uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 39 40





Методические рекомендации по вопросам внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации


Оглавление


Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации


Общие положения

Обеспечение равных прав граждан на получение качественного общего образования невозможно без широкого использования электронного дистанционного обучения. Это связано с большими расстояниями до ряда удаленных населенных пунктов и, соответственно, сложностью, а в большинстве случаев и невозможностью организации обучения по всему спектру предметов общего образования (прежде всего, среднего (полного) общего образования на профильном уровне) в удаленных населенных пунктах. Отсутствие возможности дать своим детям качественное образование является одной из причин миграции населения в крупные города Российской Федерации, нежелание переезда в отдаленные районы даже при наличии там интересной и хорошо оплачиваемой работы.

При этом во многом решены вопросы организации высокоскоростных каналов связи для всех регионов России. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» все образовательные организации (учреждения) подключены к интернету. Возможность подключения к интернету обеспечена на данный момент во всех населенных пунктах Российской Федерации, существуют технические возможности подключения даже в кочевых населенных пунктах.

Широкое использование возможностей электронного дистанционного обучения позволит решить проблемы обеспечения равных возможностей граждан к получению качественного общего образования, будет способствовать решению проблемы внутренней миграции.

Электронное дистанционное обучение может весомо дополнить и расширить традиционные формы организации, прежде всего, общего образования.


Модели внедрения электронного дистанционного обучения
в систему общего образования


Выделяются следующие основные направления (модели) внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования:

  1. повышение качества общего образования в малокомплектных школах;

  2. обеспечение доступности общего образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, имеющих поведенческие проблемы;

  3. обеспечение доступности общего образования для детей, имеющих временные ограничения возможностей здоровья и не имеющие возможности регулярно посещать образовательные учреждения (находящихся на госпитализации в медицинских учреждениях, санатории, дома и т.п.);

  4. обеспечение доступности качественного общего образования на профильном уровне; 

  5.  обеспечение возможности продолжения образовательного процесса в условиях введения карантина;

  6.  обеспечение возможности дополнительного образования;

  7. обеспечение возможности обучения по отдельным предметам с использованием дистанционных технологий;

  8. обеспечение возможности получения общего образования с использованием дистанционных технологий (например, учащиеся, временно находящиеся в другом от основного места проживания городе: длительная командировка родителей, участие в спортивных соревнованиях и творческих и интеллектуальных конкурсах и т.п.).

Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования1, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.

Для реализации всех указанных выше направлений внедрения электронного дистанционного обучения в систему общего образования необходимо решение следующих вопросов:

  1. формирование нормативной базы электронного дистанционного обучения;

  2. формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения;

  3. отработка моделей организации электронного дистанционного обучения;

  4. подготовка кадров, владеющих методиками электронного дистанционного обучения;

  5. обеспечение методической поддержки преподавателей, работающих в системе электронного дистанционного обучения;


Нормативная база электронного дистанционного обучения

Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об использовании дистанционных образовательных технологий» от 6 мая 2005 г. № 137.

В соответствии с п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

При использовании дистанционных технологий образовательное учреждение обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к учебно-методическому комплексу, включающему:

  1. учебный план образовательного учреждения;

  2. учебный план обучающегося;

  3. программы учебных предметов (дисциплин, учебных курсов);

  4. учебные материалы по учебному предмету (дисциплине, курсу);

  5. практикумы или практические пособия;

  6. тестовые материалы для контроля качества усвоения материала;

  7. методические рекомендации для обучающегося по изучению учебного предмета (дисциплины, учебного курса), организации самоконтроля, текущего контроля;

  8. комплекты электронных образовательных ресурсов.

Обучение с использованием дистанционных технологий должно обеспечивать выполнение всех требований, предусмотренных Федеральным Государственным образовательным стандартом и примерным учебным планом для соответствующего направления подготовки или специальности.

В соответствии с п. 1 Приказа Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137, дистанционные образовательные технологии могут быть использованы образовательными учреждениями при реализации основных и дополнительных образовательных программ общего образования. Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии не только при реализации образовательных программ любого уровня, но и при всех формах получения образования или при их сочетании, а также при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся (п. 4 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 6 мая 2005 г. № 137). Вне зависимости от формы обучения и формы организации образовательного процесса итоговая аттестация завершается выдачей документа об образовании государственного образца.

Имеющейся нормативной базы федерального уровня достаточно для организации электронного дистанционного обучения в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. На ее основе образовательное учреждение, использующее формы электронного дистанционного обучения, должно разработать необходимые локальные нормативные акты, входящие в систему локальных нормативных актов, обеспечивающих деятельность образовательного учреждения. Локальная нормативная база зависит от выбранной модели электронного дистанционного обучения.

Однако существующая форма статистической отчетности образовательных учреждений (Форма № ОШ-1(НОУ)) предполагает, что все учащиеся обучаются в одном образовательном учреждении по всем предметам и не допускает возможности учета одновременного обучения одного обучающегося в двух образовательных организациях (образовательных учреждениях), например в очной школе и школе дистанционного обучения. Это затрудняет использование отдельных моделей электронного дистанционного обучения. Необходимо внесение изменений в форму статистической отчетности образовательных учреждений (Форма № ОШ-1(НОУ)) с целью обеспечения сбора информации об учащихся, получающих общее образование с использованием моделей электронного дистанционного обучения.

Локальная нормативная база в рамках новой системы оплаты труда, основанной на подушевом финансировании должна учитывать специфику учёта рабочего времени преподавателей, осуществляющих образовательный процесс посредством дистанционных образовательных технологий, в соотнесении с академическим часом.

Должен также решаться вопрос правил учёта посещаемости обучающимися занятий, организованных с помощью дистанционных образовательных технологий, регламентироваться процедуры контроля посещения.

Необходима разработка и доведения до образовательных организаций (образовательных учреждений) методических рекомендаций по формированию и использованию системы локальных нормативных актов, обеспечивающих возможность использования различных моделей электронного дистанционного образования.


Формирование материально-технической базы электронного дистанционного обучения

Материально-техническая база электронного дистанционного должна обеспечивать формирование образовательной среды, включающей следующие основные компоненты:

  1. деятельностная;

  2. коммуникативная;

  3. пространственно-предметная.

Деятельностный компонент представляет собой совокупность различных видов деятельности, необходимых для обучения и развития учащихся. Важнейшие из них:

  1. исследовательская деятельность;

  2. проектная деятельность;

  3. творческая деятельность.

Деятельностный компонент предполагает разработку индивидуальных учебных планов, сочетание дистанционного и очного обучения, использование гибкой системы оценивания, включающей самооценку обучающихся. Планирование, реализацию и мониторинг включения учащихся в разные виды учебной деятельности, повышающие их образовательную потребность.

Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме. Наиболее важные элементы коммуникативного компонента:

  1. гибкое сочетание обучения в процессе совместной деятельности и самостоятельного обучения;

  2. партнерство педагога и ученика;

  3. свободная коммуникация всех участников образовательного процесса.

Пространственно-предметный компонент — пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды. Наиболее важные из них в части организации дистанционного обучения средства:

  1. информационная образовательная среда;

  2. средства индивидуального и коллективного письменного, аудио и визуального онлайн-взаимодействия;

  3. средства коллективной работы над материалами;

  4. виртуальная медиатека, подкасты как средства доставки контента учащимся и как средства творческого самовыражения учащихся.

Материально-техническая база электронного дистанционного обучения включает следующие составляющие:

  1. каналы связи;

  2. система электронного дистанционного обучения, обеспечивающая формирование информационной образовательной среды;

  3. компьютерное оборудование;

  4. периферийное оборудование;

  5. программное обеспечение.

Требования к материальной базе электронного дистанционного обучения во многом связаны с используемыми моделями обучения, однако независимо от используемой модели необходимо обеспечить достаточную пропускную способность каналов связи:

Образовательное учреждение, реализующее электронное дистанционное обучение должно иметь пропускную способность каналов связи не ниже 512 Кбит/с на одного пользователя, находящегося в здании для организации взаимодействия в режиме видео-конференций, и 10 Мбит/с на 100 пользователей, одновременно подключенных к системе электронного дистанционного обучения.

Обучающийся должен иметь возможность использовать канал связи с пропускной способностью не ниже: 512 Кбит/с, для более комфортной связи рекомендовано 1 Мбит/с.

Информационная система электронного дистанционного обучения

Одно из самых важных направлений деятельности образовательной организации (образовательного учреждения), реализующего электронное дистанционное обучение – создание и развитие информационной среды, как естественного для подобной формы обучения пространства. Создание и развитие информационной среды в свою очередь отвечает требованиям современного образовательного стандарта, в соответствии с которым весь образовательный процесс должен вестись и фиксироваться в информационной среде. 

Формирование информационной среды осуществляется с помощью программной системы дистанционного обучения (СДО).

С помощью системы дистанционного обучения:

  1. разработчики учебных программ: авторы содержания, веб-дизайнер, программист, художник, методисты совместно  разрабатывают и выкладывают содержательный контент;

  2. учитель планирует свою педагогическую деятельность:  выбирает из имеющихся или создаёт простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;

  3. администрация школы, методические службы, органы управления образованием, учителя, обучающиеся и их законные представители своевременно могут получить полную информацию о ходе учебного процесса, промежуточных и итоговых результатах, благодаря автоматическому фиксированию указанных позиций в информационной среде;

  4. обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в форумах и т.д.), обращаются к учителям за помощью;

  5. учителя выражают свое отношение к работам обучающихся, в виде текстовых или аудио рецензий, модерации форумов, устных он-лайн консультаций;

  6. обучающиеся, их законные представители, учителя, получают дополнительные возможности общения внутри школьного социума, выражая своё мнение, выдвигая предложения и инициативы, фиксируя их в информационной среде;

  7. все результаты деятельности автоматически собираются и хранятся в информационной среде, на их основании формируются портфолио обучающихся и педагогических работников.

Дистанционное обучение невозможно осуществлять без использования СДО, однако СДО не обязательно должна быть установлена в образовательной организации (образовательном учреждении) осуществляющем электронное дистанционное обучение. Образовательные организации могут использовать доступ к СДО, предоставляемый сторонней организацией. Например, Центр образования «Технологии обучения» предоставляет доступ к своей среде всем участникам мероприятия «Развитие дистанционного образования для детей-инвалидов» Приоритетного национального проекта. Целесообразно создавать единые центры обеспечения электронного дистанционного обучения в субъектах Российской Федерации или центры по используемым моделям (группам используемых моделей) дистанционного обучения.

Важнейший компонент информационной среды образовательной организации (образовательного учреждения), реализующей модели электронного дистанционного обучения, – информационная система электронного дистанционного обучения.

Информационная система электронного дистанционного обучения является одним из важнейших средств организации электронного дистанционного обучения, важнейшим компонентом материально-технического обеспечения и должна обладать следующими возможностями:

  1. обеспечивать управление содержанием образования, осуществлять учебное взаимодействие «учитель – ученик»;

  2. обеспечивать прозрачность образовательного процесса для администрации, педагогов, учащихся, родителей, органов управления образованием;

  3. обеспечивать формирование и корректировку индивидуальных учебных планов учащихся;

  4. формировать электронное расписание и доставлять его каждому участнику образовательного процесса через образовательный портал;

  5. вести учет результатов образовательного процесса в электронной форме (портфолио и электронный журнал);

  6. вести электронные дневники.

Возможности системы электронного дистанционного обучения непосредственно влияют на эффективность электронного дистанционного обучения. Используемая система должна удовлетворять описанным ниже требованиям по управлению курсами:

  1. разработчик курса должен иметь полный контроль над курсом: изменение настроек, правка содержания, обучение;

  2. учитель должен иметь все возможности по организации обучения, без возможности изменять контент курса (при необходимости внести изменения, например, добавить индивидуальное задание для учащихся, учитель в соответствие с регламентом обращается к разработчику курса);

  3. должна быть обеспечена возможность загрузки курсов в формате SCORM, а также курсов СДО «Moodle»;

  4. должна быть обеспечена возможность включения в курс большого набора различных элементов: ресурсы, форумы, тесты, задания, глоссарии, опросы, анкеты, чаты, лекции, семинары, wiki, базы данных, SCORM-объекты, виртуальной белой доски, редактора «ленты времени», построения схем и др.

  5. должна быть обеспечена удобная возможность редактирования текстовых областей с помощью встроенного HTML-редактора;

  6. должны быть предоставлены различные способы оценивания работы обучающихся с возможностью создания собственных шкал для критериального оценивания результатов обучения;

  7. все оценки должны собираться в единый журнал, содержащий удобные механизмы для подведения итогов, создания и использования различных отчетов, импорта и экспорта оценок.

  8. должна быть встроена удобная система учета и отслеживания активности обучающихся, позволяющая в любой момент увидеть полную картину как участия в курсе в целом, так и детальную информацию по каждому элементу курса;

  9. должна быть интегрирована электронная почта позволяющая отправлять копии сообщений в форумах, отзывы и комментарии учителей и другую учебную информацию.

Информационная система дистанционного обучения должна поддерживать отображение любого электронного содержания: Microsoft Office, OpenOffice, flash, видео, музыка и т.п., хранящегося как локально, так и на любом внешнем сайте.

Информационная система дистанционного обучения должна обеспечивать возможность использования широкого спектра учебного инструментария, в том числе:



следующая страница >>