uzluga.ru
добавить свой файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Государственный университет управления


УТВЕРЖДАЮ


_______________________


"_____"__________________200__ г.


Рабочая программа дисциплины (модуля)


Методология научного исследования


Направление подготовки

080300 Финансы и кредит


Квалификация (степень) выпускника

Магистр


Москва

2011

  1. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Методология научного исследования» является научно-методологическое обеспечение аналитической компоненты деятельности магистра:

поиск, анализ и оценка информации для подготовки и принятия управленческих решений;

анализ существующих форм организации управления; разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;

анализ и моделирование процессов управления.


2.Место дисциплины в структуре магистерской программы


Дисциплина «Методология научного исследования» относится к общенаучному циклу ООП магистра менеджмента.

Обучающийся должен обладать исходными знаниями в области теории и методологии экономической и управленческой науки,

Слушатель должен быть знаком с базовыми курсами «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономических учений», «Философия», «Современные экономические концепции».


3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Методология научного исследования»:


  • способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и профессиональный уровень (ОК-1);

  • способностью владеть навыками публичной и научной речи (ОК-2);

  • способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового и профессионального общения (ОК-3);

  • способностью принимать организационно-управленческие решения, оценивать их последствия и готов нести за них ответственность (ОК-4);

  • способностью генерировать новую информацию в сфере профессиональной деятельности для развития, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-5);

  • способностью самостоятельно овладевать новыми навыками и умениями при смене профиля профессиональной деятельности в финансово-кредитной сфере (ОК-6);

  • способностью к применению на практике умений и навыков организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-7).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

логические методы и приемы научного исследования;

особенности научного метода познания;

программно-целевые методы решения научных проблем;

сущность,


уметь:

осуществлять осмысление результатов научных исследований на современной методологической основе;

использовать законы и приемы логики в целях аргументации в научных дискуссиях и повседневном общении;


владеть:

приемами и методами научного анализа финансовых и экономических процессов; навыками логико-методологического анализа финансовых и экономических процессов и научного обобщения полученных результатов;


4. Структура и содержание дисциплины «Методология научного исследования»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.





п/п

Наименование тем и разделов

Трудоемкость всего

Аудиторные занятия

(час.)

Самостоятельная

работа

Кредитов

2

Часов

72

всего

в том числе







Лекции

Семинары




  1. 1

Структура экономического знания и научные парадигмы










2

4

8

  1. 2

История развития методологических исследований в экономической науке










2

3

8

  1. 3

Классификация методологических направлений в экономической науке










2

3

6

  1. 4

Роль моделирования в экономических исследованиях.










2

3

6



Постмодернистские явления в современной экономической методологии










2

3

6



Методология и методика магистерского исследования










2

4

6




ИТОГО:

2

72

32

12

20

40



СОДЕРЖАНИЕ

разделов и тем


Тема 1. Структура экономического знания и научные парадигмы.

Элементы экономической теории: исходные посылки (аксиомы, постулаты); теоретические модели; теоретические утверждения, или выводы (законы, теоремы, гипотезы, предвидения и т.п.); свидетельства правдоподобности (истинности) теоретических выводов или условия проверки гипотез.

Теоретическое знание; эмпирическое знание; онтологическое знание; инструментальное знание и навыки по технологии исследовательской работы; инструментальное знание и навыки прикладного характера, составляющее основу искусства экономики.

Понятие научной парадигмы. Основные общенаучные парадигмы: Антропоцентричная, Эволюционная, Системная, Самоорганизационная, Синергетическая.


Тема 2. История развития методологических исследований в экономической науке.

Две модели экономической теории в трудах классиков: 1) Экономика как искусство (Дж. Стюарт); Экономика как идеальная теоретическая модель (А. Смит).

Сквозные темы, определившие формирование современного облика экономической науки:

  • соотношение экономической науки и искусства экономики

  • соотношение общего и особенного в экономических явлениях

  • соотношение микро- и макроуровней анализа, индивидуального поведения и целостности социальных систем

  • соотношение статики и динамики, определенности и неопределенности в экономических процессах.


Тема 3. Классификация методологических направлений в экономической науке

Рационализм и эмпиризм в экономической науке. Праксиологический подход как основа методологии австрийской школы. Априоризм и индивидуализм. Концепция человеческой деятельности Л. Мизеса.

Эмпирически-позитивистский подход современного мэйнстрима экономической теории. Кризис эмпиризма.

Классификация методологических направлений в рамках матрицы «гносеология-онтология»


Тема 4. Роль моделирования в экономических исследованиях

Понятие и виды экономических моделей. Принципы построения моделей. Проблема абстрагирования от несущественных факторов.

Кризис современного экономико-математического моделирования.


Тема 5. Постмодернистские явления в современной экономической методологии

Экономическая наука как риторика. Дилемма: истина или дискурс? Проблема множественности эпистем в экономическом анализе реальности.

Методологический плюрализм и его границы.


Тема 6. Методология и методика магистерского исследования

Общие аспекты методологии научного экономического исследования. Выбор темы исследования (выпускной работы). Поиск источников для исследования. Предварительная работа с источниками. Практика организации магистерского исследования. Работа над рукописью выпускной магистерской диссертации и апробация полученных выводов.


5. Образовательные технологии

По желанию лектора при изложении тем применяется проектор для демонстрации слайдов или презентации в формате Power Point и мультимедийный проектор.


В качестве основной формы самостоятельной работы с целью реализации компетентностного подхода предусматривается проведение научно-исследовательского семинара.

Научно-исследовательский семинар (НИС) – это основная форма организации научно-исследовательской работы студента в рамках магистерской программы.

Цель научно-исследовательского семинара – выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы в процессе подготовки магистерской диссертации.

Основные задачи научно-исследовательского семинара:

  1. Проведение профориентационной работы среди студентов, позволяющей им выбрать направление и тему исследования.

  2. Обучение студентов навыкам академической работы, включая подготовку и проведение исследований, написание научных работ.

  3. Обсуждение проектов и готовых исследовательских работ студентов.

  4. Выработка у студентов навыков научной дискуссии и презентации исследовательских результатов.




    1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Темы рефератов

  1. Роль философии в становлении и развитии экономической науки.

  2. «Капитал» К. Маркса как политико-экономическое произведение.

  3. Эволюция "мейнстрима" в экономической науке второй половины ХХ в.; феномен "экономического империализма"

  4. Экономика: наука или искусство?

  5. Рациональность как методологический принцип экономической теории.

  6. Феномен "экономического империализма".

  7. Постпозитивизм и постмодернизм в экономической методологии.

  8. Теоретический и методологический плюрализм в современной экономической науке.

  9. Два философских контекста экономической науки: социально-философский и философско-научный

  10. Политическая экономия как путь решения социально-философских проблем

  11. Основные понятия философии науки, типы научной рациональности

  12. Эффект инверсии в экономических исследованиях.

  13. Современные научные исследования: проблема практической актуальности.

  14. методология познания экономической реальности: роль моделирования.

  15. Кризис категориального аппарата современной экономической науки.

  16. Твердое «ядро» и «защитная оболочка» в экономической теории.

  17. Постмодернистские категории в экономической науке.


Статьи научного реферирования и написания эссе для зачета.



7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Политическая экономия как экономическая философия. Колл. авторов, руководитель – Б.А. Денисов, отв. ред. – С.А. Толкачев. М.: ГУУ, 2009

  2. Ананьин О.И. Структура экономико-теоретического знания. Методологический анализ. М.: Наука. 2005.

  3. История экономических учений. Под ред. В.С.Автономова и др. Учебное пособие. М., 2004.

  4. Ананьин О.И. Философия и методология экономической науки // Философия социальных и гуманитарных наук. 2006. Раздел II.

  5. Блауг М. Методология экономической науки, или как экономисты объясняют. М.: НП «Журнал ВЭ», 2004.


б) дополнительная литература:

  1. Ананьин О. И. (ред.) Онтологические предпосылки экономических теорий. Москва: ИЭ РАН., 2011

  2. Аристер Н.И., Резник С.Д. Управление диссертационным советом: Практическое пособие /Под общ. ред. Проф. Ф. И. Шамхалова. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА. – М., 2010. – 454с.

  3. Балацкий Е.В. «Теоретические пузыри» на рынке научных исследований. Интернет-журнал «Капитал страны». http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/998.

  4. Балацкий Е.В. Диалектика познания и новая парадигма экономической науки. Интернет-журнал «Капитал страны». http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/975

  5. Балацкий Е.В. Смена научно-поисковой парадигмы: расследования vs исследования. Интернет-журнал «Капитал страны». http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/972.

  6. Балацкий Е.В. Экономическая наука: новые вызовы современности. Интернет-журнал «Капитал страны». http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/978

  7. Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Академический проект, 2007.

  8. Болдырев И. Экономическая методология и постмодернизм // Вопросы экономики. 2006. № 11.

  9. Болдырев И.А. Экономическая методология сегодня: краткий обзор основных направлений // Журнал Новой Экономической Ассоциации. № 9 (2011).

  10. Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление: Практическое пособие. /Под ред. Н.И. Загузова. Изд. 3-е, стереотипное. – М.: Гардарики, 2005. – 185с.

  11. Земляков Д.Н. Ценностные аспекты методологии экономической науки. М.: МАОН, 2010.

  12. Капелюшников Р. Философия рынка Ф.Хайека // Мировая экономика и международные отношения. 1989. №12.

  13. Кузин Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. /Под ред. Абрамова В.А. – 3-е изд., доп. – М.: Ось – 89, 2008. – 448с.

  14. Методология экономической науки. Составитель – О.Ананьин. М.: ГУ ВШЭ. 1998.

  15. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил. – М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА. – М., 2001. – 203с.

  16. Соколов Я.В. Классификация методологических направлений в экономической науке. Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2006. Вып. 1.

  17. Стиглиц Дж. Ю. Альтернативные подходы к макроэкономике: методологические проблемы и неокейнсианство // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 5, 6, 7.

  18. Толкачев С.А. Глобализация и политическая экономия: в поисках новой конкурентной парадигмы. http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/181663

  19. Толкачев С.А. Постмодерн как мировоззрение перманентного кризиса. http://www.kapital-rus.ru/index.php/articles/article/996#com27757

  20. Ушанков В.А. О позитивном и нормативном в экономической науке. Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2006. Вып. 4.

  21. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки. http://www.hse.ru/science/igiti/thesis4/4_1_2Fried.pdf).

  22. Шишкин М.В. Мировоззренческие основы экономической науки: прошлое, настоящее, будущее. Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2006. Вып. 2.


_______________________________________________________________________

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  • www.economicus.ru

  • www.historyofeconomics.org

  • www.ek-lit.narod.ru

  • www.ecsocman.edu.ru

  • www.eh.net/HE/

  • http://www.kapital-rus.ru




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Стандартно оборудованные лекционные аудитории.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 080300 Финансы и кредит.


Автор

Д.э.н., профессор кафедры политической экономии ГУУ С.А. Толкачев


Рецензент (ы) _________________________


Программа одобрена на заседании ____________________________________________

(Наименование уполномоченного органа вуза (УМК, НМС, Ученый совет)

от ___________ года, протокол № ________.