uzluga.ru
добавить свой файл
Занятие № 1.


  1. Тренинг по орфографии.


Морфемы и части речи.


Орфография тесно связана с морфемикой – разделом науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Корни, приставки, суффиксы и окончания – значимые части слова. С ними связано самое большое количество орфографических правил.

Многие части речи имеют определённые морфемы. Эти морфемы помогают различать слова различных частей речи.

Знание морфемного состава слова, умение членить его на морфемы – важнейшее условие, которое обеспечивает грамотное письмо.


Задание 1.


Распределите слова по рубрикам таблицы. Обозначьте морфемы.


Существительные

Прилагательные

Глаголы



















































































Чистейший, чистить, нечисть, красота, крашу, прекрасный, молотил, молот, молотьба, беглость, беглый, бегите, видела, провидец, видный.


Задание № 2.


Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Обозначьте морфемы. В скобках укажите часть речи.


Бл…стать (-------------------) Бл…стящий( ----------------)_


Бл…стательный (----------- ) Забл…стел (------------------)

Бл…стательно (--------------) Бл…стая (----------------------)

Пробл…ски (------------------) Побл…стеть(-------------------)

Задание № 3.


Сколько морфем в слове?

1. Обезжиренный. 2. Кино. 3. Раздаётся.


А. Одна. Б. Пять. В. Четыре.

2.Знаки препинания в простом предложении.


Тире между подлежащим и сказуемым.


Повторить сведения о способах выражения подлежащего и сказуемого.

(см. « Курс практической грамотности для старшеклассников и абитуриентов» С. А. Громов. Издательство «Московский Лицей» 2002)


Тире ставится между подлежащим и сказуемым на месте отсутствующей связки:


  1. Подлежащее и сказуемое выражено существительным в именительном падеже.

  2. Оба главных члена выражены неопределённой формой глагола.

  3. Оба главных члена выражены количественным числительным

  4. Перед сказуемым находятся слова это, это есть, значит, это значит, вот.


Тире не ставится:


  1. Подлежащее выражено личным местоимением.

  2. Подлежащее и сказуемое разделяет сравнительный союз, наречие, частица, не

  3. Сказуемое выражено именем прилагательным.


Упражнение 1.


Раскрыть скобки. Вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания.


  1. Чтен(е,и)е и учен(е,и)е вечн…е питан…е мысли её бе…сконечн…е р(а,о) (з,с)вит(е,и)е.

  2. Вла…ств…вать значит д…вверять.

  3. Глас…ность есть меч который сам и…целя…т нан…сённые им раны.

  4. Инт…л…гентность это сп…собность п…нимать.

  5. Толпа и народ это не одно и то(же)

  6. Утро тихо радос…но и мол…до.

  7. Волк коню не товарищ.

  8. Вода в мор… как желтоват…я л…ства (о,а)кац…й.


Упражнение 2.


Укажите номера предложений, где следует поставить тире.








  1. Ученье вот чума, учёность вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений.

  2. А тот хрипун, удавленник, фагот, созвездие манёвров и мазурки.

  3. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.

  4. Но объяснение не оправдание.

  5. Преодолеть препятствие вот наша задача.

  6. Твои речи будто острый меч.

  7. Море чудесное, синее, нежное.

  8. Подхалюзины и Чичиковы вот сильные, практические характеры «тёмного цаства».

Упражнение 3.


Укажите номера предложений с пунктуационной ошибкой.








  1. Мой дядя – самых честных правил.

  2. Перед землянкой штаба – очередь.

  3. Без дела жить только небо коптить.

  4. И сегодня рифма поэта – ласка, и лозунг, и штык, и кнут.

  5. Люди – как реки.

  6. Ей сна нет от французских книг, а мне – от русских.

  7. Странная вещь большие деньги с непривычки.

  8. Но ведь это мужская профессия – родину защищать.

  9. Жениться – не лапоть надеть.

  10. Стихи не каприз и не шалость.



Упражнение 4.


Укажите, сколько тире следует поставить в следующем отрывке.


В третьем действии комедии «Горе от ума» мы видим гостей, съезжающихся на вечер к Фамусову. Сцена эта даётся как поле битвы: в доме Фамусова все двери настежь, хозяев нет, в гостиной сидит Чацкий. Он противопоставлен гостям. Грибоедов показывает многочисленность и силу противоположного Чацкому лагеря. Нарастает неизбежность открытого столкновения и разрыва. На этом фоне углубляется сердечная драма героя, который уже по- настоящему рассердил Софью своими насмешками над Молчалиным. От раздражённой Софьи мы впервые слышим: «Он не в своём уме». И далее мы видим, с какой быстротой распространяется сплетня о сумасшествии Чацкого. Мотив сплетни является определяющим для всего третьего действия. В основе сплетни каламбур: сумасшествие любовное и социальное. Сплетня охотно подхватывается всем фамусовским обществом, она объединяет всех. Сплетня это способ, избранный фамусовским обществом, чтобы избавиться от Чацкого, через сплетню выражается реакция на поведение Чацкого как социальное безумие. Мотив сплетни в комедии связан с антитезой «ум – безумие». Главная примета Чацкого как «сумасшедшего», в понимании Фамусова и его гостей, это свободомыслие и вольнодумство.