасности образовательного процесса, в т.ч. оказания экстренной психологической помощи субъектам образовательной среды.


^ 1.6. Здоровье детей

1.6.1. Внедрение здоровьеформирующих технологий в практику работы дошкольного образовательного учреждения.

1.6.2. Разработка новых подходов к укреплению здоровья детей на основе анализа данных ежегодной диспансеризации по уровням: детский сад - район - округ – город (при взаимодействии с учреждениями здравоохранения города Москвы).

1.6.3. Реализация моделей дошкольных образовательных учреждений, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, развитие физкультуры и спорта.

1.6.4. Введение электронного паспорта здоровья на основе объективного и экспертного мониторинга здоровья в образовательных учреждениях в сотрудничестве с системой здравоохранения.

1.6.5. Поддержка общеобразовательных учреждений, реализующих проекты сохранения и укрепление здоровья детей, основанных на собственной активности обучающихся и воспитанников, взаимодействия всех участников образовательного процесса.

1.6.6. Создание стажировочных площадок для распространения лучших практик сохранения и укрепление здоровья детей.

1.6.7. Совершенствование организации питания обучающихся.

1.6.8. Организация мониторингов и исследований здоровья обучающихся (в т.ч. ситуации с употреблением наркотических и психоактивных веществ несовершеннолетними), эффективности деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

1.6.9. Разработка и внедрение программ формирования здорового образа жизни.


^ 1.7 Социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов в городское общество средствами образования.

1.7.1. Создание гибкой системы поддержки освоения мигрантами (детьми и их семьями) городской культуры.

1.7.2. Внедрение механизмов обеспечения согласованных действий ДОУ, школ, ППМС-центров и системы социальной защиты по оказанию целевой помощи детям-мигрантам в их образовании и социализации.

1.7.3. Поддержка учреждений дошкольного и общего образования, реализующих проекты социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.

1.7.4. Создание стажировочных площадок для распространения лучших практик социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов.

1.7.5. Организация мониторинга и исследований адаптации детей-мигрантов в системе образования.


^ 1.8. Проведение мероприятий, направленных на поддержку русского языка

1.8.1. Организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности по поддержке русского языка.

1.8.2. Разработка и реализация программ дополнительного обучения русскому языку учащихся из семей мигрантов и их родителей

1.8.3. Реализация программ поддержки распространения изучения русского языка в семьях иностранцев, работающих в Москве.


^ 1.9. Развитие системы управления качеством образования

1.9.1. Разработка модели московской системы управления качеством образования, нормативно-правового обеспечения ее функционирования.

1.9.2. Разработка многоцелевой системы показателей развития системы образования на всех уровнях.

1.9.3. Создание единой информационной системы комплексного автоматизированного мониторинга развития образования

1.9.4. Совершенствование контрольно-надзорных функций в системе образования (в рамках Федерального закона 293-ФЗ), обеспечивающих повышение уровня регламентации и прозрачности, снижение нагрузки на учреждения.

1.9.5. Разработка нормативно-правовой базы и механизмов, обеспечивающих включение общественности и бизнеса в процедуры управления качеством образования. Внедрение модели общественно-профессиональной аккредитации учреждений.

1.9.6. Проведение мониторинговых исследований качества образования в Москве.

1.9.7. Разработка и внедрение современных моделей и инструментария оценки деятельности образовательных систем.

1.9.7.1. Разработка и внедрение критериев и инструментария комплексной сбалансированной оценки результатов и эффективности работы образовательных учреждений, выступающей базой для принятия управленческих решений (о стимулировании, оказании адресной поддержки, усилении контроля).

1.9.7.2. Разработка и внедрение модели экспертизы на соответствие образовательных учреждений стандарту московской образовательной организации, включая экспертизу уклада школы.

1.9.7.3. Разработка и внедрение инструментария оценки инновационного потенциала образовательного учреждения.

1.9.7.5. Разработка системы оценки качества образовательной среды с точки зрения безопасности участников и здоровьесбережения образовательного процесса.

1.9.7.5. Разработка системы оценки эффективности и качества процессов воспитания.


1.9.8. Реализация программ перевода в эффективный режим работы образовательных учреждений, показывающих неудовлетворительные образовательные результаты, в т.ч. на основе партнерства с лучшими школами.

1.9.9. Развитие механизмов управления качеством в образовательных учреждениях.

1.9.9.1. Поддержка образовательных учреждений, внедряющих современные системы управления качеством образования.

1.9.9.2. Создание стажировочных площадок для распространения лучших практик управления качеством в образовательных учреждениях.

1.9.9.3. Разработка и внедрение механизма сертификации систем управления качеством образования в образовательных учреждениях.


1.9.10. Разработка и внедрение новых инструментов оценки качества образовательных результатов.

1.9.10.1. Использование международных инструментов оценки качества образования (сертификации компетенций).

1.9.10.2. Разработка и внедрение инструментария оценки внеучебных достижений обучающихся.

1.9.10.3. Разработка и внедрение инструментария оценки метапредметных (метапредметных компетенций) и личностных образовательных результатов обучающихся.

1.9.10.4. Разработка и внедрение инструментария диагностики процессов обновления знаний в образовании.

1.9.10.5. Внедрение модели оценивания образовательных результатов обучающихся и учета их динамики в целях индивидуализации образования (индивидуальный учебный план), поддержки учебной мотивации и образовательной активности учащихся (выстраивание индивидуальных профилей учащихся, использование накопительной оценки (портофолио), в том числе с помощью современных информационных технологий.

1.9.10.6. Разработка и внедрение инструментария оценки результатов социализации обучающихся.


1.9.11. Формирование системы критериев, показателей и процедур оценки качества и результативности деятельности педагогов как элемента новой системы оплаты труда.

1.9.12. Подготовка и сопровождения деятельности экспертов в сфере контроля качества образования.

1.9.13. Модернизация электронного банка КИМ различного типа и методик для различных процедур контроля и оценки качества образования с учетом ФГОС и федеральных государственных требований

1.9.14. Участие образовательных учреждений города Москвы в федеральных и международных сопоставительных исследованиях образовательных достижений обучающихся и профессионально компетентности педагогов.

1.9.15. Включение в систему подготовки и повышения квалификации педагогических кадров модулей (программ) по вопросам педагогических измерений, диагностического и формирующего оценивания.

1.9.16. Разработка и реализация программы проведения мониторинговых и социологических исследований (учитывающих параметры качества) для управления процессами обеспечения высокого качества образования.

1.9.17. Разработка и внедрение новых инструментов оценки качества образования в дошкольных образовательных учреждениях

1.9.18. Внедрение системы мониторинга деятельности вариативных форм дошкольного образования (лекотеки, службы ранней помощи, консультативные пункты, группы кратковременного пребывания).

1.9.19. Создание и внедрение инструментария мониторинга и оценки достижения образовательных результатов детей с ОВЗ, оценки качества услуг инклюзивного образования.

1.9.20. Создание и внедрение системы оценки качества услуг психологической помощи.

1.9.21.Создание и внедрение системы мониторинга качества услуг дополнительного образования детей.

1.9.22. Разработка и реализация модели мониторинга и оценки рисков отклоняющегося поведения, экстремизма и ксенофобии учащихся в образовательной среде.