uzluga.ru
добавить свой файл


Олимпиада

По теме: эпоха Петра Великого

Форма: игра «Умницы и умники»

Правила игры: Учащиеся в зале называются теоретиками. За каждый правильный ответ в отборочном туре теоретик получает орден. Заработав, 4 ордена, теоретик становится агонистом, то есть участником агона (тура). Перед каждым агоном проходит отборочный тур. Игра состоит из 4 агонов, каждый из которых содержит три дорожки: красную (два вопроса, но нельзя ошибаться), жёлтую (три вопроса, можно ошибиться один раз), зелёную(четыре вопроса, можно ошибиться два раза). Теоретик, набравший первым ордена, имеет право выбрать дорожку.

По итогам трёх агонов, определяются финалисты, которые участвуют в 4 агоне, где выбор дорожки предлагается тому участнику, который назовёт большее количество имён участников Северной войны. ( количество вопросов на дорожках остаётся прежним).

Игру судят – уважаемый ареопаг (судьи – преподаватели).


Вопросы отборочных туров

I отборочный тур

  1. Назовите близких Петру людей, которые участвовали в его «потешных играх», а в последствии стали его помощниками.

  2. Назовите город, в котором в 1693 году находился единственный порт России.

  3. В 1689 году власть оказалась в руках матери Петра I. Назовите её.

  4. Назовите село под Москвой, в котором Пётр устраивал «потешные игры».

  5. Назовите, каким по счёту правящим императором был Пётр I.

  6. Назовите озеро, на котором стояло село Преображенское.

  7. Вспомните, в каком году и где был построен первый русский военный корабль.

  8. Назовите море, по которому Пётр впервые совершил плавание.

  9. Опишите флаг, придуманный Петром для российского флота.

  10. Назовите деревню, у которой была сооружена крепость, для репетиции войны.

  11. Назовите количество человек - участников похода к Азову.

  12. Вспомните, сколько времени длилась осада Азова.

  13. Назовите трёх командующих, которые руководили русской армией у стен турецкой крепости.

  14. Назовите месяц и год, когда был издан указ о строительстве флота.

  15. Ответьте, чем закончился 1 поход на Азов.

  16. Ответьте, чем закончился 2 поход на Азов.

  17. Назовите фамилию человека, который возглавил Великое посольство.

  18. Назовите фамилию человека, который руководил посольским приказом.

  19. Назовите число персон, вошедшее в Великое посольство.

  20. Назовите месяц и год, когда Великое посольство выехало из Москвы.


II отборочный тур

  1. Какая фамилия была у Петра I?

  2. Каким по счёту руководителем государства из династии Романовых был Пётр I?

  3. Как звали первую жену Петра?

  4. Какой год в истории России был самым коротким и почему?

  5. Какое действие Петр совершил по возвращению из-за границы 25 августа 1698 года?

  6. Что означает- «стрелецкое разорение»?

  7. Какие изменения, кроме бритья бород, царь вносил в жизнь русских людей?

  8. В каком городе в 1699-1701 гг. вышли первые книги на русском языке?

  9. Какой высший законодательный и судебный действовал при Петре?

  10. Где и когда в Москве профессор Абердинского университета Генри Ферварсон начал преподавать математику?

  11. Каким шрифтом печатали книги по артиллерии, механики, истории, астрономии в Москве?

  12. Как назывался приказ в Москве, в ведомство которого входили полицейские функции?

  13. Как в Москве назывался орган городского самоуправления?

  14. Как назывались органы городского самоуправления в других городах?

  15. Какой орден был учреждён 10 марта 1699 года?

  16. Кто был назначен патриархом в 1700 году после смерти Адриана?

  17. Какова главная задача Ратуши и земских изб?


III отборочный тур

  1. Сколько времени шли переговоры с Турцией в 1700 году о перемирии?

  2. Когда Россия начала войну со Швецией за выход к Балтике?

  3. Кто был послан Петром на переговоры с Турцией? Назовите его имя.

  4. Как звали человека, который с помощью Петра I превратился в крупнейшего уральского заводчика, стал основателем династии знаменитых промышленников и меценатов XVIII-XIX вв.

  5. Как назывался государственный орган, который, согласно регламенту, должен был заботиться о росте процветании крупного и мелкого производства?

  6. Где в 1704 году построили первый в России сереброплавильный завод?

  7. В каких городах, кроме Петербурга, появились новые оружейные заводы?

  8. Какой город стал центром текстильной промышленности при Петре?

  9. Каких людей в петровскую эпоху называли подлыми?

  10. Какие горожане составляли первую гильдию?

  11. Что такое шляхетство?

  12. Какой государственный орган управления Петр I называл «конзилией министров».

  13. Что такое Синод?

  14. Какой орган управления пришёл на смену приказа?

  15. Какой орган государственного управления был учреждён в 1711 году?

  16. Какие функции выполняли секаторы?

  17. На сколько губерний разделил страну Петр с1708 по 1710 гг.?

  18. Сколько губерний было в 1719 году?

  19. Как назывались мелкие территориальные единицы?

Вопросы агонов

I агон

Тема: Начало славных дел Петра

Красная дорожка

  1. Князь Б.И.Куракин писал: «правление весьма не порядочное, мздоимство великое и кража государственная».

Вопрос: О каком периоде правления писал князь?

  1. Ему принадлежит особая роль в период правления Петра I: до самой смерти он возглавлял Преображенский приказ, ведавший политическим сыском. Пользуясь доверием царя, первым в России получил чин генералиссимуса. В окружении Петра I его величали князем-кесарем.

Вопрос: О ком идёт речь?

Жёлтая дорожка

  1. В январе 1695 года всем служилым людям объявили: «собираться для похода на Крым ».

Вопрос: Кто возглавил этот поход? И с каким результатом он завершился?

  1. Редкостный стяжатель единственный человек, удостоенный титулом князя при Петре I. Ловкий и услужливый, невежественный (не умел толком имя своё написать), царский любимец. Пословица «Из грязи в князи» - о нём.

Вопрос: О ком идёт речь?

  1. Какое значение имели потешные игры для России и самого Петра?

Зелёная дорожка

  1. Какова причина провала первого похода на Азов?

  2. Участвуя в великом посольстве, царя привлекало одно обстоятельство. Он писал: «Весело слушать, когда подданные открыто, говорят своему государю правду; вот чему надо учиться у англичан».

Вопрос: В какой ситуации происходило данное действие? И как Петр об этом узнал?

  1. Впервые создал систему светских школ, церковно-славянский шрифт заменил на гражданский. Как-то произнёс тост: «Да здравствует тот, кто любит Бога, меня и отечество».

Вопрос: О ком идёт речь?

  1. Какова была цель Великого посольства?

II агон

Тема: Первые новшества

Красная дорожка

  1. По указу Петра I от 16 января 1705 года во всех городах со всех богатых купцов брать по 100 рублей в год, дворян и чиновников – 60 рублей, горожан – 30 рублей, а с крестьян – по копейке при въезде в город и выезде из него за уклонение от определённого указа.

Вопрос: За что именно бралась плата?

  1. Находясь с Великим посольством в Вене, Петр получил письмо из Москвы от князя – кесаря, которое нарушило его дальнейшие планы.

Вопрос: Что было в том письме?

Жёлтая дорожка

  1. Какие изменения приказал внести Петр в покрой мужского платья?

  2. С началом кораблестроения, мореплавания, артиллерийского дела и строительства крепостей остро встал вопрос о необходимости специалистов в этих областях.

Вопрос: Что предпринял Петр в этой ситуации?

  1. Какие политические дела вёл Петр самостоятельно, в отличии от своих предшественников на русском престоле?

Зелёная дорожка

  1. В связи, с каким событием царь прекратил расформировывать стрелецкие полки?

  2. Всю жизнь Петр как правитель оставался абсолютным монархом.

Вопрос: Как объяснить, что высшим законодательным и судебным органом при Петре оставалась Боярская Дума?

3. Что Петр I изменил в положении церкви?

4. С какой целью были созданы органы городского самоуправления?

III агон

Тема: Реформы Петра

Красная дорожка

  1. Однажды Петр, обращаясь в письме к супруге Екатерине, кратко и метко определил круг и суть своих обязанностей: «Мы, слава Богу, здоровы, только зело тяжело жить, ибо я левшою не умею владеть, а в одной правой руке принуждён держать шпагу и перо».

Вопрос: О каких обязанностях говориться в письме?

  1. 27 апреля вышел царский указ.

Вопрос: О чём этот указ?

Жёлтая дорожка

  1. Петр проводил протекционистскую политику.

Вопрос: Объясните это понятие.

  1. Какими привилегиями пользовались купцы-владельцы мануфактур и купцы, торговавшие с заморскими странами, и почему?

  2. 24 января 1722 года был издан закон о новом чиновном делении.

Вопрос: Что это за закон? Объясните его суть.

Зелёная дорожка

    1. Кто такие фискалы? Какими привилегиями они пользовались? Какие функции выполняли?

    2. По реформе 1708-1710 гг. Петр разделил страну на восемь губерний

Вопрос: Назовите их.

3. Как назывался человек, который возглавлял губернию? Какой властью он

обладал?

4. Какие изменения в деление дворян на чины внёс «Табель о рангах»?


IV агон

Тема: Северная война

Красная дорожка

  1. Почему России нужен был выход к Балтийскому морю?

  2. Чем отличались регулярные полки от солдатских, рейтарских, драгунских?

Жёлтая дорожка

  1. На сколько лет Петр I заключил мир с Турцией перед Северной войной?

  2. Почему русская армия потерпела поражение на реке Нарве?

  3. Как назывался союз России, Дании, Саксонии в 1700 году?

Зелёная дорожка

  1. Какую ошибку совершил шведский король после победы на Нарве?

  2. В результате, какой битвы, после, которой состоялся праздничный обед, Пётр I произнёс тост: «За здоровье учителей, за шведов!»

  3. Какое событие, произошло 27 июля 1714 года и какое значение оно имело для исхода Северной войны?

  4. Где и когда произошло подписание мирного договора между Швецией и Россией? Каковы были его результаты?