uzluga.ru
добавить свой файл
Т.М. РЫБИНА


СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ


Согласно концепции модернизации профессионального образования: «Модернизация образования…должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны». Задача современного этапа развития профессиональной подготовки учителя не только в повышении ее эффективности в соответствии требованиям рынка, но и сохранении и совершенствовании тех традиций, которые были созданы за многовековую историю. Совершенствование математического образования не возможно без научного анализа содержания подготовки учителя математики, выявления традиций, закономерностей и перспектив. Дмитрий Дмитриевич Мордухай-Болтовской на 2-м Всероссийском съезде преподавателей математики, отмечая важность и сложность процесса подготовки и становления учителя, сказал: «создать ученого (т.е. научить знанию и научной работе) намного легче, чем создать учителя (которого надо и научить учить других)» [1, C. 118-119].

XVIII век. На первом этапе становления массового образования не было специальной подготовки для учителей школ. В школах преподавали математику выпускники школ, гимназий, университетов. В связи с очень низкой успеваемостью учеников и неэффективностью обучения в конце XVIII века была создана комиссия «для улучшения преподавания математики». Основными идеями проекта были: связь науки математики и математического образования, подготовка качественных учебников, учет возрастных особенностей учеников, отбор учительских кадров и другие.

С 1786 года в России создается сеть народных училищ, обучение в которых строилось по единому плану, использовалась единая литература и единые методы преподавания.

Подготовка учителей для народных училищ осуществлялась в Главном народном училище, которое было открыто в Петербурге в 1783 году, а в 1784 году было создана учительская семинария, которая осуществляла специальную подготовку учителей для Главных училищ, в частности учителей математики. В программу подготовки наряду с математическими дисциплинами: алгебра, геометрия, тригонометрия, входили и методические предметы.

Первые методические рекомендации по проведению уроков в России были опубликованы главным руководителем учительской семинарии Ф.И.Янкович де Мириево, это было пособие для учителей «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» (1783г.) содержало методические рекомендации по проведению уроков всех предметов и использовалось при подготовке учителей в учительской семинарии. Оно оказало огромное влияние на подготовку учителей.

XIX век. Это время первых научных изысканий в области методики математики: издание учебных пособий по математическим дисциплинам, первой методической литературы, обсуждение методико-математических идей на страницах периодических математических и педагогических журналах.

Для подготовки учителей гимназий и уездных училищ были открыты специальные педагогические институты (3 года обучения) в составе университетов. Учебный план институтов утверждался собранием профессоров университета и включал избранную специальность и методику преподавания предмета. Такое обучение позволяло включать в программу не только новые математические открытия, но и методические идеи того времени.

В обучении применялись собеседования студентов с профессорами, диспуты, семинарские занятия, практические упражнения, пробные лекции, разбор "примерных уроков". Каждый учитель готовился для преподавания 2-3 предметов.

С 1859 года реализовывалась и другая модель подготовки учителей с университетским образованием. Она возникла вследствие упразднения педагогических институтов и осуществлялась посредством двухгодичных педагогических курсов предполагающих общепедагогическую и методическую подготовку, на которые обычно принимались выпускники историко-филологических или физико-математических факультетов университетов.

XX век. К концу XIX – началу XX в. сложились предпосылки возникновения высшего педагогического образования. В РСФСР до конца 20-х годов реализовывались две модели подготовки учителей: в стационарных учебных заведениях (педтехникумы и пединституты), сохранявших традиции разработки психолого-педагогической проблематики. Второй моделью подготовки можно считать массовые краткосрочные курсы.

К началу 30-х годов учебный план педвуза составлял около 2100 часов; из них 530 отводилось на курсы основ марксизма-ленинизма, 510 – на общеобразовательные предметы, 180 – на иностранные языки, 330 – на физкультуру и военную подготовку, 570 - на педагогику (240 часов), педологию, психологию и методику. После постановлений ЦК ВКП (б) о школе (начало 30-х гг.) был взят курс на повышение качества подготовки учителей. Была поставлена задача разработки единых учебных планов, стабильных учебников для педагогических учебных заведений и т.п. В 1935 году в учебных планах для математических факультетов ведущее место заняли специальные математические дисциплины. Значительное время отводилось на овладение педагогическим мастерством и факультативные курсы и консультации, дававшие возможность лучше организовать самостоятельную работу студентов.

С 1956 года педагогические институты были переведены на 5-летний срок обучения и начали готовить учителей широкого профиля для 5-10 классов. Каждый студент должен был овладеть двумя специальностями. В 60-80-х годах в педагогических институтах на занятия по общественно-политическим предметам отводилось 12% учебного времени, по педагогическим – 10%, по специальным – 69%, по общеобразовательным – 9%. Педагогическая и методическая подготовка студентов включала психологию, историю педагогики, педагогику; методику преподавания предмета, школьную гигиену, факультативно изучались спецкурсы по дидактике, теории воспитания, программированному обучению, сравнительной педагогике и др. Возможности для самостоятельной организации учебного процесса, творческого экспериментирования оставались ограниченными. Широкие изыскания в области методики преподавания математики не всегда находили и находят отражение в программах педвузов.

В этот период было создано большое количество методической литературы, учебники по методике преподавания математике, например, такие как [2,4] и др.

XXI век. С начала 90-х годов XX века получила развитие идея о необходимости качественно нового педагогического образования, результатом которого становилась способность выпускника не только решать узкопрофессиональные задачи, а быть субъектом образовательного процесса, быть универсальным в освоении культуры и ее трансляции. Разработка новых подходов к педагогическому образованию в соответствии с фундаментализацией содержания подготовки специалистов, обеспечением целостности образовательных программ, созданием условий для личностного и профессионального развития.

В конце XX века начале XXI века были введены государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (1995, 2000, 2005). Их введение существенно сократило количество аудиторных часов на изучение дисциплин как предметной, так и методической подготовки будущего учителя математики, что повлияло на увеличение роли самостоятельной работы студентов. В учебный план подготовки были введены дисциплины и курсы по выбору, содержание и программа которых разрабатываются преподавателями. Данные курсы позволяют вводить в программу новые достижения в области теории и методики обучения математике, углубленно изучать наиболее важные вопросы.

В XX веке произошло изменение статуса методики обучения математике: от учения о приемах обучения математике и приложения к педагогике и психологии она становится самостоятельной научной областью. Этот переход ясно прослеживается в программах педагогических вузов. В начале XX века будущему учителю математики методика преподавания преподносилась как свод указаний, которые он должен выполнять в своей профессиональной деятельности. В настоящее время в программу включаются вопросы методологии и теории обучения математики, создаются условия развития для способностей выпускника не только решать узкопрофессиональные задачи, а быть субъектом образовательного процесса, быть универсальным в освоении культуры и ее трансляции.

Одним из важнейших направлений методической подготовки является введение в программу раздела «История теории и методики обучение математике». Введение обусловлено с одной стороны изменением статуса теории и методики обучения математики: от учения о приемах преподавания математики, приложения к дидактике и психологии до самостоятельной научной области, со своим предметом, объектом, методами исследования, методологией и теорией, понятийным аппаратом.

Исторический анализ методических идей необходим не только для развития методик как научных областей и развития учебного предмета «Теория и методика обучения математике» как важнейшего в структуре педагогического образования, но и для эффективного реформирования образования, и в частности педагогического. Состояние и уровень развития и готовность методик обеспечить проведение этих реформ влияют и на их качество, и на эффективность. Причем эта готовность должна быть и на методологическом, и теоретическом, и на уровне учебных пособий и реального учебного процесса. Уроки истории наглядный тому пример (проект Эйлера, Колмогоровские реформы и т.д.). Учитель как конкретный исполнитель должен быть подготовлен к анализу происходящих процессов, к прогнозированию результатов своей деятельности, к коррекции своей деятельности.

Специфичность подготовки учителя математики состоит в том, что организуется учебная деятельность студента и происходит формирование профессиональных умений и навыков, необходимых будущему учителю, тем самым студент на различных этапах обучения выступает и в роли ученика, и в роли учителя. При этом его знания должны быть актуальны, соответствовать уровню того времени, в котором он будет осуществлять свою профессиональную деятельность.

Подготовка современного учителя невозможна без углубления и расширения интегративных связей между математической и методической подготовкой: на уровне целеполагания, содержания, методов, форм и средств обучения.

При разработке концепций подготовки современного учителя математики, а особенно при переходе на двухуровневую подготовку, необходимо учитывать следующие направления:

- сохранение лучших традиций русской и советской методических школ: подготовка по двум специальностям, глубокая математическая и методическая подготовка, внедрение в учебный процесс новых достижений методической науки и т.д.

- сближение современной науки математики и содержания математической подготовки, науки «теория и методика обучения математике» и содержания учебной дисциплины «теория и методика обучения математике», повышение роли методологических знаний,

- создание эффективных методик обучения, контроля, организации самостоятельной работы студентов;

- формирование профессиональных умений в процессе изучения методических дисциплин и дисциплин предметной подготовки, а также педагогических практик;

- повышение роли педагогических практик;

- развитие исследовательских умений и навыков, творческих способностей будущих учителей;

- разработка содержаний спецкурсов и дисциплин национально-регионального компонента, позволяющие раскрывать актуальные направления наук, а также подготовить будущего учителя математики к разработке элективных курсов;

- разработка и внедрение в высшую школу новых информационных технологий и подготовка к их использованию в профессиональной деятельности будущих учителей математики;

- совершенствование системы послевузовского образования учителей.


___________________

  1. Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование. – Орел, 1996. – 319с.

2. Методика преподавания математики в средней школе: Общая методика / В.А. Оганесян, Ю.М. Колягин, Г.А. Луканкин, В.Я. Санинский. – М.: Просвещение, 1980. – 368с.

3. Полякова Т.С. История отечественного школьного математического образования. Два века. – Ростов-на-Дону, 1997. кн.1. – 287с.

4. Саранцев Г.И. Общая методика преподавания математики: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и университетов. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1999. – 208 с.