uzluga.ru
добавить свой файл

Праздники и Святые Дни бахаи



В Вере бахаи — девять основных Святых Дней:


21 марта Нау-Руз, Новый Год бахаи

21 апреля,

29 апреля и

2 мая Три дня в течение Праздника Ризван — провозглашения Бахауллой Своей Миссии (весь Праздник длится 12 дней, отмечаются 1-й, 9-й и 12-й дни)

23 мая День, когда Баб провозгласил Свою Миссию

29 мая Вознесение Бахауллы

9 июля Мученическая смерть Баба

20 октября День рождения Баба

12 ноября День рождения Бахауллы


Кроме того, бахаи отмечают также День Завета 26 ноября, однако этот день не является выходным.

Социальное значение Праздников и Святых Дней


Бахаи придают Праздникам и Святым Дням особый смысл. Это не просто выходные дни, когда человек должен воздерживаться от работы и уделять больше внимания молитвам и размышлениям о возвышенном — хотя в этом тоже состоит их важная функция. Эти дни являются особенными, и поэтому они должны приносить особенные плоды. Вот как описывает социальную роль праздников Абдул-Баха:

Коротко говоря, каждый народ имеет дни, известные как святые дни, которые он празднует с радостью. В святых Законах Божиих, в каждом цикле и миропорядке, есть благословенные праздники, святые дни и выходные. В такие дни все виды занятий — торговля, промышленная деятельность, занятие сельским хозяйством и т. д. — не разрешаются. Всякая работа незаконна. Все должны наслаждаться добрым времяпровождением, собираться вместе, проводить общие встречи, становиться одним собранием, чтобы национальное единство и гармония воплотились пред очами каждого человека. Поскольку это благословенный день, не следует пренебрегать им или проводить его без пользы, ограничиваясь просто плодами увеселения. В течение таких благословенных дней следует основывать институты, несущие непреходящую пользу и имеющие ценность для людей, так, чтобы и в ходе повседневных бесед, и с в истории упоминалось, что такое-то благое деяние было начато в некий праздничный день. Поэтому умный человек должен внимательно исследовать положение дел, чтобы отыскать, какое важное дело, какой благотворительный институт нужнее всего и какие начинания должны быть сделаны для общины в этот особенный день, чтобы все это могло быть исполнено. Например, если они обнаружат, что община нуждается в нравственности, то они могут заложить основание нравственности в сей день. Если община испытывает нужду в распространении наук и расширении кругозора, они должны в сей день действовать в этом направлении, то есть направлять мысли всех людей на это благотворительное дело. Если община испытывает нужду в расширении торговли, ремесел или сельского хозяйства, они должны предпринять меры к этому, дабы достичь желаемой цели. Если же общине нужно защищать сирот, правильным образом поддерживать их и заботиться о них, они должны трудиться для благосостояния сирот — и т. д. Такие предприятия, которые несут благо бедным, слабым и беззащитным, должны основываться в сей день, дабы через всеобщее единство и через значительные встречи могли быть достигнуты результаты, и чтобы слава и благословения сего дня проявились и стали известны повсюду...

Во всех пророческих циклах благотворительные дела ограничивались только одним народом — за малыми исключениями, такими, как милостыня, которую было разрешено распространять на других. В этом же удивительном откровении дела благотворительности направлены на все человечество, без исключения, ибо они являют милость Божию. Следовательно, всякое всеобщее дело — то есть относящееся ко всему миру человечества — является священным; и всякое дело, которое является сектантским и особым, не имеет всеобщего характера и поэтому ограничено. Я надеюсь, что друзья Бога, каждый из них, может стать милостью Бога для всего человечества.1


Исполняя эту рекомендацию Абдул-Баха, бахаи приурочивают все важные для общины события к праздникам и Святым Дням. Например, важнейшее событие — выборы Местного Духовного Собрания, которое будет управлять всеми делами в общине на протяжении следующего года — приурочено к главному празднику бахаи — Первому Дню Ризвана, 21 апреля. В течение Праздника Ризван проводятся и все другие выборы, как на национальном, так и на всемирном уровне. Назначение Советников — второй ветви Администрации Бахаи — проводится в День Завета, 26 ноября, и т.д.

Нау-Руз: Новый Год бахаи


«Нау-Руз» буквально переводится с персидского как «новый день». Новый Год в календаре бахаи привязан к астрономическому событию — весеннему равноденствию, поэтому он может выпадать на разные дни по григорианскому календарю. В настоящее время в западных странах, однако, этот праздник зафиксирован на 21 марта.

Нау-Руз — древний иранский праздник, его история насчитывает по меньшей мере пять тысяч лет. Корнями своими он уходит в сельскохозяйственные ритуалы, связанные с культом плодородия. Нау-Руз и Михраджан — параллельный праздник осеннего равноденствия — являются главными праздниками зороастризма. Шииты продолжали праздновать Нау-Руз; предания, приписываемые имамам, гласят, что этот день исполнен великого смысла. Среди прочего он символизирует день заключения первого Завета между Богом и человечеством; первый восход солнца; день, когда Ноев Ковчег остановился на горе Арарат; первое явление архангела Гавриила Мухаммаду; день, когда Али выбросил из Каабы идолов; явление Каима (Обетованного Посланника Божьего в исламе); а также окончательную победу Каима над антихристом.


Бахаулла так говорит об этом Празднике в Своей Наисвятой Книге:

Счастлив тот, кто вступает в первый день месяца Баха, день, посвященный Богом сему Великому Имени. И да будет благословен тот, кто свидетельствует в сей день о дарах, коими Бог пожаловал его; истинно, он из тех, кто благодарит Бога деяниями, знаменующими щедрость Господню, объемлющую все миры. Скажи: Воистину, сей день есть венец всех месяцев и исток их, день, когда дыхание жизни веет на всякую сотворенную вещь. Велико благословение на том, кто приветствует его в сиянии и радости. Мы свидетельствуем, что он, воистину, из тех, кто обрел блаженство.2

Абдул-Баха объясняет, что день равноденствия символизирует единство всей планеты, поскольку в этот день солнце освещает всю землю одинаково:

...Этот священный день, когда солнце равно освещает всю землю, называется равноденствием, и равноденствие является символом Богоявления. Солнце Истины поднимается над горизонтом Священной Милости и посылает свои лучи. Сей день и посвящен празднованию этого...3

Царь Праздников — Ризван


Этот праздник, длящийся 12 дней, с 21 апреля (13 джалала) по 2 мая (5 джамала), связан с объявлением Бахауллой о Своей Миссии и отъездом Его из Багдада в 1863 г. Выходными являются первый, девятый и двенадцатый дни.


Новости об отъезде Его в Константинополь быстро распространились среди жителей Багдада и соседних городов, и многие желали побывать в Его присутствии и отдать Ему последнюю дань уважения. Однако в скором времени стало ясно, что Его дом слишком мал для этой цели. Когда Наджиб Паша, один из представителей аристократии города, услышал об этом, он немедленно предоставил свой парк, Наджибийи, в распоряжение Бахауллы. Этот прекрасный сад, названный последователями Бахауллы Ризван (Рай), располагался в предместье Багдада, на другой стороне реки от дома Бахауллы.

Через тридцать один день после Нау-Руза, 22 апреля 1863 года,4 после полудня, Бахаулла переехал в этот сад, где и оставался двенадцать дней. В первый день Он объявил о Своей Миссии перед Своими спутниками. Эти двенадцать дней празднуются бахаи как Праздник Ризван.5


Бахаулла так говорит о Празднике Ризван в Своей Наисвятой Книге:

Величайшее Празднество есть, воистину, Царь всех Празднеств. Вспомните, о люди, о щедром даре, коим Бог пожаловал вас. Вы были погружены в дремоту, и вот! Он пробудил вас животворными дуновениями Своего Откровения и указал вам Свой явный и прямой Путь.6

Провозглашение Бабом Своей Миссии


Баб (арабск. Врата) был независимым Богоявлением и основателем религии Баби. Главной темой Его Писаний было скорое пришествие «Того, Кого явит Бог» — Посланника, обещанного во всех Священных Книгах прошлого. Именно с приходом этого Посланника, говорил Баб, и наступит долгожданное Царствие Божие на земле. Бахаи почитают Баба наравне со всеми прочими великими Посланниками Бога в истории человечества — Авраамом, Моисеем, Зороастром, Кришной, Буддой, Христом, Мухаммадом и другими.

Баб впервые объявил о Своей Миссии молодому ученому-богослову, которого звали Мулла Хусейн Бушруи. Мулла Хусейн, исполненный ожиданием скорого исполнения пророчества о приходе Каима (Обетованного в исламе), отправился вместе с несколькими своими друзьями на Его поиски. Не имея никакого представления, где этот Человек может появиться, Мулла Хусейн целиком положился на Божественный Промысел. Провидение привело его в Шираз — город, где в свое время жил великий персидский поэт Хафиз, воспевший Шираз в своих бессмертных стихах. У ворот этого города Мулла Хусейн встретил юношу, который поразил его тем, что обратился к нему так, как будто они были давно знакомы друг с другом, а затем пригласил Муллу Хусейна к себе домой. Расспросив Муллу Хусейна о цели его путешествия, юноша спросил его, по каким признакам тот собирается искать Обетованного. Когда Мулла Хусейн перечислил эти признаки, почерпнутые им из пророчеств его духовных учителей, юноша вдруг воскликнул: «Смотри: все эти признаки явлены во мне!» Мулла Хусейн был потрясен такими словами, и, естественно, его немедленно обуяли сомнения. Он возразил юноше:

Ожидаемое нами Лицо является Человеком недостижимой святости, и Дело, которое будет проявлено Им, обладает сверхъестественной силой. Много еще других требований, которым Он должен удовлетворять в совершенстве…

Мулла Хусейн далее так описывает произошедшее в тот вечер:

Едва я произнес эти слова, как почувствовал себя охваченным чувством страха и угрызениями совести, чего я не мог ни утаить, ни объяснить. Сильно упрекнув себя, я решил вести себя иначе и говорить более мягким тоном. Я поклялся в душе, что если Он еще раз заговорит на эту тему, я весьма скромно скажу Ему: «Если Вы докажете обоснованность Вашего заявления, Вы избавите меня от беспокойства и волнения, которыми охвачена моя душа, и я был бы искренне обязан Вам за это спасение». С того времени, как я начал свои исследования, я считал, что обещанный Каим должен в доказательство Своей правоты исполнить два условия. Первым условием было то, что Он должен быть способен объяснить сложные пункты в учении шейха Ахмада и Сийида Казима [духовные учителя Муллы Хусейна], пункты, упомянутые мною в брошюре, которая была написана мною же по этому поводу. Вторым условием было попросить Его без малейшего колебания или предварительного размышления написать комментарий к суре [главе Корана] «Иосиф» в стиле, превосходящем все написанное до того времени. Еще раньше, будучи наедине с Сийидом Казимом, я попросил его написать мне комментарий к суре «Иосиф». Однако он отказал мне, заявив: «Это выше моего понимания. Тот великий Человек, Который придет после меня, откроет тебе это еще до того, как ты успеешь попросить Его. И этот комментарий будет одним из самых веских доказательств Его правоты и одновременно будет свидетельствовать о высоте Его положения».

Я был погружен в эти думы, когда Он снова заговорил:

Подумай хорошо. Возможно ли, чтобы Тот, Кого имел в виду Сийид Казим, был кто-нибудь иной, а не Я?

В это время я почувствовал побуждение представить Ему брошюру, которую я имел при себе.

Могу ли попросить Вас, – сказал я, – просмотреть мою книгу и прочесть несколько страниц? Простите мне мою слабость, я виноват перед Вами.

По Своей милости Он согласился и, взяв у меня книгу, просмотрел несколько страниц, затем закрыл ее и начал объяснять мне. В течение нескольких минут Он с характерным для Него красноречием открыл мне все ее тайны и разрешил все ее вопросы. После того, как Он столь быстро исполнил мое желание и я был совершенно удовлетворен, Он приступил к изложению некоторых истин, которые нельзя было найти ни в изречениях Имамов, ни в произведениях шейха Ахмада или Сийида Казима. Это были истины, о которых я совсем не слышал до этого времени и, казалось, они обладали какой-то возрождающей силой и оживляющим влиянием.

Не будь ты моим гостем, – заметил Он, – тяжким было бы твое положение. Всеобъемлющая милость Господа спасла тебя. Ведь Бог должен испытывать Своих слуг, а слуги, мерила которых несовершенны, не могут позволить себе судить о Нем. Если бы Я не разрешил твоих затруднений, разве возникли бы сомнения в истине, сияющей во Мне, и разве были бы сочтены несовершенными Мои знания? Нет, клянусь Богом! В сей День нации и народы как Запада, так и Востока должны обратиться ко Мне и с Моей помощью добиться милости Божией. Кто поколеблется, понесет тяжкую потерю. Не считают ли все народы земли основной целью Творения познание Бога и поклонение Ему? Следовательно, подобает всем воспрянуть так же искренне и ревностно, как и ты, и с твердой и непоколебимой решимостью искать Возлюбленного.

Затем Он сказал:

Теперь пора написать комментарий к суре «Иосиф».

Он взял перо и с невероятной быстротой открыл Сурат-уль-Мульк (Суру Господства), то есть первую часть Своего комментария. Когда Он открывал Свои стихи, Он пел замечательно нежным голосом, и это придавало еще больший эффект изумительной манере, в которой Он писал. Без малейшей паузы или минутного перерыва Он продолжал писать этот комментарий, пока, наконец, не закончил его полностью. А я сидел и восхищался Его чудесным голосом и стремительной силой Его Откровения. В конце концов я встал со своего места и попросил Его позволить мне уйти. Улыбаясь, Он приказал мне присесть и сказал:

Если ты выйдешь в таком состоянии, всякий, кто увидит тебя, скажет: «Бедный юноша потерял рассудок».

В это время часы показывали два часа одиннадцать минут после заката солнца. Это было накануне пятого дня месяца джамадий-уль-аввал 1260 года, то есть накануне шестьдесят пятого дня после Нау-Руза, или накануне шестого хордада года Наханг.

Эта ночь, – изрек Он, – этот час будут одним из величайших праздников. Воздай благодарность Богу за то, что, по милости Своей, помог Он тебе достичь цели...

Вознесение Бахауллы


Бахаулла покинул этот мир примерно в три часа ночи 29 мая 1892 г. Каждый год в эту ночь бахаи собираются вместе и читают молитвы, чтобы достойно почтить это событие.

Когда бахаи говорят, что Бахаулла «вознесся», они не подразумевают, что Его телесная оболочка улетела на небеса. Бахаи полагают, что ссылки в Священных Писаниях на «воскресение», «вознесение» и проч. следует толковать в духовном смысле, а не в материальном.

Мученическая смерть Баба


После того, как Баб провозгласил Свою Миссию, Он был вскоре заключен в тюрьму, а затем, 9 июля 1850 г., расстрелян на площади г. Тебриза. Это событие сопровождалось следующими удивительными обстоятельствами:

Фарраш-баши [надзиратель] резко прервал последнюю беседу, которую Баб вел в одной из комнат казармы наедине со Своим секретарем Сийидом Хусейном, и стал выгонять последнего, осыпая его бранью, когда Узник обратился к нему с такими словами: «До тех пор, пока Я не скажу ему всего, что хотел сказать, никакая земная сила не заставит Меня умолкнуть. И даже если весь мир ополчится против Меня, это не помешает Мне довести Мою речь до конца». Командир армянского полка Сам-хан, христианин по вере, которому предстояло привести приговор в исполнение, был охвачен страхом, что это деяние может навлечь на него гнев Божий, и умолял избавить его от возложенного на него поручения. Баб заверил его: «Исполняй, что тебе велено, и если намерения твои чисты, Вседержитель наверняка выведет тебя из затруднения».

Сам-хан приступил к исполнению своего долга. В столб между двумя выходившими на площадь комнатами казармы вбили крюк. Баб и один из Его преданных учеников, юный Мирза Мухаммад Али Зунузи, по прозванию Анис, который накануне, бросившись в ноги Учителю, умолял, чтобы Тот при любом исходе позволил ему до конца оставаться с Ним, были подвешены на отдельных веревках. Полк выстроился в три шеренги, по двести пятьдесят человек в каждой. Шеренги должны были открывать огонь поочередно до тех пор, пока весь полк не выпустит свои пули. Дым от залпа семисот пятидесяти ружей закрыл небо. Когда же он рассеялся, десять тысяч человек, забравшихся на крыши казарм и прилегающих домов, застыли в изумлении, отказываясь верить собственным глазам.

Баб исчез! И только Его товарищ, живой и невредимый, стоял у стены, на которой они только что висели. Веревки перебило пулями. «Сийид Баб исчез!» — в один голос воскликнули пораженные зрители. Немедленно начались лихорадочные поиски. Баба, без единой царапины, обнаружили в той же комнате, где надзиратель прервал Его разговор с секретарем — Он невозмутимо продолжал беседу. «Теперь Мой разговор с Сийидом Хусейном закончен, — обратился Узник к появившемуся на пороге фарраш-баши. — Можешь делать то, что тебе приказано». Вспомнив недавнее смелое заявление Узника, потрясенный до глубины души надзиратель бежал, а впоследствии отказался от своей должности.

Также и Сам-хан, в памяти которого были еще свежи чувство изумления и ободряющие слова, с которыми обратился к нему Баб, приказал своим людям тотчас же покинуть казармы и перед уходом поклялся никогда больше, даже если это будет стоить ему жизни, не участвовать в подобных преступлениях. Заменить его вызвался Ага Джан Хамси, командовавший полком личной охраны. У той же стены Баба и Его товарища вновь подвесили, новый полк выстроился и дал залп. На сей раз пули изрешетили тела, разнеся их в клочья, но лица остались почти нетронутыми. «О заблудшее поколение! — обратился перед этим Баб с последними словами к толпе зевак и стоявшим наизготовку солдатам. — Если бы вы уверовали в Меня, каждый из вас последовал бы примеру этого юноши, который благороднее вас, и с радостью пожертвовал бы жизнью на Моей стезе. Придет день, когда вы признаете Меня, но в тот день Меня уже не будет с вами».7

Дни рождения Баба и Бахауллы


По мусульманскому лунному календарю Баб и Бахаулла родились в стоящие рядом дни: Бахаулла родился во второй день месяца мухаррам 1233 года Хиджры (12 ноября 1817 года), а Баб — в первый день того же месяца 1235 года Хиджры (20 октября 1819 года). Поэтому праздники эти называют Двойным Рождеством, и Бахаулла утверждает, что в глазах Бога эти два дня суть один день8. Он указывает, что в случае, когда данные дни приходятся на месяц Поста, Пост приостанавливается. Поскольку календарь Бахаи является солнечным календарем9, Всемирному Дому Справедливости предстоит установить, каким календарем, солнечным или лунным, должны руководствоваться верующие при праздновании Двойного Святого Рождества.


1 Светочи Водительства, № 1030. 'Abdu’l-Bahá: Star of the West, Vol. 9, No. 1, 8-9, A Compilation on Social and Educational Development, prepared by the Office of Social and Educational Development.

2 Китаб-и-Агдас, абз. 111.

3 Беседы Абдул-Баха, 21 марта 1913 г.: Звезда Запада, том V, № 1.

4 Тридцать один день после Нау-Руза (21 марта) обычно приходится на 21 апреля. Иногда же, как это было и в 1863 году, весеннее равноденствие наступает после захода солнца и Нау-Руз празднуется 22 марта.

5 Адиб Тахерзаде, Откровение Бахауллы, т.1, гл.16.

6 Китаб-и-Агдас, абз. 112.

7 Шоги Эффенди, Бог проходит рядом, гл. IV:52-54.

8 Китаб-и-Агдас, Вопросы и ответы, 2.

9 Там же, прим. 26 и 147.



Дата создания 22/02/2001 18:23:00