uzluga.ru
добавить свой файл
Проповедь Слова Божьего и современная ситуация

Мысли по книге Лоусона «Стон земли» (Текст в кавычках - цитаты из книги. Текст без кавычек - мои комментарии)

Глава№2  ”НАСУЩНАЯ НУЖДА”.  (Потенциал библейской проповеди)

«В основной своей массе евангельские проповеди слабы и беспомощны, и, к сожалению, не многие это понимают. Подобно Самсону, который не заметил, как лишился Духа, многие пасторы, по-видимому, мало осведомлены о том, что Божья сила покинула их некогда «живую» кафедру. Вместо того чтобы проповедовать с новой силой, они заняты тем, что тратят энергию на дела второстепенные: гоняясь за новейшими программами церковного роста, внедряя новые стили прославления или пытаясь применить законы рыночной торговли в деле созидания Церкви. Хотя некоторые из этих действий могли бы иметь своё место в церкви, вопиющей нуждой современности является возвращение «божественной силы евангельским кафедрам».44

Корень этого кризиса – утрата уверенности в Божьей силе, действующей через провозглашение Его Слова. Хотя многие всё ещё придерживаются доктрины непогрешимости Писания, некоторые пасторы, похоже, усомнились в его достаточности для достижения богоугодных результатов посредством проповеди. Они утверждают, что библейская проповедь устарела и неуместна. В некоторых церквях спектакли, диалоги, показы фильмов и другие подобные мероприятия заняли место основательного разъяснения библейской истины. В лучшем случае эти альтернативные средства подчинены библейской проповеди, а в худшем – представляют для неё угрозу. Все эти второстепенные средства передачи библейской истины всегда должны занимать второе место после экспозиционной проповеди, которая и по сей день остаётся, по Божьему замыслу, важнейшим способом донесения Его Слова».Корень кризиса, который процветает или же с ужасающей мощью приближается к нашим церквям, очень тонко спрятан. Этот корень заключается в отсутствии глубокой веры в то, что великая сила Божья является, через провозглашение Божьего Слова. На первый взгляд ну кто же из пасторов не верит в это? Но, практика служения, акценты служения, ценности, ожидания и результаты служения показывают обратное! Корень христианского кризиса, настолько завуалирован, что с легкостью прячется в умах христиан.
В моем служении, миссионера и пастора, глубокая вера в писание была недоразвита и затеряна, на протяжении многих лет. Это не значило, что я не проповедовал Библию с страстью! Это не значит, что я не надеялся на Слово Божье или не руководствовался им! Но, я не практиковал веры в то, что великая сила Божья, является через провозглашение Слова. В результате я больше говорил (переживал) о других моментах служения. Также я больше надеялся и больше провозглашал другие пути служения. Также я не передавал ценность служения передачи Слова в своем ученичестве, и в результате мои ученики не были посвящены Слову, даже так как я был посвящен.
Бог через опыт неудач, разочарований, неплодотворности разбил мое сердце. И затем сверхъестественное откровение о невероятной ценности служения Слова пришло в мое сердце. Это было именно сверхъестественно, т.к. в сердце невероятно засияла «банально простая» истина, в которую я вроде бы верил всегда. И сейчас я проверяю каждый уголок своего служения и служения всей моей церкви – основано ли оно на вере в силу Слова Божьего? И где Бог показывает, что служение основано не на этой силе, я ищу библиецентричный путь для этого служения.

«ОДИН ЧЕЛОВЕК, ОДНА ВЕСТЬ, ОДИН МЕТОД. Богом призванный человек, снаряжённый Божьей истиной, преданный определённому Богом методу служения – проповеди – вот что нужно для любой ситуации. Проповедь была Божьим средством для обращения Ниневии, она же остаётся основным Его орудием для преображения современных городов. Со святым рвением к проповеди Божьего Слова проповедники нашего времени должны повиноваться Божьему призванию и идти в предназначенное Им место, чтобы провозглашать Его спасающую истину. Такая абсолютная покорность Господу требуется от проповедников в любое время».

Центральный путь Божьего действия сосредотачивается вокруг призванного человека, наполненного Словом и преданного проповеди Писания, во всякой ситуации. Это главный путь служения верующих в обществе, в котором они живут. Верующие должны наполнять свои селения Словом Божьим. Без сеяния не будет жатвы. Хотя церкви частенько стремятся лишь пожинать, чтобы подтверждать свой успех растущим количеством посетителей. В результате церкви переводят свой фокус с наполнения селения Словом на разные методики быстрого роста. Часто такой рост строиться на невозрожденных посетителях церкви или приводит к формированию верующих не в христоподобие, а в подобие продавцов, заманивающих покупателей широким выбором товаров или дешевыми предложениями. Церковь должна наполнять селение Словом!!! Для этого христиане должны быть преданы Слову, чтобы исследовать его и преданы Богу, чтобы распространять Писание. Это и есть самый главный путь евангелизма – христиане, распространяющие Слово в любой ситуации. Но, похоже мы живем в век молчаливых христиан.
Провозглашать Слово в своей личной жизни, призывать к этому христиан моей церкви и вести их к глубокому пониманию Слова – вот моя задача, как пастора.

«ОСОБЕННОСТИ БИБЛЕЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ :
1. БЕССТРАШИЕ

Создаётся впечатление, что бесстрашные глашатаи Божьего Слова канули в Лету. О крайней нужде сегодня в смелой проповеди Джон Стотт написал:
«В современном мире назрела безотлагательная нужда в бесстрашных проповедниках, которые, подобно апостолам в ранней церкви, были бы исполнены «Духа Святого и говорили слово Божье с дерзновением» (Деян.4:31, ср. ст.13). Ни человекоугодники, ни приспособленцы никогда не были хорошими проповедниками. Мы призваны к священному делу: нам вверено провозглашение того, что сказал Бог, а не того, что хотят услышать люди. Многие люди в современных церквах страдают «ушным зудом», что побуждает их избирать себе учителей, которые, утоляя зуд, говорили бы им только приятное (2Тим.4:3). Но нам не позволено льстить их слуху или угождать их прихотям»54.
К сожалению, большинство современных проповедей становятся слишком бесхребетными, как будто «один добродушный человек стоит перед другими добродушными людьми и уговаривает их быть более добродушными». Предупреждение Филипса Брукса, произнесённое им в Йельском университете в 1877 г. во время лекций по гомилетике, выглядит вполне своевременным:
«Если вы страшитесь людей и рабски зависите от их мнения, то займитесь чем-нибудь другим. Шейте обувь, которая будет им удобна. Рисуйте дурные картины, которые будут соответствовать их дурному вкусу. Но не тратьте вашу жизнь на то, чтобы проповедовать не то, что вам повелел Бог, а то, что они хотят от вас слышать. Будьте смелы»

2. УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ
«Взывать … предполагает стиль, приличествующий глашатаю Божьей вести. Он должен произносить свою проповедь громко, отчетливо, настойчиво, с подобающей серьёзностью и эмоциональностью. Вялый шепот не сможет разбудить спящих. Если вестник не будет серьёзен, его весть не дойдёт до сердец людей. Слово Божье должно звучать не слабенько, как будто проповедник его стыдится, не робко, как будто он сомневается, и не с прохладцей, как будто оно не актуально, но громогласно, подобно колоколу. Проповедник – это, прежде всего, глашатай»56.
Божьи вестники всегда понимали исключительную важность присутствия убеждающей силы в проповеди. Пуританский пастор Ричард Бакстер писал: «Я проповедую будто в последний раз, как умирающий человек умирающим людям». Джордж Уайтфильд говорил: «Я люблю тех, кто во всеуслышание провозглашает Слово. Христианский мир погружен в глубокий сон. И ничто, кроме громкого голоса, не может его разбудить». Д. Л. Мооди подметил следующее: «Лучший способ пробудить церковь - развести на кафедре пылающий костер». Мартин Ллойд-Джонс, последний пастор лондонской «Вестминстер Чэпл», однажды сказал: «Проповедь – это богословие, изливающееся из горячего сердца»57.
В противоположность этому, ветреность и несерьёзность становятся нормой в проповеди. Многие пасторы предпочитают быть скорее эстрадниками, чем толкователями Писания.
Печально, но сегодня с кафедр звучит слишком мало убедительных и серьёзных посланий. Общения на «горизонтальном уровне», легковесных бесед, бессмысленных развлекательных программ и несерьезных историй - сколько угодно, а провозглашение божественной вести находится в упадке. Тем не менее, призвание проповедника состоит в одном – проповедовать! Провозглашение Божьей вести должно звучать пророческим тоном. Долой нервозное запинание и пустое многословие! Проповедь должна быть проникновенным провозглашением вечной истины, исходящей от Самого Бога! Если бы современные пасторы осознали серьёзность и важность своего служения, если бы они почувствовали на своих плечах тяжелую мантию, то Церковь увидела бы то, что увидел Иона: великое число обращённых грешников и наставленных святых.

3. ОБЛИЧИТЕЛЬНОСТЬ
Смысл проповеди Ноя во время строительства ковчега заключался не в словах: «Вас ожидает что-то хорошее!» Амос был гоним первосвященником Израиля не за проповедь: «Назови и владей!» Иеремия был посажен в яму не за слова: «У меня все в порядке, и у вас все в порядке!» Даниил был брошен в львиный ров не за то, что говорил людям: «Позитивное мышление может двигать горы!» Иоанн Креститель оставался в пустыне и впоследствии был обезглавлен не за такие слова: «Улыбнитесь! Бог любит вас!» Два пророка, которые восстанут во время Великой скорби, будут убиты не за такую проповедь: «Бог – на небе, и с миром всё в порядке!»61
Пасторы, желающие следовать примеру пророков и апостолов, должны также вносить обличительный элемент в свои проповеди. К сожалению, обличение и порицание зачастую выпадают из современной проповеди. Пастор Адриан Роджерс призывает к смелости в провозглашении Божьей истины:
Лучше быть разделенными истиной, чем едиными в заблуждении. Лучше говорить истину, которая сначала ранит, а потом лечит, чем говорить ложь, которая сначала успокаивает, а потом убивает. Как можно называть любовью или дружбой отступление от провозглашения всей воли Божьей? Пусть лучше нас возненавидят за истину, чем возлюбят за ложь… Лучше остаться в одиночестве, но с истиной, чем в толпе, но с заблуждением62.

4. СОСТРАДАТЕЛЬНОСТЬ
Иона понимал, что его проповедь предлагала ниневитянам спасение и милость, ибо позже он сказал Богу: «…Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4:2). По великой благодати Господа, обращённой к грешникам, у Ниневии было сорок дней для покаяния, прежде чем на них обрушится Его суд.
Провозглашение Его суда должно гармонично сочетаться с обещанием Его милости, весть о Его гневе должна уравновешиваться вестью о Его сострадании».

Этими четырьмя особенностями библейской проповеди невозможно обладать проповеднику, который не зрел в Господе и не углублен в Писании. Невозможно без глубокой веры в Библию и глубокого родства с Библией обладать хоть одной особенностью истинного библейского проповедования. А без этих особенностей проповедник, своим стилем проповеди, будет учить неверному восприятию, как истин Господних так и Самого Господа. Вялая проповедь породит вялую веру, вялых христиан и вялую жизнь церкви. На проповеднике лежит очень весомая ответственность, исполнение которой определяет самое важное в жизни людей – их жизнь с Господом и для Него.
Да, приведет Иисус мое сердце к тому, чтобы я мог быть подобным проповедником!

«РЕЗУЛЬТАТЫ БИБЛЕЙСКОЙ ПРОПОВЕДИ:
1. СПАСИТЕЛЬНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ
2. ПОДЛИННОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ
3. ВСЕОБЩЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ
4. ОСВЯЩАЮЩЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ

Чарльз Сперджен умолял Господа взрастить новое поколение проповедников Писания.
Где же Лютеры, Кальвины, Буньяны, Уайтфильды – люди, с именами которых связаны целые эпохи, одно упоминание, о которых внушало противникам страх? Как они нужны! Но откуда нам их ждать? Такие люди – дар церкви от Господа, и они придут в своё время. Он властен, вернуть нам золотой век проповедников, когда добрая старая истина вновь зазвучит из уст, которых коснулся горящий уголек с жертвенника. Именно такие люди станут в руках Духа Святого инструментом, через который произойдёт великое духовное пробуждение.
Я не ищу иных средств для обращения грешников, кроме простой проповеди Евангелия и кроме Духа Божьего, который отверзает уши людей внимать этой проповеди. Как только церковь презрит кафедру, Бог презрит церковь. Во все века Он очищал и благословлял Свои церкви именно через служение Словом83.
Пусть Бог взрастит таких глашатаев Его истины, которые будут абсолютно убеждены в могуществе Его Слова. Пусть Христос снова пошлёт Своей Церкви армию проповедников-экспозиторов, которые будут смело и в силе Святого Духа провозглашать Писание».

Глава №1 ” ПИР ИЛИ ГОЛОД?”

«По мере своего продвижения в XXI век Церковь проявляет все возрастающее стремление расширять границы своего служения. Менталитет финансовой олигархии, взращенный на слиянии корпораций, строительстве небоскребов и подъеме экономики, нигде более так не процветает, как в Церкви. Печально констатировать факт, что в погоне за цифрами во многих церквах служение, сосредоточенное на библейской проповеди, принесено в жертву человекоцентричному прагматизму.
Приходят новые времена «деятельной» церкви. В этом коренном сдвиге устоев экспозиционную проповедь заменяют развлечениями, а преподавание доктрин – театральными постановками. Кафедра, когда-то занимавшая центральное место в церковном служении, теперь отодвинута в тень различных методик церковного роста и прочей «шелухи»: от всевозможных наимоднейших стилей прославления до зрелищных эстрадных представлений. Стремясь всеми силами, прежде всего к численному росту церкви, новоиспечённые пасторы переделывают церковь и перерабатывают Евангелие в продукт, ориентированный на потребителя11. Все, что по слухам с успехом работает в одной церкви, тут же широко «выставляется на продажу» на церковных «рынках сбыта»».
«Возможно, пасторы могут чему-то научиться из опыта растущих церквей и успешно развивающихся миссий. Тем не менее, Божье дело должно выполняться Божьими средствами, чтобы стать настоящим благословением. Бог даёт силу, и только Он достоин принять славу, но это произойдёт лишь тогда, когда мы будем следовать Его божественному плану служения. Когда реализуется человеческий проект, зачастую построенный на подражании мирским программам, тогда вдохновительницей становится плоть, и славу получает не Бог, а человек.»

Оценка Лоусона относится к современной американской церкви. Однако эта оценка во многом подходит и для церквей стран бывшего СССР. Какие-то моменты, которые уже расцвели в США, у нас только в зачаточном состоянии, а какие-то, по-своему, давно были ярко выражены у нас, а какие-то могут начать развиваться только сейчас.
Оценка Лоусона смела, правдива и глубока! Не многие так четко понимают учение Писания, чтобы вынести такую отрезвляющую оценку сегодняшней церковности. Люди этого мира и, к величайшему ужасу, члены церквей испытывают глубоко привычный для их сердец голод по Божьему Слову.
Его оценка очень ценна для практического служения в вопросах:
• На что полагаться?
• От чего ожидать духовного успеха?
• Через что Бог решает действовать на Земле?
• К чему Бог призывает?
• Что является истинным критерием для оценки личной духовной жизи, своего служения, а также критерием состояния церкви?

««Систематическое провозглашение Христа путём глубокого разъяснения Писания гораздо важнее для формирования поклоняющейся и служащей Богу церкви, чем политическая деятельность, морализаторство и развлекательные программы»12. Однако во многих евангельских церквах библейская проповедь отодвигается на второй план. Непонятным образом проповедь о кресте стала юродством не только для мира, но и для современной Церкви. В результате, вся наша земля испытывает голод по библейской проповеди.
«Кафедральный голод» на всей земле – признак того, что современные проповедники не уверены в способности Божьего Слова, выполнить своё духовное служение.»

Библейская, систематическая проповедь Божьего Слова провозглашаемая, в разных формах, на церковных собраниях, домашних группах, молодежных, подростковых, детских, женских, мужских служениях, на евангелизациях, в личных беседах и т.п. является Божьим стержнем, вокруг которого развивается истинная духовность, вокруг которого развивается то, что угодно Богу (то, что «впечатляет» Бога, то что значимо для Бога).
Чем дальше жизнь христиан и их служение от Библии, тем меньше в них происходит того, что радует Бога. Если, основной силой или основным методом служения является не Божье Слово, то и основным истинным результатом служения и жизни будет пустота, обернутая в «христианскую» обертку.
Бог повелевает мне строить всю свою жизнь, и все свое служение опираясь на откровения Его Слова и ни на что другое. Бог повелевает видеть Слово Божье единственным методом, которым, как мое сердце, так и сердца других людей будут преобразовываться в угождающие Господу сосуды.

Что утверждает нас в первостепенности служения Слова для всей христианской жизни? Лоусон изложил доводы утверждающие нас с максимальной близостью к Писанию и с невероятной ясностью и убеждающей простотой. Вот, что в Писании нас убеждает:
«1.Главенство апостольского учения.
…учение апостолов, по сути, было главным служением в первой церкви. Прежде всего, апостолы учили. А если конкретно, они преподавали доктрины. Их учение вдыхало жизнь в любую сторону деятельности первой церкви. И в том, что учение занимало первое место, нет ничего необычного13. Оно всегда должно быть на первом месте. В христианской жизни наставление идёт впереди поведения, доктрина предшествует повиновению, а разъяснение – применению.
2.Пример Христа.
Обучая первую церковь, апостолы следовали примеру Иисуса Христа. Более трёх лет они учились у Него и наблюдали за Его служением. Они поняли, что Христос придавал учению первостепенную значимость. С момента призвания апостолов и до вознесения главным занятием Христа было наставление учеников. Ничто, даже сочувствие к больным, не могло отвлечь Его от основного служения – проповеди. Когда к Нему пришло множество народа, Он начал учить их (Мф.5:2). На протяжении всего служения провозглашение Божьей истины оставалось Его первостепенным занятием. Даже в ночь перед распятием Иисус собрал в горнице Своих учеников и наставлял их (Ин.13-16).
Не изменились приоритеты Христа, и после воскресения. По дороге в Еммаус Он явился двум ученикам и «…изъяснял им сказанное о Нём во всем Писании» (Лк.24:27).
3.Повеление учить находиться в Великом Поручении.
4.Отражено в жизни ранней церкви.
Тот факт, что иерусалимские верующие постоянно пребывали в учении апостолов (Деян.2:42), говорит о регулярности и постоянстве такого обучения. Учение упоминается намного чаще остальных видов апостольского служения (Деян.2:42; 3:11-26; 4:1-2, 8-12, 19-20, 31, 33; 5:20-21, 29-32, 42; 6:2, 4, 7-10; 7:1-53). Такое изобилие свидетельств даёт нам право утверждать, что книга Деяния апостолов в первую очередь рассказывает об апостольской проповеди и учении.
5.Утверждено в пастырских посланиях.
Первая обязанность, которую накладывает Павел на своего юного сотрудника Тимофея, заключается в наставлении церкви в здравом учении (1Тим.1:3), чтобы она была «[столпом и утверждением] истины» (3:15).»

Утверждения, примеры, призывы, повеления держать служение проповеди Слова Божьего, как основное, центральное, стержневое служение выражены с невероятной ясностью и силой. Остается удивляться тому, каким образом это ускользает от многих христиан, среди которых находился и я! Почему так много внимания уделяется многим второстепенным вещам? Почему служение Слова воспринимается, как что-то скучное и не влиятельное на все уголки жизни? Почему служители Божьи скатываются к надежде на то, что не повелено нам, как стержневое служение и что не имеет в себе глубокой духовной силы? Остается удивляться тому, как легко и часто церкви теряют из виду столь ясное и мощное призвание к служению Слова.
Но, удивления не достаточно! Через эти библейские утверждения Бог зовет меня служить Словом и реформировать мою церковь, к тому, чтобы она была основана на Слове Божьем, пропитана Словом Божьим, была направляема в каждом ее служении, в каждом ее уголке жизни Библейским Учением.
Сердце мое горит жаждой по Слову Бога, и стремиться служить Проповедованием, и старается вникать в устройство церкви с желанием подчинять его стержню Слова.

«Если учение апостолов было настолько важным, чему же они на самом деле учили? Что составляло основу их учения? Каким оно было?
1.Укоренено в Ветхом Завете.
2.Сосредоточено на Христе.
3.Содержит доктринальные наставления.
К великому сожалению, то, что сегодня выдается за церковную проповедь, отстоит чрезвычайно далеко от апостольских принципов. Кажется, многие пасторы довольствуются тем, что предлагают пустышки духовным младенцам, вместо того, чтобы возвещать народу всю волю Божью. Во многих евангельских церквах пошла мода на совершенно мирские, мотивационные выступления, нацеленные на удовлетворение насущных нужд потребителей «церковной продукции», или, что ещё хуже, на то, чтобы успокоить растревоженную совесть невозрождённых членов церкви. Вместо разъяснения глубин Божьего Слова во многих общинах, заявляющих о своей вере в Библию, руководство избрало путь наименьшего сопротивления, довольствуясь развлечением мелких душёнок и щекотаньем слуха изнеженных посетителей. В результате, церкви, сами того не подозревая, находятся на голодном пайке, довольствуясь тошнотворной подслащенной «водичкой», совершенно непригодной для духовного питания.
Чтобы люди пришли к спасительной вере во Христа и начали возрастать духовно, пасторы обязаны преподавать исчерпывающее библейское учение, основанное как на Ветхом, так и на Новом Завете, сосредоточенное на Христе и наполненное доктринальным содержанием. Остались ли ещё церкви, следующие такому образцу?»

Служение Слова должно 1) быть укорененным в Ветхом Завете, а не представлять из себя дерево с оборванными корнями, на которые похожи многие сегодняшние проповеди и учения. Самые глубокие корни таких проповедников уходят лишь в современную культуру, а Слово проповедуется, как сборник современных советов для жизни. Христиане постсоветского пространства нуждаются в построении связи с историческим христианством и народом Божьим Израилем Ветхого Завета.
Служение Слова должно 2) быть сосредоточено на Христе, на Бога, а не на наших нуждах или желаниях или проблемах. Все наши проблемы должны решаться лишь у трона великого Мессии, при чем Мессия должен Своим сиянием затмевать все принесенные к Его ногам проблемы, а не наоборот – проблемы затмевать Христа.
Служение Слова должно 3) содержать доктринальные наставления, ибо невозможно строить веру, способную выстоять в любых обстоятельствах и приносить высочайшую при этом радость, без глубоких доктрин Писания. Хотя часто кажется, что люди не нуждаются во многих доктринах и способны жить морально понимая лишь поверхностно учение Божье. Несмотря на это проповедники должны проповедовать доктринальные утверждения. И должны проповедовать их не как сухую теорию, а как живительное Слово Бога.

«Ни в чём евангельский мир не нуждается так сильно, как в экспозиции Писания. Налицо отступление от этого принципа даже среди наших собственных выпускников, которые развлекают людей, угождают людским прихотям, тогда как их призвание – преподавать Слово. Это Слово есть сила Божья к спасению, это Слово даёт силу для христианской жизни, и я хотел бы, чтобы Слово Божье стало центром их служения. Быть может, это не популярно, быть может, это не приведёт к появлению огромных церквей, но это будет исполнением того, к чему их призвал Сам Бог.»
«Мы не имеем права играть в проповедь. От нашей проповеди зависят судьбы людей».
Чарльз Хаддон Сперджен





Переслать

  



Бог напоминает, как Он освободил Израильский народ от тяжести и непосильной работы. Бог напоминает о том, как Он ответил на молитву народа. И саразу после этого (ст.8) Бог объясняет, что произошло при водах Меривы (читай историю в кн. Исход гл.17). В исходе описано, что народ укорял Моисея и т.о. Бога. Читая исход можно подумать, что истинное объяснение события будет звучать только так - грех народа. Но, Бог в Пс.80 объясняет это с другой стороны - дополняя наше представление о той ситуации. Бог говорит, что Он испытывал (проявлял их сердца, воспитывал, учил) народ. Т.о. даже то, что является моим грехом, может нести в себе, сторону испытания Господнего.
Дух Святой открыл мне глаза на мою жизнь, через этот Псалом. Вдруг то, что я относил лишь к своим падениям открылось мне с другой стороны. Я понял, что Бог испытывает меня, через суету\деятельность\желания закончить разные дела. Это не просто моя слабость становиться очень занятым и переставать вникать в Писание, пребывая у ног Христа. Это также испытание, которое проявляет мое сердце - чем оно больше увлекается (Богом или завершением дел), чему оно больше радуется, готово ли оно потерпеть, чтобы дождаться истинной радости или бросается на сурогаты.
После такого откровения продолжение псалма приобрело для меня очень весомый характер! Особенно ярко прозвучали в моем сердце стихи 12-17. “…не слушал гласа Моего…не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам. О, если бы…”

БОГ ЗДЕСЬ И ОН НЕ МОЛЧИТ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

И псалом обрывается, как бы без завершения. Задается очень сильный вопрос, дается глубокий анализ, Бог выражает Свое сердце и ожидает моей реакции. А завершает псалом, каждый кто его пел и читает!

Господи дай мне завершить этот псалом в своем сердце и в своей жизни глубоким озарением сердца, по этому вопросу, и глубоким послушанием, покорностью и победами в этих испытаниях, которые ты будешь посылать мне, чтобы взрастить меня!!!

7 “Я снял с рамен его тяжести, и руки его освободились от корзин.
8 В бедствии ты призвал Меня, и Я избавил тебя; из среды грома Я услышал тебя, при водах Меривы испытал тебя.
9 Слушай, народ Мой, и Я буду свидетельствовать тебе: Израиль! о, если бы ты послушал Меня!
10 Да не будет у тебя иного бога, и не поклоняйся богу чужеземному.
11 Я Господь, Бог твой, изведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их”.
12 Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне;
13 потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам.
14 О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями!
15 Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их:
16 ненавидящие Господа раболепствовали бы им, а их благоденствие продолжалось бы навсегда;
17 Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы.
(Пс.80:7-17)