uzluga.ru
добавить свой файл
Усова Татьяна Львовна

МОУ ДОД "Детская музыкальная школа им.П.И.Чайковского", г.Северск

Роль музыкального жанра в определении художественного образа музыкального произведения

Одна из важнейших задач преподавателя ДМШ – научить учащегося понимать и любить музыку. Во время исполнения у юного музыканта должно быть ощущение неразрывной связи музыки со своим жизненным опытом, с тем, что он видит, слышит, переживает каждодневно. Только в этом случае преподаватель может рассчитывать на заинтересованное отношение учащегося к музыкальным занятиям.

К сожалению, часто на публичных выступлениях педагоги слышат безликое, абстрактное исполнение, а на обсуждениях звучат следующие слова: « непонятно о чём играет». Художественному образу в таких случаях не хватает рельефности, жизненной конкретности, поэтому слушатель эмоционально не воспринимает содержание музыкального произведения, оно не вызывает у него сочувствия.

На формирование художественного образа в сознании исполнителя влияет множество факторов: анализ первичных и вторичных средств музыкальной выразительности (мелодии, гармонии, метроритма, формы, темпа, динамики, артикуляции и т. д.), знание стилистических особенностей исторического музыкального направления и творчества данного композитора, представление о личности автора и его мировоззрении, биографических данных и т. д.

Одним из важных компонентов этого процесса является определение музыкального жанра произведения, что часто недооценивается в работе над формированием художественного образа. В то же время многие исследователи говорят, что семантика жанровых стилей значительно богаче семантики индивидуальных стилей. Можно выстроить некую иерархию стилей в зависимости от их смысловой весомости. На первом месте будут стоять жанровые стили, затем национальные, исторические, и лишь потом индивидуальные.

В теории музыкального жанра можно выделить несколько важных областей, это: 1) классификация музыкальных жанров, 2) изучение конкретных жанров, 3) сущность самих жанров.

Для исполнителей наиболее важны понятия первичных и вторичных жанров, жанрового стиля (характеристика по особенностям музыкального языка и формы) и жанровых начал.

К классификации жанров исследователи подходят по-разному. В. Цуккерман исходит из критериев содержания: 1) лирические жанры ( песня, романс, ноктюрн, колыбельная, поэма, серенада), 2) повествовательные жанры и эпические жанры ( былина, дума, гимн, баллада, рапсодия, увертюра), 3) моторные жанры ( пляска., танец, марш, этюд, токката, скерцо).

А.Сохор критерием классификации ставит условия бытования, обстановки исполнения:

1) культовые и обрядовые жанры (молитвенные песнопения, месса, реквием, мистерия и т. п.),

2) массово–бытовые жанры (песня, танец, марш со всеми их разновидностями), 3) концертные жанры (симфония, соната, квартет, оратория, кантата, романс), 4) театральные жанры (опера, оперетта, музыка для драматического театра).

Культовые и обрядовые жанры передают настроения, характерные для большой массы людей, поэтому для них свойственна обобщённость образов. Храм – это место для общения с вечностью, и музыка должна отделить богослужение от реальной жизни. Это достигается за счёт статичности, размеренности, использования в основном вокальной (большей частью хоровой) музыки. Тат как вокал основан на переливе одного звука в другой, то это придаёт течению музыки непрерывность.

В массово – бытовых жанрах отражается всё, чем жили и живут люди изо дня в день. Использование музыкального произведения этого жанра определялось простой жизненной целью: помочь себе в каком – либо трудовом процессе, усыпить ребёнка и т.д. Народная песня всегда обладает жизненной функцией, обстоятельства, в которых она используется, наиболее разнообразны. Исполнитель и слушатель здесь являются одним лицом. Человек поёт от себя и для себя. Эмоции, выражаемые музыкой, полностью определяются жизненной ситуацией и переживаются всей массой как одним целым.

В массово–бытовых жанрах выражаются наиболее распространённые, типичные, общедоступные настроения, в отличие от концертных жанров, где передаются личные, индивидуальные переживания. То есть специфика содержания массово – бытовых жанров – массовость, всеобщность, максимальная значимость тем, образов, эмоций, обращённых к наибольшему кругу людей.

Бытовая функция влияет на форму и средства музыкальной выразительности. Так в трудовых песнях музыка помогает организовать движения людей при помощи регулярной акцентной ритмики. Музыке государственного гимна свойственны активные интонации, маршевость, громкая динамика, хоровое начало, что должно вызвать чувство патриотизма, эмоционального подъёма и единения.

Именно на примере данной группы легче всего показать суть жанра, поставив вопросы: где, кто, для кого, для чего и как исполняют данную музыку, каков инструментарий исполнения. Таким образом складывается определение музыкального жанра.

Музыкальный жанр (по определению Назайкинского Е.) – это исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений, разграниченных по ряду критериев, основными из которых являются: а) конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функции), б) условия и средства исполнения, в) характер содержания и формы его воплощения.

Музыкальный жанр (по определению Мазеля Л.) – это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи с определённым жизненным назначением музыки, в связи с её различными социальными (в частности социально – бытовыми, социально – прикладными) функциями и различными условиями исполнения и восприятия музыки.

Жанр всегда сообщается с внешней средой и несёт на себе её признаки. Жанр образуется на стыке музыкального и внемузыкального и по сути является реальной связью музыки с жизнью.

Есть такое понятие как «память жанра». Жанр всегда опирается на повторяющиеся жизненные обстоятельства, при этом сама музыка «помнит» ситуацию. Достаточно вспомнить какой – нибудь жанр, и в нашем воображении возникает цепочка образов.

Возвращаясь к характеристике массово – бытовых жанров, необходимо упомянуть, что эту группу, а также культово – обрядовую группу называют ещё музыкой сопровождения, в отличие от музыки созерцания (т. е. предназначенной для слушания), к которой относятся концертные и театральные жанры.

Постепенно в музыке появились новые жанры – опера, балет, симфония, соната, квартет, романс – функцией которых стало не соединение утилитарного с эстетическим, а исключительно познание и отражение действительности.

Музыка созерцания (или как её ещё называют - преподносимая) имеет самостоятельную ценность. К музыке созерцания относятся концертные жанры. Это жанры, исполнение которых требует концертного зала. Для них характерен лирический тон. Здесь есть герой, от лица которого ведётся высказывание. Как правило, мы отождествляем героя с автором, а музыку воспринимаем как его своеобразную исповедь. В этой группе меньше всего внемузыкальных требований (сюжета, декораций, действий). Музыка чрезвычайно психологизирована, по сути она стала «человековедением» (по словам Арановского М.).

В театральных жанрах музыка отражает драматическое действие. Для неё характерны конкретность образов, сюжетность, динамизм. Здесь наблюдается некоторая несамостоятельность музыки, т. к. есть опора на слова (опера, оперетта), жесты (балет). Также используется принцип, та называемого, крупного штриха для подачи со сцены музыкального материала.

Важно помнить, что в обиходной жизни музыке не надо запоминать ситуацию, т.к. музыка и ситуация разворачиваются параллельно. Но если первичный жанр превращается во вторичный, то память о первичных ситуациях становится важным компонентом содержания. Музыкальный материал вступает в прочную связь с жанровой ситуацией. Во вторичных жанрах музыка бытовой контекст переводит в художественную ситуацию.

Разговаривая с учеником об образном содержании произведения, необходимо выявить музыкальный жанр и постараться, как можно более ярко представить обстоятельства жизненной ситуации, связанной с этим жанром. Полезно составить цепочку слов (понятий) – ассоциаций.

Например, слово «колыбельная» может вызвать такие ассоциации: мама, ребёнок, няня, колыбель, качание, песня, голос, любовь, забота, нежность, детство, игрушки, любимый медвежонок или кукла, ночь, звёзды, луна, тишина, сказка на ночь, камерность обстановки (только мама и ребёнок), душевная близость, ласковые прикосновения, поцелуй на ночь…

Можно вспомнить известные колыбельные песни (как народные, так и созданные современными композиторами): «Спят усталые игрушки», колыбельную медведицы из мультфильма «Умка». Поговорить о том, как процесс засыпания происходил в жизни самого ученика. Не случайно жанровые признаки колыбельной угадываются в пьесе П.И Чайковского «Мама» из «Детского альбома». В пьесе Ищенко «Осенняя песня» (Фортепиано,4 класс, ред. Милича) также налицо жанровые признаки колыбельной. Но если в произведении Чайковского колыбельная используется для передачи нежной связи ребёнка с матерью, идущей из самого раннего детства, то у Ищенко этот жанр помогает передать увядание – засыпание природы перед долгой суровой зимой.

При словах «военный марш» возникает целая вереница ассоциаций: армия, солдаты, воины, духовой оркестр, чеканный синхронный шаг, парад, поход, война, бой, победа, офицер, генерал, оружие, награды, мундир, сапоги, Великая Отечественная война, День Победы, ветераны, отвага, доблесть, мужество, решительность. Можно вспомнить фильмы о войне, а также знаменитые марши, например, «Прощание славянки». Необходимо поговорить о впечатлениях учащегося об увиденном параде, потому что, как правило, каждый ребёнок хоть раз в жизни был на параде или видел его по телевизору. Важно рассказать учащемуся о марше как жанре, выражающем единство, объединение человеческих намерений, волевых усилий, коллективизм, подчинение одной цели множества людей.

В любом случае надо будить воображение ученика, помогать ему « вытаскивать» из своей памяти, эмоционального опыта жизненные впечатления, чувства и мысли об увиденном и пережитом.

В процессе исторического развития жанровой системы укрупняются группировки жанров по определённым общим признакам и критериям: песня – песенность, танец – танцевальность, марш – маршевость, опера – оперность.

Так называемые вторичные жанры появились вместе с профессиональной музыкой. Первичный жанр, воссоздаваемый композитором в произведениях концертного плана, переходит в ранг вторичного жанра. Например: мазурка – крестьянский танец, мазурка Шопена – это уже вторичный жанр. Важнейший признак вторичных жанров выдвижение эстетической функции на первый план.

В связи с этим появляется так называемое «обобщение через жанр», которое, по словам Назайкинского Е., «является движением от частного к общему, передаёт что-то особенное и типичное как обобщённый живой образ».

Однако бывает так, что при анализе произведения невозможно определить прямое воспроизведение конкретных первичных жанров. В таких случаях помогает выявление жанровых начал: речевого, моторно – пластического, песенного. Сюда же можно отнести сигнальность и изобразительность.

Речевое начало показывает, что музыка очень глубоко отражает свойства, формы и функции речи. Действительно, звуки – тоны соответствуют фонемам языка, мотивы подобны словам, музыкальные периоды, предложения, фразы сходны с речевыми предложениями и фразами.

Речевое начало проявляет себя в трёх наклонениях: декламационности, речитативности и повествовательности. Декламация – особый вид художественной речи. Для неё характерны широкие интервалы, активный ритм. Речитативность связана с многократным повторением тона одной высоты и поступенным движением в узком диапазоне. Повествовательность отличается особой размеренностью, напевностью, тяготением к монологу.

Моторика как жанровое начало включает в себя шествие, танец, игру. Двигательное начало выражено через танцевальность, пластику, жест. В произведениях высоких жанров моторность предстаёт как обобщённость конкретных видов движения, которые связаны с первичными обиходными жанрами и с широким кругом жизненных явлений: шагом (прогулка, шествие), процессами труда или игры, включая ритмы механических устройств, качелей, колыбели и т. д..

Шествие связано с двудольными единицами движения, является собирательным понятием, охватывающем массовое и индивидуальное передвижение: марш (походный, парадный), одинокая прогулка, быстрая ходьба и т. д.

Танцы делятся на быстрые (галоп, тарантелла), умеренные (гавот, вальс), сравнительно медленные (танго, хороводы). В церемониальных танцах сочетается танцевальность и маршевость.

Игра – это третий важный прототип. Игра такая же важная форма жизнедеятельности человека как труд или размышление. Особенности заключаются в требовании высокого жизненного тонуса, связи игры с реальным физическим движением. Скерцозность является одним из проявлений игрового начала

Пьеса Э.Денисова «Клоуны» - пример проявления в музыке моторного начала. В ней передано важное и одновременно комическое вышагивание клоунов в гигантских башмаках, их беготня, падение, прихрамывающая походка.

В моторике есть две формы обобщения. К первой форме относятся жанры, в которых музыка сопровождает движение, не копируя его, а лишь давая поддержку (например, вальс), мелодия при этом более свободная, передаёт эмоциональный настрой. Вторая форма обобщения воспроизводит и метрическую схему, и детали реальных движений (плавных, скачкообразных, припрыгивающих). Этот путь менее всего связан с обиходными типизированными жанрами. Здесь музыка осуществляет перевод жеста, пантонимы в музыкальную интонацию. Широкую базу двигательной пластики даёт хореография, балет. Балет – это тоже жанр, а не только синтетический вид искусства. Его можно учитывать как одну из разновидностей моторики. О некоторых темах можно говорить как о балетно – хореографических. Балет включает в себя не только пластику и пантониму, но и театральную игру. Например, Этюд № 17 соч. 109 Бургмюллера, где крайние разделы – блестящий балетный мужской танец, а средний раздел – грациозный, кокетливый женский танец на пуантах. Кроме того в этом произведении использован принцип крупного штриха, характерного для театральных жанров.

Кантиленность – жанровое начало наиболее специфическое для музыки, т. к. её основа – пение, мелос, музыкальная интонация. Там, где стоит ремарка cantabile, исполнитель должен подчеркнуть плавность, протяжённость, вокальную распевность мелодического движения. В кантилене голос выступает как инструмент непосредственного движения души. В кантиленном пении всегда есть две стороны – красота голоса и смысловая наполненность интонирования. Отличительными особенностями жанра - умеренный темп, преобладание долгих тонов. Причём длинные ноты могут соединяться с короткими, которые выполняют функцию связующих.

Кантиленное начало имеет три разновидности – песня, ария, романс. В оперной арии в кантилену проникает речитатив. Для оперной кантилены характерны охват широкого диапазона, фигуры опевания, октавные ходы, мелизмы. Именно таковой является мелодия ноктюрна Фильда B – dur. К особенностям песенной кантилены относятся повествовательная ритмика, выравненность масштабов синтаксических построений, возникновение подголосков. Для романса характерна большая по сравнению с песней декламационность, в нём ярко выражена связь кантиленой мелодии с декламационной формой интонирования.

Использование речевого, моторно – пластического и кантиленного жанровых начал имеет своеобразный философский подтекст, т. к. они связаны с тремя внемузыкальными прототипами: словом, жестом, интонацией. Слово связано с понятиями общения, мыслительной деятельности, языка и речи в её разнообразных формах общения. Жест связан не только с пластическими формами человеческой активности, но и действиями, поступками и поведением человека. Интонация связана с тонусом души, эмоциональными состояниями. Слово, жест, интонацию можно соотнести с тремя звучаниями – речевым, инструментальным, вокальным, а им соответствует три вида человеческой активности – мышление, поведение, состояние. Мышление тесно связано с логическим началом; поведение, проявляющееся в поступках и действиях, - с этическим; а состояние – с эмоциональным. В итоге получается триада первооснов: логос, этос и пафос.

Интересно в этом плане рассмотреть главную партию из 1 ч. Сонаты № 5 Бетховена. Тема Г. П. контрастна. Первый элемент – моторный. Это аккорд, напоминающий решительный жест, и восходящая мелодия по звукам ломаного трезвучия в пунктирном ритме. Первый элемент воплощает решительный порыв к действию, поступку во имя идеала (жест - поведение – этос). Второй элемент Г. П. – речитатив (повторяющиеся звуки на основе интонации вздоха). Это речевое начало, связанное с осмыслением действительности (слово - мышление - логос). Далее следует своеобразный средний раздел, который можно определить как кантиленное начало (длинные ноты чередуются с короткими). Он представляет собой нисходящее движение с вершины источника, несёт черты арии lamento, что передаёт крайнюю степень страдания (эмоция – состояние - пафос). Далее при повторении начального построения отсутствует второй речитативный элемент, а есть только первый, связанный с действием, поступком. Можно сделать вывод, что герой отбросил сомнения и готов к борьбе во имя добра и справедливости.

Как видим, осознание жанра в музыкальном произведении позволяет значительно углубить понимание его содержания. Следует внушить ученику, что концертные жанры, с которыми сталкивается исполнитель, требуют сугубо личностного подхода, т. к. специфика этих жанров заключается в лирическом тоне произведений, предполагающем высказывание своего индивидуального отношения к действительности.

Далее следует определиться, какой первичный жанр лежит в основе данного произведения. Затем представить жизненные обстоятельства, в которых бытовал этот жанр, составить ассоциативные цепочки, постараться понять, для чего композитор использовал именно этот жанр.

Если невозможно определить какой – либо первичный жанр, следует обратиться к жанровым началам (речитативному, моторному, кантиленному). Это позволит понять к какой сфере относится данный тематизм: размышлению, осознанию действительности; действию, поступку, поведению или эмоциональному состоянию, чувствам.

Это по – настоящему творческий процесс, который даёт возможность учащемуся ощутить связь музыки как искусства с жизнью, окружающей действительностью, будит его фантазию и воображение, а исполнение делает более ярким и содержательным.

Литература:

  1. Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке: сб. «Музыкальный современник». – М.: Советский композитор,1987.

  2. Сохор А. Эстетическая природа жанра в музыке: «Вопросы социологии и эстетики музыки». – Л.: Советский композитор, 1981.

  3. Назайкинский Е. Стиль и жанр в музыке. – М.: Владос,2003.