uzluga.ru
добавить свой файл
Урок – путешествие по теме «Местоимение» в 6а классе


Цель: закрепление знаний учащихся по теме, подготовка к диктанту.


1.Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит отправиться в Морфологическую галактику. В путешествие мы отправимся на космическом корабле.

-В.В.:

-Приготовиться к полету!

Класс:

-есть приготовиться к полету!

  • В.В.: – пристегнуть ремни!

Класс:

  • Есть пристегнуть ремни!

  • В.В.- запустить моторы!

Класс:

  • Есть запустить моторы!

  • В.В. - контакт!

Класс:

  • Есть контакт!

  • В.В. – 5,4, 3,2, 1.Пуск!

Класс:

  • Ура! Поехали!

Мы летим на ближайшую соседку именных планет – планету Местоимений, которая вращается по заместительной орбите. Жители ее тесно контактируют с планетами именной группы: планетой существительных, (прилагандия и

числяндия).

Как вы думаете, почему планета Местоимений контактирует именно с этими тремя планетами?

Они научились вслед за сущ. указывать на предмет, вслед за числительными на количество и порядок предметов, вслед за прилагательными – на признаки

Местоимения разделились на 9 разрядов и запустили 9 спутников –лабораторий .Что это за спутники мы вспомним в ходе путешествия .

Ребята, с каждого спутника к нам прибыли сказочники, которые приглашают вас к себе в гости.

Сказочники будут рассказывать вам сказки, а вы должны будете выписать местоимения и определить с какого они спутника.


Выписываются местоимения и повторяется их правописание.


1сказочник.

В некотором царстве, в некотором государстве жил некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторою часть найденного. Осталось у него?


В некотором, некто, некоей, нечто, некоего, некоторую – неопределенные местоимения.

-Когда в мест. Пишется не-, ни-.?

-Как пишется не-, ни – с мест.?

-Как пишутся неопред. мест. с кое -, - то, - либо, - нибудь?


2сказочник. Нет, не так. Ни в каком царстве ни в каком государстве никто не жил, никто не шел, никого не встретил, никому ничего не давал. Нечего тут спрашивать, не о ком и не о чем тут спорить.


Ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего, не о ком, не о чем – отрицательные местоимения.


3 сказочник.

Нет, не так. В каком – то царстве, в каком – то государстве жил кто-то. Пошел он по какой – то дороге, нашел что – то. Встретил кое – кого и отдал кое – что. Осталось у него?

В каком-то, кто – то, по какой – то, что – то, кое – кого, кое – что –неопределенные мест.

В разговор вмешался странный человек.

Странный человек:

Совсем не так было. Шел по дороге странник, нашел вещь. Пусть берет ее себе, собой надо заниматься, себя жалеть, только о себе думать.


Себе, собой, себя, о себе – возвратное мест.

- Скажите, с каких спутников сказочники и странный человек. Объясните написание местоимений.

- У вопросительных мест. Есть родственники на другом спутнике. Как вы думаете на каком? Что у них общего? Чем они отличаются?

- Жители вопросительных и относительных спутников подготовили для вас викторину под названием «Узнаете ли вы нас?» Надо определить разряд местоимений, включенных в предложения.

Учащиеся по порядку зачитывают предложения, называют местоимения, определяют разряд.

-Кто из вас не мечтал о далеких галактиках?

-Пожалуй, нет ребят, кто бы не мечтал побывать на других планетах.

-Планета, которую мы увидели,- настоящее чудо.

- О каких открытиях вы мечтаете?

-Что бы вы хотели увидеть на других планетах?

-Чьим именем дорожить?

- Хочешь ли знать, насколько совершенны существа иных планет.


-Мы побывали на разных спутниках планеты Местоимений. А сейчас попали на станцию «Логос – текстум» в речевой модуль. Здесь недавно были Незнайка и Робот. Они пытались беседовать, но разговор не получился. Давайте поможем Незнайке. Незнайка будет задавать вопросы, которые он задавал Роботу, а мы его научим, как нужно правильно говорить.

Незнайка:

- В котором году ты родился? (в каком)

-Какие твои планы на будущее? (каковы)

- Сколько много предстоит сделать? (как много)

- Чего ты делаешь в свободное время? (что).


- О, ужас! Началась космическая буря. Это страшное бедствие. Спутники сбились с курса, все местоимения в панике. Помогите им! Найдите каждому пострадавшему спутник, где он живет. Вот их имена:

-свой (прит.), этот (указ.), весь (опред.), мой (притяж.), иной (опред.).


- Мы приближаемся к Зимнему саду. В нем растут необычные цветы. . У каждого цветка по 9 лепестков. Чем обусловлено это количество? Давайте, вспомним все разряды местоимений и приклеим по лепесточку.


- А сейчас по доброй традиции на память о себе посадим деревья с корнями -кто -, -что -, -какой -.

На листах бумаги нарисованы деревья, на них учащиеся записывают образованные местоимения.

-Какими способами словообразования вы пользовались, чтобы получить нужные ростки.

- Дети на листочках с деревьями размещают образованные слова, затем проверяем.


  • Наше путешествие подошло к концу. Мы познакомились с жителями планеты местоимений, одобрили эксперимент со спутниками, который проведен на научной основе, помогли восстановить строгий порядок после космической бури, отправив каждого потерявшегося на его спутник, оставили о себе добрую память в Зимнем саду.




  • Чтобы не было нам скучно на обратном пути, давайте проведем викторину о местоимениях.




  • Какие вы знаете пословицы и поговорки, включающие местоимения?


Всякому овощу свое место.

Сколько голов, столько умов.

Сколько лет, сколько зим.

Что посеешь, то и пожнешь.

Вашими бы устами да мед пить.

Знает кошка, чье мясо съела.


-Какие три местоимения не имеют именительного падежа? ( себя, некого, нечего).

  • Какие личные местоимения имеют значение любого рода? ( я, ты).

  • Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? ( оно, тот).

  • Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз? ( он – но).

  • Между какими личными местоимениями нужно вставить предлог, чтобы получились крупные плоды? (ты-к-вы).

  • Из какого указательного местоимения, если прибавить к нему сотню, можно испечь пирог? ( те-сто).

  • За какое местоимение нужно спрятать букву ц , чтобы получилось животное из породы грызунов? ( за-я-ц).

  • Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? ( я сам).

  • Какие два местоимения мешают автотранспорту?( я-мы).

  • Лена, когда приходит домой из школы, всегда помогает маме по хозяйству. Однажды, войдя в кухню, мать увидела на столе стопку посуды. –Это что за тарелки и чашки? - спросила она Лену. Отвечая маме, Лена назвала подряд четыре личных местоимения. Угадайте ее ответ. ( они вы-мы-ты).



Итог урока. Оценки.