uzluga.ru
добавить свой файл
Краснодарский край, Муниципальное Образование город Горячий Ключ, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 МО город Горячий Ключ


Сценарий урока - исследования:

«За Землю русскую!»


Предмет: окружающий мир

Класс: 3


Учитель начальных классов

муниципального общеобразовательного учреждения общеобразовательной школы № 2 МО Горячий Ключ Панкова Наталья Александровна.


Цель урока:

Познакомить учащихся с «военной историей» Древнерусского государства, создать образ русского воина-защитника, способствовать формированию отрицательного отношения к насилию, грабежу, завоеваниям в современном мире.

Задачи урока:

Довести до сознания учеников мысль о том, что Древнерусскому государству и его приемникам часто приходилось защищаться от врагов, поэтому дело борьбы за свободу и независимость своей Родины всегда было самым почётным в России. Выделить и подчеркнуть мысль, что лучший способ решения споров – это мирные соглашения, однако, если в твой дом входит враг, умей за себя постоять.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, плакат «Проблема урока», карточки для работы в группах с планом подготовки выступлений, интерактивная карта «Ледовое побоище», слайды «Александр Невский».

Литература: Е.В. Сизова, Д.Д. Данилов, М.Е. Турчина «Методические рекомендации для учителя. Окружающий мир. Моё Отечество»; А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников»; «Кирилл и Мефодий» Детская энциклопедия.

Сценарий урока исследования.

Этапы урока

Совместная образовательная деятельность учителя и учащихся

Примечание.

Постановка проблемы.

Слова учителя:

Гремят истории колокола.

Взывая к памяти моей,

И в них набаты

Жестоких битв и созиданий даты…

Они гремят, в них отзвук прежних дней,

Намёк, подсказка, предостереженье.

Кто помнит, тот не знает пораженья,

Кто помнит, тот беспамятных сильней. (Н. Грибачёв)

- Отправимся в путешествие по реке времени. На какой вопрос мы с вами ответили на прошлом уроке?

Ученики: Почему Древнюю Русь называли страной городов?

Учитель: Представьте, что вы иностранцы, путешественники приехали в один из древнерусских городов. Как вы опишете город своим соотечественникам?

(Ученики перечисляют характерные признаки городов: красивый, шумный, много домов, развиты торговля и ремёсла, окружены стенами с крепостью)

Иллюстрации городов: древнерусского и современного. Слайд 1.

Учитель: Сравните современный город с древнерусским городом.

(Красивый, шумный, много домов и т.д. почти всё совпадает)

Учитель: Чем же они будут отличаться?

(Ученики отметят внешний вид зданий, транспорт, размер современных городов и т.д. Кроме этого, обратите внимание: современный город не окружён стенами, не похож на крепость)

Учитель: Какое противоречие вы заметили?

Ученики: Древние города обносили стенами, а современные нет.

Учитель: На какой вопрос, по-вашему, мы будем сегодня отвечать?

Почему древнерусские города окружали стенами?

Слайд 2.

Слова учителя.

Ответы учеников


Проблема урока записывается на доску (плакат). К ней необходимо обращаться по ходу урока.

Актуализация знаний.

Учитель: Как, вы думаете, на Руси появилось слово «город»?

-От слов «огораживать» - обносить стеной, оградой.

Учитель: Как вы думаете, почему современные города не окружают стенами?

Ученики высказывают свои предположения, смысл которых может быть следующим:

-крепостные стены не спасут от современного оружия;

-защита современных городов начинается на границе государства

- современные государства стараются свои проблемы мирным путём




Поиск решения проблемы.

Открытие нового знания.

  1. Защита фантастических проектов.

Ученики делятся на группы по 4 человека. Задание группам: подумайте, что из современных или сказочных средств защиты вы могли бы предложить князю Древней Руси, чтобы он укрепил границы своего государства. Главное, доказать, что ваше средство поможет князю не пустить врага на Русь.

Представители 2-3 групп выступают со своими проектами. Слайд 3.

Учитель: Если бы предложенные вами варианты были в действительности у древнерусского князя, то никакие враги были бы не страшны. Но, к сожалению, ничего этого у князя не было. Как же русским воинам удавалось защищать своё государство? Оказывается, что при приближении врагов к границам государства, русские дружинники поджигали заранее приготовленные ветки, пучки соломы. От костров поднимался густой дым. Как вы думаете, зачем они это делали?

-Возможно, чтобы предупредить основные войска о приближении неприятеля.

Попробуйте сделать вывод, в каком состоянии находилась защита границ Древней Руси?

- Границы государства охранялись, но этого было недостаточно, чтобы защититься от нападений.

2. Творческая работа в группах.

Учитель: Представьте, что мы жители небольшого древнерусского города. Невдалеке вы увидели пожары, клубы чёрного дыма. Прискакал гонец с вестью: на нас идут полчища врагов. Что мы будем делать?

- Прятаться за крепостными стенами.

-Что там мы будем делать?

-Защищаться, пережидать.

Учитель раздаёт группам постоянного состава задания:

-расскажите, как вы будете оборонять город;

-какие запасы нужно сделать жителям города на случай долгой осады;

-составьте текст сообщения, которое нужно отправить в большой город за помощью;

- подготовьте небольшую речь, которую скажет князь, воевода, священник (на выбор) перед защитниками города

После подготовки, выступление представителей от каждой группы.

3.Работа с текстом учебника: страницы 38-39.

«Беспокойное соседство».

Текст 2 и 3 абзацев читает вслух сильными учениками.

« - С юга на русские земли совершали набеги племена степняков-кочевников (Кто это такие? Мы ещё не знаем. Можно предположить.) Так называют народы, которые занимались скотоводством и кочевали (передвигались) со своими стадами по степям (Ответ). Русичи и степняки торговали друг с другом, общались, но часто и воевали (Что являлось причиной ссор и войн?) Кочевникам нужна была земля для пастбищ, а русским земледельцам – для пахоты (Ответ).

- Степняки-кочевники долгое время были главной угрозой для Древней Руси. Но в начале 13 века с северо-запада пришла новая опасность (Кто мог угрожать русским землям с северо-запада? Предположения). Отсюда русским землям угрожали европейские рыцари. (Кто это такие?) Так в Европе называли знатных воинов, которые в тяжёлых железных доспехах сражались в конном строю. Стальные лавины (Как можно это представить?) этих всадников надвигались на Русь уже не для грабежа, а для завоевания земель!

4. Самостоятельная работа с текстом, страница 39-40 «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!».

Учитель: Что узнали из прочитанного? Прочитайте выделенные слова (1242 год, Александр Ярославович Невский, Ледовое побоище) Почему эти слова можно назвать ключевыми? Какая главная мысль этого текста?

6. Интерактивная карта «Ледовое побоище». Иллюстрация прочитанного текста

5. Первичное закрепление. Слайд 4.

Учитель: Какая опасность угрожала Древнерусскому государству? Почему города нуждались в защите?

Совместное составление таблицы: «Враги Древней Руси».

Откуда шла опасность

Кто нападал на Русь

С какой целью

Итоги нападения

С юга, со стороны степей

Степняки-кочевники (половцы)

Разграбление богатых русских городов

Кочевник совершали набеги, уводили пленных, грабили, но потом возвращались на свои земли

С северо-запада

Европейские рыцари

Завоевание земель

Ледовое побоище. Победа русских воинов

С востока, от границ Китая

Монголы

Покорение русских земель

Русь оказалась под властью завоевателей

Учитель: Какие враги были более опасны? Почему?

-Враги из Европы были более опасны, так они хотели захватить земли и присоединить их к своим государствам.

Работа в группе.

Учитель может предложить свои варианты. Например: сигнализа

цию, сапоги- скороходы, ковёр-самолет и т.п. Ученики постараются доказать их эффектив

ность.


На подготовку выступления 3-5 минут.

Задача учителя помочь создать эмоциональ

ный образ защитника города.

Отмечается наиболее удачное выступление, возможны дополнения учащимися других групп.

Работа с текстом по технологии формирова

ния типа правильной читательской деятельности; авторы: Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова.


Чтение занимает 3-4 минуты


Таблица заполняется постепенно. Кроме последней строки. Она заполняется на следующем уроке.



Выражение решения проблемы

Учитель: Вернёмся к основному вопросу нашего урока, что мы хотели сегодня выяснить?

- Почему древнерусские города окружали стенами?

Учитель: Какой ответ вы можете дать на этот вопрос?

Каждая группа высказывает своё предположение.

Проверка высказываний. Учебник, страница 41. Вывод. Самостоятельное чтение.

Учитель: Чьи выводы подтвердились?

Как, по-вашему, современные государства должны решать межгосударственные проблемы?

Ученики высказывают свои предположения. Задача учителя формировать отрицательное отношение к насилию и завоеваниям в современном мире.

Дать 1-2 минуты для обсуждения ответа в группах постоянного состава.

Вопросы диалога будут возникать в зависимости от ответов учеников.

Применение нового знания.

1.Выборочные ответы на вопросы.

Учитель: Прочитайте итоговые вопросы на странице 41 .

  1. Какие соседи были у Древней Руси?

  2. Какая битва и почему получила в нашей истории название «Ледовое побоище»?

  3. Как ты думаешь, кто был опаснее для Руси – степняки-кочевники или рыцари?

  4. Представь, что ты попал в осаждённый древнерусский город. Нарисуй или опиши, что ты мог там увидеть.

  5. Какими событиями в жизни наших предков мы можем гордиться?

  6. Как ты думаешь, когда русичам и их соседям удавалось жить в мире?

Учитель: Выбери два вопроса, на которые вам хочется ответить. Прочитайте выбранный вопрос и дайте на него ответ.

2.Самостоятельная работа в «Рабочей тетради». Страница 14. Задания 1,2 по выбору



Фронтально.


Проверка индивидуальная.

Итог урока

Учитель:

-Что на уроке на ваш взгляд было самым интересным, самым запоминающимся? Что оказалось самым трудным, непонятным?

- Оцените свою работу на уроке.

Выбрать цвет:

Зелёный – я был активен и доволен своей работой.

Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось.

Красный – я работал не достаточно хорошо.

Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»



Что нужно сделать, чтобы решить возникшие трудности?

Домашнее задание.

Обязательно для всех отвечать на итоговые вопросы, выполнить задание 3 из «Рабочей тетради».

Желающим выбрать творческое задание:

- Найти в былинах эпизоды, где рассказывается о подвигах русских богатырей.

- Подобрать пословице о защите Родины.

- Подготовить сообщение об Александре Невском.