uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3 4




К О Н Ц Е П Ц И Я

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛИ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Принята на заседании
научно-технического совета
Минсвязи России

(протокол № 4 от 21 июня 2001 г.)
Москва 2001 г.
Наименование разработанного документа:

« КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛИ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ»

Организация - заказчик: Министерство Российской Федерации по связи и информатизации

Организация – разработчик: Научно-исследовательский институт экономики связи и информатики «Интерэкомс»

Перечень документов, на основании которых разработана «Концепция …»:

  •  Федеральный закон РФ от 16 февраля 1995 года «О связи» № 15 – ФЗ;

  •  Федеральный закон РФ от 17 июля 1999 года «О почтовой связи» № 176 – ФЗ;

  •  Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24 – ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»;

  •  Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации;

  •  Проект федерального закона «О государственной статистической деятельности в Российской Федерации»;

  •  Положение о Государственном Комитете Российской Федерации по статистике (утверждено постановлением Правительства РФ от 2 февраля 2001 г. № 85);

  •  Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1993 г. № 121 «О мерах по реализации государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики»;

  •  Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 года

  • № 1410. Раздел четвертый. Статья 5657 «О федеральной целевой программе

  • «Реформирование статистики в 1997-2000 годах»» (с изменениями от 9 декабря

  • 1998 г.);

  •  Постановление Правительства РФ от 1 ноября 1999 г. № 1212

  • «О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической

  • и социальной информации»;

  •  Программа развития статистики транспорта и связи на 2001-2005 гг. Госкомстат России. М. 2000 г.;

  •  «Концепция информатизации железнодорожного транспорта России». Министерство путей сообщения РФ. Москва 1996 г.;

  •  Концепция федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года». Проект.

Москва 2001 г.

1. Общие положения

1.1. Концепция совершенствования статистической деятельности в отрасли связи и информатизации (в дальнейшем – Концепция) определяет основы построения и функционирования системы статистики связи и информатизации в рыночных условиях хозяйствования и перехода к новому состоянию системы связи и информатизации, характеризующемуся такими интеграционными процессами, как глобализация, персонализация, интеллектуализация, стандартизация и т.д.

Система статистической деятельности в отрасли связи и информатизации должна отражать состояние отраслевой экономической системы в целом, включая область информатизации.

Концепция базируется на основных положениях по организации государственной статистической деятельности в Российской Федерации, учитывает современные достижения в области теории и практики статистической деятельности, существующую законодательную и нормативную базу, регламентирующую деятельность в отрасли связи и информатизации, а также требования международной системы учета, установленной международными организациями, в адрес которых предоставляются данные отраслевой статистики.

Концепция дает основание для осуществления мер по совершенствованию статистической деятельности в отрасли связи и информатизации в целях обеспечения эффективного функционирования и развития отрасли, в том числе для:

  •  разработки новых и пересмотра действующих регламентирующих документов по статистической деятельности в отрасли связи и информатизации;

  •  принятия решений по вопросам отраслевой статистической деятельности, еще не регламентированных соответствующими документами;

  •  понимания специалистами, занимающимися статистической деятельностью в отрасли, поставщиками и пользователями отраслевой статистической информации принципов, подходов и данных, используемых при осуществлении отраслевого статистического наблюдения и направленных на обеспечение эффективности отраслевого и корпоративного управления.

Концепция определяет основы организации и проведения статистического наблюдения во всех организациях, действующих на рынках связи и информатизации, как являющихся, так и не являющихся лицензиатами отрасли, независимо от видов деятельности и организационно-правовых форм.

Концепция и разрабатываемые на ее основе средства ведения статистической деятельности (правила, процедуры, протоколы, классификаторы, системы показателей, формы и т.д.) представляют системный подход к совершенствованию статистической деятельности в отрасли связи и информатизации.

Концепция актуализируется по мере необходимости с изменением принципов, подходов, целей и задач статистической деятельности в отрасли связи и информатизации.

1.2. В настоящем документе используются следующие основные понятия:

государственная статистическая деятельность – совокупность действий по сбору, обработке, хранению, защите и распространению данных о количественных и качественных характеристиках социально-экономических явлений и процессов в обществе на основе государственной статистической методологии, осуществляемых федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности, федеральными органами исполнительной и судебной власти, Прокуратурой, Центральным банком Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственными внебюджетными фондами;

статистическая деятельность в отрасли связи и информатизации – государственная статистическая деятельность, осуществляемая на уровне отрасли по сбору, обработке, хранению, защите и распространению данных о количественных и качественных характеристиках явлений и процессов в области связи и информатизации и ориентированная на своевременное отображение динамичных изменений в современной экономике;

государственная статистическая методология – нормативные акты, содержащие в себе совокупность статистических методов, способов и правил изучения явлений и процессов, устанавливающих порядок сбора, обработки и обобщения статистических данных;

статистические показатели – статистические величины, выражающие размер или количественные соотношения массовых явлений, определенных их совокупностей или отдельных частей (групп) этих совокупностей;

государственные статистические наблюдения – сбор данных о социально-экономических явлениях и процессах путем регистрации их существенных признаков в соответствии с государственной статистической методологией;

статистическая информация – совокупность количественных и качественных характеристик явлений и процессов, полученных в результате статистических наблюдений, которые могут быть как сплошными, так и выборочными;

отчетно-статистическая документация – формы отчетности и инструкции по их заполнению, опросные и переписные листы, анкеты и другие статистические формуляры, продублированные на электронных носителях, в соответствии с которыми осуществляется сбор статистической информации при проведении статистических наблюдений;

информационные ресурсы – информация, реализованная в статистике связи и информатизации в виде отдельных документов, массивов документов, информационных систем (архивов, фондов, баз данных и баз знаний и др.);

инфраструктура статистики связи и информатизации – совокупность элементов системы статистической деятельности в отрасли, призванных обеспечить условия создания и использования информационных ресурсов, их физическую поддержку и сопровождение.

1.3. Правовое регулирование государственной статистической деятельности, в том числе в отрасли связи и информатизации, определяют Конституция Российской Федерации, законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области связи и информатизации, а также законодательные и нормативные акты формирования и использования информационных ресурсов, проведения государственных статистических наблюдений и работ.

2.Роль статистической деятельности в отрасли связи и информатизации на современном этапе и необходимость ее совершенствования

2.1. В целях создания благоприятных условий для полноценного функционирования рыночной экономики, улучшения инвестиционного климата, развития демократических процессов объективно необходимо повышение роли статистики.

В отрасли связи и информатизации в условиях перехода России к информационному обществу и интеграции ее в мировое информационное сообщество, происходящих активных технологических и институциональных преобразований, процессов сближения информатики и связи это должно найти реальное проявление в изменении роли отраслевой статистики.

Статистическая деятельность обеспечивает отражение прошлого и настоящего, без которых невозможно прогнозировать и предвосхищать будущее.

На современном этапе статистика связи и информатизации призвана следить за эволюцией социально-экономических явлений и процессов в отрасли связи и информатизации и давать всем членам общества нейтральное и объективное знание, позволяющее им сформировать свое мнение для принятия соответствующего решения.

Статистическая информация в отрасли связи и информатизации, являясь нейтральной и объективной, должна быть носителем различных ролевых функций:

  •  формировать доверие среди пользователей, при этом транспарентность статистической информации должна поддерживаться регулярными публикациями;

  •  служить основой социального диалога между руководителями и подчиненными или партнерами, а также – основой исследований и изысканий руководителей высшего уровня;

  •  служить опорой для подготовки законодательных и исполнительных актов и положений;

  •  использоваться в научных исследованиях в отрасли связи и информатизации и обеспечивающих отраслях;

  •  служить основой для выявления проблем в отрасли на основе анализа совокупности статистических показателей;

  •  давать объективное представление о показателях, характеризующих социально-экономическое положение организаций связи, качество предоставляемых услуг и качество работы средств связи, в том числе и современных, финансовое состояние организаций, корпоративные действия учредителей акционерных обществ, организаций, работающих на рынке связи.

Однако важнейшая роль современной статистики связи и информатизации состоит как в том, чтобы способствовать выполнению принятых нормативных документов, на основе которых уже решаются актуальные задачи, так и сделать все возможное для реализации разрабатываемых постановлений, направленных на дальнейшее перспективное развитие отрасли.

Статистика связи и информатизации должна стать базой, на основе которой осуществляется управление всеми видами деятельности на любом уровне управления в отрасли и вне ее: от организации и ее структурных подразделений до федеральных органов управления. Это значит, что система статистической деятельности в отрасли связи и информатизации должна соответствовать тем задачам, которые решаются в процессе управления на разных уровнях, т.е. она должна быть гибкой и адекватной системой обеспечения принятия решений при выполнении координирующей и регулирующей функции федеральным органом исполнительной власти в области связи и информатизации – Министерством Российской Федерации по связи и информатизации (Администрацией связи), а также в деятельности всех хозяйствующих субъектов отрасли и других потребителей отраслевой информации, в том числе органов государственной власти. Система статистической деятельности в отрасли, обеспечивая прозрачность конкурентной среды, должна выступать как инструмент для любого руководителя, предотвращая принятие неправильных решений, становясь элементом инфраструктуры управления.

2.2. Динамично происходящие процессы преобразований в отрасли, а кроме того, проводимая реформа государственной статистики делают задачу совершенствования статистики в отрасли связи и информатизации особенно актуальной.

В основу совершенствования статистической деятельности в отрасли связи и информатизации должна быть положена кардинальная модернизация нормативно-методического, программного, технического и организационного обеспечения статистических работ.

Совершенствование статистической деятельности в отрасли связи и информатизации на современном этапе должно быть направлено прежде всего на:

  • более полное объективное отражение динамичных процессов, происходящих в экономике, технике и технологиях передачи информации в отрасли;

  • удовлетворение изменяющихся потребностей пользователей статистической информации;

  • создание условий международного обмена, общения и сравнения статистических данных разных стран путем гармонизации статистических показателей с международными.

Совершенствование статистической деятельности в отрасли связи и информатизации должно способствовать решению как актуальных текущих, так и стратегических задач, стоящих перед отраслью, повысить роль информационно-статистического обеспечения в реализации основных направлений отраслевой стратегии:

  •  развития рынка услуг электрической и почтовой связи;

  •  внедрения новых технологий интегрального информационного обслуживания управляющих систем отрасли;

  •  внедрения в отрасли порядка и положений ведения раздельного учета операторами связи доходов и расходов по видам услуг связи;

  •  внедрения в практику отрасли разрабатываемых общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции и услуг;

  •  и др.

При этом развитие сетей и технологий связи, в свою очередь, создает условия успешной статистической деятельности.

Важными предпосылками для эффективного совершенствования и решения задач статистики связи на современном уровне является следующее.

В отрасли успешно решается вопрос совместного развития телекоммуникационных подотраслей и информатики, которые взаимно обогащают и дополняют друг друга. В результате этого уже действует комплексное направление инфокоммуникаций.

Развивается современная инфраструктура связи, предназначенная для передачи и обработки всех видов информации, в том числе передачи данных, и обеспечивающая интеграцию с международными телекоммуникационными сетями. Это дает возможность обмена гармонизированной статистической информацией с другими странами, в том числе со странами СНГ.

Создаются современные комплексы региональных корпоративных сетей крупных операторов связи с целью их последующего интегрирования в единую федеральную информационную систему. Такая система позволит в будущем соединить вычислительные мощности регионального и федерального уровня для передачи, обработки и хранения статистической информации, информации по управлению бизнес-процессами и информации для организации управления на всех уровнях (федеральном, территориальном и т.д.) с учетом одобренной на заседании Правительства РФ «Концепцией развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации». Переход на новую структуру управления по федеральным округам, в свою очередь, требует совершенствования статистической отчетности.

Отраслевая статистика уже отражает многие ситуации, характерные для современного этапа развития отрасли.

В настоящее время сформировался рынок телекоммуникационных услуг, на котором работает большое число традиционных и новых операторов связи. За счет как традиционных, так и всех действующих на рынке связи новых операторов значительно расширен состав объектов статистического наблюдения, проводимого Минсвязи России.Для новых операторов связи и всех юридических лиц, имеющих лицензии на оказание услуг связи, Минсвязи России устанавливает порядок предоставления сведений о видах деятельности, видах и объемах предоставляемых услуг, о состоянии и функционировании средств и служб связи, о работах по присоединению к сети общего пользования и взаимодействию операторов в процессе предоставления услуг связи согласно действующему законодательству.

Для отражения реальной динамики жизнедеятельности операторов в рыночных условиях в статистике связи и информатизации сегодня используется понятие «демография организаций связи», появившееся из-за вероятностного характера этапов существования этих объектов статнаблюдения. При этом учету подлежат количество зарегистрированных (имеющих лицензии) организаций связи, число организаций связи, которые ушли с рынка (с регистрации), число вновь выданных лицензий, число действующих организаций и число организаций, представляющих статистическую отчетность. С развитием потребностей пользователей данный состав показателей должен расширяться и представлять более полную информацию об основных этапах, состоянии и времени деятельности операторов на рынке.

Статистика отрасли, в основном, перешла к использованию международных показателей. За последнее время внедрены новые показатели, такие как учет качества работы биллинговых систем, время ожидания доступа к сети общего пользования и другие.

Кроме того, в статистике отрасли положено начало статистическому наблюдению за новыми объектами. Например, объем информации и соединений по сети «Интернет», трафик службы передачи речевой информации и др.

Действует система формирования выходной информации по запросам, поступающим от пользователей. Ее дальнейшее развитие должно быть направлено на облегчение доступа, упрощение процедуры получения информации по любому направлению предлагаемого меню.

В настоящее время проводится работа по подготовке к внедрению в отрасли Общероссийского Классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), в результате выполнения которой должна быть гармонизирована вся правовая и нормативно-методическая база отрасли связи. Вводимый классификатор будет использоваться для классификации и кодирования видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов, проведения государственного статистического наблюдения экономических процессов в разрезе видов деятельности, подготовки статистической информации для сопоставлений на международном уровне, кодирования информации о видах экономической деятельности в информационных системах, банках данных, регистрах предприятий и организаций, обеспечения органов государственного управления и местного самоуправления информацией о видах экономической деятельности при решении задач управления.

Однако начавшееся совершенствование статистики связи и информатизации осуществляется на фоне происходящих как внешних, так и внутренних изменений, что заставляет вносить коррективы в задачи и направления совершенствования.

С конца 2000 года появился целый пакет регулирующих документов, имеющих для отрасли основополагающий характер:

  •  Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг Российской Федерации;

  •  Постановление Правительства Российской Федерации о введении раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи;

  •  Налоговый Кодекс (2 часть);

  •  Пакет Постановлений Правительства Российской Федерации об эффективности управления госимуществом;

  •  Программа развития статистики транспорта и связи на 2001-2005 гг.;

  •  Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 г. № 715 «О совершенствовании механизма государственного регулирования тарифов на услуги связи»;

  •  Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О связи»»;

  • Чтобы обеспечить качественное воплощение базовых положений этих документов, вводимые ими изменения должны найти отражение в статистике связи и информатизации.

В связи с этим, прежде всего «Концепция совершенствования статистической деятельности в отрасли связи и информатизации» является необходимым регулирующим документом.

Для реализации нормативно - регулирующих документов и отражения результатов стремительного прогресса в области технологий, используемых в отрасли связи и информатизации, удовлетворения растущих потребностей пользователей в информации требуется по существу инвентаризация статистики связи и информатизации по составу объектов статнаблюдения, по показателям, способам, формам, принципам наблюдения.

Особое значение приобретает совершенствование системы показателей, используемых для статистического наблюдения.

Применение в отрасли связи и информатизации передовых технологий, появление принципиально новых услуг требуют адекватного отражения происходящих изменений с помощью соответствующих показателей в формах и методах статистического наблюдения.

При этом, чтобы реально оценить состояние дел в отрасли, должен быть использован диагностический подход к формированию состава и содержания показателей, характеризующих средства, технологии и услуги связи и информатизации.

Решение вопроса о введении раздельного учета доходов и расходов по видам услуг связи в соответствии с Постановлением Правительства РФ направлено на реализацию принципов объективного и справедливого учета результатов деятельности каждого оператора, что должно способствовать созданию конкурентной среды на рынках услуг связи и информатизации. Это связано с методическим совершенствованием бухгалтерского, административного и статистического учета деятельности операторов связи по предоставлению услуг. В связи с этим необходимо предусмотреть показатели доходов и затрат на взаимопредоставляемые операторами связи сетевые ресурсы (услуги базовой сети, услуги сети доступа и др.).

Кроме того, для объективного отражения затрат безусловно необходимо учитывать состояние средств и сетей связи и для этого вводить новые показатели.

Работа по совершенствованию тарифной политики и методологии ценового регулирования в отрасли связи и информатизации, осуществляемая на основе совместных решений Минсвязи России и МАП России, может проводиться только на базе качественного статистического учета повременных телефонных соединений или объемов передаваемой по сетям информации при предоставлении других услуг. В частности, актуальна задача разработки показателей и организации их учета в области услуг передачи данных и доступа в Интернет, поскольку тарифная и инвестиционная политика в этом сегменте рынка не регулируется со стороны государства.

Для обеспечения гарантированного бюджетного финансирования услуг, предоставляемых организациям оборонных отраслей, органам безопасности, правоохранительным и другим организациям, предусматривается включение таких услуг в состав государственного оборонного заказа, что потребовало формирования специальных подотчетных статистических показателей. С этой же целью введены новые показатели, характеризующие льготную категорию пользователей средств связи (количество установленных телефонов, видов подключений, количество номеров в бюджетной сфере и другие показатели в системе льгот).

Кроме того, на телекоммуникационном рынке России наблюдаются серьезные диспропорции: между показателями, характеризующими собственность, доходы и капитализацию традиционных и новых операторов связи; между наиболее «богатыми» и наиболее «бедными» регионами страны по доходам; между ценами на услуги местной телефонной связи и затратами на их предоставление; между тарифами на услуги местной телефонной связи для разных групп потребителей и др. Такие показатели подлежат обязательному статистическому наблюдению и должны быть в центре особого внимания руководства отрасли и организаций связи.

Не менее важное значение имеет создание актуального состава объектов наблюдения как с точки зрения используемых современных технологий, т.е. новизны объектов, так и с точки зрения достоверности их учета.

Так, в настоящее время данные о составе генеральной совокупности объектов госсобственности, которыми располагает Минимущества РФ, не в полной мере совпадают с данными, которые имеются в отрасли связи и информатизации.

Кроме того, современный этап в статистике связи и информатизации характеризуется появлением новых для отрасли объектов статистического наблюдения на фоне быстро развивающихся процессов информатизации и взаимопроникновения информатики и связи,что требует их всестороннего отражения в отчетности отрасли, а также разработки новых форм и методов статнаблюдения за ними.

Особого внимания заслуживают вопросы качества и эффективности процессов сбора, передачи, обработки сведений, поступающих от операторов. Существующие формы отраслевой и государственной статистики, способы передачи и обработки данных являются экономически неэффективными и не отвечают требованиям новых информационных технологий, поскольку вызывают необходимость значительных затрат на рутинное отслеживание соответствия переданных и принятых данных, а также выдачи сводных и аналитических отчетов и таблиц в больших объемах на бумажных носителях.

В связи с этим осуществляется внедрение автоматизированной системы сбора и обработки результатов государственного наблюдения в отрасли связи и информатизации, шифр «АСОД – СТАТ – СВЯЗЬ».

Важным элементом осуществления эффективной отраслевой статистической деятельности является обеспечение этой деятельности ресурсами. Сегодняшняя практика свидетельствует о недостатке специалистов-статистиков в отрасли и ограниченном финансировании научно-исследовательских и методических разработок в области статистики связи и информатизации.

Большинство действующих в отрасли методических документов к настоящему времени устарело и требует совершенствования. К тому же отраслевой нормативно-правовой базы, определяющей идеологию статистической деятельности в отрасли, на сегодняшний день нет. Поэтому Концепция должна стать основополагающим документом, регулирующим статистическую деятельность в отрасли связи и информатизации.



следующая страница >>