uzluga.ru
добавить свой файл

Самостоятельная работа по дисциплине «Психология»

Раздел «Познание»

Тема: «Сенсорное развитие дошкольников».

Цель: изучить представления у детей дошкольного возраста о частях суток

Подготовка исследования. Подобрать 2 набора картинок: первый — 4 картинки размером 11,5x8,0 см с изображени­ем деятельности ребенка в разное время суток (мальчик делает зарядку, обедает, смотрит телевизор и т.д.); второй — 4 картинки размером 11,5x8,0 см с изображением явлений природы, характерных для каждого времени суток (утро — голубое небо, из-за горизонта видна верхняя часть солнеч­ного круга с расходящимися лучами светло-желтого цвета; день— светлое голубое небо, в верхней части светло-жел­тый крут солнца; вечер — серое небо, в нижней части ярко-оранжевый круг солнца без лучей; ночь — черное небо с месяцем и звездами).

Проведение исследования. Эксперимент проводится инди­видуально с детьми 3—7 лет.

Первая серия. С ребенком беседуют, чтобы выяснить, ка­кие действия он относит к определенной части суток, на­пример: «Что ты делаешь утром? Когда ты приходишь в дет­ский сад? Что ты делаешь утром в детском саду?» и т.д.

Вторая серия. Выясняют, как дети определяют время хоро­шо знакомой и постоянно повторяющейся деятельности. Сна­чала ребенка просят рассказать, задавая вопрос «Когда это бывает?» и, показывая в случайном порядке картинки первого набора. Через 1—2 дня ему предлагают разложить эти же кар­тинки в соответствии с последовательностью частей суток.

Третья серия. Проводится аналогично предыдущей се­рии с использованием второго набора картинок. Выясня­ют, как дети определяют время по природным явлениям.

Обработка данных. По первой серии выясняют, какие виды деятельности дети разного возраста относят к опре­деленной части суток. Данные второй и третьей серий офор­мляют в таблицы (табл. 1,2)., на основе анализа протокола исследования (образец протокола исследования смотри ниже).

Таблица 1

Определение частей суток по картинкам


Возраст детей


Правильно назвали, %





Утро


День


Вечер


Ночь


3—4 года 4— 5 лет 5— 6 лет 6— 7 лет














Таблица 2

Правильность установления последовательности частей суток

Правильно назвали, %


Возраст детей





3—4 года


4— 5 лет


5— 6 лет


6—7 лет


Делают выводы о возрастных особенностях представле­ний о

Образец протокола исследования

Протокол № …..

Цель исследования: ………………………………………………………

С кем ………………………………………………………………………

Возраст ……………………………………………………………………

Когда………………………………………………………………………

Где ………………………………………………………………………….





Ф. И., возраст

Инструкция

Ответы детей

Внешние проявления: эмоций движений.

Вывод

1.
















2.
















Литература

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.

Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996.


2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб.

Заведений – М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.


3. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В Дубровиной. – 2-е изд., стереотип.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.


4. Ендовицкая Т.В.., Зинченко В.П.., Рузская А.Г. Развитие ощущений и

восприятий // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познаватель-

ных процессов. / Под редакцией А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1964.


5. Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1972. -№2.


6. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академ , 1997.


7. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.


8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студ. высш. и сред. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия, 1998.



159
.