uzluga.ru
добавить свой файл
Урок по географии в 10 классе: «Загрязнение и охрана окружающей среды»

Учебно-воспитательные цели:

  1. Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; загрязнение окружающей среды.

  2. Показать главные источники загрязнения почвенного покрова, гидросферы, атмосферы.

  3. Рассмотреть три главных пути решения природоохранных проблем.

  4. Довести до сведения учащихся, что решение природоохранных проблем может осуществляться путем создания сети ОПТ и правильной природоохранной деятельности и экологической политики.

Оборудование: карта «Глобальные проблемы человечества», политическая карта мира, учебники, атласы.

Ход урока

1.Вводное слово учителя.

«Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо», - говорит народная пословица. Неужели все человечество, да и каждый из нас, уподобились такой птице?

Попробуем ответить на этот вопрос.

Загрязнение окружающей среды – нежелательное изменение ее свойств в результате антропогенного поступления различных веществ и соединений. Оно приводит к вредному воздействию на литосферу, гидросферу, атмосферу, на растительный и животный мир, на здания, конструкции, материалы и самого человека.

Задание: работа с учебником, с.41.

Главный источник загрязнения – возвращение в природу отходов (к концу 20 века количество отходов возросло до 100 млрд. тонн, а к началу 21 века до 300 млрд. тонн).

Существует количественное и качественное загрязнение окружающей среды.

2. Изучение нового материала.

Сообщения учащихся.

1.Загрязнение литосферы (почвенного покрова).

Вопросы:

  1. какие вы знаете главные загрязнители, которые приводят к изменению химического состава почв?

  2. Как решается проблема накопления бытового мусора? Объясните термин «мусорная цивилизация»

Вывод. Глобальные изменения в литосфере:

1)радиационные загрязнения обширных участков с трагическими последствиями;

2)эрозия почв, засоление, заболачивание или опустынивание (в результате изымается из сельскохозяйственного производства около 6 млн га земель ежегодно);

3)токсикация полей пестицидами, гербицидами, нитратами.

2.Загрязнение гидросферы.

Вопросы:

1)С какими серьезными водноресурсными проблемами сталкиваются многие страны мира?

2)Как решаются проблемы дефицита чистой пресной воды в странах мира?

3)Какие существуют проблемы загрязнение воды Мирового океана и какие последствия при этом возникают?

Вывод. Глобальные изменения в гидросфере:

1)наиболее загрязненные реки и озера мира – Рейн, Дунай, Сена, темза, Тибр, Миссисипи, Огайо, Волга, Днепр, Дон, Днестр, Ладожское озеро, Балхаш и др.

2)загрязнение гидросферы нефтепродуктами, тяжелыми металлами и др.

3. Загрязнение атмосферы.

Задания:

1)Охарактеризуйте главные причины загрязнения атмосферы.

2)Докажите, что циркуляционные процессы в атмосфере привели к тому, что проблема ее загрязнения приобрела глобальный характер.

Вывод. Глобальные изменения в атмосфере:

1)загрязнение атмосферы углекислым газом и др., угроза парникового эффекта;

2)возникновение кислотных дождей, которые губят леса, уничтожают жизнь, отрицательно сказываются на здоровье людей.

4.Решение природоохранных проблем может осуществиться тремя путями:

1-й путь – разного рода очистительные сооружения;

2-й путь – переработка мусора;

3-й путь – применение природоохранных технологий и рациональное размещение «грязных» производств.

К этому перечню можно добавить еще один путь – создание сети охраняемых природных территорий (ОПТ).

ОПТ – это территории, на которых обеспечивается охрана от традиционного хозяйственного использования и поддержание естественного состояния в научных, учебно-просветительских и культурно-эстетических целях.

Основные формы ОПТ: заповедники, заказники, резерваторы, национальные парки.

5.Природоохранная деятельность и экологическая политика.

Она складывается из понятий:

а) природоохранные законы;

б) долгосрочные программы улучшения окружающей среды;

в) введение систем штрафов (платит тот, кто загрязняет);

г) создание министерства и других государственных органов;

д) партии «зеленых», общественная организация «Гринпис»;

е) международные конференции (ООН приняла международный документ – «Всемирную стратегию охраны природы»).

3.Итоги урока.

Обсуждаются результаты работы учащихся, дается их оценка, самооценка.

Задание на дом: с.41-47, повторить «Типы и виды природных ресурсов».