uzluga.ru
добавить свой файл
1
Задание группы №5.


Выполнили:



  1. Познакомьтесь с приведенными ниже фактами. Подумайте, о чем они свидетельствуют:


А) В1850 году на требование царского правительства вернуться в Россию Герцен А. И ответил отказом. В 1852 он уехал в Лондон и в 1853 основал Вольную русскую типографию, где печатал свои статьи, например, «Юрьев день! Юрьев день!», «Крещеная собственность» и др. В первом из них, обращаясь к русскому дворянству с призывом освободить крестьян, Герцен напоминает, что именно из рядов дворянства выходили до сих пор все революционно мыслящие русские люди: Муравьев и Пестель, Рылеев и Бестужев, Пушкин и Лермонтов. «Наконец, — продолжает он, — и мы, оставившие родину, для того чтобы хоть вчуже раздалась свободная русская речь, вышла из ваших рядов». Однако, если дворянство не откликнется на такой призыв, Герцен считает возможным обратиться прямо к крестьянам, призывая их взяться за топоры и жечь усадьбы. «Страшна и пугачевщина,— пишет он, — но, скажем откровенно, если освобождение крестьян не может быть куплено иначе, то и тогда оно не дорого куплено. Страшные преступления влекут за собой страшные последствия».

Б) С конца 1855 г. по кружкам, гостиным, салонам, редакциям и канцеляриям начала путешествовать «Записка об освобождении крестьян», автором которой является воспитатель наследника престола Николая К. Д. Кавелин. В этой записке автор называет

крепостное право главным узлом, в котором сплелось опутавшее Россию зло. Но этот узел надо развязать, а не разрубить. Насильственное решение вопроса не внесет успокоения. России, пишет Кавелин, нужны мирные успехи. Надо провести такую реформу, чтобы обеспечить в стране «на пятьсот лет внутренний мир». Отмена крепостного права, надеялся автор, откроет путь другим реформам: преобразованию суда, устранению цензурного гнета, военной реформе, развитию просвещения.»

Кавелин считал составление и распространение этой записки своим гражданским долгом, «святейшей из святейших обязанностей, хотя бы в конце ее стояли крепость, Сибирь или виселица».

Консерваторы встретили ее с раздражением. Говорили, что он писал «по заказу Пальмерстона» (английского премьер-министра).

В) Великая княгиня Елена Павловна (жена великого князя Михаила Павловича, младшего брата Николая) интересовалась  государственным делам. В 1848 г. по ее просьбе княгиня Львова организовала в Михайловском дворце «четверги». Салон пользовался большой популярностью в кругах образованного русского дворянства и прогрессивного чиновничества. Здесь обсуждались животрепещущие вопросы политики и культуры, анализировались споры между западниками и славянофилами; знаменитые музыканты и литераторы, которым Елена Павловна оказывала покровительство, исполняли свои новые произведения. При Александре II она решилась на публичное освобождение своих крестьян, дабы дать остальным душевладельцам пример для подражания. Главным разработчиком «мини-реформы» Елены Павловны был племянник П. Д. Киселева, крупный чиновник МВД Н. А. Милютин, который выступал за освобождение крестьян с земельным наделом за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников при сохранении помещичьего землевладения.


Как относилось русское общество к крепостному праву? Составьте таблицу, отражающую разные взгляды на проблемуё


2.Прочитайте текст. Выделите полужирным шрифтом синим цветом, размером 19 пт цифру, характеризующую законный размер барщины. Курсивом и красным цветом выделите строки, характеризующие наиболее жестокие и незаконные условия проведения барщины.

А). « Законным размером барщины считалось, на основании указа императора Павла 1797 г., три дня в неделю, причем в воскресенье крестьяне должны были быть свободны от работ. Но очень часто помещики не довольствовались трехдневною барщиной. По словам автора одного мнения, представленного в Вольное Экономическое Общество в 1813 г., «помещики работают своими людьми различно - 3, 4, а другие и 5 дней в неделю».

Б). В дневнике Тучкова мы находим следующие сведения относительно размеров барщины: «В Одоевском уезде тульской губернии у двух помещиков требовалось по 3 дня барщины в неделю, у одного 5 дней (в том числе и воскресенье работали на барина, так как «работать на себя грех»), у одного от 4 до 6 дней, у двух помещиков поголовно исполняли барщину все дни недели (у одного в течение двух месяцев крестьяне не имели для себя ни одного дня). На вопрос, когда же крестьяне успевают убирать свой хлеб, отвечают: на это есть ночь.».

В). «У курской помещицы Брискорн трехдневная барщина была совершенною фикциею, так как вся работа производилась по урокам, которые, не выработав в урочное время, приходилось оканчивать в свои дни, в воскресенье и праздники. Вследствие этого крестьяне не всегда успевали обработать свои поля и убрать хлеб и сено, а отдавать землю в наем воспрещалось. Строительные работы в имении Брискорн состояли в постройке церкви и фабрики. На них и при выделке кирпича большинство рабочих составляли женщины; работали по урокам с утра до ночи; выгоняли на работу женщин с грудными детьми и беременными. Последние не избавлялись от побоев, несмотря на свое положение; матерей били за то, что во время работ они кормили детей. Крестьяне, возя тяжелые деревья, надорвали своих лошадей, и многие из них пали. Возкою кирпича и песка были заняты дети от 8 до 15 лет, причем эта работа производилась иногда ночью и в праздничные дни.»


3. Проанализируйте эти исторические документы. Подумайте, чем объясняется желание многих дворян освободить крепостных крестьян?