uzluga.ru
добавить свой файл


ПОВСЕДНЕВНОСТЬ В РОМАНЕ М.А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»


Цубера В.В.

Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж


В произведении центром повествования обычно является персонаж – человек, который живет в определенном, художественном мире. Но этот мир также включает в себя повседневность. Как было отмечено в статье Т.Г.Струковой «Повседневность и литература», в одном произведении можно обнаружить несколько повседневностей, которые существуют в разных пространствах. Каждый автор по – своему изображает повседневность и человека в ней. Обратимся к роману М.Шолохова «Тихий Дон», чтобы проследить, какие повседневности представлены в нем. Несложно определить, что в романе не одна повседневность, а как минимум две. Первая - это жизнь казаков в мирное время, их быт (ведение хозяйства, возделывание земли, семейные заботы и т.д.), а вторая – это военные события, непосредственное участие в них казаков, влияние войны на жизнь героев произведения.

«Это и есть всеохватность повседневности в художественном произведении, которая включает в себя публичную жизнь человека, способы и варианты его приспособления к внешнему миру, частную, домашнюю жизнь персонажа, в которую включены бытийность и быт во всех его ипостасях, многообразные эмоциональные проявления, которые спровоцированы обыденными обстоятельствами» [Струкова].

Жизнь казаков определяется двумя понятиями – они являются воинами и хлеборобами одновременно. У них есть свой традиционный, исторически сложившийся быт, который входит в повседневность казаков. С малых лет они привыкают к коню, который выступает у них не просто орудием производства, а верным другом в бою и товарищем, все казаки воспитываются в уважении к старшим и беспрекословном подчинении им. Казаки управляются атаманом, избираемым войсковым Казачьим Кругом. Но необходимо отметить, что в среде казачества сильны традиции и иного плана. Исторически основную массу казачества составляли бежавшие от помещиков из России в поисках свободной земли крестьяне. Поэтому казаки в первую очередь являются земледельцами. Необъятные просторы степей на Дону позволяли при известном трудолюбии получать хорошие урожаи. У Шолохова они показаны хорошими и крепкими хозяевами. Казаки относятся к земле не просто как к средству производства. Она для них нечто большее. Находясь на чужбине, казак сердцем тянется к родному куреню, к земле, к работе по хозяйству: «…Да и в самом Мироне Григорьевиче свирепо боролись два этих начала: бунтовала рыжая кровь, гнала на работу, понуждала сеять, строить сараи, чинить инвентарь, богатеть; но все чаще наведывалась тоска – «Не к чему наживать. Пропадет!..» [Шолохов: т.2,138]. Именно любовь к земле и тяга к дому заставляют казаков бросать фронт и не вести наступление дальше границ округа. После долгих сомнений в правильности избранного пути борьбы казачества с Россией, Григорий Мелехов возвращается к родному куреню, к семье («ночью, исполненный радостной решительности, самовольно покинул полк») [Шолохов: т.2,81]. Казаки у Шолохова весьма свободолюбивы.

Жизнь казака – землепашца циклична, как природное время. Он работает дома и на поле, создает семью, и с рождением ребенка начинается новый круг его существования. В отличие от казака-землепашца казак-воин несет ответственность за жизнь своих родных и судьбы родины в целом.

Гражданская война, ворвавшаяся в жизнь казаков, подрывает их уклад, меняет привычное течение жизни, срывает с родных и мест и ведет на войну, заставляя принять новую повседневность. Не может казак оставаться безучастным и равнодушным, так как с детских лет приучен он к седлу и шашке, воспитан на рассказах о боевых доблестях донцев, и примет за оскорбление отказ от воинской службы, тем более тогда, когда враг хозяйничает на его родной земле. И жизнь казака-воина измеряется не сменой времен года, а учениями и походами, сражениями и подвигами. В периоды военных походов историческое время линейно, в нем нет повторений, и не имеет значения, какое время года на дворе – лето или зима.

Казачество раскрывается в романе «Тихий Дон» многогранно – в быту в семье, в труде, во взаимоотношениях личности и общества и, наконец, в участии в исторических событиях. Казаки любят трудиться, любят природу. В романе даны сцены труда в разные времена года: рыбная ловля на Дону, весенние полевые работы, покос, который воспринимается как праздник, уборка хлебов осенью и заготовка дров зимой. Особенно много трудятся женщины – казачки. Они верные помощницы мужей в самом тяжелом крестьянском труде: воспитывают детей, ведут домашнее хозяйство, шьют одежду и вяжут носки, платки: «На обязанности Аксиньи лежало три раза в неделю мыть в доме полы, кормить гурты птицы и содержать птичий двор в чистоте». [Шолохов: т.1,171]. «Дарья бегала, шаркая валенками, грохотала чугунами…»[Шолохов: т.1,139]. Изображая быт казачества, его жизненный уклад Шолохов умеет через отдельные сцены осветить наиболее типичное, наиболее характерное для казачества. Рисуя свадьбу Григория Мелехова и Натальи, писатель отражает в нем не только жизнь двух семей, но всего хутора. Красота, торжественность обряда – это традиция, сложившаяся на протяжении всей жизни казачьего народа, это его повседневность: «За невестой в поезжанье нарядили четыре пароконные подводы. По-праздничному нарядные люди толпились на мелеховском базу возле бричек» [Шолохов: т.1,86].

Шолохов передал не только глубоко укоренившийся жизненный уклад, взаимоотношения многих людей изображаемой среды, переплетение жизненных судеб, становление характеров. С большим мастерством он также показал, что сами же люди вступают в конфликт с устоявшимися традициями. «Нерушимый порядок» жизни дает основательные трещины под напором человеческих чувств, стремления человека к счастью и свободе. Большие социальные события проходят через душу и сердце героев романа, вызывают у них раздумья о несправедливом устройстве жизни, вносят перемены в народное сознание: «И помалу Григорий стал проникаться злобой к большевикам. Они вторглись в его жизнь врагами. Отняли его от земли. Он видел: такое же чувство овладевало и остальными казаками» [Шолохов: т.2,69].

Особое значение имеет образ Тихого Дона в романе. Его изменчивость, текучесть, а также необыкновенную красоту пейзажей вокруг него можно рассматривать как еще одну повседневность… Пейзаж в романе очеловечен, он выполняет самые различные идейно-художественные функции: помогает раскрыть чувства, настроения героев, передать их отношение к происходящим событиям.

«Там, где лед отошел от берега, видно, как тихий Дон катит свои живые воды в вечность…» [Шолохов: т.2,132]. Свидетелем или участником описываемых событий, входит он в образную систему произведения как ее составная часть, выступает как индивидуальный человеческий характер, как мыслящая личность со своими стремлениями, своим отношением к людям, своей особой судьбой. В романе Шолохова Дон не тихий, а буйный: идет братоубийственная война, льется кровь, один за другим гибнут казачьи роды.

В третьей книге на фоне Дона зреет и развивается казачье восстание, которое на первом этапе сравнивается со стихией, затем - с пожаром, в финале к концу гражданской войны, своеобразной художественной доминантой выступает образ освободившегося ото льда Дона – символ весны, векового обновления жизни. [Удодов:24].

М.Шолохов использует в романе произведения народного творчества: пословицы, поговорки, побаски, песни. А они являются частью повседневности казаков. В «Тихом Доне» они передают настроение, чувства, переживания народа, отражают эстетический мир героев. И не случайно эпиграфами к первой и третьей книгам романа служат старинные казачьи песни.

      Нарушает гармонию жизни внешняя обстановка: «Удивительно, как изменилась жизнь в семье Мелеховых!… Была крепко спаянная семья, а с весны все переменилось. Неожиданно и быстро нарушились родственные связи… Война была всему этому причиной». [Шолохов: т.1,264].

Война меняет жизнь казаков, ломает их судьбы. И в этой военной повседневности мы заметим у каждого героя свою способность переживания и осмысления войны, но «чудовищную нелепицу войны» [Шолохов: т.3,83] почувствуют все. Глазами казаков мы увидим, как «вызревшие хлеба топтала конница» [Шолохов: т.3,96], как сотня «железными подковами мнет хлеб» [Шолохов: т.3, 103], как «первая шрапнель покрыла ряды неубранной пшеницы» [Шолохов: т.1,121]. И каждый, глядя на «неубранные валы пшеницы, на полегший под копытами хлеб» [Шолохов: т.3,136], вспоминал свои десятины и «черствел сердцем» [Шолохов: т.2,142]. Эти воспоминания-наплывы освещают как бы изнутри ту драматическую ситуацию, в которой оказались казаки на войне. Каждый из них внутренне протестует против бессмысленности войны, ее бесчеловечности. «Перемены в самом Григории были разительны: его «гнула… война, высасывала с лица румянец, красила его желчью» [Шолохов: т.2,73]. И внутренне он стал совершенно другим: «Крепко берег Григорий казачью честь, ловил случай выказать беззаветную храбрость, рисковал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к австрийцам, снимал без крови заставы, джигитовал казак и чувствовал, что ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху, и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости» [Шолохов: т.2,118].

      То, что происходило на Дону в годы гражданской войны, можно назвать «расказачивание казачества». Оно сопровождалось массовым террором, который вызывал ответную жестокость. Автор пишет о бесчинствах красноармейцев в хуторах, о военно-полевых судах Войска Донского, о массовых казнях. Тревогой, тяжелыми предчувствиями окрашены отдельные страницы романа: «Все Обдонье жило потаенной, придавленной жизнью… Мга нависла над будущим» [Шолохов: т.3,138]: обложили контрибуцией богатейшие дома, начались аресты, расстрелы. Это нарушает повседневность казаков, ломает привычные устои. Жестокость гражданской войны разрушила все их планы на мирную жизнь и заставила выживать среди зла и насилия. Эти потрясения сильно отразились на судьбе донского казачества, но нерушимыми остались вечные ценности, такие как любовь к родной земле, уважение к старшему поколению, любовь к женщине, необходимость свободы – это те основные ценности, без которых не мыслит себя вольный казак.

Подчеркивая внутреннее противоречие, конфликт в казаке между мирным землепашцем и воином, Шолохов выдвигает на первый план именно земледельца, наделяя своих героев неудержимым тяготением к этому столь естественному и любимому ими занятию и соответственному образу жизни. Именно на войне они особенно ностальгически оборачиваются к мирному труду на земле, представляя в воспоминании и предвосхищении то, что им более всего дорого: пахоту в степи, косьбу, сбор урожая, уход за лошадьми, хозяйственную утварь и инструмент…

Рассмотрев роман М.Шолохова «Тихий Дон» с точки зрения повседневности, можно сделать следующий вывод: в романе «Тихий Дон» изображено несколько повседневностей. Это и обыденная жизнь донских казаков с ее обычаями и традициями, и семейный уклад, и военные действия, в которых принимают участие казаки. Это также переживания героев, эмоции, внутренняя борьба чувств, это любовь, которую герои романа пронесли на протяжении всей своей жизни.


Литература.


1.Вестник научно – практической лаборатории по изучению литературного процесса ХХ века./ Под ред. А.Б.Удодова. – Воронеж: ВГПУ – 2008. – Вып.ХХI. – 94с.

2.Струкова Т.Г. Повседневность и литература/Т.Г.Струкова [http://www.vspu.ac.ru./text/povsednevnost]. Дата обращения: 24.10.2010г.

3.Удодов А.Б. М.Шолохов: проблемы изучения. Материалы к лекционному курсу/ А.Б.Удодов. – Воронеж: ВГПУ, 2008.−28с.

4.Шолохов М.А. «Тихий Дон»/ М.А.Шолохов.−М., 1975. Т.I − 366с; т.II – 358c; т.III – 384с; т.IV – 447.