uzluga.ru
добавить свой файл
Тезисы

выступления директора департамента ЖКХ и инфраструктуры области на радиостанции «Эхо Москвы» 09.02.2012 г.


1. Вопрос: Наравне с коммунальными услугами значительную долю в квитанциях занимают платежи за содержание и ремонт жилого помещения. Сохраняться ли условия по росту платежей за содержание и ремонт жилого помещения только с 01.07. 2012года. Кто должен определять цену по содержанию и ремонту жилого помещения?

Ответ: В соответствии с Жилищным кодексом РФ и постановлением Правительства РФ от 13. 08.06. № 491 надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома в зависимости от выбранного способа управления МКД обеспечивается:

- собственниками помещений путем заключения договора с управляющей компанией. Размер платы за эту услугу определяется в соответствии с решением, принятым на общем собрании собственников. В результате чего сумма платы может быть разной по каждому многоквартирному дому и зависит от технического состояния общего имущества, этажности, конструктивных особенностей здания. Неотъемлемым условием договора управления многоквартирным домом, заключенным собственниками жилых помещений с управляющей компанией является наличие в них цены договора, установленной общим собранием собственников жилых помещений. Решение общего собрания по определению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, принимается на срок не менее 1 года.

- при непосредственном способе управления размер платы определяется собственниками помещений путем заключения собственниками договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими или выполняющими эти работы;

- товариществом собственников жилья, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным кооперативом на основании решения общего собрания членов ТСЖ, ЖСК, ЖК об установлении размера обязательных платежей членов этих организаций.

Для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилого фонда, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения, устанавливаются органами местного самоуправления муниципальных образований.

. В целях недопущения превышения роста платежей Постановлением Правительства области от 29.12.2012 № 1189-П рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области при принятии решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений со следующей календарной разбивкой:


- с 01 января 2012 года не выше уровня декабря 2011 года;

- с 01 июля 2012 года – с ростом не более чем на 12 процентов от размера платы, действовавшей в декабре 2011 года.

С органами местного самоуправления Правительством Ярославской области заключены соглашения о выполнении данного нормативного акта.

Департаментом ЖКХ и инфраструктуры области проведен выборочный мониторинг выставленных счетов населению на оплату ЖКУ за январь 2012, который показал, что в январе 2012 года увеличения размера платы за коммунальные услуги (при сопоставимых объемах) к декабрю 2011 года не установлено.

2. Вопрос: Какие меры социальной поддержки населения при оплате жилищно-коммунальных услуг приняты на уровне области?

Ответ: В целях дополнительной социальной защиты населения области Законом области «О региональных стандартах оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в Ярославской области» показатель максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи сохранен на уровне прошлого года в размере 14 % при федеральном стандарте 22 %. В результате чего на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг могут претендовать более 60 тыс. семей с низкими доходами.

Сохранен на уровне прошлого года и региональный стандарт социальной нормы площади жилого помещения: для одиноко проживающего -33 кв. м, для семьи из двух человек – 42 кв. м, для семьи из трех и более человек – 54 кв. м, при федеральном стандарте социальной нормы площади жилья в размере 18 кв.м на гражданина. Учитывая, что субсидии и большинство льгот на оплату ЖКУ предоставляются гражданам в пределах социальной нормы площади жилого помещения и в 2012 году жители области, особенно одиноко проживающие пенсионеры, будут более защищены по сравнению с другими регионами РФ.

В связи с поэтапным ростом платежей населения в 2012 году (январь-июнь на уровне 2011 года, июль-август с ростом 6 % и сентябрь-декабрь с ростом не более чем на 6 %) региональные стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг были разработаны по тем же периодам, что повлекло снижение размера субсидии в январе 2012 года. В целях недопущения социального напряжения Правительством области принято постановление от 09.02.2011 № 79-п, которым внесены изменения в постановление Правительства области от 28.12.2009 № 1283-п. В феврале 2012 года органами социальной защиты расчет субсидии будет производиться из вновь принятых региональных стандартов и в дальнейшем будет произведен перерасчет субсидии за январь 2012 года.

Для оказания мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в областном бюджете в полном объёме предусмотрен необходимый объём средств.

3. Вопрос: Поступает много звонков и обращений жителей о возможности снижения предельно допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи до 10 %. Насколько это реально и к чему это приведёт?

Ответ: Тарифная политика должна строиться таким образом, чтобы при предоставлении субсидий на оплату ЖКУ наиболее социально защищёнными были малообеспеченные слои населения (одиноко проживающие граждане, пенсионеры, работники бюджетной сферы, сельского хозяйства и т.д.), а те, кому доходы позволяют оплачивать жилищно-коммунальные услуги, должны оплачивать их полностью за счёт собственных средств.

Проведённые расчёты и практика показывают, что при существующих в настоящее время уровне доходов населения области и размерах платы за ЖКУ наиболее оптимальным является установление показателя максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 14-ти %, так как в таких условиях субсидии получат именно наиболее нуждающиеся в социальной защите граждане.

В случае снижения этого показателя до 10 % на получение субсидии будут претендовать не только малообеспеченные граждане, а и те, у кого доходы позволяют оплачивать жилищно-коммунальные услуги за счёт собственных средств.

4. Вопрос: «На сегодняшний день много претензий к управляющим компаниям. Какие вы сделали выводы по итогам прошлого зимнего периода? Способны ли органы власти повлиять на их деятельность?

Ответ:

Пришедшие на рынок жилищно-коммунальных услуг частные управляющие организации не оправдали надежд, связанных с решением поставленных перед ними задач: повышения качества предоставляемых услуг, проведения реформирования и модернизации ЖКХ, обеспечения благоприятного и безопасного проживания граждан по причинам:

1. Выбор способа управления проводился, в основном, заочным способом.

2. Недостаточной работы со стороны органов местного самоуправления с собственниками по вопросам выбора способа управления многоквартирным домом.

3. Прихода в управляющие компании недостаточно подготовленных кадров для осуществления данного вида деятельности.

Практика работы выявила следующие наиболее острые проблемы в сфере управления многоквартирными домами:

- отсутствие надлежаще оформленных договоров управления между управляющими компаниями и собственниками помещений в многоквартирных домах;

- отсутствие взаимодействия между собственниками и управляющими компаниями при реализации договорных отношений;

- непрозрачность денежных потоков, проходящих через управляющие организации;

- отсутствие до недавнего времени чётко регламентированной системы отчётов управляющих организаций перед собственниками помещений о выполнении договоров управления.

Проводится ежемесячный мониторинг информации об изменении способа управления собственниками помещений многоквартирным домом.

Органами исполнительной власти Правительства области в рамках своих полномочий проводятся проверки деятельности управляющих компаний области. Проведено более 200 проверок деятельности управляющих компаний.

Всего в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению жилищным фондом на территории Ярославской области, в текущем году возбуждено 175 дел об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дел лицам, привлеченным к административной ответственности, предъявлены штрафные санкции в размере 2,1 млн. рублей.

В период с мая по сентябрь 2011 года в рамках выполнения поручений Президента Российской Федерации органами исполнительной власти Ярославской области при содействии Прокуратуры Ярославской области проведены проверки деятельности управляющих компаний, в ходе которых выявлено 28 нарушений на общую сумму более 130 млн. рублей.

В целях решения проблем, имеющихся в сфере управления многоквартирными домами, обеспечения защиты прав и интересов собственников помещений в многоквартирном доме, осуществления контроля за деятельностью управляющих организаций и качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в октябре 2009 года в области создана саморегулируемая организация - Некоммерческое партнёрство по управлению и эксплуатации многоквартирных домов «Ярославия» (далее – СРО).

При этом основным преимуществом саморегулирования перед другими способами является солидарная и коллективная ответственность членов, что позволяет гарантировать реальную финансовую ответственность и компенсацию вреда в случае оказания некачественных услуг.

Кроме того, институты саморегулирования стимулируют создание четких профессиональных стандартов деятельности и ведут к самоочистке рынка от недобросовестных участников (за которых приходится платить самим участникам рынка). Таким образом, появляется реальная возможность установить контроль за соблюдением профессиональных стандартов деятельности сферы ЖКХ и защитить права граждан.

Во исполнение Постановления Правительства Ярославской области от 13 июля 2009 года № 724-п утверждены Рекомендации по оценке качества работы управляющих организаций для управления многоквартирными домами в Ярославской области, в соответствии с которыми проводится оценка качества работы управляющих организаций.

Во всех муниципальных образованиях области сформированы комиссии в составе представителей собственников помещений в МКД, органов местного самоуправления муниципальных образований области, органов территориального общественного самоуправления, органов государственного надзора и контроля.

Оценка проводится на основе критериев качества по всем основным направлениям деятельности управляющей компании (содержание и ремонт общего имущества МКД, предоставление коммунальных услуг, содержание придомовой территории; работа с собственниками, арендаторами, нанимателями, поставщиками коммунальных услуг, подрядными организациями; уровень квалификации и подготовка работников управляющей организации; финансово-экономическая деятельность управляющей компании и т.д.).

В соответствии с вышеуказанным постановлением по результатам проведённой оценки формируется рейтинг управляющих организаций с последующим размещением на официальном сайте департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области.

В настоящее время сформирована областная постоянно действующая межфункциональная рабочая группа по рассмотрению вопросов и выработке решений по проблемам управления многоквартирными домами, повышения качества обслуживания населения в жилищно-коммунальной сфере.

Правительством области в декабре 2011 года было организовано и проведено совещание с представителями управляющих компаний по рассмотрению проблем по работе управляющих организаций и разработаны мероприятия по улучшению деятельности управляющих компаний. В настоящее время идет подготовка к очередному совещанию по подведению первых итогов по реализации вышеназванных меропритяий.