uzluga.ru
добавить свой файл
Уроки Паскаль




Урок 1 Язык программирования Паскаль

В общем смысле язык программирования – это фиксированная система обозначений и правил для описания алгоритмов и структур данных.

Язык программирования Паскаль (назван в честь французского учёного Блеза Паскаля), разработан в 1968-1971 годах Никлаусом Виртом для обучения программированию, но вскоре стал использоваться для разработки программных средств в профессиональном программировании.

Для повышения качества и скорости разработки программ в середине 80-х годов была создана система программирования Turbo Pascal. Слово Turbo – это отражение торговой марки фирмы-разработчика Borland International Inc. (США).

Систему программирования Турбо Паскаль называют интегрированной средой программирования, так как она объединяет в себе средства, используемые при разработке программ: редактор текстов, компилятор, компоновщик, отладчик.

Трансляторы: компиляторы и интерпретаторы

Перевод программы с языка программирования на язык машинных кодов называется трансляцией, а выполняется специальными программами – трансляторами.

Существует три вида трансляторов: интерпретаторы, компиляторы и ассемблеры.

Интерпретатор – это транслятор, производящий пооператорную (покомандную) обработку и выполнение программы.

Компилятор преобразует (транслирует) всю программу в модуль на машинном языке, после этого программа записывается в память компьютера и лишь потом исполняется.

Ассемблеры переводят программу, записанную на языке ассемблера, в программу на машинном языке.

Алфавит и словарь языка Паскаль

Для написания программ можно использовать:

1. Прописные строчные буквы латинского алфавита.

2. Цифры от 0 до 9.

3. Шестнадцатеричные цифры (строятся из десятичных цифр от 0 до 9 и латинских букв от A(a) до F(f)).

4. Специальные символы

+ плюс # номер

- минус = равно

_ подчеркивание ; точка с запятой

() круглые скобки , запятая

[] квадратные скобки . точка

{} фигурные скобки : двоеточие

* умножить пробел

/ дробная черта $ знак денежной единицы

‘’ апострофы ^ тильда

< меньше @ коммерческое а

> больше

5. Комбинации специальных символов

:= присваивание >= больше или равно

<> не равно .. диапазон значений

<= меньше или равно

В программе эти пары символов разделять пробелами нельзя, если они используются как знаки операций.

Слова, используемые в Паскале, можно разделить на три группы: зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Идентификатор – имя, используемое для обозначения программ, а в программе переменных и постоянных величин, различных процедур, функций, объектов (identification – установление соответствия объекта некоторому набору символов).

Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и определенный смысл. Они не могут изменяться программистом и использоваться в качестве имен, вводимых пользователем для обозначения величин.

Некоторые зарезервированные слова

Absolute Абсолютный Not Логическое НЕ

And Логическое И Or Логическое ИЛИ

Array Массив Of Из

Begin Начало блока Procedure Процедура

Case Вариант Program Программа

Const Константа Record Запись

Div Деление нацело Repeat Повторять

Do Выполнять String Строка

Downto Уменьшить до Then То

Else Иначе To Увеличивая

End Конец блока Type Тип

For Для Until До

Function Функция Uses Использовать

If Если Var Переменная

Label Метка While Пока

Mod Остаток от деления xor Исключающее ИЛИ

Стандартные идентификаторы используются для обозначения заранее определенных разработчиками языка типов данных, констант, процедур и функций. Пример: integer, cos, sin, sqrt, read, write и т.д.

Идентификаторы пользователя применяются для обозначения меток, констант, переменных, процедур и функций, определенных самим программистом. При этом идентификаторы в программе должны быть уникальными.

Правила написания идентификаторов

1. Можно использовать как прописные, так и строчные буквы латинского алфавита.

2. Идентификатор может начинаться только с буквы или знака подчеркивания.

3. Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания (пробелы, точки и другие специальные символы запрещены).

Правильно выбранные идентификаторы значительно облегчают чтение и понимание программы.

Русские буквы в программе должны заключаться в апострофы!

Упражнение

Укажите неправильные пользовательские идентификаторы, объясните, почему они не верны:

Rezultat_1, rezultat 1, 1_Rezultat, rezultat1, <=, #Doma, NDoma, nomer dom, nomer_doma, +, Сумма, SummaЭлементов, Y, XY, R, div, program, 2222, _1, Vova4uma, ‘программа’, Urok!, ‘urok’.

Домашнее задание.

Знать, что такое алгоритм, программа, транслятор, идентификатор. Составить блок-схему для вычисления площади треугольника по высоте и основанию.




Урок 2. Типы данных: константы и переменные

Вопросы:

  • Что такое транслятор?

  • Виды трансляторов.

  • Алфавит и словарь языка Паскаль (что можно использовать написания программ)

  • Что такое идентификатор?

Любая программа имеет смысл, если она обрабатывает какие-либо данные. В Паскале данные разделяются на константы и переменные. В программе константы и переменные определяются идентификаторами (именами) пользователя. Каждая переменная и константа принадлежат к определенному типу данных.

Константы – данные, которые не меняют своего значения в процессе выполнения программы. Тип константы автоматически распознается компилятором. Все константы должны быть описаны в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом const (constant – константа).

Формат: const

Имя = значение константы;

Пример: Const

MyName = ‘Ваня Иванов’;

J=5;

Max=1000;

Min=2;

Center=(max-min)/2;

Переменные – данные, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы. Тип переменных должен быть описан перед тем, как с переменными будут выполняться какие-либо действия. Переменные описываются в специальном разделе, который начинается зарезервированным словом var (variable – переменная).

Формат:

Var

Имя : тип переменной;

Пример: Var

A, d, c, r: integer;

Summa: real;

Кроме констант и переменных существуют так называемые типизированные константы. Данные этого типа описываются в разделе const, и для них указывается тип, как у переменных.

Формат:

Const

Имя : тип = значение;

Пример: Const

K: word = $B800;

Ocenka: byte = 4;

Predmet: string=’информатика’;

Типы переменных

Целочисленный тип

Данные целочисленных типов могут быть представлены как в десятичной, так и в шестнадцатеричной системе. Если число представлено в шестнадцатеричной системе, перед ним без пробела записывается знак $. Диапазон изменений шестнадцатеричных чисел от $0000 до $FFFF.

Byte

0..255

1 байт

Word

0..65535

2 байта

Integer

-32768..32767

2 байта

longint

-2147483648.. 2147483647

4 байта


Арифметические операции над данными целого типа: +, -, *, /, div (деление нацело), mod (остаток от деления).

Операции отношения: =, <>, <, >, <=, =>.

Стандартные функции:

Abs (x)

Модуль х

Sqr (x)

x2

Sqrt (x)

Квадратный корень из х

Sin (x)

Синус х

Cos (x)

Косинус х

Arctan (x)

Арктангенс х

Succ (x)

Следующее целое число (х+1)

Pred (x)

Предыдущее целое число (х-1)

Exp (x)

ex (e=2.7)

Ln (x)

Натуральный логарифм

Вещественный тип

Для записи вещественных чисел вместо запятой используется точка. Вещественные значения изображаются в форме с плавающей точкой, т.е. парой чисел вида <мантисса>Е<порядок>, и с фиксированной точкой. Например: 4.56Е-05, что означает 4.56*10-5

Real

2.9Е-39 .. 1.7Е+38

6 байт

single

1.5E-45 .. 3.4E+38

4 байта

double

5.0E-324 .. 1.7E+308

8 байт

extended

1.9E-4951 .. 1.1E+4932

10 байт

Арифметические операции над данными вещественного типа: +, -, *, /.

Операции отношения: =, <>, <, >, <=, =>.

Стандартные функции:

Abs (x)

Модуль х

Sqr (x)

Х2

Sqrt (x)

Квадратный корень из х

Sin (x)

Синус х

Cos (x)

Косинус х

Arctan (x)

Арктангенс х

trunc(x)

Отбрасывание дробной части

round(x)

Округление до целого

Exp (x)

ex (e=2.7)

Ln (x)

Натуральный логарифм

Выражение, составленное из переменного целого и вещественного типа, имеет вещественный тип. Допускается присваивание переменной вещественного типа значения выражения целого типа, но не наоборот.

Порядок выполнения операций: действия в скобках, *, /, div, mod; +, -; =, <>, <, >, <=, =>.

Символьный тип

Для данного, соответствующего одиночному символу, используется тип char. Значение символьного данного – любой символ клавиатуры компьютера. В программе значения переменных и констант типа char должны быть заключены в апострофы.

Строковый тип

Строка - последовательность любых символов, заключенных в апострофы. Для определения данных строкового типа используется идентификатор string.

Булевский тип

Булевский тип данных представляется двумя значениями True (истина) и False (ложь). Применяется в логических выражениях и выражениях отношения. При описании величин этого типа указывают слово boolean. Для размещения в памяти переменной булевского типа требуется 1 байт.

Домашнее задание

Знать материал урока.

Урок 3. Решение задач

Вопросы:

  • Как в Паскале подразделяются данные?

  • Что такое константы и переменные в Паскале?

  • Какие существуют арифметические операции над данными целого типа?

  • Какие существуют арифметические операции над данными вещественного типа?

  • Дайте понятие символьного, строкового, логического (булевского) типов.

Решение задач

  1. Запишите числа по правилам языка Паскаль:


2,14; 1,116; 7,09•10-8; 3,98; -1,3•10-4; -461,05; 2,7•102; 0,5; 7,023; 8•505; 1,1•1010; -9,67•1040; -1,63•10-22; -5,42•10-6; 0,011; 0,74•108; -871,43•1018; 6213175.

2. Запишите выражения по правилам языка Паскаль:

Пример: = x/(1+sqr(x)/(5+x*sqr(x))) или x/(1+x*x/(5+x*x*x))

а) и) a+

б) sin2|x3| к) x-

в) х4 л) |x|+|x+1|

г) mgcos x м) x1x2+x1x3+x2x3

д) н)

е) о)

ж) п) |1-|x||

з) р)


3. Запишите в обычном виде:

а) sqr(x+y)

б) sqr(sin(alfa))

в) х+1/sqr(x)/(sqrt(x)-1)

г) a*n*n*m/sqr(m-2)

д)4*a*x*sqr(x)+8/sqr(b)*sqr(b)+3*a*(b-5.2)/(7*x-0.5*sqrt(a))

e) sqrt(abs(sqr(cos(a+b*sqr(x)))))

ж) g*m1*m2/sqr(r)

з) sin(pi/8)*sqr(cos(pi/8))

4. Чему равно значение выражения:

а) 10+6*2/2; д) 24/12; и) 2 div 3;

б) (10+6)*2/2; е) 11 div 5; к) 15+21 div 2;

в) (10+6*2)/2; ж) 10 div 3; л) 14 mod (5+3);

г) 10+6*(2/2); з) 11 mod 5; м) Round (11/5)?

5. Какой тип подходит для данных диапазона

а) 1..200; г) ‘a’..’z’;

б) 0..7500; д) -40..+45;

в)2.3476E-03..2.3475E+03; е) +10..+65000?

Домашнее задание

Урок 4, 5. Среда программирования Turbo Pascal

Вопросы

  • Что такое алфавит языка?( это совокупность допустимых в языке символов. Алфавит Турбо Паскаль включает следующий набор основных символов)

  • Перечислите, что относится к алфавиту языка программирования Pascal (латинские буквы, цифры от 0 до 9, специальные знаки, служебные слова)

  • Что такое данные (данные - общее понятие всего того, с чем работает компьютер)

  • Назовите типы данных (простые, структурированные)

  • Что такое компиляция? (преобразует (транслирует) всю программу в модуль на машинном языке, после этого программа записывается в память компьютера и лишь потом исполняется)

  • Что такое интерпретация? (транслятор, производящий пооператорную (покомандную) обработку и выполнение программы).

  • Дайте понятие переменной и константы (Константы – данные, которые не меняют своего значения в процессе выполнения программы; Переменные – данные, которые могут менять свои значения в процессе выполнения программы)

  • Чем характеризуется переменная? (тип, имя, значение)

Чтобы компьютер выполнил решение какой-либо задачи, ему необходимо получить от человека инструкции, как её решать. Набор таких инструкций для компьютера, направленный на решение конкретной задачи, называется, компьютерной программой.

К сожалению, компьютер не понимает программы, записанные на каком-либо употребляемом человеком языке – русском, английском, немецком… Команды, предназначенные для ЭВМ, необходимо записывать в понятной ей форме. С этой целью применяются языки программирования – искусственные языки, алфавит, словарный запас и структура которых удобны человеку и понятны компьютеру.

Программа – это совокупность написанных на языке программирования команд, которые может выполнить компьютер, направленных на решение конкретной задачи, в результате чего машина действует заранее предписанным ей образом.