uzluga.ru
добавить свой файл
Строительство искусственных городов и островов. Проблемы и перспектива

В. Тининякин

МОУ СОШ №9, город Дивногорск,

8-39144-3-39-07, div-school9@yandex.ru

На сегодняшний день существует множество различных искусственных островов. Существуют искусственные туристические острова, жилые, развлекательные, острова-аэропорты и т. д. Некоторым странам такие острова нужны для развития туризма, другим странам из-за нехватки земель. В целом искусственные острова, предназначены для решения какой либо проблемы.

Гипотеза: считаю, что строительство искусственных островов для некоторых территорий может решить экономические и некоторые экологические проблемы, но в большей степени наносит экологический ущерб.

В работе использовал следующие методы: теоретический анализ литературы, сравнительный, картографический.

Цель работы: Изучение географии искусственных островов, городов, исследование их проблем и перспектив.

Решал основные задачи: - Изучить историю возникновения искусственных городов, островов; -Изучить причины строительства искусственных территорий стран мира; - Рассмотреть вопросы строительства, технологии; - Получить представление о глобальном освоении Мирового океана; - Рассмотреть положение современной России в данной теме; -Применять свои знания, умения и навыки, для решения исследовательских и прикладных задач.

Историческая справка

Первый искусственный остров Дедзима был насыпан у берегов Страны Восходящего Солнца еще в XVII веке. Тогда Япония была закрыта от остального мира, и остров играл роль карантина, где осуществлялись приемы иностранных гостей. Два столетия остров служил единственным местом, откуда власти Японии получали информацию о внешнем мире! Первые искусственные острова были возведены и в Голландии. Самый известный среди искусственных островов Украины – Первомайский, насыпанный еще при Екатерине II, чтобы разместить на нем артиллерийскую батарею для обороны Очакова. Существует две версии о том, как он сооружался. Первая – основой послужили затопленные баржи с песком, вторая – в дно забили дубовые сваи. В СССР первый такой остров был сооружен в Каспийском море в районе Махачкалы еще до войны - на нем располагался пороховой склад. В 1985 году проектировался такой остров (но уже в рекреационных целях) в Крыму, недалеко от Севастополя, однако к строительству его так и не приступили.

География городов, островов

в настоящее время география искусственных городов и возводимых островов увеличивается. Рассмотрим некоторые из них. 1.Голландская провинция Восточный Флеволанд, образован­ная непрерывной полосой суши — Восточным и Южным Флеволандскими польдерами - в 1995 году была признана самым крупным искусственным островом. Голландцы, как и арабы, решили придать своему острову форму национального растения – тюльпана. Проблема перенаселения стоит в Голландии донельзя остро: как заявил один из вдохновителей постройки, "люди живут на голове друг у друга".Таким образом частично решается проблема перенаселения. 2.В Объединенных Арабских Эмиратах продолжается широкомасштабное строительство самых больших на сегодняшний день искусственных островов. Технически это стало возможным благодаря широкому континентальному шельфу и относительно небольшой глубине(8–11 м) Персидского залива. Острова, очертания которых повторяют форму стилизованных финиковых пальм — одного из символов ОАЭ, - отчетливо видны даже из космоса. Когда все «пальмы» будут закончены, береговая линия Дубая увеличится в общей сложности на 520километров. Проект иллюстрирует главную идею Арабских Эмиратов - глобальный центр туризма. На островах-пальмах Джумейра, Джебель-Али и Дейра будет возведено более 100 роскошных гостиниц, 10 тысяч эксклюзивных вилл, 5 тысяч квартир, а так же пристани, водные парки, рестораны, торговые центры, спор­тивные сооружения, курорты, и так далее. Здесь же достраивают выполненный в виде географической карты архипелаг «Мир», состоящий из 300 маленьких островов. 3. Катар. В Персидском заливе королевство Катар к 2010 году построит "умный" остров под названием Жемчужина Катара, где поселятся около 40 тысяч человек. Пока готовы 400 гектаров острова с 32-метровой береговой линией, а также три бухты и каналы. 4.Бахрейн. На побере­жье Персидского залива - в Бахрейне, который и сам является островом, — запланировано возвести небольшой архипелаг, очертаниями напоминающий морского конька. Проект, полу­чивший название «Два моря», предусматривает создание девя­ти квадратных миль суши, на которых разместятся роскошные дома, гостиницы, магазины и различные аттракционы. 5. Япония. Материалом для них послужили не только снесенные холмы и небольшие прибрежные горы, но и обыкновенный мусор. Спрессованные в брикеты под давлением около 500 атмосфер, отходы человеческой жизнедеятельности стали надежным фундаментом аэропортов, жилых кварталов, огромных торговых и развлекательных центров. Изюминкой японского архипелага стал Порт Айленд площадью 436 гектаров близ города Кобе, сооруженный из отходов. На "мусорном острове" прекрасно разместились спортивные и развлекательные сооружения. На одном из них расположен спортивный комплекс Маисима, на двух - аэропорты: Кансайский междуна­родный аэропорт и Центральный японский международный, аэропорт. До этого практически все крупные национальные аэропорты строились в непосредственной близости от населенных пунктов. Из-за высокого уровня шума, сопровождающего взлет и посадку самолетов, запрещалось эксплуатировать эти аэропорты ночью, что снижало поток пассажиров японских ави­алиний. В середине XX века, растущие внешнеэкономические и туристические связи поставили государство перед необходи­мостью создания аэропорта, который мог бы работать круглосу­точно. Искусственный остров позволил решить эту проблему.Сейчас, чтобы сохранить право на участок океана в 1700 кило­метрах от Токио, Япония планирует вырастить искусственный остров на остатках кораллового рифа. Риф и «острова» Окино, Торишима принадлежат Японии с 1931 года и считаются самой южной ее территорией. Небольшой риф примыкает к забетонированным участкам суши, островам Хигасикодзиме и Китзкодзиме которые, постепенно уходят под воду из-за эрозии. Если эти острова будут затоплены, Япония не сможет претендовать на участок акватории на юге Тихого океана. Японские ученые пред­ложили укрепить риф, «высадив» на нем трехсантиметровые ростки кораллов.

6. Проект – строительство в Южной Корее искусственного города-острова и его подводных сервисных систем. Проект, включает добычу и поиск нефти, природного газа, металлов и полезных ископаемых, а также строительство аэропорта и города на побережье, парк под океаном и подводный трубопровод. Строительство началось в 2000 году, и к 2011 году министерство морских дел и рыбной ловли Южной Кореи планирует его закончить.

7. Италия. В августе 2006 года Ассоциация морских курортов Италии рассматривала проект сооружения пяти островов общей площадью 5 гектаров в Тирренском море недалеко от Рима. Инвестиции в строительство оценивались в 50 миллионов евро. Один из островов предназначался для баров и дискотек, второй для детских площадок и аттракционов, третий для дайверов, на четвертом открыть казино. По мнению разработчиков этих проектов, подобные затеи будут способствовать развитию туризма в Италии.

8. Израиль. Сегодня более 70% населения страны живет в прибрежной полосе. Такая скученность резко повышает цену на землю. По прогнозам, в ближайшие 40 лет население Израиля удвоится, то есть в той же прибрежной полосе будут жить еще 4-5 миллионов человек. У мэрии есть вполне серьезные и взвешенные намерения построить два искусственных сооружения у берегов Хайфы: прежде всего, аэропорт, который вскоре станет международным, а также "марину" - искусственный остров или полуостров с жилыми кварталами, торгово-развлекательным центром, яхт-клубом и портом для яхт. При этом они хорошо понимают, что такие острова способны нарушить экологический баланс, повлиять на течения в заливе и так далее. А ведь песок хайфских пляжей занесен сюда из Египта, его тысячелетиями выносило в море течение Нила. Поэтому оценка предлагаемых проектов должна быть делом не чиновников, а специалистов.В Средиземном море, неподалеку от побережья Израиля, пла­нируется возведение искусственного острова каплевидной фор­мы, на котором должен раскинуться большой туристический комплекс.9.Мальдивские острова. Более 50 % нынешнего населения Мальдивских островов в бу­дущем переселятся на искусственный остров, построенный рядом с перенаселенной столицей республики — Мале. Через 40 лет на этом острове будут проживать более 150 тысяч человек. Остров Хулхумале строится из матери­ала, добываемого со дна окружающей его мелководной лагуны. Его высота над уровнем моря будет на несколько метров больше, чем у Мали. 10. Словения. В октябре 2006 года власти Словении решили возвести к 2023 году остров площадью 30 тысяч квадратных метров на Адриатике, напоминающий по форме дельфина. На берегах планируется организовать пляжи, а в центре – ботанический сад и термальный курорт.
11. Россия. АНАПА. Необычные испытания проходят в лаборатории сочинского научно-исследовательского центра "Морской берег". Здесь испытывается полуостров. Почти фантастическая идея расширить курортную зону Анапы при помощи создания нового полуострова в черте города родилась давно. Проект полуострова, который по завершении испытаний планируется построить в Анапе, более скромный и не требует огромных капиталовложений. Это дает ему больше шансов быть реализованным в ближайшее время.   Проектируемый полуостров будет выдвигаться в море на 100 метров, вдоль берега он протянется на 150 метров. Там разместится современный центр для занятий серфингом, насыпной пляж, с которого в воду можно будет спускаться по ступенькам. Предусмотрена небольшая акватория, куда смогут заходить маломерные суда. На карте Анапы новый полуостров появится уже через два года, обещают строители.

СОЧИ. Строительство проекта «Остров Федерация» - это масштабный проект по созданию искусственного острова в акватории Черного моря города Сочи, не имеющий аналогов в России. ВЛАДИВОСТОК. Наиболее выгодная с экономической точки зрения практика захоронения отходов - размещение их в пределах шельфа с образованием искусственных рифов. Считают, что строительство искусственных островов или прибрежных территорий, на насыпных грунтах, в т.ч. с захоронением в них отходов, создает благоприятную среду обитания различных видов рыб и морских организмов. Владивосток является идеальным местом для строительства насыпных прибрежных территорий: обширный, мелководный, прилегающий к центру города, надежно защищенный от океана Амурский залив с тонким слоем ила на скальном основании. Это бесценный ресурс в условиях крайнего дефицита территорий Владивостока, и в особенности плоских территорий. Суть предложения состоит в том, чтобы строить рядом с городом искусственные территории крупноразмерными секциями из гидротехнического бетона, заполняемыми не бытовым мусором, а несгораемыми отходами, строительным мусором, боем стекла, кирпича и бетона, грунтом из котлованов и др. Достоинство такого решения состоит в том, что бетон непроницаем для токсичных веществ, содержащихся в золах, чего не скажешь, о любых других ограждениях или искусственных барьерах.

Особенности строительства

Теоретически технология проста: определяется участок дна, который удобно засыпать землей и камнем. Интересно решают эту проблему в Эмиратах – котлован, из которого берут грунт, автоматически станет частью грандиозного Арабского канала. У берегов страны Сербии находится искусственный островок Госпо, который продолжает расти благодаря древней традиции – каждый год местные жители отправляются к нему на лодках, груженных камнями, и бросают их у берегов, увеличивая таким нехитрым способом его размер. Остров Хулхумале (Мальдивские о-ва), строится из матери­ала, добываемого со дна окружающей его мелководной лагуны. Активно отвоевывают территории у моря и наши южнокорейские соседи. Расширение городской территории за счет прилегающей водной поверхности - обычная практика для прибрежных городов по всему миру.

Причины строительства

Первые искусственные острова были возведены в Голландии и Японии - густонаселенных странах, страдающих от дефицита пространства и находящиеся под постоянной угрозой затопления. Искусственные острова частично решают и эти проблемы. В Японии уже ведется массовое строительство "городских" островов именно ради нового жилья. Одна из самых насущных сегодня проблем - куда девать бытовые и производственные отходы? Ученые предлагают использовать мусор и золоотвалы для увеличения территории города путем создания искусственных островов и выравнивания береговой линии. На каждого жителя Владивостока сегодня приходится более 30 тонн золошлаковых смесей, захороненных в черте города. Только в золоотвалах ТЭЦ-2 их накоплено 17 млн тонн, и они занимают 156 га территорий. Ежегодно к этому добавляется еще 500-800 тыс. тонн, которые поглощают новые участки земли. Существует практика захоронения отходов в океане на глубине более1800м, где жизненная активность минимальна. Но этот способ захоронения отходов требует больших затрат. А можно строить рифы и острова. Наиболее выгодная с экономической точки зрения практика захоронения отходов - размещение их в пределах шельфа с образованием искусственных рифов. Строительство искусственных островов или прибрежных территорий на насыпных грунтах, в т.ч. с захоронением в них отходов, создает благоприятную среду обитания различных видов рыб и морских организмов. В Италии считают, что такие проекты будут способствовать развитию туризма.

6. Проблемы, возникающие при строительстве.

Главные проблемы

Страны

Нехватка земель

Нидерланды, Япония, Израиль, Мальдивские острова.

Развитие туризма

ОАЭ, Катар, Бахрейн, Словения, Россия (Сочи, Анапа), Италия.

Экологические проблемы

Россия (Владивосток), Япония.

Добыча ресурсов и инфраструктурные проблемы

Япония, Южная Корея.

На шельфе Каспийского моря (Казахстан) завершено строительство первого искусственного острова. В свое время решение о строительстве таких островов в море, где глубина воды не превышает четырех метров, и проходят традиционные пути миграции каспийских осетров, вызвало неоднозначную реакцию общественности. Специалисты убеждают, что чужеродное сооружение в море не нанесет вреда природе.
Этот остров размерами 120 на 80метров был насыпан из камня, 350 тысяч тонн которого баржами было привезено из Баутино. С экологической точки зрения он совершенно безопасен, поскольку создан из природного экологически чистого материала, не дающего никакой реакции при контакте с водой. Все работы здесь будут вестись с соблюдением самых строгих природозащитных норм и правил.

В Сочи, специалисты НИЦ "Морские берега" совместно с институтом "Гипрогор" предложили внести в генеральную схему берегозащиты сооружение в акватории города 3-4 островных комплекса. А морской курорт, если он действительно хочет быть международным, просто обязан иметь развитую инфраструктуру яхтинга. По утверждению специалистов НИЦ "Морские берега", все укрытия для яхт, которые возводятся на берегу, имеют явные недостатки. Вдоль Сочинского побережья, к примеру, с северо-запада на юго-восток идет мощный направленный поток наносов, строительство же прерывает, вызывая низовые размывы. Плюс ко всему в акватории всех подобных объектов всегда имеются низкочастотные колебания. В Сочи проблема эта на сегодня более чем назрела. И начать ее решение можно не обязательно с возведения сразу крупного острова, а, например, атолла или системы ограждения части примыкающей акватории. Идеальные условия в этом отношении имеются в Хостинской бухте около мыса Видный. Кстати, это предложение в 1998 году было включено в федеральную программу по защите Черноморского и Азовского побережий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев данную тему, считаю, что за последние годы география строительства городов и искусственных островов расширяется, количество стран строящих и создающих проекты увеличивается. Данное строительство позволяет эффективно решить ряд экономических, территориальных, экологических и даже демографических проблем.

Но при создании таких проектов необходимо помнить о словах заповеди «Не навреди»! В первую очередь необходимо заботиться о экологической составляющей, всех природных компонентов. Кроме того, создать при Центре развития технологий общественный научный совет по проблеме искусственных островов. Причем "продукцией" этого совета должны быть не просто "рассмотренные", а всесторонне проработанные и просчитанные проекты. А природопользование и освоение Мирового океана должно быть рациональным.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор). М.: Гардарики. – 2001. – 704 с

  2. Бондаренко В.С. Региональное управление природопользованием в прибрежных регионах. Смоленск - М.: «Ойкумена», 2003. – 347 с.

  3. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. М.: Гардарика, 1999. – 752 с.