uzluga.ru
добавить свой файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


АДМИНИСТРАЦИЯ АНГАРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ «АНГАРСКИЙ ЛИЦЕЙ №2»




ПРОГРАММА


интегрированного спецкурса

«Параллельное проецирование»

(рассчитана на 22часа, для учащихся 10 класса

индустриально- технологического профиля.)


Авторы:


Гоголева В.М.

учитель математики,

высшая квалификационная категория

Баринкова Л. В.


учитель черчения,

высшая квалификационная категория


2007 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы

В России на ближайшие 50 лет приоритетным направлением становится развитие наукоемких и высокотехнологических производств, поэтому возникает потребность привлечения в сферу науки, техники и производства большого числа работников, которые должны обладать хорошо развитыми пространственными представлениями. Учитывая, что около 80% выпускников школ начинают свою трудовую деятельность в различных сферах производств, технического сервисного обслуживания, возрастает роль предметов «Черчение» и «Стереометрия» как общеобразовательных предметов, так как они развивают и систематизируют пространственные представления школьников в процессе изучения трехмерных объектов и получения графических знаний о методах и правилах отображения информации.

Наметился и активно разрабатывается информационный подход, сущность которого состоит в том, что графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию. Поиск и обоснование интегративных связей черчения с другими предметами вызвали к жизни появление данного интегрированного курса, в котором реализуется связь черчения с математикой, а акцент переносится на геометрическую сущность изображений и математическое обоснование построений.

Обучение в политехническом лицее требует усиления практической направленности преподавания. В школьном курсе стереометрия и черчение рассматриваются как две отдельные дисциплины, и наверно было бы очень эффективно показать учащимся непрерывную связь этих двух дисциплин. Данный спецкурс реализует взаимосвязь между предметами черчение и стереометрия.

Основная идея, положенная в основу программы, является проведение интегрированных занятий.

Содержание спецкурса соответствует базовому уровню подготовки школьников и представляет собой интеграцию основ графического языка, изучаемого в курсе «Черчение», и основ стереометрии.

Полученные навыки и умения помогут лицеистам успешно адаптироваться в высших учебных заведениях.

Настоящая программа актуальна для МОУ «Ангарский лицей №2», так как разработана в соответствии с миссией лицея: предоставление образовательных услуг технической направленности.

Концептуальными положениями программы развития лицея №2 являются предпрофильнное и профильное обучение, развитие ключевых компетентностей (толерантности, веры в себя, ответственности, коммуникативности). Все эти идеи находят отражение в разработанной программе.

Новизна программы

Подобных традиционных, адаптированных и авторских программ нет.

Данная программа направлена на то, чтобы раскрыть творческие способности школьника, активизировать его потенциальные, продуктивные силы и дать возможность выбора пути самореализации в обществе как личности.

Предлагаемый в программе курс основан на изучении:

  • свойств параллельного проецирования;

  • правил выполнения графических изображений.

Полученные навыки и умения помогут лицеистам в профессиональном выборе.

Спецкурс «Параллельное проецирование» носит, в основном, практический характер.

Программой предусмотрено выполнение упражнений, графических и практических работ по изображению плоских и пространственных фигур, а также моделирование пространственных фигур с заданными условиями.

Данная программа сориентирована на развитие таких личностных качеств как аккуратность, усидчивость, логическое мышление, пространственное воображение, техническую эстетику.

Учащимися осваивается поисковый творческий тип деятельности. Его усвоение обеспечивается разно-уровневыми заданиями по всем темам, а также заданиями, для решения которых требуются нетрадиционные подходы, приемы и методы.


Цели и задачи курса

Целью спецкурса «Параллельное проецирование» является приобретение практического опыта в изображении плоских и пространственных фигур на чертежах геометрических задач методами проекционного черчения.

Цель конкретизируется в следующих основных задачах:

  • выработать практические навыки графического изображения геометрических образов;

  • развивать пространственное представление и воображение, конструктивно-геометрическое мышление, способность к анализу и синтезу пространственных форм и отношений;

  • развивать умение применять графические знания в новых ситуациях;

  • развивать познавательный интерес.



Методологические основы программы

Данная программа разработана в соответствии с требованиями к образовательному стандарту. В основу программы легли отдельные темы курсов стереометрии и черчения, но сама программа основана на интеграции этих предметов, структурировании имеющегося учебного материала, адаптированного применительно к лицею, а также к дальнейшему продолжению обучения в профильных группах лицея и в ВУЗах технического цикла.

Выбранные темы являются основополагающими при построении чертежей для решения задач по стереометрии и в проекционном черчении, и наиболее часто встречающиеся в практической деятельности.

Однако существующие программы по геометрии и черчению для общеобразовательных учебных учреждений и действующие в лицее учебные программы обучения этим предметам не располагают достаточным временем для изучения данных тем. В программе по черчению под редакцией В. В. Степаковой (7 – 9 кл.) на эти темы отводится всего лишь 4 часа, а в программе по стереометрии – 2 часа.

Учитывая специфику учебного заведения и мотивацию к техническим дисциплинам, появилась необходимость расширить содержание вариативной части программного обеспечения образовательного процесса,

В научно-методической литературе поддерживается идея проведения интегрированных уроков, но на наш взгляд было бы эффективней проводить именно спецкурс, так как в этом случае будут проведены не отдельные уроки, а комплекс занятий, что благоприятно скажется на всей системе обучения.

Спецкурс рассчитан на 22 часа. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. На занятиях применяются коллективные, групповые и индивидуальные формы работы.

Конкретные требования к уровню знаний, умений и навыков по каждому разделу программы приведены в таблице “ Описание разделов программы “.


Прогнозируемые результаты

Полученные знания, умения и навыки при изучении данного курса позволяют повысить мотивацию учащихся, приобрести практический опыт в изображении плоских и пространственных фигур на чертежах геометрических задач, а также применяются при написании исследовательских и различных проектных и курсовых работ.


Критерии отслеживания результатов:

    • промежуточные зачетные проекты;

    • участие в городских и областных конкурсах и олимпиадах;

    • индивидуальные домашние контрольные работы;

    • успешная сдача ЕГЭ;

    • изучение мотивации учащихся, значимости изучаемой программы через тестирование, анкетирования психологической лабораторией лицея;

    • разработка алгоритмов решения совместных творческих задач ;

    • моделирование пространственных фигур с заданными условиями.



Краткая структура спецкурса



Наименование разделов и поурочных тем

Количество часов


  1. Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии и их следствия (способы задания плоскостей).

1

  1. Определение параллельного проецирования. Демонстрация

параллельного проецирования

1

  1. Свойства параллельного проецирования.

3

4. Изображение плоских фигур.

5

5. Изображение пространственных фигур.

6

6. Построение разверток и моделей пространственных фигур, с заданными

условиями.

6

Итого:

22



Описание разделов программы учебно-тематического плана


№ Занятия

Наименование

темы

Содержание учебного

материала

Форма занятия

Средства обучения

Должны знать


Должны уметь


1

Основные понятия стереометрии. Аксиомы стереометрии и их следствия (способы задания плоскостей).

Основные понятия стереометрии: точка, прямая, плоскость. Аксиомы стереометрии и их следствия (способы задания плоскостей).

Лекционно-практическое

Модели геометрических тел, модели точки прямая, плоскость.

Определения точки, прямой, плоскости Аксиомы стереометрии и их следствия. Способы задания плоскостей.

Задать точку, прямую, плоскость в пространстве и на плоском чертеже. Доказывать теоремы о способах задания плоскостей.

2

Определение параллельного проецирования. Демонстрация параллельного проецирования

Параллельное проецирование, практическое применение, значимость.

Лекционно-практическое

Проекционный аппарат, геометрические фигуры.

Определение параллельного проецирования, практическое применение, значимость.

Работать с проекционным аппаратом.

3-5

Свойства параллельного проецирования.

Свойства параллельного проецирования. Доказательство свойств параллельного проецирования.

Лекционно-практическое

ТСО, диафильм

Свойства параллельного проецирования.

Доказывать свойства параллельного проецирования, применять на практике.

6-10

Изображение плоских фигур.

Изображение плоских фигур: различных видов треугольников, четырехугольников, шестиугольников, правильных n-угольников, окружностей.

Лекционно-практическое

Проекционный аппарат, геометрические фигуры.

Свойства параллельного проецирования, свойства плоских фигур.

Изображать различные виды плоских фигур по правилам параллельного проецирования.

11-16

Изображение пространственных фигур.

Изображение пространственных фигур: призмы, пирамиды, тела вращения, правильные многогранники.

Лекционно-практическое

ТСО, диа

фильм

Свойства параллельного проецирования, свойства пространственных фигур.

Изображать различные виды пространственных фигур по правилам параллельного проецирования.

17-22

Построение разверток и моделей пространственных фигур, с заданными условиями.

Построение разверток и моделей пространственных фигур, с заданными условиями: призма, в которую можно вписать (описать) шар; пирамида, в которую можно вписать (описать) шар; цилиндр в который можно вписать (описать) шар и т. д.

Практичес

кое

Модели геомет

ричес

ких тел.

Свойства пространственных фигур. Правила построения разверток.

Строить развертки и модели пространственных фигур, с заданными условиями.



Приложения


Литература, необходимая учителю для программы


  1. Георгиевский О. В. Начертательная геометрия. Сборник задач с решениями типовых примеров. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2002.

  2. Миронов Б. Г. Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере: Учеб. пособие. – М.: Высш. шк.,2003.

  3. Юнда Ю. Д., Лукьянова Н. В. Методические указания и контрольные задания по инженерной графике. – Ангарск, 2000.

  4. А. Д. Александров, А. Л. Вернер «Геометрия для 10-11 классов», учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики – М: «Просвещение», 1994

  5. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др «Геометрия», учебник для 10-11 классов средней школы- М: «Просвещение», 1993

  6. Е. В. Потаскуев, Л. И. Звавич «Геометрия», учебное пособие для классов с углубленным и профильным изучением математики 10 класс – М: «Дрофа», 2003



Литература, использованная при составлении программы


  1. Миронова Р. С., Миронов Б. Г. Инженерная графика: Учебник. – М.: Высш. шк., 2003.

  2. Рабочая программа по инженерной графике. Контрольные задания и методические указания для студентов- заочников инж.-техн. специальностей вузов. – КрГТУ, 2002.

  3. Чекмарев А. А., Верховский А. В., Пузиков А. А. Начертательная геометрия Инженерная и машинная графика. Программа, контрольные задания и методические указания для студентов-заочников инженерно-технических и педагогических специальностей вузов. – М.: Высш. шк., 1999.

  4. Юнда Ю. Д., Лукьянова Н. В. Методические указания и контрольные задания по инженерной графике. – Ангарск, 2000.

  5. А. Д. Александров, А. Л. Вернер «Геометрия для 10-11 классов», учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики – М: «Просвещение», 1994

  6. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др «Геометрия», учебник для 10-11 классов средней школы- М: «Просвещение», 1993

  7. Е. В. Потаскуев, Л. И. Звавич «Геометрия», учебное пособие для классов с углубленным и профильным изучением математики 10 класс – М: «Дрофа», 2003



Литература, необходимая учащимся для усвоения программы


  1. Балягин С. Н. Черчение: Справ, пособие. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002.

  2. Миронова Р. С., Миронов Б. Г. Инженерная графика: Учебник. – М.: Высш. шк., 2003.

  3. Чекмарев А. А. Начертательная геометрия и черчение.- М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.

  4. А. Д. Александров, А. Л. Вернер «Геометрия для 10-11 классов», учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики – М: «Просвещение», 1994

  5. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др «Геометрия», учебник для 10-11 классов средней школы- М: «Просвещение», 1993

  6. Е. В. Потаскуев, Л. И. Звавич «Геометрия», учебное пособие для классов с углубленным и профильным изучением математики 10 класс – М: «Дрофа», 2003



Дидактический материал.


  1. Таблицы.

  2. Разноуровневые карточки-задания.