uzluga.ru
добавить свой файл
РЕЖИССУРА МАССОВОГО
ТЕАТРАЛИЗОВАНОГО ДЕЙСТВА


СЛОВАРЬ

Пермь

Пермский институт искусств и культуры

1999

Режиссура массового театрализованного действа:

Словарь./Перм. гос. ин-т искусств и культуры. - Пермь: УПЦ
"ДИККС",1999.-113с.

Учебное пособие для студентов институтов и колледжей искусств и
культуры, а также для интересующихся теорией и практикой массовых
театрализованных действ.Авторы и составители - преподаватели кафедры режиссуры
театрализованных представлений Пермского государственного института
искусств и культуры:

заслуженный работник культуры, доцент Л. И. ФУТЛИК, кандидат
психол. наук, доцент Р. П. КОЗЛОВА.

Пермский государственный институт искусств и культуры
Составители: ФУТЛИК Л.И., КОЗЛОВА Р.П.


В Словаре представлены основные понятия, с которыми режиссеру театрализованных
представлений и праздников приходится соприкасаться в повседневной практике. Поскольку
специфика профессии такова, что она вбирает в себя знание особенностей всех видов искусств
(и в первую очередь театра), а также знание психологии, круг терминов ограничивается
собственно режиссерскими терминами, театральными терминами, описанием видов искусств и
некоторыми психологическими понятиями. Почти все понятия описаны в контексте массовых
действ. При составлении Словаря авторы опирались на труды ведущих теоретиков и мастеров
российского драматического театра и массовых зрелищ, а также на свой педагогический опыт.

А вторы-с оставите л и благодарят студентов дневного и заочного отделений Режиссуры
театрализованных представлений за помощь, оказанную при работе над Словарем.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ

Названия статей даются в алфавитном порядке, преимущественно в единственном числе
(например, "Этюд", а не "Этюды").

Если читатель не находит нужное слово в единственном числе, то его следует искать во
множественном (например, «Шумы»).

Если название статьи состоит из нескольких слов, образующих единое понятие, то читатель
может встретиться с такими написаньями, как «Физических действий партитура» или
«Действий физических партитура». В этом случае следует обратить внимание, на отсылку
курсивом к статье, в которой звучание понятия привычно для слуха -«Партитура физических
действий».

В словах - названиях статей после ударной гласной поставлен знак ударения; если
допускается другое ударение, знак ударения ставится и после другой гласной (например,
"Ра'ку'рс").

К терминам, представляющим собой заимствования из других языков, дается краткая
этимологическая справка, например: АССИСТЕНТ (от лат. assistens - помогающий).

Важные признаки описываемого термина (формы использования, законы, принципы и
приемы применения) даются через разрядку.

В Словаре применяется система ссылок, которые набираются курсивом. К ним относятся
слова, употребляемые внутри статьи; в скобках даются понятия, с которыми читателю
рекомендуется познакомиться дополнительно; какая-либо цифра через дефис указывает
смысловое значение. Напр., «Одежда сцены, мягкие (бескаркасные) декорации. К О. с.
относятся арлекин (3)...». Это значит, что надо обратиться к статье «Арлекин» и под цифрой «3»
найти смысловое значение - «... 3) Полоса ткани...».

С целью экономии места введена система сокращения слов. Слова, составляющие название
статьи, в тексте обозначаются начальными буквами (например, в статье "Анализ" - А., в статье
"Метод действенного анализа" - М. д. а.), они могут читаться как в единственном, так и во
множественном числе.

Наряду с общепринятыми ("т. е." - то есть, "и т. д." - и так далее) применяются сокращения,
специально разработанные для данного Словаря.

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ

англ. - английский

б-ба - борьба

в. - век

внеш. - внешний

внутр. - внутренний

гг. — годы

гр. - греческий

др.- другой, другие

ед-во - единство

иск-во - Искусство

ит. - итальянский

к-рый - который

-л. - -либо

лат. - латинский

лит-pa - литература

муз. - музыкальный

-н.- -нибудь

напр. - например

нем. - немецкий

психол. - психологический

реж-р - режиссер

ср. - сравни(ть)

т. е. - то есть

т. н. - так называемый

т. о. - таким образом

фр. - французский

чел-к - человек

эл-т - элемент

А

АВАНСЦЕ'НА, передний открытый участок
сцены-коробки, расположенный в зрительном
зале перед порталом (между антрактным занаве-
сом и рампой).

А'ВТОРСКАЯ КОНЦЕ'ПЦИЯ (лат.
conceptio), 1} система взглядов, то или иное цо-
нимание явлений, процессов. 2) единый, опреде-
ленный замысел, ведущая мысль какого-л. про-
изведения, научного труда и т. д. 3) (В театрали-'
зованном действе) позиция автора сценария или
режиссера, развернутая в систему художествен-
ных образов,

АГИТБРИГА'ДА, 1) постоянно действую-
щий агитационно-художественны и коллектив,
театр малых форм, строящий свои программы
на документальном (большей частью местном)
материале; 2) вид театрализованного представ-
ления, включающий в себя и программу А.
(агитконцерт - дивертисмент из различных номе-
ров на местную тему), и агитобозрение (те же
номера на местную тему, но связанные сюжет-
ным ходом), и агитспектакль (от начала до конца
драматургически разработанное представление),
и литературно-муз. композицию. Одной из глав-
ных особенностей агитбригадного творчества ках
жанра является его открытая политическая
направленность, гражданственность, в к-рой в
образной форме слиты воедино задачи художе-
ственные и агитационные.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ГРУППА, одна из
организационных структур, создаваемая для
решения материально-технических вопросов при
подготовке и проведении праздника, театрализо-
ванного представления. Возглавляется директо-
ром постановочной группы или начальником
штаба. А- г. размещает заказы на изготовление
оформления, костюмов, бутафории, реквизита,
рекламы, пригласительных билетов; обеспечива-
ет доставку транспортом коллективов на репети-
ции и на проводимую акцию; организует пита-
ние, обеспечивает условия для отдыха, дежурст-
во врача, санитарные условия; она же с помощью
соответствующих организаций, обеспечивает
общественный порядок, меры противопожарной
безопасности и т. д. (Оргкомитет).

АКСЕССУАР (фр. accessoire), принадлеж-
ность чего-л., вспомогательная деталь, частность,
сопровождающая что-л. главное. В теат-
рализованном представлении к А. относят пред-
меты бутафории или реквизита. А. используют-
ся как выразительные средства, к-рые помогают
преодолеть эклектику костюмов, используемых в
сводных массовых номерах. В качестве таких
выразительных деталей применяют головные
уборы, платки, зонтики, шляпы, веера, банты,
накидки и т а.

АКТ (лат. actus - действие, асturn - документ),
I) единичное действие, а также поступок, прояв-
ление действий (напр., познавательный А., пре

ступный А. агрессии). 2) Действие в пьесе
(напр., трагедия в пяти актах). 3) В учебных
заведениях:

торжественное собрание по поводу выпуска,
вручения наград и т. п.

АКТЕ'Р (фр. acteur), непосредственный но-
ситель действенно-игрового начала сценического
иск-ва. Своеобразие иск-ва А. в том, что, созда-
вая образы персонажей спектакля, он пользуется
своими физическими и духовными данными как
материалом для творчества. А. должен обладать
пониманием др. людей, отличных от его харак-
теров, способностью действовать на сцене от
имени изображаемого персонажа. Для этого ему
необходимы наблюдательность, творческая
фантазия, эмоциональность, тонкая нервная ор-
ганизация, культура, артистичность - умение
исполнителя по-разному действовать и вести
себя в различных предлагаемых обстоятельст-
вах, а также тренированное тело, голос,
пяастика-2, музыкальность и многие др. качест-
ва. Выявлению законов иск-ва А. посвящена
система Станиславского.

АКТИВИЗАЦИЯ АУДИТОТИИ, стремле-
ние организаторов праздника к вовлечению лю-
дей в активное личностное участие в празднич-
ном действии. А. а. охватывает три основные
этапа: период праздничного преддействия, т. е.
процесс подготовки праздника, создание
предпраздничного настроения, к-рый включает в
себя информирование о празднике и определен-
ные предпраздничные игровые массовые дейст-
вия: тематические конкурсы, участие в репети-
циях массовых сцен и т. д.

Второй этап охватывает непосредственное
проведение праздник а, т. е. воплощение
сценария, включающее в себя такие основные
композиционные части как пролог (экспозицию),
концентрирующий внимание» людей на
образном смысле праздничного действа, разви-
тие игровых эпизодов, побуждающее личную
готовность к театрализованному действию, эмо-
циональное соучастие в нем, кульминацию - не-
посредственное участие в театрализованном дей-
ствии как результат эмоционального потрясения.
Третий период жизненного

последействия, когда эмоциональное впе-
чатление, вызванное праздником проявляется, в
жизненной деятельности личности.

Эти основные моменты А. а. относятся ках к
общему праздничному действу, так и к каждому
эпизоду.

По степени своей активности участники
праздничного действия могут выступать в каче-
стве его организаторов, людей соучаствующих в
нем и пассивных зрителей-наблюдателей, не
имеющих явно выраженной готовности к уча-
стию.

А. а. - это стремление организаторов вырази-
тельными средствами
театрализации способст-
вовать к переходу' людей на более высокую сте-
пень личного участия в праздничном действии,
организуя его как праздник для всех, так я





праздник для каждого, праздник для себя, Т. е.
организаторам необходимо предоставить людям
возможность выбрать свою личностную игровую
форму участия в празднике.

Приемы А. А. - это способы вовлечения пуб-
лики в действие театрализованного представле-
ния, коллективное творчество масс. Задача мас-
сового представления - разбудить в чел-ке его
фантазию, непосредственность, создать условия
для раскрытия во взрослом чел-ке присущее ему
с детства игровое начало.

Основными П.а.а. в процессе театрализо-
ванного действия являются: вербальная
активизация, дающая участникам возможность
самовыражения посредством слова;
физическая активизация, побуждающая массу к
движению, перемещению и другим физическим
действиям; художественная активизация,

стимулирующая эмоциональную сферу

участников и вызывающая их художественную
самодеятельность. Эти приемы «поглощаются»
двумя все объемлющими приемами:
заманиванием и провокацией.

Заманивание- прием игры среди публики,
переходящий в игру с самой публикой, а затем
постепенное заманивание, втягивание в эту игру
всех зрителей. Заманивание зрителей в со-
вместную игру начинается на уровне создания
«окружающей среды», как правило, с изготовле-
ния пригласительного билета (напр., в виде
письма-треугольника), программки (напр., в виде
ордера на обмен квартир), с оформления и теат-
рализации подхода к месту действия (напр., ис-
пользование пароля, ответов на загадки, гадания
цыганок) и самого места действия (раздача в зале
газет, какого-л. угощения и т. д.) Приемом зама-
нивания может выступать заранее предусмот-
ренная в сценарии возможность проявления от-
ношения чел-ка к происходящему событию:
одобрение или неодобрение, активная поддержка
какой-л. мысли, присоединение голоса солидар-
ности (это прямое обращение в зал, митинг, при-
нятие документов, голосование, диспут, хоровое
пение, коллективные выходы и шествия, цере-
мониальные действия: возложение цветов, при-
нятие клятвы, вынос знамени и т. д.)

Провоцирование- "подначка", "розыгрыш",
"поначка", "попытка подтолкнуть", "заставить",
"вынудить" зрителя включиться в действие,
начать играть. Зрителю, напр., вручается какой-н.
предмет и предлагается с ним действовать
(мелок, чтобы нарисовать что-н.; кубы, чтобы
построить декорацию; бутафорский пистолет,
чтобы "убить" неугодного исполнителя спектак-
ля: включение в хоровод; предложение побороть
"медведя" и т. п.). Для провоцирования зрителя
может быть использована "подсадка" (несколько
зрителей, проявляющих первоначальную актив-
ность в ответ на вопросы и задания исполните-
лей: они могут вступать в диалог, в дискуссию,
выходить на игру и т. п).

Вовлечение зрителя требует особых качеств
от актера или ведущего (способность к импрови-
зации, постоянная готовность к неожиданности,
находчивость) и от режиссера (знания психоло-
гии массы, законов ее восприятия, умения до-
биться реакции и т. д. (Активизация аудитории,
Хеппининг)..

АКТИВНОСТЬ, интенсивность и объем
взаимодействия чел-ка с физической и социаль-
ной средой. А. одна из сфер проявления темпе-
рамента. По этому параметру можно быть
инертным, пассивным, спокойным, инициатив-
ным, активным, стремительным.

АКЦЕ'НТ (< лат. accentus - ударение), удар-
ный эл-т ритма. 1) В лит-ре - знак, которым от-
мечается ударение. 2) В речи - ударение в слове.
3) В музыке - выделение, подчеркивание звука
или аккорда путем его динамического усиления
либо ритмического удлинения, смены гармонии,
тембра, направления мелодического движения и
проч. 4) (Перен.) расставить акценты - подчерк-
нуть, выделить на первый план те или иные по-
ложения, мысли. 5) В режиссуре спектакля и
массовых зрелищ - выделение режиссерскими
выразительными средствами основных смысло-
вых моментов представления, праздника (Ре-
жиссерский акцент).

АКЦЕ'НТ РЕЖИССЕРСКИЙ, Режиссер-
ский акцент.

АКЦИЯ (< лат. aktio), действие, выступле-
ние, направленное на достижение какой либо
цели (напр., общественно-политическая А., ху-
дожественная А.) В последнее время служит оп-
ределением формы массовых действий, содер-
жащих в себе конкретную общественно-
политическую задачу, общественно значимое
дело. (Телемарафон, Хэппенинг).

АЛЛЕГОРИЯ (гр. allegoria - иносказание),
изображение отвлеченной идеи (понятия, мысли)
посредством конкретного образа. В отличие от
многозначного смысла символа, смысл А. одно-
значен и отдален от образа; связь между значе-
нием и образом устанавливается по аналогии или
смежности (сердце - любовь). Способ существо-
вания А. в практике иск-ва - персонификации,
олицетворение мыслительных форм в образах
живых существ или метафорических атрибутах
(напр., победа изображается в образе древнегре-
ческой богини Ники - крылатой девы в лавровом
венце н на колеснице; слава и воинская доблесть
олицетворяются в лавровом венце и дубовой
ветви; геральдическое изображение силы, добле-
сти, прозорливости - в облике льва, медведя, орла
и т. д.).