uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 3






Преподавание учебного предмета «Физика» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году осуществляется в соответствии с областным базисным учебным планом (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997). На обучение физике в 7-9 классах основной школы предусматривается не менее 2 часов в неделю (210 часов за 3 года). В 10-11 классах обучение может быть организовано на базовом или профильном уровне. На базовом уровне на обучение физике выделяется не менее 2 часов в неделю (140 часов за 2 года); на профильном уровне не менее 5 часов в неделю (350 часов за 2 года обучения в 10-11 классах).

На любой ступени и при любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике и ее практическим приложениям, образовательное учреждение может увеличить число часов на изучение физики посредством предоставления возможности выбора элективных курсов.

При большом числе учащихся, желающих изучать физику на профильном уровне, образовательное учреждение имеет право увеличить количество часов в неделю на изучение физики, за счет часов вариативной части учебного плана. Содержание учебного материала, дополняющего программу профильного уровня, не регламентируется.

Наиболее приоритетным направлением работы методических объединений учителей физики в 2011-2012 учебном году должно стать совершенствование методической деятельности учителя по внедрению федеральных государственных стандартов нового поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. N 1897. Цели и образовательные результаты представлены в нем на нескольких уровнях метапредметном, личностном и предметном.

Обновленное содержание учебного предмета «Физика» основной школы представлено на сайте http://standart.edu.ru/ и в сборниках:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения);

  • Примерные программы основного общего образования, физика. Естествознание. М.: Просвещение, 2009.   80 с. – (Стандарты второго поколения).

Преподавание учебного предмета «Физика» в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году должно осуществляться по учебникам в соответствии c приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 февраля 2011 г., регистрационный № 19776). Ознакомиться с полным содержанием приказа можно в следующих официальных источниках:

  • «Вестник образования» - официальное издание Минобрнауки;

  • официальный сайт Минобрнауки России www.mon.gov.ru;

  • сайт общественно-государственной экспертизы в образовании http://fsu-expert.ru .

При выборе методического обеспечения необходимо учитывать сформированность учебно-методических комплектов по физике, востребованных в образовательных учреждениях Челябинской области.

Для основной школы:

  • УМК Грачева А.В. включает программу, учебники для 7, 8 и 9 классов, по две рабочих тетради для каждого класса;

  • УМК Громова С.В. включает программу, учебники для 7, 8 и 9 классов, рабочие тетради для каждого класса, контрольные работы, книга для учителя;

  • УМК Кабардина О.Ф. включает учебники и книги для учителя для каждого класса;

  • УМК Перышкина А.В. включает учебники для 7, 8 и 9 классов, рабочие тетради для 7 и 8 классов, тесты, дидактические материалы, тематическое и поурочное планирование к учебникам для 7, 8 и 9 классов;

  • УМК под ред. Пинского А.А. включает программу, учебники для 7, 8 и 9 классов, тетради для лабораторных работ для каждого класса;

  • УМК Пурышевой Н.С. включает программу, для каждого класса: учебники, рабочие тетради, тематическое и поурочное планирование, мультимедийной приложение к учебникам и электронное учебное издание «Лабораторные работы по физике»;

  • УМК Степановой Г.Н. включает программу, учебники и рабочие тетради для каждого класса, сборник задач для 7-9 класса;

  • УМК Фадеевой А.А. включает программу, книгу для учителя, для каждого класса учебник, рабочую тетрадь и карточки задания;

  • УМК Шахмаева Н.М. включает программу с поурочным планированием, для каждого класса учебник, рабочую тетрадь, задачник и методику преподавания физики.

Для средней (полной) школы:

  • УМК Генденштейна Л.Э. для 10 и 11 классов включает учебники, задачники, методические материалы, самостоятельные работы, тетради для лабораторных работ, тематические контрольные работы;

  • УМК Мякишева Г.Я. (издательство «Просвещение») включает программу, учебники, тетради для лабораторных работ, поурочное планирование, электронное приложении к учебникам, поурочные разработки, сборник задач, контроль знаний, умений и навыков, опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике для 10 класса;

  • УМК Пурышевой Н.С. для 10 и 11 классов включает программу, учебники, рабочие тетради и электронные учебное издание «Лабораторные работы по физике» для каждого класса;

  • УМК Тихомировой С.А. включает программу и тематическое планирование, учебники для 10 и 11 классов, рабочие тетради, методику преподавания физики;

  • УМК под ред. Богданова К.Ю.включает учебники для 10 и 11 классов, книгу для учителя;

  • УМК под ред. Мякишева Г.Я. (издательство «Дрофа») пять учебников по разделам курса физики, тематическое и поурочное планирование, методические рекомендации по использованию учебников;

  • УМК Касьянова В.А. включает программу, учебники, тетради для лабораторных работ, тесты для проверки знаний учащихся.

  • УМК под ред. Пинского А.А. для 10-11 классов включает программу и учебники;

  • УМК Степановой Г.Н. включает программу и учебники.

Решение об использовании учебно-методических комплектов принимается в общеобразовательном учреждении и основывается на том, что предметная линия рассчитана в основной школе на три года (7-9 класс) и в средней школе на два года (10-11 класс) и переход с одного учебно-методического комплекта на другой, в этот период недопустим.

Преподавание учебного предмета «Физика» в 2011-2012 учебном году в основной и средней (полной) школе продолжает осуществляться по образовательным стандартам (2004 г.), которые направлены на реализацию принципа личностно - ориентированного обучения.

Для более эффективного обучения учащихся работе с информацией физического содержания необходимо усилить работу с учебником, включая в различные этапы урока и домашнюю работу учащихся разнообразные задания на понимание и преобразование информации. При планировании тематических контрольных работ целесообразно проводить их предварительный анализ и коррекцию, учитывая необходимость проверки не только элементов содержания, но и видов деятельности.

При подготовке тематического планирования целесообразно провести анализ всех возможных для реализации лабораторных работ и опытов. Целостный взгляд на всю практическую часть программы курса физики позволит оптимально распределить время на работу учащихся с реальным лабораторным оборудованием. В процессе выполнения практических работ учащиеся должны освоить алгоритмы выполнения большинства типов экспериментальных заданий.

При планировании учебного процесса в средней (полной) школе целесообразно обратить внимание на следующие моменты.

  1. Выполнять все лабораторные работы и работ физического практикума. В экзаменационной работе задания с реальным оборудованием заменены на задания по фотографиям, которые используются в вопросах на узнавание какого-либо физического явления, на определение свойств явлений, применение формул или законов, решение расчетных задач на основании приведенной на фотографии экспериментальной установки. При выполнении заданий по фотографиям учащиеся должны узнавать изображенные на фотографии измерительные приборы и оборудование, уметь снимать показания измерительных приборов, представлять себе протекание зафиксированных на фотографиях явлений и опытов.

При проведении лабораторных работ рекомендуется обратить внимание на формирование следующих умений: построение графиков и определение по ним значений физических величин, запись результатов измерений и вычислений с учетом погрешности измерений и необходимым округлением, анализ результатов опыта и формулировка выводов по результатам, заданным в виде таблицы или графика.

2. Важным аспектом изучения предмета «Физика» является проведение в классе демонстрационных экспериментов, на основании которых строится объяснение теоретического материала. Учащиеся должны свободно соотносить рисунок или схему эксперимента с изученным физическим явлением или законом, объяснять ход эксперимента и формулировать выводы.

3. Уделять достаточное внимание устным ответам и решению качественных задач. При этом необходимо добиваться полного правильного ответа, включающего последовательное связное обоснование с указанием на изученные закономерности.

4. При обучении учащихся умению решать расчетные задачи нужно формировать обобщенное умение решать задачи, при этом учить анализировать описанные в задаче явления и процессы и строить физическую модель.

К направлениям методической работы объединений учителей физики старших классов может быть отнесено подробное знакомство с общими результатами образовательной подготовки выпускников, перечнем тем, требующих особого внимания при планировании учебного процесса, направлениями совершенствования предмета, примерами типичных ошибок учащихся при выполнении экзаменационной работы, рекомендациями по использования в системе работы учителя системы оценивания образовательных достижений учащихся, апробированной в рамках ЕГЭ.

Освоение курса физики в целом, а также экспериментальной составляющей метода познания, возможно только при комплексном использовании демонстрационного эксперимента и самостоятельных исследований. Содержание курса физики в основной школе, а также на двух уровнях обучения в средней (полной) школе имеет общее фундаментальное ядро. Курс физики основной школы – база изучения на уровне явлений и целого ряда физических законов, в средней (полной) школе расширяется круг исследуемых явлений, добавляются некоторые законы, их техническое применение, изучение осуществляется на базе физических теорий, более разнообразными оказываются формы самостоятельного эксперимента. Другим направлением перестройки учебного эксперимента является педагогическая технология совместных исследований учителя и учащихся. Для реализации таких технологий необходима адекватная новым требованиям учебная техника.

Оптимальный состав оборудования кабинета физики, обеспечивающий изучение физики в средней школе на экспериментальной основе, может быть сформирован на базе перечня оборудования кабинета физики основной школы как дополнение к нему. Рекомендации по оснащению кабинета физики для основной и средней (полной) школы в рамках подготовки к стандарту второго поколения опубликованы в методическом журнале «Физика в школе» №4, 2010 г. (Приложение 1).

Экспериментальные умения учащихся определяют и уровень подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников. Так как физика - в основном экспериментальная наука, то вопросы, связанные с идеями, подготовкой, проведением, обработкой результатов и результатами экспериментов органично входят в экзаменационную работу. В первую часть экзаменационной работы включаются вопросы, проверяющие основные знания и умения, приобретенные учащимися при выполнении ими лабораторных работ, наблюдений физических опытов, знакомстве с историей физических экспериментов.

В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона «Об образовании» от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ обозначено, что основная образовательная программа в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию, разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение учащимися результатов, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами. В этой же статье указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Таким образом, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных программ. При разработке рабочей программы необходимо опираться на письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области». Рекомендации по разработке рабочих программ по физике представлены в Приложении 12 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2010 г. №103/3073.

Внеклассная работа по предмету составляет часть школьного учебно-воспитательного процесса и является важным средством развития интереса учащихся к предмету, их творческих способностей, способностей овладевать новыми знаниями, коммуникативных умений, умения работать в коллективе, а также практического применение знаний полученных на уроках в практической деятельности. Олимпиады по физике составляют большую часть внеклассной работы. Учащимся предлагается участвовать как в очных, так и дистанционных этапах олимпиад. Список рекомендуемой литературы, для подготовки учащихся к олимпиадам представлен в приложении 2.

При организации процесса обучения необходимо учитывать изменения в структуре и содержании заданий экзаменационной работы по физике на государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы. При проведении тематического контроля знаний рекомендуется:

  • включать задания нового вида   множественный выбор (выбор двух правильных ответов из предложенного перечня);

  • увеличивать долю заданий, предполагающих обработку и представление информации в различном виде (с помощью графиков, таблиц, рисунков, схем, диаграмм) и качественных вопросов на проверку знания физических величин, понимания явлений, смысла физических законов;

  • проверять понимание учащимися физических законов и следствий.

На сайте ФИПИ размещены нормативные, аналитические, учебно-методические и информационные материалы, которые могут быть использованы при организации учебного процесса и подготовке учащихся к ЕГЭ (тренировочные задания из открытого сегмента Федерального банка тестовых материалов).


Шахматова В.В.

(351)264-0151

Приложение 1

Рекомендации по оснащению кабинета физики


Перечень оборудования

Раздел I

Демонстрационное оборудование

Демонстрационное оборудование должно обеспечивать возможность наблюдения большинства изучаемых в соответствии с программами явлений, процессов и законов. Это возможно при оптимальном сочетании аналоговых, цифровых и компьютерных средств наблюдения, анализа измерительной информации, а также прямых и косвенных измерений.

Такое сочетание позволит обеспечить количественное изучение законов, что в значительной степени увеличивает возможности по организации деятельностного подхода при использовании демонстрационного эксперимента.

Формирование перечня демонстрационного оборудования в старшей школе осуществляется по аналогии с лабораторным оборудованием с учетом содержания программы и перечня демонстраций.

Например, на базовом уровне изучения механики к рекомендованному для основной школы оборудованию необходимо добавить комплект по акустике, позволяющий пронаблюдать интерференцию и дифракцию звука, а с помощью компьютерной измерительной системы — измерить скорость звука. Для профильного уровня к этому необходим еще комплект по вращению, позволяющий исследовать явление резонанса, свойства неинерциальных систем отсчета, пронаблюдать закон сохранения момента импульса, на количественном уровне проанализировать применение второго закона динамики для тела, движущегося по окружности.

Набор по исследованию движения жидкости позволяет проиллюстрировать действие законов сохранения в гидродинамике.

Демонстрационное оборудование по молекулярной физике, содержащееся в перечне для основной школы, в целом обеспечивает постановку демонстраций при изучении на базовом уровне. Целесообразно лишь дополнить его аналоговым комплектом для изучения изопроцессов и СD с записью реального броуновского движения.

При изучении физики на профильном уровне необходим набор для исследования изопроцессов и адиабатного процесса, позволяющий с использованием компьютерной измерительной системы получить графическую интерпретацию этих процессов. Также на профильном и углубленном уровнях целесообразно иметь полный комплект для наблюдения и исследования броуновского движения.

В электродинамике использование осциллографической приставки и звукового генератора позволяет пронаблюдать и исследовать все электрические цепи переменного тока и резонанс, а набор по полупроводникам позволяет исследовать вольтамперные характеристики диода и транзистора и режимы работы последнего.

Набор по току в газах позволяет исследовать тлеющий разряд, а комплект по току в вакууме — все свойства термоэлектронной эмиссии.

Для экспериментальной поддержки изучения оптики необходим комплект по волновой оптике. Также необходим набор «Счетчик излучения» и целесообразен прибор по измерению постоянной Планка на основе измерения напряжения зажигания лазера.

Важное значение имеет материальное обеспечение астрономического образования.

Первый путь – это использование возможностей астрокомлекса, второй – включение в лабораторный практикум работ с астрономическим содержанием.

Ниже приведен перечень демонстрационного оборудования. Для удобства использования в него включено оборудование и для основной школы. Проведен отбор оборудования по уровням изучения физики. Знаком (Н) обозначены новые разработки, которые ставятся на серийное производство.

1. Демонстрационный комплекс кабинета физики



№ п/п

Наименование

учебного оборудования

Основная школа (7—9 кл.)

Средняя школа

(10—11 кл.)

Примечание

Уровни

Базовый

Профильный

1

2

3

4

5

6

1.1. Оборудование рабочей зоны учителя

1

Демонстрационный стол и компьютеризированное рабочее место учителя

+

+

+

Компьютер на рабочем месте учителя обеспечивает работу интерактивного комплекса, а также используется как средство измерения в целом ряде демонстрационных комплектов. Мощность (400 или 1200 Вт) щита комплекта электроснабжения определяется числом лабораторных столов.

Доска должна иметь стальное покрытие, т. к. значительная часть демонстрационного оборудования размещается на доске с использованием магнитных держателей

2

Комплект электроснабжения кабинета физики

+

+

+

3

Доска классная настенная трехэлементная, с металлическим покрытием

+

+

+

4

Комплект инструментов для работы у доски

+

+

+

5

Интерактивная доска

+

+

+

6

Мультимедийный проектор

+

+

+

7

Графопроектор

+

+

+

1.2. Демонстрационное оборудование общего назначения

1

2

3

4

5

6

8

Генератор звуковой частоты с индикатором частоты

+

+

+

Цифровая индикация частоты для учебного генератора — необходимое дидактическое требование.

Блок питания обеспечивает питание электрических цепей постоянного и переменного тока при постановке демонстрационных экспериментов.

9

Насос воздушный ручной

+





Источник высокого напряжения обеспечивает на выходе получение зарядов разных знаков*.

Прибор «Воздушный стол» моделирует движение молекул, броуновское движение, явление диффузии

10

Блок питания (24—30) В, регулируемый, максимальная сила тока (6—10) А

+

+

+




11

Высоковольтный двухполярный источник регулируемого напряжения 0...30 кВ с индикатором напряжения и разрядником




+

+




12

Аквариум демонстрационный

+

+

+

Аквариум должен иметь форму прямоугольного параллелепипеда, в противном случае возникают оптические искажения демонстрируемых объектов.

13

Груз наборный на 1 кг

+

+

+




14

Тарелка вакуумная с колпаком

+

+

+




15

Насос вакуумный

+

+

+

Целесообразно иметь вакуумный насос с электроприводом.

16

Штатив демонстрационный физический

+

+

+




17

Прибор «Воздушный стол» с проектором и воздуходувкой (Н)



+

+




18

Комплект посуды и принадлежностей к ней

+

+

+




19

Набор инструментов и расходных материалов

+

+

+




20

Столики подъемные

+

+

+




21

Комплекты тематических таблиц: либо на бумажной основе, либо интерактивные, либо на СD

+

+

+




1.3. Измерительный комплекс кабинета физики

1

2

3

4

5

6

22

Компьютерный измерительный блок с набором датчиков

+

+

+

Измерительный комплекс кабинета физики строится на основе принципа оптимального сочетания аналоговых, цифровых и компьютерных средств измерения.

В основной школе по электродинамике достаточны измерители тока и напряжения, согласованные с комплектом «Электричество 1».

Компьютерный измерительный блок имеет набор датчиков (температуры, давления, влажности, ионизирующего излучения, магнитного поля, а также оптоэлектрический датчик), осциллографическую приставку, секундомер, согласованный с блоком.


следующая страница >>