uzluga.ru
добавить свой файл
Процесс сеперации –индивидуации и формирование идентичности.

Концепция сепарации - индивидуации М. Малер.

Маргарет Малер и ее коллеги изучали нормальных младенцев и нормальных матерей в естественной обстановке игровой комнаты, наблюдая возникновение объектных отношений в первые три года жизни. Так же как и других исследователей , Малер интересовал процесс формирования нормальный психических структур в контексте нормальных отношений матери и младенца. Она стремилась раскрыть, что способствует формированию внутрипсихических структур, которые позволяют ребенку функционировать ребенку независимо от объекта, а что способствует патологии этих структур.

Под влиянием работ Хартмана и Якобсон Малер считала, что образующиеся психические репрезентации "я" и объекта являются базовыми для формирования и функционирования Эго и Суперэго. Она полагала, что маленький ребенок может распознавать различные аспекты внешнего мира. Но лишь постепенно от становится способен сформировать целостную психическую репрезентацию матери, а также уникальный, стабильный и психически репрезентированный образ самого себя, отличный от своего первичного объекта любви. Малер гипотетически предположила, что эти психические репрезентации "я" и объекта строятся постепенно по мере развития отношений с объектами, и исследовала в наблюдениях за детьми и их матерями природу этапов этого развития. Она назвала это процессом сепарации - индивидуации.

Сепарация (разделение) - это процесс, в ходе которого ребенок постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери. Под разделением имеется ввиду не пространственное, физическое отдаление от родителей или распад межличностных отношений, а развитие интрапсихического чувства возможности функционировать независимо от матери. Индивидуация означает попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики. Оптимально разделение и индивидуация идет вместе, но могут расходиться в результате задержки или ускоренного развития того или другого аспекта развития. Малер выделила стадии развития процесса сепарации и индивидуации:


  1. Стадия первичных взаимодействий. Нормальная аутистическая фаза (с рождения до 2 месяцев). Для этой фазы характерна недифференцированность объекта, ребенок находится в состоянии примитивной галлюцинаторной дезинтеграции, в котором удовлетворение потребностей полностью зависит от его окружения. Р.Спиц назвал эту фазу "физиологической прелюдией к объектным отношениям". Психическое функционирование еще не установилось и не может быть объекта. Происходит регуляция циклов сна-бодрствования, голода-насыщения, дня-ночи для сохранения гомеостатического равновесия. При нормальном протекании развития конец этой фазы - установление аффективной системы обратной связи - особой формы взаимоотношений младенца и матери, общающихся с помощью взглядов ,голоса, возбуждения, движений, запаха. В конце этой фазы появляется социальная улыбка. Инвестиции младенца при помощи матери направляются вовне. При нарушенном развитии - регресс в аутизм, отказа от общения с миром, аутистические психозы.




  1. Стадия начала диалога. Симбиотическая фаза.(с 2 месяцев до 5-6 месяцев). Самость еще недифференцирована от объекта. Мать и младенец еще "слиты" между собой. Есть инвестиция внешнего мира и смутное ощущение объекта, снижающего напряжение. Появляется частичный объект - грудь, дыхание, голос. В этот период младенец начинает активно искать взаимодействия. Мать начинает превращаться в объект любви и начинает формироваться привязанность к ней. Появление в конце первой, начале второй стадии социальная улыбка - специфическая реакция комплекса оживления на мать - индикатор этой привязанности. Происходит активный аффективный диалог между матерью и младенцем - взаимостимулирующий обоих. Ребенок сам начинает проявлять активность при взаимодействии. На этой стадии необходимо возникновение глубокой безопасной привязанности , а для ее развития необходим диалог в особой аффективной атмосфере. Возможность игрового пространства в закрытой системе "мать-младенец" рассматривается как субъект развития. Происходит у младенца дальнейшее кинестетическое сохранение переживаний собственного тела и материнского тела, которые распознаются еще как неотделимые друг от друга. На этой стадии у ребенка формируется базальное чувство безопасности и уверенности. Ребенок как бы "вылупливается" из яйца и ему нужно для исследования этого мира отклик и опора матери, нужно, чтобы мать была рядом и осуществляла хороший холдинг- поддержку (в разных аспектах). Любопытство и доверие возникают в контексте базового доверия, безопасности и уверенности в отношениях. При нормальном прохождении этой фазы возникает дифференциация представлений о самости и объекте. При нарушенном развитии психика младенца фиксируется и регрессирует в симбиотические психозы (психозы слияния ).


3) Стадия разделения -индивидуации ( с 5-6месяцев до 36 месяцев).

На этой фазе происходит выход из симбиоза и дифференциация самости от матери, происходит инвестиция матери как объекта и развитие объектных отношений. Инвестирование себя и создание представлений о самости. Мать становится либидным объектом. Аффективное отношение к ней поддерживается независимо от удовлетворения и фрустрацию. Базисное доверие выражено в реакции младенца на незнакомца, так называемый страх незнакомца. В возрасте 8 месяцев ребенок реагирует на незнакомца появлением тревоги. Если привязанность безопасная - то есть прикрепленность к матери не подвергается сомнению, то младенец проявляет больше любопытства к незнакомцу, чем тревоги. Страх чужого лица по Спицу , является вторым организатором поведения младенца после социальной улыбки, предполагает знание ребенком постоянства существования матери. Присутствие чужого и отсутствие матери - синонимы на языке психической жизни в этот период. В этой стадии выделяется несколько подфаз.


  1. Подфаза дифференциации и развития образа тела ( с 5-6 до 10 мея).

Улыбка становитсяпроизвольной и специфичной в отношении с матерью. Ребенок инвестирует переходные объекты. С 8 месяцев сравнивает мать с незнакомыми. Сильный страх незнакомцев указывает на плохое качество симбиоза. При симбиотическом психозе дифференциация преждевременна и отсрочена. В анализе детей и взрослых с трудностями разделения присутствует раннее осознавание , что мать - отдельный объект. Случайные причины или психологические особенности матерей - например, когда мать переоценивает отношения на стадии симбиоза или не выносит дифференциации, или не выносят, толкая ребенка к ранней автономии.


2. Субфаза практики (10-15 месяцев). Происходит активная инвестиция моторики. Ребенок начинает ходить, уходить от матери и возвращается к ней. Очарован миром открытий и своими возрастающими возможностями. Исследует расширяющийся мир и знакомится с переживаниями физической разлуки. В отсутствии матери у ребенка происходит снижение настроения, возникает озабоченность. Здесь младенец уже начинает использовать внутрипсихический образ матери. В ее отсутствии его какое-то время достаточно для поддержания внутрипсихического благополучия. Изменение внутреннего отношения к матери при длительной сепарации - реакция депрессии младенцев, обижаются , прогоняют мать. Важно на этой фазе отношений матерей. Для симбиотических матерей травматична дистанция. Хотят, чтобы ребенок быстрее вырос. Могут чувствовать облегчение от исчезновения симбиоза. В 14 месяцев примерное время появления жеста нет (еще один организатор поведения по Спицу).


3.Субфаза rapprochement . Субфаза воссоединения, повторного сближения. (от 16 до 18 месяцев). Ребенок уже легко уходит от матери, так как начинает ходить. Прогресс в познавательном развитии. Отмечаются колебания настроения. Настроение колеблется от любви до ненависти. Вспышки и капризы. Иногда ребенок демонстрирует одиночество и беспомощность. Уже может думать и фантазировать. Продвижение в познании способствует языковому выражению и символической игре. Отмечается переход от эйфории подфазы практики к депрессивным настроениям. Постоянная озабоченность из-за матери. Ищет мать глазами. В этот период возникает характерная жадность, зависть, нерешительность, амбивалентность чувств. Хочет быть независимым. Трудно проживает разделение ,трудно признать разделение.


4. Субфаза постоянства объекта.

Теперь ребенок лучше переносит фрустрации и его аффективное состояние меньше зависит от конкретного удовлетворения. Исправляется характер. Укрепляется нарциссизм и он легче переносит свой реалистический образ. Ребенок обретает уверенность, что любящее взаимодействие будет продолжаться, несмотря на краткие разлуки, вспышки гнева и фрустрации. Ребенок способен поддерживать константные взаимодействия. Происходит переход от требовательного цепляющегося поведения к способности участвовать в более зрелых, определяемых Эго отношениях- привязанность, уважение интересов и чувств, доверие. Развитие либидного постоянства объекта обычно сопровождается усилением Я, что вызывает гордость и подкрепление матерей.


Вклад, который внесла Малер в развитие теории объектных отношений.

  • Она четко показала, что адекватная эмоциональная открытость матери и аффективный контакт младенца с ней - необходимый фактор благоприятных условий для формирования психических структур, способствующий развитию независимому эмоциональному функционированию.

  • М. Малер привлекла своими исследованиями здоровых детей внимание к вопросам аффективного взаимодействия ранних триангуляторных отношений в семье.

  • Результаты исследований Малер пополнили психоаналитические знания о нормальном развитии и предотвращении патологических отклонений.

  • Явилась пионером длительного исследования детей в естественной обстановке - основы развития длительных наблюдений за младенцами.

  • Сформулировала представления о процессе сепарации и индивидуации ; выдвинула целостную теорию доэдиповых объектных отношений, которая дополняет теории Эдипова комплекса и позволяет построить концепцию развития объектных отношений, согласуемую и интегрируемую с теорией инстинктивных влечений и с теорией возникновения психической структуры.



9. Концепция О. Кернберга


Отто Кернберг занимался прежде всего интеграцией психоаналитических теорий. Он предложил теорию, согласно которой аффекты являются главной мотивационной системой младенцев; они организуются в либидные и агрессивные влечения с помощью прямого взаимодействия с человеческим объектом, представляющим собой нечто большее , чем просто средство инстинктивного удовлетворения. Ид, Эго и Суперэго формируются на основе репрезентаций "я" и объекта, интернализуемых под влиянием различных аффективных состояний. Эти состояния окрашивают или определяют характеристики того, что инетрнализуется - например, будет ли Суперэго суровым и жестким или будет ли Эго справляться с задачами ,которые ему придется решать.

Кернберг считал, что самые ранние процессы интериоризации характеризуются диадичностью, то есть наблюдается полярность самости и объекта, с учетом того, что репрезентации самости и объекта еще не дифференцированы. Кроме того, подразумеваются также все будущие шаги развития диадических интериоризаций, то есть интериоризация не только объекта как объектная репрезентация, но и интеракция самости с объектом. Он рассматривал интеракцию 1) самости, 2) объекта и 3) связанных с ними аффективных процессов как исходные составные элементы, на которых базируется дальнейшее развитие интериоризированных репрезентаций объекта и самости и позже сформированная структура Эго, Суперэго и Ид. Как фундаментальный самый ранний и самый примитивный уровень в организации процессов интериоризации, Кернберг понимает интроекцию. Она означает, что посредством структурированной связи следов памяти осуществляется репродукция и фиксация взаимодействия с окружающим миром. Она содержит изображение объекта и изображение самости при взаимодействии с этим объектом, а также аффективную тональность этого взаимодействия. Эта аффективная окрашенность определяет организацию "хороших и плохих" внутренних объектов. Этот процесс ведет к различению самости и объекта и к установлении границ Эго.

Идентификация является формой интроекции на более высоком уровне и характеризуется тем, что ребенок на основании познавательной деятельности может распознать ролевые аспекты межличностного взаимодействия. Объектные репрезентации и саморепрезентации обогащаются этими ролевыми аспектами и аффективные сопровождения при этом становятся более дифференцированными.

Эго-идентичность. Образует самый высокий уровень в организации процессов интериоризации. Здесь устанавливается консолидация структуры Эго, которая связана с чувством протяженности самости, и также возникает согласованная концепция "мира объектов". Эго-идентичность содержит осознание дериватов влечений и аффектов, с ней также связан контроль за влечениями. В ходе этих процессов интериоризированные объектные отношения деперсонализуются и интегрируются в структуры более высокого порядка, то есть в структуры Эго и Суперэго. Существуют также образы объектов ,которые в меньшей степени включаются в структурирование; они остаются неизменными и сохраняются в вытесненном бессознательном.

Процесс индивидуации характеризуется превращением примитивных идентификаций в селективные, сублимированные. Это происходит под влиянием хорошо интегрированной эго-идентичности. Продолжением существования "непереваренной" ранней интроекции является переживание патологической фиксации тяжело нарушенных объектных отношений, которая тесно связана с патологией расщепления.

Модель раннего развития эго базируется на недифференцированной фазе развития, на которой Эго и Ид еще образуют совместную матрицу. При этом объектные отношения понимаются как существенный организатор Эго. Присоединяясь к позиции Малер , Кернберг формулирует концепцию пяти фундаментальных стадий нормального и патологического развития интериоризированных объектных отношений и их клинический проявления:


  1. нормальный аутизм или недифференцированная первичная стадия,

  2. нормальный "симбиоз" или стадия первичных недифференцированных представлений о себе,

  3. стадия дифференциации представлений об объектах и о себе,

  4. стадия интеграции представлений об объектах и о себе и развитие зрелых интрапсихических структур,

  5. стадия консолидации и итеграции Эго и Суперэго.

Клинические наблюдения (особенно реинсценирование объектных отношений в аналитической ситуации) и психоаналитические исследования ранних взаимодействий матери и младенца существенно прояснили тот факт, что уже между новорожденными матерью протекают сложные процессы обмена и согласования; эти коммуникации развиваются в комплексный внутренний диалог; важную роль здесь играют многочисленные потребности и желания участвующих во взаимодействии и коммуникации объектов, равно как и актуальный ситуативный контекст.