uzluga.ru
добавить свой файл
НАРЕЧИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

Это интересно!

Слово "наречие" существовало уже в древнерусском языке.

Что оно означает? В слове можно выделить корень "реч-". В древнерусском языке слово "речь" имело различные значения, одно из которых было названием части речи — "глагол".

Таким образом, связь между глаголом и наречием самая непосредственная. Древние римляне эту часть речи называли adverbium, что означает "приглаголие".


1. Замените слова в скобках наречиями.


Прийти домой (пока светло)__________________________

обсуждать (со всех сторон) ___________________________

встречать зарубежных гостей (как друзей) ___________

работать (устремясъ к цели)__________________________

находиться (на близком расстоянии)__________________

бродить в темноте (ничего не видя) __________________

задержаться (до позднего времени)_____________________

выступать (много раз с успехом)______________________

увидел (рядом с собой)_________________________________

проговорил (очень тихо) _______________________________

Слова для справок: засветло, шёпотом, всесторонне, вслепую, невдалеке, дружески, успешно, по-детски, целеустремлённо, дотемна.


2. Вставьте пропущенные буквы, расставьте, где необхо­димо, знаки препинания. Определите синтаксическую роль наречий.




1) Страшно и скучно.

Здесь новоселье,

Путь и ночлег.

Тесно и душно.

В диком ущелье...—

Тучи да снег.

(А. Пушкин.)


2) Неохотно и несмело

Сол__це смотр__т на поля.

Чу! За тучей прогр__мело

Пр__нахмурилась земля.

(Ф. Тютчев.)


3) Лишь изредка хлюпа__т вода о пр__брежный камень и этот одинокий звук ещё более подчёркивает (н__) чем (не) нарушаемую тишину.

(А. Куприн.)

4) Белый свитер с отвёрнутым наружу воротом пр__давал ему вид немного чужеземный и, пожалуй, морской.

(К. Федин.)


5) Хозяин выпивал пять стаканов вприкуску.

(И. Соколов-Микитов.)


6) Вернулась весна в апреле — хмельная, в зипуне нарас­пашку прошлась по лугам син__ю водою налила овражки.

(И. Соколов-Микитов.)


Смысловые группы наречий


3. Выпишите из предложений словосочетания, в которых есть наречия. Определите значение наречий.

Образец. Поглядывал грозно (образа действия)


1) Ещё трава полна прозрачных слёз,

А гром вдали гремит раскатом. (А. Блок.)




2) А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна. (А. Фет.)




3) Гроза, нахлынувшая тучей,

Смутит небесную лазурь

И опрометчиво-безумно

Вдруг на дубраву набежит,

И вся дубрава задрожит

Широколиственно и шумно! (Ф. Тютчев.)


4) Давай, земля,

Немножко отдохнём

От важных дел,

От шумных путешествий. (Н. Рубцов.)


4. Допишите в каждую строку 3—4 наречия.


Места: внизу,_____________________________________

времени: завтра, ___________________________________

образа действия: горячо, _____________________________

причины: сослепу,__________________________________

цели: назло,________________________________________

меры и степени: очень,_______________________________

Составьте с любыми из названных наречий предложения, соответ­ствующие схемам:

1) [_----- =====],и[----- =====].

2) (Когда), [ ].


5. К данным словам подберите синонимы и составьте с ними словосочетания.


Образец. Добросовестно — усердно (работал)

старательно (писал) —____________________________

близко —___________________________

воодушевлённо — ___________________________________

искусно —__________________________________

ласково —____________________________.______


Степени сравнения наречий


6. Найдите в предложениях сравнительную степень прилагательного и сравнительную степень наречия. Определите их синтаксическую функцию. Выделите суффиксы, при помощи которых образованы наречия и прилагательные в сравнительной степени.


1) Любовь сильнее смерти и страха смерти.

(И. Тургенев.)

2) Человек твёрже камня, нежнее цветка.

(Афганская поговорка.)

3) Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет;

Колокольчики ландышей в чаще земной цветут;

На ра__вете в д__линах теплом и черёмухой

вее__т,

Соловьи до ра___вета поют.

(И. Бунин.)

4) Снега синей, снега тума___ей,

Вновь освеж__нней дыш__м мы,

Люблю деревню, вечер ра___ий

И грусть серебря___ой зимы.

(А. Белый.)




7. Вспомните, при помощи каких суффиксов и слов образуются степени сравнения наречий. Допишите таблицу и образуйте степени сравнения наречий. Какой формы у наречия не существует?



Наречия

Сравнительная степень

простая

( __, __, __, __)

составная

( ____+____)

звонко







печально







интересно







низко







строго












Наречия

Превосходная степень

простая

( ________))

составная

( ____+____)

звонко







печально







интересно







низко







строго








Фантазируем и размышляем!

8. Напишите небольшое сочинение на тему: "Мой друг и я ( Моя подруга и я"), употребив прилагательные и наречия в сравни­тельной степени. Начните своё сочинение следующими строками:

В мире не бывает одинаковых людей. Каждый человек – неповторимая личность. Вот и среди моих друзей есть такие. Я хочу рассказать о….


Морфологический разбор наречий


9. Вставьте, где надо, пропущенные буквы и расставьте знаки препинания. Определите значения наречий. Выполните морфологический разбор указанных слов.


Солнце высоко. Под зелё___ой развес__стой берёзой лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно свежо а на крыльце уже нач__нает пр__пекать. Широкая искус__но наведё___ая за ноч_ паутина вся серебря___а от кап__лек р__сы отч__тливо каждой своей ниточкой выд__ляется на фоне густой тёмной листвы. В небе ни обл__ч__ка ни единый не двин__т__ся лист.

На том берегу за извил__стой речкой заросш__й ч__рным орешником (светло) зелёным мо­рем ход__т колыш__тся рож__. Солнце стоит высоко печ__т. В объеде___ом кустарнике в сухом медовом сене

неут__мимо неустанно ещё громче, чем ра___им утром звенят кузнечики. Звон их уд__вительно сл__вается с глубокой син__вой и (не) подвижностью сухого июль­ского дня.

(И. Соколов-Микитов.)


Общая характеристика предложения:_________________________________

_______________________________________________________________




НЕ с наречиями на -О, -Е


10. Подберите синонимы к следующим наречиям, выделите производящие основы и приставки.

нерешительно — робко

неуютно — ___________________________________________

недолго — _____________________________________________

невдалеке — ___________________________________________

не_______________________________________ — враждебно

не____________________________________________— лживо

не____________________________________________— вблизи

не_____________________________________________— глупо

не____________________________________________— дешево


11. Дополните своими примерами столбцы.

Слитно Раздельно

1) нелепо 1) не весело, а грустно

недоумевающее

______________________ _____________________________

______________________ _____________________________


2) невесело = грустно 2) далеко не интересно

_______________________ отнюдь не ______________

_______________________ вовсе не ________________

_______________________ ничуть не ______________

_______________________ никогда не______________

_______________________ нисколько не ____________




3) совершенно неинтересно

весьма__________________________

крайне ________________________

чрезвычайно____________________

очень ___________________________


Запомните!

Раздельно: не случайно

не скоро > "временной оттенок"


не мудрено

не худо

не надо сказуемые

не страшно

не стыдно


12. Раскройте скобки. Вставьте, где необходимо, буквы и знаки препинания.


1) Говорил (не) громко (не) тихо а совершенно так, как следует.

(Н. Гоголь.)

2) (Не) устанно куковала в бору кукушка.

(М. Пришвин.)

3)Пут__шестве__ник пр__выкший бродить по полям и лесам страны нашей в горном лесу чу__ствует себя (не) уютно.

(И. Соколов-Микитов.)

4) В Крым, вероятно попаду (не) скоро.

(А. Чехов.)

5) Работал Леонтьев хорошо но (не) постоянно и на него были жалобы.

(В. Шкловский.)

6) Пришёл жаркий час снег (не) заметно подта__вает.

(М. Пришвин.)

7) Мы идём (не) спешно ступая по сырой, скольз__кой тр__пинк__.

(И. Соколов-Микитов.)

8) (Не) стыдно не знать, стыдно (не) учиться.

9) Волчата втроём нападали на щенка и визжа от восторга стали кусать его (не) больно а в шутку.

(А. Чехов.)




ЗАПОМНИТЕ!

Слитно Раздельно

неподалёку не сразу

невдомёк не вдруг

невзначай не везде

невдалеке не больше

ненароком не всегда

не здесь

не слишком

не вправе

не вполне

не хуже всех - сравнительная степень

не лучше всех -

не по-товарищески - наречия с дефисом

не по-дружески -


13. Раскройте скобки и расставьте знаки препинания.


1 ) На свете чудеса ра____ея____ы повсюду да (не) везде их всякий пр__мечал.

(И. Крылов.)

2) А по почте полевой (не) быстрей идут (не) тише письма старые домой.

(А. Твардовский.)

3) Калитку отворив чуть-чуть выходит девушка (не) смело.

(Н. Некрасов.)

4) Мы свалить (не) вправе вину свою на жизнь.

(Н. Рубцов.)

5) Кусака убежала на край сада и оттуда (не) отступно гл__дела на видимый ей уголок те(р, рр)асы.

(Л. Андреев.)


14. Составьте со словами, данными для запоминания, 3-4 предложения. Включите в них причастные и деепричаст­ные обороты.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Приставки НЕ и НИ в отрицательных наречиях


15. Ответьте на вопросы, употребив отрицательные наречия.

а) где? нигде негде

когда?________________________________________________

откуда?_______________________________________________

зачем?________________________________________________

как? _________________________________________________

сколько? _____________________________________________


Ответьте на вопросы, употребив отрицательные и неопределённые местоимения

б) кто?________________________________________________

с кем?_________________________________________________

о ком ?________________________________________________

о чём?__________________________________________________

каким?_________________________________________________

16. Раскройте скобки, вставьте буквы, укажите отрица­тельные местоимения и отрицательные наречия.


1) (Н__) чего бы (не) слышать, (н__) чего бы (не) видеть — вот чего он желал.

2) Газет он (не) получал, (н__) (с) кем в переписке (не) состоял, и потому сведений о процессе, в котором фигурировал Петенька, (н__) откуда иметь (не) мог.

(М. Салтыков-Щедрин.)

3) Она (не) ощущала (н__) какой особе____ой боли, (н__) (на) что (не) жаловалась, а просто (не) могла встать.

(М. Салтыков-Щедрин.)

4) Хоть век его (не) будь, (н__) чуть (не) пожалею.

(И. Крылов.)

5) (Н__) когда на моей памяти (н__) какие (не) мощи (не) выводили его из строя, (не) лишали рабочей формы и (н__) когда в жизн__ я (не) слышал от него (н__) каких жалоб.

(М. Алигер.)


17. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы. Графически обозначьте условия выбора орфограмм.

(Н__) откуда ждать, (н__) (с) кем говорить, он здесь (н__) (при) чём, (н__) зачем спорить, (н__) чуть не жаль, ездить (н__) зачем, (н__) (о) ком

и (н__) (о) чём не думает, (н__) (на) что ра(с,сс)читывать, (н__) для кого стараться, (н__) (в) чем выйти, (н__) когда не ругаться, (н__) чем не стеснять себя, (н__) чем хвалиться, (н__) кого не видит, (н__)(за) чем не ходи.