uzluga.ru
добавить свой файл

Технические особенности сетевых сообществ и их педагогические следствия


Патаракин Е.Д.

Институт программных систем РАН , Переславль-Залесский

Аннотация и ключевые слова

В докладе рассматриваются отличительные особенности сетевых сообществ и влияние этих особенностей на педагогическую практику. Приведены примеры построения и развития сетевых сообществ лабораторией учебных коммуникаций ИПС РАН в период 1992 - 2002 гг.

Начало формы



Конец формы

Все более значительная часть коммуникаций между людьми происходит при участии компьютеров и компьютерных сетей. Все чаще в сети можно встретить примеры успешного сотрудничества исследовательских и художественных групп, сочетающих научное и художественное творчество. Сетевые сообщества являются наиболее перспективной формой существования научных, исследовательских и художественных коллективов. Успешная творческая деятельность в современном мире невозможна вне сетевых коллективов, без использования телекоммуникаций, без привлечения специальных интеллектуальных агентов, которые обеспечивали бы возможность творчества на более высоком уровне. Изучение сетевых сообществ это - изучение основной формы человеческих сообществ ближайшего будущего. Во всем мире существуют исследовательские программы и предпринимаются практические шаги, направленные на построение сетевых сообществ на базе не только центров образования, науки и культуры, но и целых городов (1,2,3). В России перспективы развития и использования учебных сообществ в 2001-м году обсуждались в рамках нескольких сетевых конференций (4, 5). Доклад продолжает обсуждение педагогических последствий сетевой интеграции, начатое на страницах портала www.auditorium.ru (6).
Сетевые сообщества характеризуются следующими техническими отличиями:
- Для передачи информации используются электромагнитные волны
- Для хранения информации используется цифровая память.
- Для доступа к информации используются программные агенты.
Каждое из этих отличий открывает перед педагогической практикой новые возможности и накладывает на нее определенные ограничения.

Электромагнитные волны

Открытие электромагнитных волн и последовавшие нововведения в технологии общения объединили человечество в единый организм. Тейяр де Шарден называл открытие электромагнитных волн изумительным биологическим событием (7). Благодаря этому открытию человек установил связь со всеми точками Земли. Передача сигналов помогает распространять человеческие чувства и человеческие способности действия с одного конца света на другой. Норберт Винер отмечал, что "видеть весь мир и отдавать приказы всему миру - это почти то же самое, что находиться повсюду" (8).

Многие образовательные проекты использовали эту возможность видеть и отдавать приказы, для того, чтобы объединить в сообщество учеников и учителей, расположенных в различных частях земного шара. Так, в проекте Media MIT LogoExpress (1991 - 1993) участники обменивались программами, которые управляли передвижением роботов, собранных из конструкторов Лего (9). В франко-российском проекте "Сеть искусства и технологий" RAT-1 и RAT-2 (1997 - 2000) участники с российской стороны управляли роботами, которые перемещались по реальной сцене итальянского театра (10,11). Наши проекты в рамках конкурса Virtual Classroom (1995 - 2000) включали элементы дистанционного управления удаленными компьютерными объектов. Необходимо отметить, что возможность дистанционно руководить удаленным объектом, как бы заманчива и показательна она не была, все-таки совершенно недостаточна для того, чтобы создать сетевое сообщество. Организаторы каждого из вышеперечисленных проектов уделяли особое внимание вопросам поддержания человеческих отношений внутри сообщества. В ходе LogoExpress постоянно происходил обмен фотографиями школьников, их домашних любимцев и т.д. Организаторы стремились насытить среду как можно большим числом объектов, вызывающих доверие. В проекте Virtual Classroom многие команды при помощи компьютерных средств создавали общую фотографию всей команды. Были распространены "Виртуальные чаепития", при подготовке к которым члены команд обменивались не только электронными рецептами приготовления национальных блюд, но и реальными подарками по обычной почте. В проекте RAT перед постановкой общего спектакля все члены интернациональной команды в обязательном порядке участвовали в реальном танцевальном тренинге, который был рассчитан, прежде всего, на формирование командного духа.

Электромагнитные волны существенно расширяют возможности учебной аудитории. Эти новые возможности мало что меняют в самой учебной аудитории. Гораздо более существенный вызов существующей учебной практике связан с тем, что сам доступ в учебную аудиторию и к учебным ресурсам возможен теперь из любой точки. В том числе и из дома. Необходимость подключения к единому источнику информации больше не является основанием для географической близости. Во многих областях деятельности мы в состоянии возвратиться к надомничеству, которое гораздо более уместно с экологической точки зрения. Привычка или обычай собирать учеников в одном месте для работы в компьютерной сети не имеет прежней экономической целесообразности. В этом плане развитие сетевых сообществ является несомненным вызовом системе образования, ориентированной на учебные аудитории.

Достаточно показательны эксперименты, которые мы проводили на базе начальной школы ИПС РАН в Переславле-Залесском в 1997 - 1999 гг. Некоторые из учеников начальной школы имели дома компьютеры, подключенные к сети. Рисунки, мультфильмы, фрагменты программ, которые писали дети, были доступны на сервере школы практически сразу после занятий. Ученики, вернувшись домой, могли посмотреть свои работы с домашних машин и показать их своим родителям. Кроме того, многие родители наших учеников могли посмотреть на сервер школы и со своих рабочих машин из института (12,13).

Цифровая память

Сегодня уже невозможно представить, что процессы хранения, переработки и передачи информации идут без участия цифровой памяти. Участие в коммуникационных процессах носителей, наделенных цифровой памятью, оказывает огромное влияние на развитие культуры (14). Электронная память имеет несомненные преимущества перед человеческой памятью:

- в электронную память гораздо легче занести информацию;
- информация меньше искажается и хранится гораздо дольше;
- информацию легко копировать и стирать.

Из этого следует, что в дальнейшем мы не будем пытаться хранить информацию внутри нашего мозга. Мы будем перебрасывать эту информацию на носители электронной памяти.

Основная проблема для образование связана с тем, что учебные учреждения были ориентированы на выполнения задач передачи информации. Достаточно часто обучение рассматривалось как процесс передачи информации от человека более знающего к человеку менее знающему. Этот подход связан с достаточно распространенными представлениями о том, мир наполнен информацией и знаниями и эта информация поступает в человека через органы его чувств.
Учебные заведения стремительно теряют свои функции информационных центров. Перед современным человеком открыты самые разные информационные каналы, и сам человек все реже воспринимается как носитель памяти. Цифровая память не только встраивается во все объекты сетевой культуры, но и постепенно вбирает в себя материалы архивов, музеев и библиотек. Эти учреждения все в более полной мере удовлетворяют информационные потребности граждан. Причем, делают они это лучше чем образовательные учреждения, поскольку являются профессиональными учреждениями памяти. Такие учреждения способны выполнить эту работу для множества школ и прочих учреждений. Они располагают большим штатом информационных сотрудников, специальных продуктов и машин для того, чтобы своевременно реагировать на спрос, не нанимая дополнительный персонал и не заказывая новое оборудование. Кроме того, они тратят часть своих ресурсов на исследование и развитие более эффективных путей представления информации, нежели школа. Наконец, ее сотрудники имеют лучший стимул к выполнению работ по представлению информации, так как это основная задача их организации в отличие от школы.

Учебная практика сегодня должна быть направлена не столько на передачу информации, когда наибольшее внимание уделяется адекватности перевода и пересказа учеником получаемой информации, сколько на ее переработку, когда наибольшее значение придается способности ученика построить новое содержание из исходного материала. Наш мозг может освободиться от всех механических аспектов размышления для выполнения творческих задач.

Удачным примером объединения всех цифровых образовательных ресурсов города может служить Переславль-Залесский, где в течение нескольких лет развивается и гражданская Интернет-сеть (15) и общинный внутригородской сервер tower.botik.ru. Для малого города с развитой инфраструктурой оптоволоконных путей общедоступная городская медиатека цифровых материалов представляется разумным решением. Нет никакой необходимости создавать такие мадиатеки в отдельных школах и других учебных заведениях. Да и никакой возможности для этого тоже нет.

Примером использования цифровой памяти для организации творческой переработки информации может служить проект "Сеть и Интернет-проекты летней школы 2000" (16), в рамках которого был организован обмен электронными материалами от школы к школе. В ходе каждой школы ее материалы сохранялись и представлялись в виде веб-сайта. По завершении школы материалы записывались на CD и этот диск отправлялся в следующую летнюю школу. Важно, что каждая последующая школа получала весь наработанный к этому времени материал и часто этот материал использовался как отправная точка для деятельности. Таким образом, удалось обеспечить транспорт материалов и идей из одной школы в другую. Эту же технологию мы в настоящее время используем в проекте передвижной медиатеки для деревень нижегородской области (17).

Программные агенты

Цифровая память не имела бы никакого значения, если бы не существовало агентов, которые обеспечивают возможность быстрого поиска и представления нужной информации. Развитие и памяти и программных агентов было вызвано тем, что человечество уже не справлялось со своими знаниями. Как писал Буш в 1945 году - "Сумма человеческого знания постоянно нарастает с изумляющей скоростью, а мы используем для извлечения из этой суммы нужных нам знаний те же средства, которые использовались во времена морских судов с прямым парусным вооружением (18).

Члены сетевых сообществ получают не просто доступ к информации, но возможность обрабатывать и использовать в своих сообщениях информационные массивы. Теперь они могут расширять свои сообщения за счет работы программных агентов, добавляющих дополнительную информацию, извлекаемую из электронной памяти. В качестве примера Ким Вельтман (19) приводит проект Archeoguide программы IST, в котором в современные здания при помощи специальных очков встраивается изображения того, как эти здания выглядели раньше. Используя очки и технологию расширенной реальности, посетитель сможет проследить историю объекта культуры в ходе времени. Если рассматривать здание как сообщение, то очки с программным фильтром позволяют добавить к этому сообщению дополнительную информацию, извлеченную из электронной памяти. Фирма IBM использовала этот же принцип для того, чтобы демонстрировать в звездном небе созвездия таким образом, чтобы можно было увидеть, из каких звезд состоит Большая медведица и другие фигуры. Принципиально возможно применять очки с другими программными агентами. Эти агенты использовали бы системы созвездий, принятые у других народов - персов, индусов, китайцев, древних норвежцев. С помощью программных агентов, использующих цифровую память, мы можем видеть мир разными глазами.

Число специфических программных агентов, помогающих людям работать с информацией, постоянно растет. Однако примеры сетевых агентов ориентированных именно на поддержку совместной деятельности людей внутри сообщества, все еще очень малочисленны. К числу таких проектов следует отнести, прежде всего, проект "Virtual Classroom" 1995 - 2000 гг. с его высокоразвитой системой агентов поддерживавших поиск партнеров. Виртуальный класс представлял собой пример удачного сочетания множества веб-сайтов, располагавшихся на двух серверах проекта и портала, службы и сетевые агенты которого обеспечивали решения организационных проблем. В последнее время в исследовательских проектах активно ведется разработка программного обеспечения, которое позволяло бы облегчить и в какой то мере автоматизировать процесс поиска партнеров, основываясь не на характере тех материалов, которые они представляют в сети, а на тех вопросах, которые они задают поисковым системам. Работа таких систем основана на том, что люди, имеющие сходные интересы, скорее всего сходны и смогут образовать устойчивое сообщество. Система отслеживает, какую информацию вы ищете в сети, и сообщает вам, что сходную информацию ищет и другой абонент системы.

В своей практике мы достаточно давно начали применять программы, направленные на сближение позиций партнеров, подталкивающие их к совместной деятельности. Проект "Волшебная Книга" (20). Пример реализации гипертекстовых возможностей в среде LogoWriter, когда ученики работали в рамках специального микромира. Внутри этого микромира каждый отвечал за рассказ об одном персонаже. Программный агент был настроен таким образом, что если находил в тексте страницы имена других персонажей, то он создавал из этого имени гипертекстовую ссылку. Эта ссылка позволяла перейти на страницу, где рассказывалось о другом персонаже "Волшебной книги". Это очень простой пример десятилетней давности создавало возможность перехода с данной странички на странички, написанные другими авторами.
Современные компьютерные средства позволяют объединить в рамках одного общего проекта различные техники. Речь идет не только о возможности объединять в рамках одного документа тексты, графику, мультипликацию, музыку и видео. Мультимедийный сетевой проект может интегрировать в себе различные типы внекомпьютерной активности - танец, спектакль, художественная лепка и т.д. - все эти действия становятся элементами творческого проекта. В качестве примера такой интеграции можно привести серию театральных проектов, которые были выполнены в Переславле-Залесском в 1991 -2000 гг. с использованием вначале региональной, а затем и глобальной Интернет сети (21,22,23)
В 2001 - 2002 году лаборатория Учком (24) -- продолжила разработку таких агентов. Они действуют сходным образом, расширяя сообщения за счет дополнительной информации, которую они находят в электронной памяти. На сайте программы IATP в Нижнем Новгороде (25) публикуются сообщения или истории, в которых упоминаются выпускники образовательных программ. Программный агент добавляет к тексту сообщения возможность посмотреть на фотографию человека, познакомиться со сферой его интересов, связаться с ним по электронной почте. Агент выполняет простую функцию - стимулирует установление связей между выпускниками.

Аналогичная технология применялась и при создании коллективных проектов сотрудников экоцентра "Дронт". Каждый участник проекта разрабатывал собственную тему. Однако, объекты, которые были включены в описание, сохранялись в общей базе. В результате по ходу создания этих нескольких баз данных появилась возможность создавать новые тексты, которые автоматически включали бы в себя ссылки на объекты из баз данных. В качестве программных средств использовались языки для Интернет-программирования - Java-script и Perl, но общий подход наследовал идеи, для демонстрации которых когда то достаточно было языка LogoWriter.

На сайте Виртуальной Пустыни (26) представлены новеллы, в которых достаточно часто упоминаются различные виды растений и животных. Использование программного фильтра позволяет добавить к сообщениям изображения и краткие описания этих видов. Многочисленные коллекции фотографий и определители видов, которые были созданы сотрудниками нижегородского экоцентра, теперь могут быть активно использованы в текстах рассказов и лекций. Как и в примере со звездным небом мы можем варьировать агенты и видоизменять степень того, насколько подробно и специально добавляемое описание. Другой программный агент обслуживает цифровую библиотеку Виртуальной Пустыни и добавляет к сообщениям ссылки, которые ведут в электронные тексты авторов, цитируемых в сообщении.

Используемая литература

1 Capra, F. The Web of Life: A New Scientific Understanding of Living Systems.- New York: Anchor Books, 1996.
2 Longworth N. "Creating and Building Learning Communities." European Lifelong Learning Initiative: France, 1996.
3 Learning Cities Network. Learning Communities. Department for Education and Employment: London, 1998.
4 Секция @P - "Сетевые сообщества и их вклад в российское образование" http://pedsovet.alledu.ru/index.php?c=41 /> 5 Форум программы IATP построения on-line сообществ - http://nt.projectharmony.ru/forum/forum.asp?IDParent=101 /> 6 Патаракин Е.Д. Педагогические последствия сетевой интеграции. Социальные и психологические последствия применения информационных технологий// Материалы международной интернет-конференции, проходившей 20.03 - 14.05.2001 на информационно-образовательном портале www.auditorium.ru/Под общей редакцией А.Е. Войскунского, Москва 2001.- с. 195 - 202.
7 Шарден Тейяр Де, Феномен человека.- М.: Прогресс, 1965
8 Винер Н. Кибернетика и общество.- М., Издательство Иностранной литературы, 1958
9 Патаракин Е.Д. Телекоммуникации в среде Лого: Многообразие сообщений// Педагогическая Информатика, 1993.- N 2.- стр. 16 - 20
10 Патаракин Е.Д., "Я расскажу вам об Учкоме"// Компьютер в школе N 1, 2000
11 Сервер Центра CYPRES -
http://www.cypres.asso.fr/ /> 12 Патаракин Е.Д. Интернет-студия в начальной школе//Материалы международной конференции "Современные технологии в начальной школе 29-31 марта 1999г. Москва
13 Патаракин Е.Д., Школьный дневник 21-века// Сборник трудов VII конференции научных и учебных организаций-пользователей сетей передачи данных "RELARN", 29 июня - 4 июля 2000 г. Самара. стр. 86 - 87
14 Flusser V. La memoire, Art/Cognition, Pratiques artistiques et sciences cognitives. CYPRES/Ecole D'Art Aix-en-Provence, 1992
15 Сервер лаборатории телекоммуникаций -
http://www.botik.ru/ /> 16 Патаракин Е.Д., Как расширить пространство класса. Обмен идеями при помощи Всемирной Сети "1-е Сентября", Сентябрь 2000, N 66
17Региональный Центр Образовательных Технологий -
http://www.osi.nnov.ru/cet/ /> 18 BUSH V. AS WE MAY THINK THE ATLANTIC MONTHLY, JULY 1945
19 Veltman K. Development and Challenges in Digital Culture. "Electronic Imaging & the Visual Arts" Conference Proceeding, 3 - 8 December 2001, Moscow 2001. pp. 33 - 39
20 Патаракин Е.Д., Травина Л.Л., Руденко В.П. и др., Возможности среды Лого. Обучающие проекты и новые микромиры.- М. ИИО, 1993
21
http://uchcom.botik.ru/educ/history/1991/artur/frames.ru.html /> 22 Patarakin E. The computer Theater. In P. Brusilovsky (ed) Proc. of East-West international conference on Multimedia, Hypermedia and Virtual Reality, Moscow, Russia, Sept. 14-16, 1994. ICSTI, Moscow. p. 228
23 Travina L., Patarakin E., "Kelly's RG Test in Education. Play with results." Media and telematica Technologies for Education in Eastern European Countries/ Ed. by Piet Kommers and other, Twente University Press, Enschede, 1997, p. 335 - 339.
24 Сайт лаборатории Учебных Коммуникаций ИПС РАН
http://uchcom.botik.ru/ /> 25 Нижегородский сайт программы "Обучение и доступ к Интернет" - http://www.iatp.nnov.ru /> 26 Сайт проекта Виртуальная Пустынь - http://uic.nnov.ru/pustyn/

Конец формы


Материал взят с сайта http://www.auditorium.ru/aud/v/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&id_thesis=206