uzluga.ru
добавить свой файл


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Н. С. Глуханюк Т. Б. Гершкович

ПОЗДНИЙ ВОЗРАСТ

И СТРАТЕГИИ ЕГО ОСВОЕНИЯ

Издание 2-е, дополненное

Рекомендовано Редакционно-издательским Советом

Российской Академии образования к использованию

в качестве учебно-методического пособия

Москва 2 0 0 3


ББК 88.37 Г 55

Главный редактор Д. И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора С. К. Бондырева

Члены редакционной коллегии:

A. А. Бодалев

Л. П. Кезина

А. И. Подольский Г.

А. Бордовский

М. И. Кондаков

В. А. Поляков

B. П. Борисенков

В. Г. Костомаров

В. В. Рубцов

C. В. Дармодехин

О. Е. Кутафин

Э. В. Сайко

А. А. Деркач

В. С. Леднев

В. А. Сластенин

Ю. И. Дик

В. И. Лубовский

И. И. Халеева

А. И. Донцов

Н. Н. Малафеев

В. М. Тиктинский- Шкловский

И. В. Дубровина

Н. Д. Никандров


Рецензенты: доктор социологических наук Т. Л. Александрова (Российский государственный профессионально-педагогический университет); доктор психологических наук, профессор В. П. Прядеин (Уральский государственный педагогический университет)

Г 55 Глуханюк Н. С, Гершкович Т. Б.

Поздний возраст и стратегии его освоения. Издание 2-е, дополненное - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 112 с.

ISBN 5-89502-589-7

В книге представлены основные возрастно-временные характеристики человека, их детерминанты и стратегии поведения в пожилом и старческом возрасте. Рассматривается готовность к освоению возрастно-временных изменений как основа толерантного отношения к старению. Предлагаются психотехнологии работы с людьми пожилого и старческого возраста.

Для психологов, геронтологов, социальных работников и широкого круга читателей, интересующихся особенностями развития на поздних этапах жизненного пути.

© Московский психолого-социальный институт, 2003 © ООО «Полиграф Центр», 2003

Содержание

Введение 4

Глава 1. ВОЗРАСТ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 7

1.1. Возрасты жизни в истории человечества 7

Возрастные представления и мифология первобытного общества и древних цивилизаций 9

Понимание возраста и философия Античности 11

Возраст и его магическое истолкование в Средние века 13

К научным представлениям о возрасте 15

1.2. Возраст и человек 17

1.3. Возраст, социум, культура 19

1.4. Понятие возраста в современной науке 19

1.5. Антропологическое изучение возраста 22

1.6. Изучение возраста в социологии 24

1.7. Психология о возрасте 26

Глава 2. СТАРОСТЬ И СТАРЕНИЕ 31

2.1. Общие закономерности и теории старения. Виды старения в геронтологии 32

2.2. Место старости в общей картине жизненного пути человека 34

2.3. Психологическая характеристика старости 35

Глава 3. СТРАТЕГИИ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СТАРЕНИЮ 38

3.1. Типология стратегий отношения к старению 38

3.2. Исследование готовности к освоению возраста как основания толерантного к нему отношения 42

Глава 4. ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ 45

4.1. Основные направления помощи пожилым людям 45

Технологии взаимодействия консультанта с пожилым клиентом 46

4.2. Возрастно-психологическое консультирование 46

4.3. Семейное психологическое консультирование 48

4.4. Профориентационное психологическое консультирование 49

4.5. Индивидуальное психологическое консультирование 50

4.6. Психотерапевтические методы мотивирования жизненной активности в пожилом и старческом возрасте 51

Биографический метод 52

Мемуаротерапия 53

Арт-терапия 54

Кинотерапия 55

Музыкальная психотерапия 55

Схема определения эмоций, выражаемых музыкой, в зависимости от темпа музыки и лада 56

Заключение 57

Приложение. ОПРОСНИК «ГОТОВНОСТЬ К ВОЗРАСТНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ» 58

Приложение. Бланк ответов к опроснику «Готовность к возрастным изменениям» 59

Библиография 62