uzluga.ru
добавить свой файл
КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОГО ЗАПАДА

«Мир идей» Средневековья. «Мир идей» средневековой Европы был неразрывно связан с христианской религией. В условиях отсутствия достоверных научных знаний о природе христианство предлагало людям стройную систему представлении о мироздании. Эта картина мира основывалась на полном, безусловном противопоставлении Бога и природы, неба и земли, души и тела. Так как мир, согласно представлениям европейца Средневековья, являлся своеобразной ареной противоборства небесных и адских сил, все были абсолютно уверены в возможности чудес. Отсюда строгое соблюдение религиозных обрядов, которые должны были помочь человеку властвовать над природой.

Оклад Евангелия. XI в.

Считалось, что «Град небесный» выстроен в соответствии с иерархией его обитателей. Выше всех находится Бог, ниже — апостолы, архангелы, ангелы и другие небесные существа. Эту иерархию повторяют и обитатели «Града земного»: папа, кардиналы, священники и простые миряне. При этом земная мирская жизнь противопоставлялась небесной загробной жизни. Церковь учила, что все удовольствия земной жизни представляют собой обман, ибо мир есть арена проделок сатаны. Главное назначение человеческой жизни — подготовка к загробной жизни, к спасению. Между небесным и земным мирами существует невидимая лестница, по которой люди стремятся попасть в рай. Ангелы помогают праведникам достичь желаемой цели, грешники же срываются и падают в ад.

Церковь проповедовала основы христианской морали, следование которым позволило бы человеку надеяться на спасение. Она порицала людей за стремление к наживе, противопоставляя этому пороку идеалы бедности и аскетизма. Отстаивая идею равенства всех людей перед Богом, церковники вместе с тем делили верующих на духовенство и мирян. Духовенство отличалось особым качеством — священством, которое шло от самого Христа и передавалось из поколения в поколение во время специального обряда. Считалось, что верующие были не способны самостоятельно, без священников отыскать пути к спасению, понять слово Божье. Спасение душ верующих могло быть только коллективным, в лоне церкви. Поэтому Библия была для рядовых мирян запретна, толковать ее дозволялось только священнослужителям.

Христианство и культура. Христианство было стержнем средневековой европейской культуры. Основной целью искусства считалось прославление деяний Бога, напоминание людям об их земном долге, о воздаянии праведникам и наказании грешников. Земная плотская красота считалась грешной, в искусстве господствовал канон — особые правила изобралсения. Античное искусство было объявлено церковью языческим и подвергалось гонениям: древние статуи разрушались, античные храмы превращались в церкви. При этом некоторые древние памятники литературы и искусства сохранились благодаря тому, что церковь использовала их в своих интересах. К ним относились, например, произведения Аристотеля, некоторые античные здания.

Центрами культуры в Западной Европе долгое время были монастыри. Монахи сумели сохранить то немногое из античного и раннехристианского наследия, что не было уничтожено и разрушено варварами. Они переписывали книги, сохраняя знания для будущих поколений, вели хроники — записи важнейших событий, произошедших в том или ином году. При этом, хотя сами монастыри были своеобразными островками культуры среди моря неграмотности, многие монахи были необразованны. Уровень образования прихожан был минимальным.

Средневековая христианская культура опиралась не на записанное,

запечатленное слово, а на изустные проповеди, молитвы, предания. Че¬

ловек Средневековья привык рассматривать окружающую действитель¬

ность как некий текст, систему символов, содержащих высший смысл.

Поэтому средневековое искусство, прежде всего живопись, стремилось

по-своему истолковать Библию.

Мир, согласно представлениям

европейца Средневековья, являл¬

ся своеобразной ареной противо¬

борства небесных и адских сил.

Искусство должно было прибли¬

жать человека к Богу. Вследствие

этого именно храмы — «дома Бо¬

га», украшенные фресками и ста¬

туями с изображениями святых,

содержавшие библиотеки религи¬

озной литературы, были сосредо¬

точением художественной куль¬

туры Средневековья.

Рыцарская» культура. Стремление церкви облагородить христианское воинство, знакомство западноевропейцев с роскошной и изысканной дворцовой жизнью в Византии и на Востоке изменили рыцарский образ жизни. На место грубому невежественному воину IX-X вв., владевшему только оружием и конем, пришел рыцарь, знакомый с изысканным обхождением и этикетом, стихосложением и игрой на лютне. Три заповеди были святыми для рыцарей: защита Христа и церкви, служение Прекрасной Даме и верность сеньору.

Рыцарский турнир

Идея защиты церкви была главной во время церемонии посвящения в рыцари. Ночь перед ней будущий рыцарь проводил в храме — в страстных молитвах. На алтаре освящался его меч, а священник участвовал в обряде облачения юно-

ши в рыцарские одежды. Присяга сеньору давалась на кресте. Ради Прекрасной Дамы (чаще всего ею была супруга сеньора) рыцарь совершал подвиги, сражался на турнирах, слагал стихи.

Первоначально турниры устраивались как средство подготовки молодых воинов. Впоследствии, не утратив прежних целей, они превратились в яркие празднества. На турнир съезжались семьями. Жены и дочери феодалов, проводившие большую часть времени за шитьем и хозяйственными заботами, были рады на время оставить свою скучную жизнь в замке. Мужчинам же хотелось сразиться с противником и продемонстрировать свою отвагу, удаль, презрение к опасности. К участию в турнире допускались только воины, ни в чем не умалившие рыцарской чести. Победивший во всех поединках рыцарь получал награду из рук первой красавицы турнира.

Символом героизма и верного служения сеньору был маркграф Роланд, который погиб, защищая своего господина — Карла Великого. На страницах эпоса «Песнь о Роланде», рыцарских романов вырисовывался образ героя «без страха и упрека», который защищал слабых и обиженных, не хитрил даже с врагом, был милосерден с побежденным противником. Его слово было нерушимо, дружба — крепче меча. Благополучие феодала зависело не от того, сколько сокровищ хранится в погребах его замка, а от того, сколько вассалов он может позвать на помощь для схватки с враждебным ему феодальным властителем или для подавления крестьянского бунта. Накопление богатств вызывало в рыцарской среде презрение. Верность вассалов сеньору обеспечивалась регулярными угощениями, устройством празднеств, подарками. Об этом свидетельствует средневековая поговорка: «Сеньор никогда не садится есть один».

Для пира в замке отводился самый большой зал. Вдоль столов устанавливались длинные скамьи — места должно было хватить всем: рыцарям и их дамам, оруженосцам и менестрелям — бродячим певцам. Особой любовью слушателей пользовались выступления рыцарей-поэтов — трубадуров и труверов (как они назывались соответственно в Южной и Северной Франции), миннезингеров (в Германии). Самым почитаемым жанром произведений рыцарей-поэтов была кансона — песня, отражавшая мечты о возлюбленной и горечь разлуки с нею. Воспевали рыцари и свое воинское ремесло.

«Крестьянская» культура. Средневековые писатели, сравнивая устройство общества с домом, отводили крестьянам роль пола, по которому все ходят, но который составляет основу здания. Церковные авторы добавляли к этой характеристике следующее: крестьяне могут надеяться на спасение души и райское блаженство, ведь они добывают хлеб свой так, как повелел Господь — «в поте лица своего».

Жизнь крестьян была тесно связана с природой. Смена дня и ночи, чередование времен года влияли на хозяйственную деятельность селян и приводили к тому, что время воспринималось ими как вечный круговорот, постоянная повторяемость явлений и событий. Отсюда — почтительное отношение к традициям и обычаям старины, размеренный порядок жизни, в котором с трудом утверждались новые идеи и ценности.

Повседневная жизнь крестьянина и его семьи регулировалась общинными порядками. Община имела свою казну, и каждый вносил в нее сколько мог.

На эти деньги крестьяне помогали пострадавшим от пожара или неурожая, со держали священника, возводили церковь. Именно церковь была тем местом, вокруг которого строилась духовная жизнь земледельцев. Звон колокола отмечал начало и конец дня. В храме крестили младенцев и отпевали умерших, венчали новобрачных и отмечали церковные праздники, которые прерывали однообразное течение деревенской жизни.

Вместе с тем именно в крестьянской среде долго сохранялись остатки древних верований. Поэтому религиозные представления селян были смесью христианства и языческих суеверий. Народные праздники были похожи на языческие игрища. Священники сердито бранили и запрещали эти развлечения, но они — в силу того, что проникли в самую толщу народной жизни — оказались неистребимыми.

Поскольку крестьяне составляли большинство населения средневековой Европы, деревенская утварь и одежда, деревенские праздники и обычаи, способы украшения жилища и орнамент — все это представляло собой отличительные особенности того или иного народа. Образ жизни крестьян, их традиции и поверья наложили неизгладимый отпечаток на всю средневековую цивилизацию.

«Городская» культура. Образ жизни обитателей средневекового города разительным образом отличался от быта средневековой деревни. Вместо церковного колокола ритм жизни задавали городские башенные часы, которые громко отбивали каждую четверть часа. Вместо привольно раскинувшихся деревянных домишек господствовала тесная, многоэтажная застройка. Второй и третий этажи домов нередко нависали над первым, почти лишая улицу солнечного света. За свою жизнь горожанин встречался с несравненно большим, чем сельский житель, числом людей разных профессий и социального положения.

Центром жизни горожан была рыночная площадь. В торговых рядах и лавках продавались самые разные товары. На рынке можно было заключить сделку, воспользоваться услугами писца, купить в аптеке необходимые медикаменты. Читать умели немногие, поэтому перед магазинчиками и лавками ремесленников вешали особые знаки, чтобы люди знали, что здесь продается. Подкова означала кузницу, зеленый куст — харчевню, ножницы — цирюльню и т.д.

На рыночной площади шумно отмечались празднества, читали свои проповеди странствующие монахи. Именно здесь на Рождество и Пасху ставились музыкально-драматические представления — литургические драмы (из них потом возник театр). Здесь выступали бродячие акробаты и жонглеры, пели свои песенки поэты-певцы из ремесленных цехов. Особенно популярными были «песни странствующих подмастерьев» — лирические и шутливые, плясовые, а порой и непристойные песенки про жизнь горожан. Автор одного из стихотворений говорил о дворянах, которые «чужой лишь доблестью богаты, от предков по наследству взятой».

Популярным литературным жанром был городской роман. В «Романе о Лисе», например, под видом животных были выведены типичные представители средневекового общества: крупный сеньор — медведь Бренн, злой и алчный рыцарь — волк Изегрин, умный и насмешливый горожанин — лис Ренар. Благодаря своей изворотливости и находчивости Ренар всегда выходил победителем в споре с теми, кто «обжора страшный и что дуб, как говорится, глуп и туп». Городской роман воспитывал чувство человеческого достоинства и осуждал привычку ломать шапку перед знатью.

Банкиры, купцы, ремесленники, врачи, адвокаты были людьми предприимчивыми. От умения вести дела и расторопности зависело их благополучие. В городе труд и богатство были признаками достоинства человека. В отличие от церкви, которая рассматривала стремление к наживе как грех, горожане считали, что следует копить деньги, как пчела мед. Вместе с тем стремление богато одеться, украсить свой дом дорогими вещами было для горожан средством хоть как-то уравнять разницу в происхождении между ними и дворянством.

Жизнь делала горожан любознательными. Купцу необходимы были сведения в различных областях знаний: по праву, географии, арифметике, иностранным языкам. Ремесленник должен был знать счет и письмо, разбираться в свойствах материалов — металлов, шерсти, кожи, пеньки, меха. Для горожан недостаточно было опираться только на авторитет предков и традиции. Они также высоко ценили собственный опыт, знания, навыки и умения, заимствованные друг у друга.

В городах возникла система светского образования. С XII века городские школ, где преподавали учителя, прославившиеся своей ученостью, стали превращаться в университеты. В отличие от обычных школ, здесь преподавался хотя бы один из трех специальных предметов: законы (право), богословие или медицина. Для учебы в наиболее знаменитых университетах (в Болонье, Праге, Париже, Оксфорде) съезжались школяры со всех стран Европы. Преподавание велось на латыни, благодаря чему научные знания были доступны всем желающим. В университетской среде возникла идеология гуманизма, ставшая одной из предтеч Реформации.

Подведем итоги

Средневековая европейская культура была христианской по своему содержанию, однако она вобрала в себя многие элементы народной (языческой) культуры. В средневековых городах формировались те духовные ценности, которые выходили за рамки традиционных средневековых представлений о мире и обществе. Здесь возникли условия для нового подъема науки и искусства.

ВОПРОСЫ

1. Как церковь влияла на сознание людей? В чем проявлялось влияние церкви на развитие средневековой христианской культуры?

2. Чем отличалось представление средневекового человека об окружающем мире и его устройстве от современных представлений?

3. Какое влияние на развитие «мира идей» современного Запада оказала рыцарская и городская культура?

4. В чем состояло своеобразие крестьянской культуры?