uzluga.ru
добавить свой файл
Устный журнал

Космическое путешествие

Шевцова Светлана Федоровна,

1 квалификационная категория,

классный руководитель 6 класса

2011 год

Цели: Привлекать детей к изучению истории космонавтики; раскрыть образ

выдающихся людей, чья жизнь была связана с развитием космической

науки; воспитывать гордость за достижения нашего Отечества в развитии

космоса.

Страница 1. Немного истории.

На рубеже двух столетий – девятнадцатого и двадцатого – наш соотечественник, основоположник современной космонавтики, К. Э. Циолковский стал рассматривать космос как возможную среду обитания человека, исследовать условия, в которых он окажется, совершая межпланетный полет. В 1957 года, 4 октября, впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества. 15 мая 1960 года был запущен такой же корабль, на котором должен был лететь Юрий Гагарин. Место космонавта там занимали подопытные мыши. Четыре дня корабль находился на орбите. Затем, когда была дана команда возвращаться на Землю, корабль не послушался. Мыши так и остались в космосе, а затем погибли.

19 августа на орбиту отправились две симпатичные собачки – Белка и Стрелка. Они 17 раз облетели вокруг Земли и благополучно приземлились. Это обрадовало инженеров: раз летают и возвращаются собаки, значит, может полететь и человек.

Но 1 декабря – новая неудача. В космос улетели собаки Пчелка и Мушка. И не вернулись: корабль сбился с орбиты, сгорел в атмосфере.

Инженеры внимательно изучили причину катастрофы, исправили ошибки, подготовили новые полеты. 9 марта 1961 года, почти за месяц до полета Гагарина, в космос слетала собака Чернушка, компанию ей составили морские свинки, мыши, лягушки. Они, как в будущем и Гагарин, сделали один виток, и мягко сели на Землю. Через две недели точно такой же и тоже удачный полет повторила собака Звездочка. А 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив первый полет в истории человечества.

Страница 2. Выдающиеся личности космонавтики.

1. Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935).

К. Э. Циолковский – выдающийся советский ученый, инженер-исследователь огромной трудоспособности и настойчивости, человек большого доброго сердца. Широта и богатство творческой фантазии соединились у него с логической последовательностью и математической точностью суждений. Это был подлинный новатор в науке.

Первые годы Константина Эдуардовича были счастливыми. Он был живым смышленым ребенком – предприимчивым и впечатлительным. Летом мальчик строил с товарищами в лесу шалаши, любил лазить на заборы, крыши и деревья. Много бегал, играл в мяч, лапту, городки. Часто запускал змея и отправлял ввысь по нитке «почту» - коробочку с тараканами. Зимой с увлечением катался на коньках.

Циолковскому было восемь лет, когда мать подарила ему крошечный воздушный шар (аэростат), выдутый из коллодиума и наполненный водородом. Будущий создатель теории цельнометаллического дирижабля с удовольствием занимался этой игрушкой. На десятом году жизни Циолковский, катаясь на санках, простудился и заболел скарлатиной. Болезнь была тяжелой, и вследствие ее осложнения мальчик почти потерял слух. Глухота не позволила продолжить учебу в школе. «Глухота делает мою биографию малоинтересной, - пишет позднее Циолковский, - ибо лишает меня общения с людьми, наблюдения и заимствования. Моя биография бедна лицами и столкновениями». С 10 до 14 лет жизнь Циолковского была «самым грустным, самым темным временем…Я стараюсь восстановить его в памяти, но сейчас не могу вспомнить, нечем помянуть это время».

С 14 лет Константин Эдуардович начал заниматься самостоятельно. Верными спутниками его стали книги. Интерес вызвали книги по арифметике. Стал увлекаться астролябией (измерение расстояния до недоступных предметов, определение высот, снятие планов, угломер). Теоретические знания стали для него определяющими. Выдающиеся способности, склонность к самостоятельной работе и несомненный талант изобретателя заставили родителей задуматься над будущей профессией и дальнейшим образованием сына. В 16 лет его отправили в Москву. Тяжелое материальное положение, глухота и практическая неприспособленность к жизни меньше всего способствовали выявлению его талантов и способностей. Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, ртуть, серную кислоту и прочее для различных опытов и самодельных приборов. «Я помню, - писал Циолковский в своей автобиографии, - что, кроме воды и черного хлеба, у меня ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 копеек хлеба. Таким образом, я проживал в месяц 90 копеек… Все же я был счастлив своими идеями, и черный хлеб нисколько не огорчал».

В эти годы у Циолковского зарождается мысль о завоевании человеком мировых пространств. Он проводил элементарные опыты по физике и химии, изучал курсы начальной и высшей математики, аналитической геометрии. «Учителей у меня не было, - вспоминает он. – Меня можно считать самоучкой чистой крови».

Странный вид имел он в эту пору своей жизни «Благодаря главным образом кислотам, я тогда ходил в штанах с желтыми пятнами и дырами. Мальчики на улице замечали мне – что это, мыши, что ли, изъели ваши брюки? Затем носил длинные волосы, просто оттого, что некогда было их стричь». Кто-то из знакомых семьи Циолковских, будучи в Москве, встретил Константина на улице и был поражен его утомленным и истощенным видом. Результатом постоянного недоедания была сильная физическая слабость и расстройство зрения. Именно с тех пор Циолковский стал носить очки. Константин Эдуардович обладал прекрасной памятью, сохранившейся до самых последних его дней.

Циолковский стал основателем новой области человеческого знания, новой науки, новой отрасли промышленности. Полеты ракет наблюдали многие и до Циолковского. Первые фейерверочные ракеты были построены в Китае более трех тысяч лет тому назад. И, однако, никто из строителей ракет, никто из миллионов людей, наблюдавших фейерверки и иллюминации, не пришел к созданию новой науки – теории полета ракет. Циолковский создал теорию реактивного движения, которой до него существовало. Он с точностью предсказал особенности невесомости: «На Земле в руках я не удержу 4 пуда, а в свободном пространстве тысяча пудов нисколько не отяготит мою руку или мой мизинец… В свободном пространстве нет ни верха, ни низа… Там нельзя сказать: я поднимаюсь, я опускаюсь, я выше, я ниже… там маятник не качается и маятниковые часы не ходят».

2. Сергей Павлович Королев (1906-1966).

Сергей Павлович Королев родился 30 декабря 1906 года. Его отец, преподаватель Павел Яковлевич Королев, очень любил своего сына, но жить вместе им пришлось очень недолго: по настоянию матери, Марии Николаевны, родители расстались, когда маленькому Сереже было всего три года. Они никогда не встречались. Ему сказали, что отец умер. Правду Сергей Павлович узнал только, когда сам стал отцом. Он очень переживал по этому поводу.

Жизнь Сергея Павловича была полна трудностей и переживаний, на его долю выпало немало испытаний. Однако он всегда шел к намеченной цели – желание стать авиаконструктором стало его мечтой, смыслом жизни. Однако трудно сейчас предположить, кем бы стал Сергей Королев, если бы не один случай из его детства. В один из летних вечеров 1911 года Николай Яковлевич (дед Сергея Павловича, у которого они жили с матерью), наткнулся на редкое объявление. Послушайте, что в газете пишут: «Единственный полет на аэроплане русского летчика Уточкина. Цена за вход 1 рубль».

- Рубль? – удивленно переспросила бабушка. – Дороговато. Да в наши дни за полдня в лавке на рубль не наторгуешь.

- Дедуня, а что такое «аэроплан»? – спросил внук.

- Это машина такая, летает в воздухе.

- Как птица? С крыльями?

- Не знаю, не видел.

- А ты, бабуля, видела?

- Нет, Сергуня, не пришлось.

- Дедуня, бабуля, пойдемте, посмотрим. А рубль я вам дам, у меня есть в копилке.

На третий день жители города повалили на окраину. Сергей сидел у деда на плечах и во все глаза рассматривал диковинную птицу, непохожую на ковер-самолет, о котором он знал из сказок. Вдруг раздался оглушительный гул от заработавшего мотора. Толпа затихла в ожидании. Пропеллер крутился все быстрее, самолет покатился по ровному полю, потом будто дернулся, оторвался от земли и полетел. Люди ахнули и зааплодировали. Отчаянно бил в ладоши и Сережа, не сводя восторженных глаз с невиданной «птицы». Она потрясла воображение впечатлительного мальчика. Сказка или быль? Им овладело необъяснимое чувство счастья от встречи с незнанием, желанием узнать, что это такое… Шло время, но где-то в тайниках его души, в детском воображении незримо летала Чудо-птица, летала, чтобы через 10 лет навсегда завладеть всем существом Сергея Королева.

Шли годы, семья переехала в Одессу. Настал 1917 год. В городе к власти пришли контрреволюционные силы, на улицах то и дело слышались выстрелы, случались и короткие вооруженные стычки. Выходить из дома стало опасно, гимназия закрыта, а дома скучно. Сережа читал книги, в библиотеке отчима увидел на обложке журнала изображение человека, прыгающего с колокольни на самодельных крыльях. В памяти его вдруг встал день, когда он впервые увидел аэроплан. И тотчас же он подошел к матери на кухню, готовившей обед:

- Мамочка, дай мне, пожалуйста, две простыни, не пожалей.

- А зачем они тебе?

- Я сделаю из них крылья, привяжу к рукам, взберусь на заводскую трубу и попробую полететь…

Немало пришлось приложить усилий Марии Николаевне, чтобы отговорить мальчика от опасной затеи. «Читай-ка лучше вот эти книги», и Мария Николаевна достала с полки томики Майн Рида и Фенимора Купера.

А дальше пошли годы учебы. Сергей окончил Одесскую профстройшколу, Киевский политехнический институт (2 курса), Московское высшее техническое училище. Состоялось знакомство студента Королева с преподавателем, авиаконструктором Туполевым. Другая встреча – с Константином Эдуардовичем Циолковским, произвела на него огромное впечатление: «Константин Эдуардович

потряс тогда своей верой в возможность космоплавания, и я ушел от него с одной мыслью – строить ракеты и летать на них. Всем смыслом жизни стало одно – пробиться к звездам».

Начал Сергей Петрович с создания планеров, затем перешел к созданию самолетов. С началом Великой Отечественной войны его перевели в конструкторское бюро к Туполеву. Снова встретились ученик и учитель. В этот период появились отечественные бомбардировщики. Судьба сводит Королева с Курчатовым - создателем советской атомной бомбы, с Георгием Константиновичем Жуковым – главнокомандующим советскими войсками в годы войны. Королев участвует в разработке ракет. И все-таки даже в такие трудные для страны времена он не перестает мечтать о полетах в космос.

И вот, наконец, 1957 год. Первый искусственный спутник Земли обогнул планету и издал в космосе свои знаменитые позывные: «бип, бип, бип». Слова Королева: «Сегодня свершилось то, о чем мечтали лучшие умы человечества, и среди них наш замечательный ученый Константин Эдуардович Циолковский.

Штурм космоса начался. Мы можем гордиться, что его начала наша Родина, большое русское спасибо всем!»

А дальше были полеты с собаками. Лайка, Белка, Стрелка, Чернушка, Лисичка… кто-то из них возвращался в целости и сохранности, а кто-то погибал в космосе. Каждая потеря давалась Королеву очень тяжело. Говорят, у него была любимая собака, которой он что-то шепнул перед полетом. Наверное, просил вернуться, но собака погибла при возвращении.

Параллельно разрабатывались корабли для полета на Луну, и корабли, предназначенные для полета человека в космос. И вот настал долгожданный день – 12 апреля 1961.

3. Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968).

Детство Юрия, родившегося 9 мая 1934 года, прошло в деревне Клушино Смоленской области, затем в небольшом городке Гжатске. Родители, дедушки и бабушки – крестьяне, поэтому образование получить не могли, но руки у них были золотые. К труду они приучали и своих детей. И дети гордились, когда что-нибудь получалось самостоятельно: удалось запрячь лошадь, поправить забор, насадить топорище. Первого сентября 1941 года Юрий пошел в первый класс Клушинской школы. К учению Юра относился серьезно, не гнался за отметками, просто хотел знать как можно больше, научиться всему как можно быстрее.

Шла война… Она принесла много лишений, пришлось хлебнуть немало горя и нужды. Чтобы быстрее начать помогать родителям, в 1949 году Юрий решил поступить в ремесленное училище. Ему исполнилось пятнадцать лет. Дядя посоветовал Юрию пойти в ремесленное училище при заводе сельскохозяйственных машин в Люберцах, около Москвы. В училище определилась его профессия – формовщик литейного цеха. Профессия литейщика не из легких. Она требует не только знания и опыта, но и большой физической силы. Свободного времени было немного, но его хватало на выполнение комсомольских поручений и на игру в баскетбол. Еще труднее стало, когда Юрий поступил в вечернюю школу рабочей молодежи, но школу он окончил.

Дирекция ремесленного училища послала лучших учеников – Ю. А. Гагарина и несколько его друзей – в Саратов, в индустриальный техникум. В техникуме Юрий увлекался спортом и физикой. Делая доклад «К. Э. Циолковский и его учение о ракетных двигателях и межпланетных путешествиях», Юрий удивился прозорливости ученого: «Человечество не останется вечно на Земле… а завоюет себе все околосолнечное пространство».

Пожалуй, именно с доклада о работах Циолковского и началась Юрина «космическая биография». В литейщике родился летчик. Юрий решил начать с аэроклуба, там пришлось изучать теорию, осваивать полеты, прыжки с парашютом. После окончания техникума – Оренбургское авиационное училище. И хотя Гагарин не стал техником-летчиком, знания, полученные во время учебы, и профессиональные навыки пригодились в жизни.

Годы учения в Оренбурге совпали с первыми советскими успехами в завоевании космоса (первый и второй искусственные спутники Земли; второй – с собакой на борту). Раз живое существо уже поднялось в космос, почему не полететь туда человеку.

Будущих космонавтов, поселили под Москвой, в месте, которое сейчас называется «Звездный городок». Быстро пришлось убедиться: предстоит немало трудиться и учиться. К полетам их готовили специалисты в различных областях. Они изучали основы ракетной и космической техники, конструкцию корабля, геофизику, астрономию, медицину. Кроме теории много времени уходило на физическую подготовку. Гимнастику сменяли игры с мячом, прыжки в воду с трамплина, велосипед, регулярно, в любую погоду, под наблюдением врачей.

Готовился и космический корабль. Его они увидели впервые летом 1960 года, за 9 месяцев до старта. Тогда же они узнали, что его оболочка разогревается до нескольких тысяч градусов. «Гагарину хорошо, он литейщик, привык стоять у раскаленной печи», - шутили космонавты.

На космодром Байконур с Гагариным вылетели его дублер Герман Титов, несколько космонавтов, группа работников и врач, Е. А. Карпов. До 11 апреля Гагарин и Титов изучали график полета, отрабатывали элементы задания, привыкали к «космической кухне» - соскам и паштетам из туб. На Байконуре было объявлено решение Государственной комиссии: Гагарин назначается командиром «Востока», Г. Титов – его дублером.

И вот настал долгожданный день – 12 апреля 1961 года. Наступили самые ответственные минуты для тех, кто создавал ракету и корабль, кто готовил их к старту. Юрий Гагарин на борту корабля «Восток», Сергей Королев отдает команды с Земли. Ракета медленно, словно нехотя, затем все быстрее и быстрее устремляется ввысь. Факел пламени бьет в бетон стартовой площадки. Состязание притяжения сил Земли и сил разума началось.

- Поехали! – донесся в бункер счастливый голос космонавта.

Юрий Гагарин стал первым человеком, оторвавшимся от Земли, преодолевшим власть ее притяжения. Из всех человеческих дерзаний это испокон века считается самым необычным, самым сказочным.

Страница 3. Презентации космических проектов.

Ребята показывают свои проекты, читают сочинения, рассказы, стихи, посвященные космосу.


Интеллектуальная игра по теме: «Мы в космосе».


Цели: расширить знания детей, привлекать детей к изучению истории

космонавтики, прививать чувство гордости за величайшие достижения

русского народа в области космоса, способствовать развитию

познавательных способностей детей, а также умения работать в группе,

развитие внимания, воображения, мышления.

Оформление: книжная выставка, портреты космонавтов, рисунки детей.

* Ведущий: Ребята, сегодня у нас интеллектуальная игра, а посвящена она космосу. Эра космонавтики в истории человечества началась в 1957 году 4 октября, когда на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года, когда Ю. А. Гагарин, простой русский человек, совершил первый в истории человечества полет в космос. С того дня прошло 50 лет…Сегодня космонавтика развивается очень стремительно, в космос отправляются даже туристы. Возможно, наступит время, когда в космосе сможет побывать любой человек, поэтому давайте представим, что сегодня нам выпала возможность совершить путешествие в космос. А побывать в космосе смогут участники наших команд. В знаниях, интеллекте и смекалке состязаются две команды.

Приветствуем команды! (Ведущий называет команды, перечисляет участников игры).

Помните, что команда – это сплоченный коллектив. При обсуждении вопросов выслушивайте мнение всех членов команды, не перебивайте друг друга, работайте тихо, чтобы не мешать другой команде.

Как и на любом состязании, у нас имеются судьи – наше жюри (называются члены жюри).

Вместе с командами на игру пришли их болельщики.

Пожелаем командам удачи!

* Ведущий: Для того чтобы вы настроились на игру, и определить, какая команда начнет сегодняшнее состязание, я предлагаю вам вопросы в качестве разминки.

Каждый вопрос оценивается в один балл.

Отвечает та команда, которая первая подняла руку. Если команда ответит неверно, у другой команды есть шанс получить балл.


Тур I. Разминка (команды отвечают по очереди).

  1. Кого считают отцом космонавтики?

А) К. Э. Циолковского;

Б) Н. Е. Жуковского;

В) С. П. Королева.

2. Галактика – это …

А) Солнце и вращающиеся вокруг планеты;

Б) несколько звезд;

В) гигантское скопление звезд.

3. Что означает слово «космос»?

А) планета;

Б) небо;

В) Вселенная.

4. Как называется наука о строении и развитии космических тел, их систем и Вселенной в целом?

А) космонавтика;

Б) астрономия;

В) астрология.

5. Какая из планет самая большая?

А) Сатурн;

Б) Меркурий;

В) Юпитер

6. Назовите самое близкое к нам космическое тело.

А) Солнце;

Б) Луна;

В) комета Галлея.

7. Как звали собаку, которая первой полетела в космос?

А) Стрелка;

Б) Белка;

В) Лайка.

8. Когда был совершен первый полет человека в космос?

А) 12 апреля 1961 года;

Б) 4 октября 1957 года;

В) 16 июля 1969 года.

9. как назывался космический корабль, на котором стартовал Ю. А. Гагарин?

А) «Восход»;

Б) «Восток»;

В) «Союз».

10. Самая дальняя планета Солнечной системы?

А) Меркурий;

Б) Марс;

В) Плутон.

Тур II. «Необычайный гость»

* Ведущий. В необъятной Вселенной пока что известен один крохотный уголок, где может жить человек. Это наша Земля, средняя по размерам и массе планета с воздушной оболочкой, кружащая не слишком далеко и не слишком близко от своей звезды – Солнца. Здесь мы в безопасности – атмосфера защищает нас от грозного невидимого дыхания космоса и ударов метеоритов, нам не грозят ни испепеляющий жар, ни смертельный мороз. Маленький островок жизни в беспредельном космическом океане, колыбель человечества, его единственное пристанище…

Но представьте на мгновение, что вдруг на одной из космических трасс вы встретились с кораблем дружественных инопланетян. Во время переговоров они захотели узнать, кто вы, откуда и что же это за планета Земля? Что вы можете рассказать о нашей родной прекрасной планете пришельцам из космоса?

Тур III. Музыкальный конкурс.

* Ведущий. Много песен сложено и спето о покорении космоса. Предлагаем нашим командам вспомнить и исполнить эти песни.

Тур IV. «Своя игра»

* Ведущий: Все вы знаете телевизионную «Свою игру». В этой игре команды по очереди выбирают категорию и стоимость вопроса. Первой отвечает та команда, которая выбрала данный вопрос. Если команда затрудняется ответить или отвечает неверно, слово предоставляется другой команде. Команда,

правильно ответившая на вопрос, получает столько баллов, какая стоимость

была указана в таблице.



Космическая мозаика


1

2

3

4

Летательные аппараты


1

2

3

4

Живые существа и космос


1

2

3

4

Планеты Солнечной системы

1

2

3

4

Обо всем


1

2

3

4


* Космическая мозаика:

  1. Прибор для наблюдения за небесными телами (телескоп).

  2. Тело, падающее на Землю из межпланетного пространства (метеорит).

  3. Как называется космонавт в США? (астронавт).

  4. Как называется оборот спутника вокруг Земли? (виток).

* Летательные аппараты.

  1. Управляемый летательный аппарат тяжелее воздуха, предназначенный для полетов в атмосфере (самолет).

  2. Управляемый летательный аппарат с двигателем, легче воздуха (дирижабль).

  3. Корпус летательного аппарата называется…(фюзеляж).

  4. Назовите космические корабли СССР и России («Восход», «Восток», «Союз», «Салют»).

* Живые существа и космос.

1. Первая женщина-космонавт (В. Терешкова).

2. Кто первым из живых существ на космическом аппарате 21 сентября 1968 года облетел Луну? (черепаха).

3. Первый космонавт, который совершил выход в открытый космос в 1965 году, он удалился от космического корабля примерно на 5 метров и пробыл в открытом космосе 12 минут 9 секунд (А. Леонов).

4.Какие птенцы родились на первой космической птицеферме? (птенцы перепелки).

* Планеты Солнечной системы.

1. Центральное тело Солнечной системы, шарообразное и раскаленное, состоит из газов, основной источник энергии на земле ( солнце, температура его поверхности достигает 6000 градусов по Цельсию).

2. Сколько планет входит в Солнечную систему (9).

3.Самая близкая к Солнцу планета, она немного больше нашей Луны (Меркурий, температура на поверхности этой планеты днем достигает до 430 , а ночью до 170 градусов по Цельсию).

4. Эту планету иногда называют красной, так как большая часть ее поверхности имеет красно-оранжевый цвет (Марс).

* Обо всем.

1. Как называется явление, при котором Земля попадает в тень, отбрасываемую Луной? (солнечное затмение).

2. Как называется костюм, который защищает тело космонавтов? (скафандр).

3. Космонавты какой страны были на поверхности Луны? (космонавты США, в 1969 году).

4.К какому событию приурочено празднование Всемирного дня авиации и космонавтики? (12 апреля 1961 года состоялся первый полет человека в космос).

* Ведущий. Ну что же, дорогие ребята, можно считать, что наш первый «полет» в космос прошел успешно. И может быть, в скором будущем наше путешествие покажется самым обычным, повседневным делом, недаром говорил Циолковский: «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство». Отныне и навсегда мы тесно связали свою жизнь и свое будущее с космосом, стали на путь, ведущий к овладению неисчерпаемыми ресурсами Вселенной.

( жюри подводит итоги).