uzluga.ru
добавить свой файл
Программа

читательского клуба

для детей младшего школьного возраста

в библиотеке

«Вместе с книжкой мы растём»


1. Паспорт программы

Наименование программы:

Вместе с книжкой мы растём: программа читательского клуба для детей младшего школьного возраста в библиотеке.


Разработчик и исполнитель программы: библиотека КСОШ №1


Цели и задачи программы:

- Познакомить детей с лучшими образцами художественной литературы, пробудить интерес к вдумчивому чтению, помочь сформировать читательские интересы и предпочтения, подготовить грамотного читателя, владеющего техникой чтения, приёмами понимания прочитанного.

- Показать книгу как средство познания личности, окружающего мира, общества.

- Развивать способности ребёнка: речь, мышление, фантазию, творчество.


Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на 3 года.


Ожидаемые результаты:

Программа поможет восполнить пробелы в гуманитарном образовании школьников. Дети, занимающиеся по Программе, со временем могут стать читательским активом библиотеки, лидерами чтения в классах. У них вырабатывается потребность в постоянном чтении.


Материально-техническое обеспечение программы:

- Наличие в книжном фонде библиотеки художественной детской литературы.

- Наличие зала для проведения занятий.

- Наличие мультимедийных технических средств.


2. Описание программы

Программа состоит из шести циклов:

- Сказки

- Поэзия

- Повести и рассказы

- Приключения

- Писатели о природе

- Современные детские писатели


Содержание циклов, темы занятий составляют знакомые всем с детства, проверенные временем, любимые книги как взрослого поколения, так и подрастающего – фольклор, произведения детских классиков. С помощью этих книг духовно сформировалось не одно поколение российских писателей.


Главный принцип Программы – предложить детям для прочтения увлекательные, высокохудожественные произведения, соответствующие их мировосприятию. Список произведений, их последовательность должны быть мотивированы и понятны детям. Сами занятия не должны сводиться к простому перечитыванию текстов. В них обязательно должны найти своё место и эстетическое переживание, и элементы литературоведческого анализа, и литературное творчество самих детей.

Каждое занятие, каждая встреча с литературным героем должны нести в себе воспитательные функции, заставлять детей думать и действовать.


Настоящая Программа предусматривает разнообразные методические приёмы, формы подачи текстов, систему вопросов и виды заданий, которые помогают максимально раскрыть художественную ценность произведений:

- громкое чтение;

- пересказы;

- импровизированные инсценировки, чтение по ролям;

- рассматривание иллюстраций и репродукций;

- диалог с писателем;

- сочинительство;

- составление вопросов к текстам;

- выдвижение и проверка гипотез (там, где речь идет о выявлении мотивов поведения героев);

- разнообразные игровые приёмы: литературные викторины, конкурсы, аукционы, кроссворды, ребусы, «тексты с ошибками», игры-лото, игры-путешествия…


Программа рассчитана на 3 года. Занятия с детьми в библиотеке проводятся два раза в месяц.


Первый год занятий построен на повторе того материала, который знаком детям из раннего детства. Это произведения фольклора, книжки для самых маленьких. На этом этапе идет выработка техники чтения (темп, громкость, выразительность), проводится работа с текстом (формирование умения понимать прочитанное, его эстетическое восприятие, элементы анализа текста). Большое внимание должно уделяться таким заданиям и формам работы, которые помогают заинтересовать детей в чтении: конкурсы чтецов, сочинителей, «художников-иллюстраторов», устных рассказов по картинкам, работа с иллюстрациями к произведениям.


Второй год занятий предполагает более широкий спектр творческой деятельности детей. В круг чтения постепенно включаются произведения фольклора народов России и мира, авторские сказки. Усложняются приёмы работы с книгой: пересказы, ответы на вопросы, рассуждения, составление вопросов к текстам, описание природы, характеристика героев. Так как занятия планируется проводить в библиотеке, то дети будут учиться умению ориентироваться в фонде, находить нужную книгу, работать со словарями, справочниками, энциклопедиями.


Третий год занятий, когда дети уже знакомы с фольклором и современной детской литературой, позволит открывать мир во всём его многообразии. Ребята приступят к чтению произведений самых разных жанров: повестей, рассказов, маленьких поэм, пьес-сказок и др. Большое внимание на этом этапе будет уделяться характерам действующих героев, их диалогам, поступкам, размышлениям об отношении к ним автора, анализу содержания и языка произведений. Важно дать ребёнку выразить своё личное восприятие и понимание прочитанного.


Настоящая Программа предусматривает организацию самостоятельного дополнительного домашнего чтения детей, т.е. чтение не только изучаемого произведения, но и других произведений автора, и выполнение домашних заданий, таких как написание небольшого отзыва, рассказа или рекламы прочитанной книги, выполнение рисунков и поделок, заучивание наизусть и т.д.


В течение трёх лет занятий большое внимание должно уделяться практической работе с незнакомыми словами, выражениями, литературоведческими терминами. Дети должны работать с тетрадью-словариком, куда запишут новые для них слова и специальные термины. От занятия к занятию формулировки понятий и их смысл будут уточняться и постепенно станут привычными в обиходе. Работа с собственным словарём постепенно сделает привычным обращение детей с разнообразными словарями и энциклопедиями.


Занятия по Программе заканчиваются проведением литературного праздника, на котором подведутся итоги трёхлетнего обучения, где дети будут награждены памятными дипломами.


3. План занятий


Год первый

Сказки

Поэзия

Рассказы и повести

1. Русский народные сказки о животных

2. П.Ершов «Конёк-горбунок»

3. С.Козлов «Сказки»

4. Братья Гримм «Сказки»

1. Фольклор, считалки, песни, прибаутки

2. К. Чуковский

3. С.Маршак

4. С. Михалков

5. А. Барто

6. Э.Успенский

7. Е. Благинина


1. В. Сутеев «Рассказы в картинках»

2. Н. Носов «Рассказы для самых маленьких»

3. В. Осеева «Рассказы»

Приключения

Писатели о природе

Современные детские писатели




1. Е. Чарушин. «Про Тюпу и про Томку»

2. В. Бианки. Сказки о животных




Год второй

Сказки


Поэзия

Рассказы и повести

1. Русские волшебные сказки.

2. А.С. Пушкин. Сказки.

3. Г.Х. Андерсен. Сказки

4. Ш. Перро. Сказки

5. Аксаков. «Аленький цветочек»

6. В. Жуковский. Сказки.

7. Э. Успенский. «Гена и Чебурашка»

1. Б. Заходер. Стихи

2. И. Крылов. Басни

3. Ф.Тютчев. Произведения

4. С. Есенин. Произведения

5. В. Берестов. Произведения

1. Г. Остер. «Вредные советы», «Задачник», «Повести»

2. В. Драгунский. Рассказы

3. Ю. Сотник. Рассказы

4. В. Голявкин. Рассказы

Приключения


Писатели о природе

Современные детские писатели

1. Р. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена»

2. А. Толстой. «Золотой ключик»

3. В. Губарев. «Королевство кривых зеркал»

1. Ю. Сладков. Рассказы

2. С. Сахарнов. Рассказы

3. Г. Скребицкий. Рассказы

4. В. Бианки. «Лесная газета»





Сказки

Год третий

Поэзия




1. А. Волков. «Волшебник изумрудного города»

2. С. Лагерлеф. «Путешествие Нильса с дикими гусями»

3. Д. Родари. «Сказки по телефону»

4. П. Бажов. Сказы

5. А. Милн. «Вини-Пух»

6. Р. Толкиен. «Хоббит»




1. А. Линдгрен. «Малыш и Карлсон»

2. С. Михалков. «Праздник непослушания»

3. О. Уайльд. «Мальчик-звезда»

4. А. Экзюпери. «Маленький принц»

Приключения

Писатели о природе

Современные детские писатели

1. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»

2. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»

3. Д. Родари. «Приключения Чиполлино»

4. В. Некрасов. «Приключения капитана Врунгеля»

5. В. Медведев. «Баранкин, будь человеком»

6. л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес»



1. Э. Сетон-Томпсон. «Рассказы о животных»

2. М. Пришвин. «Кладовая солнца»

3. Джеральд Даррелл. «Моя семья и другие звери»


1. М. Москвина. Повести

2. А. Гиваргизов. Повести

3. С. Седов. Сказки




4. Описание занятий

Цикл занятий «Сказки»

Что дольше всего живёт на Земле? История говорит: народная память и сказки. В сказках можно увидеть живую душу народа в его исторической судьбе, мечтах, бедах, свершениях. У каждого народа рождаются свои сказки и, вместе с тем, они зачастую похожи друг на друга. Может, поэтому и говорится, что сказки « как зелёная трава, что растёт на любой земле»


Русские народные сказки. С давних пор сказки были одним из самых широко распространённых жанров устного поэтического творчества русского народа. Впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда с большим интересом воспринимались как детьми, так и взрослыми. Русский сказочный репертуар очень богат, многообразие жанра народных сказок потребовало их систематизации.


Общепринятым считается деление сказок на сказки о животных, волшебные, бытовые.


Сказки о животных составляют одну из древнейших жанровых разновидностей. В средневековой Руси животные в сказках рисовались как носители положительных или отрицательных качеств, присущих тем или иным людям. Каждый из персонажей сказок о животных воспроизводил какие-то строго определённые реальные свойства, присущие отдельным людям. Так, например, самый сильный лесной зверь Центральной России – медведь - был воплощением хищного, не ограниченного властью человека; волк символизировал ханжество и жестокость в сочетании с умственной ограниченностью; лиса олицетворяла обман, изворотливость и вероломство; заяц и мышь – слабость и боязливость; петух доверчивость и храбрость; сокол – смелость и нравственное величие; коршун – жадность и свирепость; щука – мстительность и беспощадность…

В наши дни, как и прежде, сказки о животных имеют большое познавательное и назидательное значение. В них показаны как бытовые, так и общесоциальные недостатки.


Волшебные сказки своим появлением обязаны трудовой деятельности человека далёкого прошлого. Преодолевая силы природы, люди не просто хотели познать окружающий мир, они мечтали об облегчении своего труда, о превращении безлесных пространств в цветущие сады, о чудесных помощниках… Эти мечты стали первоэлементом значительного числа волшебных сказок, которые создавались в виде незамысловатых рассказов о том, что видел и о чем думал наш далёкий предок.


Волшебная сказка представляет своих замечательных героев и их чудесных помощников в виде диковинных зверей и птиц, фантастических существ и предметов, способных изъясняться на человеческом языке.

Главные персонажи волшебных сказок – Иван- крестьянский сын или солдатский сын, царевич или королевич Емеля-дурак, Ясень-Сокол и др.

Важное место в волшебных сказках занимают близкие к главному персонажу женские образы – Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Снегурочки, Алёнушки…

Героям волшебных сказок в успешном решении задач большую помощь оказывают реальные и фантастические животные: Сивка-Бурка, Кот – баюн, Серый волк…

Большое значение в сказках имеют чудесные предметы и диковинки, которые выступают в роли обычных персонажей. Таковы многочисленные «самодействующие» вещи вроде «ковра-самолёта», «гуслей-самогудов», «топора-саморуба»…

Чудесными вещами и диковинками бывает очень трудно завладеть. На своём пути к ним герой , преодолевая немалые опасности и лишения, вступает в конфликт с теми, кто олицетворяет в волшебных сказках тёмные, враждебные силы. Это – завистливые и хитрые братья и сёстры, несправедливые и жадные цари и купцы, целая вереница таких коварных и злых чудовищ, как Баба- Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч…

Но враги героя оказываются побеждёнными, в финале сказки добро торжествует над злом.


Бытовые сказки получили широкое распространение наряду с волшебными сказками и сказками о животных. Они появились значительно позже волшебных сказок и сказок о животных и были прочно связаны с повседневной жизнью трудового народа. В бытовых сказках почти не встречается ни фантастических условий, в которых действуют персонажи, ни чудесных дел героев, ни сверхестественных помощников. В этих произведениях всё происходит в обыденной, обычно крестьянской обстановке, главными персонажами преимущественно являются землепашцы, плотники, сапожники, солдаты, поповы работники, мужики. В бытовых сказках показаны личные и семейные отношения, рассказывается о мудрых и находчивых людях. Большой интерес представляют сказки, в которых повествуется о недюжинных способностях, сноровке простого человека: «Как мужик гусей делил», «Каша из топора», «Горшеня» и др.