uzluga.ru
добавить свой файл

Годовой отчет Открытое акционерное общество «Хлеб» за 2009 год

 Российская Федерация, город Нижний Новгород, улица Новосоветская, дом 2 А





Статья 1. Общие сведения об Обществе

1. Полное фирменное наименование Общества: Открытое акционерное общество «Хлеб» (ранее и далее также – Общество или ОАО «Хлеб»).

2. Сокращенное фирменное наименование Общества: ОАО «Хлеб».

3. Место нахождения Общества: Российская Федерация, город Нижний Новгород, Сормовский район, улица Новосоветская, дом 2 А.

4. Почтовый адрес Общества: Российская Федерация, 603054, город Нижний Новгород, улица Новосоветская, дом 2 А.

5. Сведения о государственной регистрации Общества:

  • Общество зарегистрировано распоряжением Главы администрации города Нижнего Новгорода от 08 июня 1993 года № 680 – р. Регистрационный номер 354.

  • Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года серия 52 № 001350120.

  • Основной государственный регистрационный номер (ОГРН): 1025204407975.

  • Дата внесения записи: 26 августа 2002 года.

  • Свидетельство выдано Инспекцией МНС России по Сормовскому району города Нижнего Новгорода.

6. Информация об аудиторе Общества:

  • Полное фирменное наименование аудитора: Общество с ограниченной ответственностью «Аудит – Сервис НН».

  • Место нахождения аудитора: Российская Федерация, 603116, город Нижний Новгород, улица Гордеевская, дом 7.

  • Является членом Саморегулируемой организации аудиторов Некоммерческого партнерства «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров». Сертификат серия ГА № 010509 выдан Президентским Советом Некоммерческого партнерства «Гильдия аудиторов Региональных Институтов Профессиональных бухгалтеров» 30 декабря 2009 года.

7. Общество самостоятельно осуществляет ведение реестра владельцев именных ценных бумаг.

Статья 2. Положение Общества в отрасли

Хлеб и хлебобулочные изделия одни из основных продуктов питания в рационе российских потребителей. Хлебопечение является социально значимой отраслью экономики. Большинство хлебозаводов, выпускающих основные сорта хлеба, решают важную стратегическую задачу обеспечения дешевым хлебом как можно большего количества человек.

Сейчас на российском рынке хлеба присутствует как наследие СССР – традиционные виды хлеба – черный, белый, круглый, батон и буханка, так и формирующаяся в последние годы премиальная категория – хлебобулочные изделия с ограниченным сроком хранения, содержанием минералов и органических элементов, низкокалорийные сорта и т.п. Потребление хлеба и хлебобулочных изделий связано в первую очередь с благосостоянием населения, с ростом которого российский потребитель переходит от дешевой и калорийной пищи к более дорогим продуктам.

По данным Института питания РАМН, уровень потребления этого важного продукта питания в России в разные годы был неодинаков и зависел, в первую очередь, от экономической ситуации в стране и уровня доходов населения.

Известно, что современный россиянин потребляет в среднем около 100 кг хлеба в год, при этом для Москвы этот показатель составляет, по разным данным, от 70 до 90 кг в год, в то время как в некоторых российских регионах - до 260 кг1



Рис. 1. Производство хлеба и хлебобулочных изделий в России, млн тонн2

Объем производства хлеба и хлебобулочных изделий в России за 2008 год оценивался в 7,5 млн. тонн. В последние 8 лет в России наблюдалась тенденция к снижению объемов производства хлеба. По данным Федеральной службы государственной статистики, начиная с 2000 года, производство хлеба в стране падает каждый год в среднем на 2,28%.

Среди основных причин сокращения рынка следует отметить снижение численности населения, а также изменение в структуре потребления: происходит уменьшение потребления хлеба и хлебобулочных изделий, вызванное ростом доходов населения в период с 2000 по 2008 годы.

В настоящее время хлебопекарный бизнес располагает большими возможностями для увеличения количества предприятий, создания развитой конкурентной среды, новых рабочих мест. Хлебная отрасль в России представлена в основном предприятиями малого и среднего бизнеса.

Основная доля отечественного производства приходится на хлебозаводы – порядка 90% с использованием промышленной линии по производству. Остальные же10% приходятся на малые пекарни. На данный момент в России насчитывается более 10 000 хлебозаводов, порядка 1500 из которых являются крупными предприятиями с мощностью выпуска до 25 млн. тонн хлеба и хлебобулочных изделий ежегодно. 3

Ассортимент составляет более 700 наименований, ежесуточная выработка - 70 тыс. тонн (500 грамм на 1 человека). Мини-пекарни, наращивая выпуск продукции, компенсируют спад производства на крупных предприятиях – ассортимент их продукции в основном дополняет выпускаемый хлебозаводами.

Больше всего хлебобулочных изделий производится в Центральном Федеральном округе, на долю региона приходится порядка 30%. Второе место занимает Приволжский Федеральный округ с 19% всего российского производства. Далее следуют Южный и Сибирский округа с долями 16% и 13% соответственно.

С точки зрения характеристики хлебобулочной отрасли наиболее показательны рынки Москвы и Санкт – Петербурга. В московском регионе производится порядка 21% объема продукции, выпускаемой в Центральном Федеральном округе. Сегодня ассортимент столичного хлебного рынка представлен продукцией 35 хлебозаводов. Из них 21% – московские, на долю которых приходится порядка 70% рынка. 15% ассортимента московского рынка производится в частных пекарнях. Еще 12% выпекают непосредственно в супермаркетах. Оставшаяся доля в 3% завозится из других регионов и Подмосковья.4

Российское производство хлеба ещё не достигло западных стандартов. Существующие предприятия необходимо модернизировать, производственные процессы - оптимизировать, а также планировать и строить новые предприятия. Технические ноу – хау на российский рынок поставляют международные эксперты. Основной целью модернизации предприятий является повышение рентабельности. Рост стоимости энергоносителей привёл к необходимости инвестировать в современные технологии производства.

Необходимость модернизации отрасли также обусловлена ростом запросов потребителей. Качество стало важным критерием для принятия решения о покупке. Именно здесь наблюдаются недостатки российских компаний: свежеиспеченные изделия, как правило, остаются лишь на короткое время свежими и не пригодны для долгого хранения. Тема «Упаковка и замораживание» стоят в центре планов по модернизации хлебозаводов.

Одной из современных тенденций является внедрение производства «замороженной» хлебобулочной продукции. Замороженная продукция обеспечивает свежесть хлебобулочных изделий на долгое время. Западноевропейская многолетняя практика внедрения замороженных хлебобулочных изделий в России пока мало известна. В настоящее время данная продукция импортируется почти исключительно из стран Европейского Союза.

К преимуществам свежемороженых продуктов относится высокая эффективность, автоматизированное производство и длительный срок хранения. Данные критерии едва известны в России.

Первые шаги на пути к использованию замороженной хлебобулочной продукции наблюдаются пока только в Москве и Санкт – Петербурге. Выпечка хлебобулочных изделий на дому предлагает интересные возможности для международных производителей. Россия имеет огромный потенциал, обусловленный размерами страны и отсутствием отечественных фирм – производителей свежезамороженной продукции.

Кроме того, в последнее время растет интерес населения России к здоровому образу жизни. Особенно в крупных городах и мегаполисах страны всё больше потребителей осознанно покупают здоровые продукты питания. Хлеб, сделанный из цельнозерновой муки, орехов и зёрен, пользуется большим спросом. 5

Одной из ключевых проблем отрасли является то, что хлебобулочная промышленность по – прежнему остается одной из наименее привлекательных с точки зрения привлечения инвестиций отраслей, и эта ситуация вряд ли изменится к лучшему в ближайшие годы. Это связано с тем, что россияне предпочитают традиционные сорта хлеба, с государственным регулированием цен на хлеб, а также с традиционной локальностью производства и ориентацией производителей только на местные рынки. Рынок хлебобулочных изделий уже давно поделен, и производители к тому же не стремятся расширять географию сбыта своей продукции, так как многие руководители считают, что расширение сбыта в другие регионы только сократит и без того невысокую прибыль.

Многие предприятия хлебобулочной промышленности для повышения своей рентабельности приняли решение работать в смежных отраслях, таких как кондитерская, и пытаются увеличить прибыль путем создания собственных сбытовых сетей.6

Сказалась на отрасли и отмена обязательной сертификации продукции. Теперь хлеб может выпекать, кто хочет, в каких угодно условиях. Крупные же компании постоянно инвестируют в сохранение качества продукции, в современные технологии, в лаборатории, что влияет на повышение цен предложения. В связи с этим, многие производители хлеба и хлебобулочных изделий начали объединяться в СРО (саморегулируемые организации).

Например, крупнейшие красноярские производители хлеба хотят объединиться в СРО, дабы решать назревшие проблемы отрасли на более высоком уровне. Саморегулируемую организацию красноярские предприятия планируется создать внутри Союза хлебопекарных и кондитерских предприятий Сибири. Актуальность созданию СРО придала отмена обязательной сертификации, это может привести к тому, что на рынок хлынет поток продуктов низкого качества. В рамках СРО крупные хлебозаводы готовы предоставить оборудование для пользования мелким хлебопекарням, чтобы они могли проходить контроль качества. Это поможет повысить уровень качества и безопасности выпускаемой на территории края хлебобулочной продукции.7

Особенностью рынка хлебопечения является и то, что зерно – сырьевая база хлебопекарной отрасли – является объектом государственного управления с точки зрения ценообразования.

В Нижегородской области насчитывается порядка 306 хлебопекарных предприятия (около 50 хлебозаводов), выпускающих более 250 тысяч тонн хлебобулочных изделий в год (порядка 3% общероссийского объема хлеба и хлебобулочных изделий).8

В Нижегородской области в период финансового кризиса число малых предприятий, работающих в сфере производства хлебобулочных изделий, сократилось на 25%. В рамках круглого стола на тему «Развитие малого и среднего бизнеса в социально – резонансных секторах экономики России», проведенного на базе ЦСКП по ПФО, эксперты обсудили ситуацию, сложившуюся в хлебопекарной отрасли. В сфере хлебопечения обострилась конкуренция между большими заводами и малыми предприятиями. В Нижегородской области в 2009 году было зарегистрировано более 200 малых пекарен. Тем не менее, малые пекарни на данный момент составляют 15% от общего производства хлеба в регионе.9

Максимальная рентабельность в хлебном производстве составляет 5%. Основные проблемы нижегородских хлебопеков связаны с дефицитом инвестиций и высокой изношенностью оборудования.

ОАО «Хлеб» (город Нижний Новгород) – крупнейший в Нижегородской области производитель хлеба, хлебобулочных изделий, тортов, кондитерских изделий, полуфабрикатов, теста. Предприятие располагает собственной сетью фирменных магазинов «Нива».

ОАО «Хлеб» является членом Ассоциации «Нижегородский хлеб» (ассоциация «Нижегородский хлеб» включает в себя более 30 предприятий – производителей хлеба, что составляет 71% от всех нижегородских производителей10).

Продукция ОАО «Хлеб», благодаря высокому качеству, является весьма конкурентоспособной в Нижегородском регионе.

Большинство потребителей доверяют ей, учитывая тот факт, что предприятие имеет большой опыт, использует традиционные технологии, натуральное сырье, новейшее импортное и отечественное оборудование, многоступенчатую систему контроля качества.

Для исключения возможности приобретения идентичной продукции других производителей, в ОАО «Хлеб» уделяется самое пристальное внимание упаковке выпускаемой продукции.

Каждое изделие представлено в торговле в современной, удобной и гигиеничной упаковке.

Статья 3. Приоритетные направления деятельности Общества

1. Основными направлениями деятельности Общества является производство и реализация продовольственных товаров, в том числе хлебобулочных и кондитерских изделий.

2. В общую группу включены хлебобулочные изделия:

Наименование

Удельный вес в процентах

2008 год

2009 год

Хлеб из ржаной и обдирной, сеяной муки, включая хлеб из муки смешанной валки

34,8

34,4

Хлеб пшеничный из муки первого сорта

5,1

4,3

Хлеб пшеничный из муки высшего сорта

5,1

4,0

Хлеб пшеничный из муки второго сорта

0,1

0,1

Булочные изделия из муки первого сорта

0,6

0,8

Булочные изделия из муки высшего сорта

40,0

41,5

Сдобные изделия

12,1

12,5

Пироги, пончики

1,2

1,2

Бараночные изделия

1,0

1,3

Сухари – гренки





ИТОГО хлебобулочные изделия:

100,0

100,0

3. В общую группу включены кондитерские изделия:

Наименование

Удельный вес в процентах

2008 год

2009 год

Торты

44,2

41,0

Пирожные

16,2

18,0

Рулеты

3,0

3,0

Печенье

3,4

7,0

Пряники

5,7

4,0

Кексы

16,7

17,0

Ромовые бабы

2,9

2,0

Восточные сладости

7,9

8,0

ИТОГО кондитерские изделия:

100,0

100,0

4. Кроме того, Обществом предлагается к реализации слоеное тесто и панировочные сухари.

5. Производится поставка продукции в замороженном виде в упаковке и расфасовке.

6. Растет рынок сбыта продукции в нарезанном виде. В 2008 году продажи составили 3062 тонны, в 2009 – 4565 тонн.

7. Одно из перспективных направлений развития ОАО «Хлеб» – рынок сбыта бараночных изделий, в том числе сушек.

Статья 4. Отчет Совета директоров Общества о результатах развития Общества
по приоритетным направлениям его деятельности

1. В отчетном году Совет директоров осуществлял общее руководство деятельностью Общества в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, соблюдая нормы действующего Устава Общества и Положения о Совете директоров Общества.

Совет директоров Общества признал удовлетворительными результаты развития Общества в 2009 году по приоритетным направлениям деятельности.

Вопросы, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом Общества относятся к компетенции Совета директоров, подробно обсуждались на заседаниях Совета директоров и по ним принимались взвешенные решения.

2. Годовой отчет Общества и годовая бухгалтерская отчетность за 2009 год были проверены и приняты без существенных замечаний Ревизионной комиссией Общества. Результаты проверки годовой бухгалтерской отчетности Общества за 2009 год были доложены Совету директоров Общества и им одобрены.

3. Совет директоров Общества в установленный законом срок утвердил годовую бухгалтерскую отчетность Общества за 2009 год.

4. Характеристика деятельности Общества в 2009 году.

  • Объем реализации продукции, товаров, услуг по видам деятельности составил 771 536 000 рублей.

  • Прибыль за отчетный 2009 год составила 56 685 000 рублей.

  • Географические сферы деятельности Общества: город Нижний Новгород (в основном Сормовский и Московский районы). Всего обслуживается 835 торговых точек.

  • Основными потребителями продукции Общества являются жители города Нижнего Новгорода.

5. Основные показатели финансовой деятельности Общества за 2009 год.

5.1. Отчет о прибылях и убытках Общества:



п/п



Показатель

Код стр. по форме 2

За отчетный период,
тыс. руб.


1.

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

010

771536

2.

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

020

(520162)

3.

Валовая прибыль

029

251374

4.

Коммерческие расходы

030

(105938)

5.

Управленческие расходы

040

(51856)

6.

Прибыль (убыток) от продаж

050

93580

7.

Проценты к уплате

070

(3248)

8.

Прочие доходы

090

2830

9.

Прочие расходы

100

(36477)

10.

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

56685

11.

Отложенные налоговые активы

141

89

12.

Отложенные налоговые обязательства

142

(40)

13.

Текущий налог на прибыль

150

(17125)

14.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

190

39609




СПРАВОЧНО: постоянные налоговые обязательства (активы)

200



5.2. Сведения о налогах и иных платежах, уплаченных Обществом в бюджет в 2009 году.



п/п



Показатели

Начислено
за 2009 год, тыс. руб.


Уплачено
за 2009 год, тыс. руб.


1.

Налог на добавленную стоимость

29786

27897

2.

Налог на имущество

2275

2815

3.

Налог на прибыль

17125

17682

4.

Земельный налог

340

340

5.

Подоходный налог

29393

28827

6.

Транспортный налог

411

403

7.

Единый налог на вмененный доход



6

8.

Прочие

51209

46497

ИТОГО:

130539

124467

6. В отчетном 2009 году нарушений при расчете и уплате налогов, платежей и сборов, а также в бухгалтерском учете Общества не имеется.

7. Экономические санкции в 2009 году на Общество не налагались.

8. Убытков прошлых лет у Общества не имеется.

Статья 5. Факторы риска, связанные с деятельностью Общества

1. Изменение структуры рынка вследствие появления продукции предприятий – конкурентов, в том числе из других регионов.

2. Риски, связанные с повышением цен на основное сырье, необходимое для производства продукции.

3. Усиление конкуренции со стороны предприятий, работающих на сырье собственного производства.

4. Риски, связанные с сезонностью получения основного сырья для производства продукции.

Статья 6. Перспективы развития Общества

Для реализации намеченных целей в 2010 году Обществу необходимо:

  • исследования рынка хлебобулочных и кондитерских изделий в Российской Федерации и поиск путей по внедрению продукции новым потребителям в регионе, в том числе бараночных изделий и булочных изделий весом до 0,1 кг;

  • увеличение продаж за счет введения новых ассортиментных позиций, включая замороженную и нарезанную продукцию;

  • обеспечение строгого входного контроля качества сырья и материалов (в том числе упаковочных), а также высокого качества реализуемой продукции;

  • четкое выполнение принятых заказов от торгующих организаций, неукоснительное соблюдение полноты ассортимента и графика доставки;

  • поддержание на современном уровне дизайна и качества упаковки, а также постоянный контроль своевременности упаковки хлебобулочных и кондитерских изделий;

  • формирование лояльности покупателей в целях увеличения потребления хлебобулочных и кондитерских изделий;

  • укрепление положительного имиджа предприятия и его продукции, через средства массовой информации, выставки – продажи, дегустации, иные каналы продвижения;

  • формирование корпоративной культуры в Обществе.

Статья 7. Корпоративные действия Общества

1. Уставный капитал и объявленные акции Общества.

  • Уставный капитал Общества составляет 124035 (Сто двадцать четыре тысячи тридцать пять) рублей.

  • Уставный капитал Общества разделен на 8269 (Восемь тысяч двести шестьдесят девять) обыкновенных именных акций, номинальной стоимостью 15 (Пятнадцать) рублей каждая, приобретенных акционерами (размещенные акции).

  • Уставный капитал Общества оплачен полностью.

2. Отчет о выплате объявленных (начисленных) дивидендов по акциям Общества.

На годовом общем собрании акционеров в 2009 году было принято решение не выплачивать дивиденды за 2008 год по обыкновенным акциям Общества.

3. Информация о крупных сделках.

Сделки, признаваемые в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208 – ФЗ крупными сделками, в 2009 году органами управления Общества не рассматривались и не одобрялись.

4. Информация о сделках, в совершении которых имеется заинтересованность.

Сделки, признаваемые в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» № 208 – ФЗ от 26 декабря 1995 года сделками, в совершении которых имеется заинтересованность члена Совета директоров, Генерального директора, а также иных лиц, определенных законом, в 2009 году органами управления Общества не рассматривались и не одобрялись.

5. Сведения о членах Совета директоров Общества и Генеральном директоре Общества.

5.1. Гущина Серафима Михайловна – член Совета директоров Общества.

Год рождения: 1949 год.

Образование: средне – техническое.

Должности за период с 2005 года по настоящее время:

  • Организация: Открытое акционерное общество «Хлеб».

  • Сфера деятельности: производство хлебобулочных изделий.

  • Должность: Главный бухгалтер.

Доля участия указанного лица в уставном капитале (доля обыкновенных акций) Общества:

  • на начало 2009 года: 3,68 процента.

  • на конец 2009 года: 3,68 процента.

5.2. Маслов Виталий Григорьевич – член Совета директоров Общества.

Год рождения: 1955 год.

Образование: высшее.

Должности за период с 2005 года по настоящее время:

  • Организация: Открытое акционерное общество «Хлеб».

  • Сфера деятельности: производство хлебобулочных изделий.

  • Должность: Главный инженер.

Доли участия в уставном капитале (доли обыкновенных акций) Общества указанное лицо не имеет.

5.3. Перегонцева Елена Юрьевна – член Совета директоров Общества.

Год рождения: 1959 год.

Образование: высшее.

Должности за период с 2005 года по 2006 год:

  • Организация: Открытое акционерное общество «Хлеб».

  • Сфера деятельности: производство хлебобулочных изделий.

  • Должность: мастер производственного участка № 1.

Должности за период с 2006 год по настоящее время:

  • Организация: Открытое акционерное общество «Хлеб».

  • Сфера деятельности: производство хлебобулочных изделий.

  • Должность: Начальник производственного участка № 1.

Доли участия в уставном капитале (доли обыкновенных акций) Общества указанное лицо не имеет.

5.4. Пляскина Галина Ивановна – Генеральный директор и член Совета директоров Общества.

Год рождения: 1949 год.

Образование: высшее.

Должности за период с 2005 года настоящее время:

  • Организация: Открытое акционерное общество «Хлеб».

  • Сфера деятельности: производство хлебобулочных изделий.

  • Должность: Генеральный директор.

Доля участия указанного лица в уставном капитале (доля обыкновенных акций) Общества:

  • на начало 2009 года: 80,43 процента.

  • на конец 2009 года: 81,08 процента.

5.5. Яковлева Ирина Петровна – Председатель Совета директоров Общества.

Год рождения: 1953 год.

Образование: высшее.

Должности за период с 2005 года по январь 2010 года:

  • Организация: Открытое акционерное общество «Хлеб».

  • Сфера деятельности: производство хлебобулочных изделий.

  • Должность: Главный экономист.

Доля участия указанного лица в уставном капитале (доля обыкновенных акций) Общества:

  • на начало 2009 года: 3,63 процента.

  • на конец 2009 года: 3,63 процента.

В 2009 году изменений в составе Совета директоров Общества не было.

6. Вознаграждения или компенсации расходов членам Совета директоров Общества, связанные с исполнением ими функций членов Совета директоров Общества, в 2009 году не выплачивались.

Генеральный директор

Открытого акционерного общества «Хлеб»


Г.И. Пляскина

М.П.

Главный бухгалтер

Открытого акционерного общества «Хлеб»


Е.Ю. Маркелова




1 http://www.allru.org/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=9154

2 www.gks.ru

3 http://www.agropages.ru/page/699.shtml

4 http://www.agropages.ru/page/699.shtml

5 http://www.agromatic.ru/news/2010-02-16-31

6 http://www.4p.ru/main/research/3616/

7 http://www.agromatic.ru/news/2010-04-16-42

8 http://www.r52.ru/index.phtml/?rid=22&fid=183&sid=6&nid=13787

9 http://www.ipnn.ru/news/index.php?cont=long&id=692&year=2010&today=17&month=04

10 http://www.r52.ru/index.phtml?rid=22&fid=183&sid=6&nid=9349



 