uzluga.ru
добавить свой файл
Как побеждать в теннисе
Род Лейвер


Содержание



Предисловие к русскому изданию

2

Предисловие

4

УРОК 1. Психологический настрой

5

УРОК 2. Вырабатывайте в себе чувство игры

5

УРОК 3. Выносливость и снаряжение игрока

6

УРОК 4. Теннис для всех ?

7

УРОК 5. Уверенность и умение не обращать внимание на неудачи

8

УРОК 6. Травмы и другие неприятности, подстерегающие теннисиста

8

УРОК 7. С возрастом меняйте свою игру

9

УРОК 8. Волнение

10

УРОК 9. Не меняйте выигрышной тактики

11

УРОК 10. Игра на глино-песчаных кортах

12

УРОК 11. Подача и вращение

13

УРОК 12. Удар справа и кручёный удар

13

УРОК 13. Парная игра

14

УРОК 14. Снаряжение теннисиста

16

УРОК 15. О правилах поведения теннисиста на корте

17

УРОК 16. Блокирующий удар с лёта

18

УРОК 17. Игра против знакомых соперников

19

УРОК 18. Удар слева

20

УРОК 19. Приём подачи

21

УРОК 20. Познай себя

21

УРОК 21. Бейте по мячу с хода

22

УРОК 22. Теория центра

23

УРОК 23. Свеча и смэш

23

Техника основных ударов

26



ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ


Многие теннисные обозреватели нередко пытаются представить себе идеального игрока, взяв у каждого чемпиона его главные "козыри", например у Курта Нильсена - мощную подачу, у Вильгельма Бунгерта - стремительный удар справа, у Кена Розуолла - безошибочный удар слева, у Роя Эмерсона - идеально направленный удар с лета, у Лью Хоада - непринужденный удар с полулета, у Мануэля Сантаны - коварную и неожиданную свечу.


Но в этом списке, как вы заметили, нет австралийца Роднея Лейвера - "Рокгемптонской ракеты", как часто еще называли его журналисты, - прекрасно владеющего всеми перечисленными компонентами теннисной игры. Единственного в мире теннисиста, дважды выигравшего Большой шлем, то есть два раза побеждавшего в четырех главных ежегодных теннисных турнирах - на чемпионатах Австралии, Франции, США и на знаменитом Уимблдонском турнире в Англии.


В Австралии теннис почти национальная игра, и в конце пятидесятых годов, когда я впервые приехала в Англию, австралийские теннисисты, естественно, интересовали нас больше всех. Подолгу простаивали мы у кортов в Бекнеме, наблюдая за их тренировками, которыми руководил знаменитый Гарри Хопман - один из наиболее ярких представителей современного тенниса. Хопман был в свое время известным парным игроком, выступая за австралийскую команду в розыгрышах Кубка Дэвиса, но настоящая слава пришла к нему, лишь когда он стал тренировать эту команду. С 1950 по 1967 год австралийские теннисисты только трижды уступали американским Кубок Дэвиса, и каждый раз после этого Гарри Хопман обновлял команду, находя все новых и новых выдающихся игроков. Он обладал редкой интуицией, помогавшей ему распознавать потенциальные возможности теннисистов, и не менее редким умением в короткий срок привести игрока к идеальной форме. О дисциплине, которой требовал Хопман, ходили легенды.


В тот памятный для меня 1958 год в австралийской команде было немало теннисных "звезд", среди которых были Эшли Купер, Мэл Андерсон, Нил Фрэзер. Каждый из них в равной степени претендовал на победу в Уимблдоне. Но в первую очередь привлек мое внимание никому не известный щуплый, рыжий, веснушчатый невысокий мальчишка. Он выглядел "гадким утенком", случайно затесавшимся в компанию "великих игроков". По целым дням он маячил на корте, ничуть не смущаясь перед столь великолепным окружением. Я не могла тогда знать, что Гарри Хопман считает его самым одаренным в команде, особо выделяя его игровой темперамент, равною которому он в своей тренерской практике не видел. Этот невзрачный на вид левша тренировался с таким упоением, что не обращал никакого внимания на все, что происходило вокруг. Лишь изредка ненадолго покидал он тренировочную площадку, и то для того, чтобы сыграть очередной турнирный матч, затем тут же после очередного проигрыша (тогда он ни разу не выиграл) с наслаждением включался в тренировку, "спаррингуя" своих гораздо более удачливых товарищей. Даже в те редкие мгновения, когда Родней Лейвер оказывался вне корта, он не прекращал заниматься совершенствованием своей игры. Помню его идущим по улице и имитирующим подачу, использующим каждый переход от корта к корту для резкой пробежки. И даже просто наблюдая за какой-нибудь интересной встречей, Лейвер постоянно сжимал в левой руке теннисный мяч. Иногда со стороны он выглядел смешным, но, думаю, это никогда не волновало его, потому что у скромного австралийского юноши была своя мечта...


Прошел год. В 1959 году, едва приехав в Англию, я стала искать глазами этого рыжеволосого теннисиста Казалось, ничто не изменилось в его жизни. Он по-прежнему покидал тренировочный корт лишь ненадолго. И по-прежнему ни в Бекнеме, ни в Куинз-клабе - на турнирах, предшествовавших Уимблдонскому,- не одержал ни одной сколько-нибудь значительной победы. Да и жеребьевка в Уимблдоне не была для Лейвера благосклонной. Уже во втором круге ему предстояло встретиться с одним из главных претендентов на победу - шведом Куртом Нильсеном, который славился своей эффектной пушечной подачей. Даже знаменитый соотечественник Лейвера Кен Розуолл дважды проигрывал в Уимблдоне Нильсену, так и не приспособившись к его подаче. А на кортах с деревянным покрытием, где мяч отскакивает очень быстро, швед был совершенно непобедим в течение десяти лет.


Попутно скажу, что самым сенсационным успехом Нильсена был выход в финалы Уимблдона в 1953 и 1955 годах, когда он даже не считался фаворитом турнира!


В жизни многих теннисистов есть матч, который становится переломным в их спортивной карьере. Таким оказался для Роднея Лейвера его матч с Куртом Нильсеном. Несомненно, внутренне он был к нему готов. Хотя встреча не раз прерывалась из-за дождя, Лейвер одержал неожиданную для многих победу в трех драматических по накалу сетах. Странно, что он ни разу не упоминает о ней в своей книге, но именно после этого выигрыша Род Лейвер из старательного аутсайдера превратился в яркую теннисную "звезду". С каждой последующей встречей крепла его уверенность в себе, он легко побеждал соперника за соперником и лишь в финале проиграл американцу перуанского происхождения Алексу Ольмедо.


Через полгода после этого Лейвер выиграл свой первый большой турнир - открытый чемпионат Австралии, затем вновь дважды был в финале Уимблдона, а в 1962 году заиграл так, словно до него вообще никто не умел играть. То был год его первого Большого шлема.


Я наблюдала за многими выступлениями Роднея Лейвера, но весьма трудно рассказать о всех достоинствах его игры. Если сказать, что он бьет из любого положения в любое место, искусно варьируя скорость полета мяча и его вращения, что умеет полностью сконцентрироваться на игре, что его работа ног идеальна, а вторая подача не менее опасна, чем первая, что, будучи левшой, он использует все преимущества левши, - это все равно не даст полного представления о виртуозной игре Лейвера.


Я никогда не видела теннисиста более быстрого, чем Лейвер; мячи, которые он доставал, для всех остальных были абсолютно безнадежными, из труднейших положений он умел отвечать неожиданно, резко, но всегда на необходимой грани обдуманного риска... В его игре как бы сконцентрировано все то лучшее, что привнесли в теннис его знаменитые предшественники.


И сейчас, когда Лейвер уже не всегда уходит с корта победителем, его преемники трехкратный чемпион Уимблдона Джон Ньюкомб, американцы Стэн Смит и Артур Эш - и даже сегодняшние конкуренты швед Бьерн Борг и американец Джимми Коннорс - не выходят за рамки игры, им предложенной


Выиграв в 1962 году Большой шлем, Лейвер ушел в профессионалы. Поклонники его игры пытались как-то оправдать этот шаг. Они считали, что их любимец выиграл все, о чем только может мечтать теннисист, что равных ему в мире любительского тенниса не было, и поэтому согласились с его стремлением утвердить себя лучшим в мире. А для Лейвера действительно ничего в мире, кроме тенниса, не существовало. Утверждали, что у него долгий и счастливый роман с теннисом... Соглашаясь с этим, мы, естественно, несколько романтизируем его личность. Скорее всего, он хотел быть честным перед самим собой: теннис был для него не просто игрой, а единственным делом его жизни.


В последние годы, когда теннис официально стал профессиональным видом спорта, многие турниры сводятся лишь к розыгрышу определенной суммы денег, борьба идет не за титулы, а прежде всего за деньги. А ведь это извращает саму идею спорта и грозит свести его к чистой коммерции. Лейвер, будучи ярким представителем профессионального спорта, постоянно подчеркивает, что является самым высокооплачиваемым теннисистом в мире. Но известны и другие слова Лейвера: "Молодой теннисист должен сражаться, испытывая настоящую любовь к самой игре, а не к той награде, которую она сулит. В ином случае давление награды может принести игре только вред ." И, наверное, есть определенная закономерность в том, что именно такой именитый теннисист, как Лейвер, сумел сохранить бережное отношение к игре в сегодняшнем профессиональном теннисе. В противном случае он никогда бы не достиг таких высот в мировом теннисе. И в этом вы убедитесь, уважаемые читатели, прочитав интересную и познавательную книгу единственного в мире теннисиста, которому удалось дважды выиграть Большой шлем.

Анна Дмитриева,

заслуженный мастер спорта СССР.


ПРЕДИСЛОВИЕ


В этой книге мне хочется поделиться с вами тем опытом, который я приобрел. Ведь как бы вы ни играли, вам нужна помощь. Вот вы стоите с ракеткой в руке и волнуетесь. Вы никак не можете сосредоточить внимание на мяче. Я прекрасно понимаю это, потому что, когда начинаю следить за собой, тоже ловлю себя на этом. Интересно, что наиболее простые принципы игры, такие, как, например, умение следить за мячом, порой не соблюдают даже выдающиеся теннисисты. Можно быть лучшим игроком в мире и все-таки ошибаться в самых простых ситуациях - так же, как это делал и, увы, продолжаю делать я. Когда я ударом над головой направляю в сетку легкий мяч, вы можете убедиться, что "мазила>" хочу я этого или нет, живет и здравствует во мне. Итак, если вы игрок невысокого класса, мне хотелось бы показать вам несколько приемов, которые улучшили бы вашу игру. Я не имею в виду, что вы станете соперничать со мной за первый приз в Форест-Хилсе, но почему бы вам не совершенствоваться, не заниматься серьезно теннисом, если вы играете вполне прилично и получаете от игры удовольствие. Если же вы увлеклись теннисом всерьез и чувствуете, что способны провести на корте 22 000 часов, то у вас есть шансы догнать и победить меня. Правда, мне к этому времени будет уже около семидесяти. Я затратил эти 22 000 часов, и отдача превысила мои надежды. Не знаю, был ли первый миллион ударов самым трудным, но твердо уверен, что именно этот период доставил мне много радости. Эта книга - часть моей жизни, и я надеюсь, что она вас заинтересует и будет вам полезна.


Урок 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ


Матч, который рисует ваше воображение, может быть гораздо более трудным, чем тот, который предстоит провести вам в действительности. Мне известны и такие игроки, которые считают, что отдохнуть перед матчем - это значит раньше лечь спать. Поэтому они ложатся в девять вечера, планируя проспать часов двенадцать. Но вместо этого они не в силах отвлечься от мыслей о предстоящем матче, плохо спят.


Я стараюсь не думать о матче до тех пор, пока не начну готовиться к выходу на корт, и тогда я с удовлетворением отмечаю прилив волнения. Это вполне естественно. Если же я не нервничаю, это вызывает беспокойство - значит, морально я не готов к матчу.


Процессы психологической и физической подготовки взаимосвязаны. Если я плохо подготовлен физически, то это обязательно скажется и на психологическом настрое.


При моей огромной нагрузке - я играю почти круглый год - я никогда не чувствую себя неподготовленным. Ежедневные занятия держат меня в постоянном напряжении, в постоянной готовности. Даже в день матча я тренируюсь полтора-два часа. Для среднего игрока это, конечно, тяжело, но дело здесь в самом принципе. Вы можете провести 10- или 15-минутную тренировку, - но в день матча она необходима, как физическая и психологическая зарядка.


Конечно, легко сказать: не думайте о матче до тех пор, пока вы его не начали. Но как же этого добиться? Что касается меня, то я стараюсь занять себя чем-нибудь другим. Если я нахожу себе дело, не требующее очень большого напряжения, то я полностью забываю о предстоящем матче. Я обычно стараюсь не приходить на корт задолго до начала матча. Если бы я находился там без всякого дела в течение нескольких часов, предшествующих матчу, я бы нервничал.


Урок 2. ВЫРАБАТЫВАЙТЕ В СЕБЕ ЧУВСТВО ИГРЫ


Когда я был еще подростком и начинал делать первые успехи в теннисе, я почувствовал удовольствие от игры на публику. Мне было приятно, что мои удары вызывают восхищение, и я не торопился покинуть корт. Вот почему мне удавалось побеждать многих моих соперников. Я старался играть быстро и точно.


Это не означает, что надо носиться по площадке. Если у вас есть возможность для удара, обязательно используйте ее и помните, что всякое преимущество в игре не так велико, как оно кажется. Если ваш соперник подает при счете 1:4, то вы должны быть спокойны, так как выигрываете три гейма. Но как только вы отобрали подачу, начинайте атаковать, в противном случае вы можете потерпеть неудачу в матче. Во время матча не рекомендуется испытывать новые удары или демонстрировать игру на зрителя.


Говорят, что способности даны человеку от рождения. Я с этим не согласен. Мне, например, пришлось развить в себе способность в нужную минуту наносить решительный удар.


Не следует сильно и косо бить в угол площадки, придавая мячу скорость 200 миль в час, если у вас есть возможность послать другой верный мяч, к которому не успеет противник. Если в какой- то момент потребуется сделать слабый, неэффектный удар, сделайте его, и этот удар станет для вас победным.


Удачные ситуации бывают нечасто, и именно инстинкт игры помогает быстрее выявить и использовать их. Он помогает игроку не упустить перевес. Это надо иметь в виду. Старайтесь уверенно делать легкие удары, сконцентрируйте на них свою подготовку. Любому теннисисту трудно отрабатывать и парировать сложные удары, но спортсмен, умеющий быстро оценить каждый удар, острее чувствует ситуацию на корте. Не предавайтесь самовосхвалениям во время игры, когда вы ведете в счете. Сконцентрируйте свое внимание на том, чтобы удержать перевес. Когда Чарли Холлис, мой тренер, пришел к выводу, что я уже в достаточной степени развил в себе, как говорят, чувство игры, он отпустил меня с напутствием выигрывать каждый сет со счетом 6:0.


Среднему игроку такое требование может показаться слишком жестким и суровым, но идея Чарли Холлиса была верна и понятна: вселяй страх в своих соперников и не давай им себя обыгрывать.