uzluga.ru
добавить свой файл
ПРИЛОЖЕНИЕ №1

к Программе


МЕРЫ

развития конкуренции в отдельных отраслях

Так как уровень развития и состояния конкурентной среды значительно отличается в зависимости от отрасли или рынка, это требует разработки специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях.

Выбор отраслей обусловлен их значимостью для экономики региона, а также остротой текущих проблем в области.

1. Развитие конкурентной среды

в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства

Развитие конкуренции в области электроэнергетики, с учётом необходимости привлечения инвестиций в создание новой электроэнергетической инфраструктуры, в целях преодоления нехватки свободных энергомощностей для дальнейшего роста, будет обеспечено за счёт скорейшего использования нетрадиционных источников энергии.

1.1. В качестве такого источника может быть использована второсортная древесина (биомасса), которой в Ульяновской области имеется в достаточном количестве. Реализация инвестиционного проекта по использованию биомассы позволит перевести ряд котельных на биомассу для выработки тепловой и электрической энергии.

Планируемый результат от внедрения современного оборудования по генерированию энергии на основе биомассы уменьшит затраты на приобретение топлива в четыре раза. Реализация этого проекта также позволит оказать положительное влияние на стабилизацию тарифов на коммунальные услуги, используя энергию, имеющую стабильную стоимость, не зависящую от непредсказуемых и изменчивых мировых курсов.

1.2. Другой проект направлен на использование энергии, образующейся в процессе глубокой переработки бытовых, а также промышленных и медицинских отходов. Переработка в пиролизной установке органических отходов позволит получить значительное количество тепловой и электрической энергии, что поможет решить проблему с энергодефицитом в Ульяновске.

1.3. Следующий проект основан на создании на базе городских очистных сооружений канализации комплексной системы утилизации отходов городского района в целях производства электрической и тепловой энергии.

В коммунальной сфере развитие конкуренции должно происходить путём:

- привлечения эффективных частных операторов к управлению муниципальной и региональной коммунальной инфраструктурой. В 2007 году 29,5% государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства Ульяновской области передано в управление, аренду и концессию организациям частной формы собственности. Необходимо продолжить работу в этом направлении, причём передача муниципального и регионального имущества в аренду частным операторам должна происходить на основе конкурсных процедур с равным доступом для участников рынка;

- государственная поддержка инвестиционных проектов в коммунальном хозяйстве необходима по причине большого срока окупаемости проектов и должна происходить в рамках государственно-частного партнёрства с привлечением частных инвестиций;

- обеспечения информационной прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса.

Действительно, сильная конкурентная среда в отрасли жилищно-коммунального хозяйства может быть создана, в основном, в части обслуживания многоквартирных домов.

1.1. Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в Ульяновской области

По итогам 2009 года по Ульяновской области способы управления определены собственниками в 90,3% многоквартирных домах (по данным ФАС эта цифра по России составляет в среднем 33,8%).

Общее количество многоквартирных домов (без домов блокированной застройки) по области – 13148 единиц, из них 10969 единиц, в которых собственники должны выбрать способ управления данными домами, общей площадью 17658,01 тыс. кв.м.

Число многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами составляет 10969 единиц, из них:

-непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме - 2767 единиц (25,2%);

- управление управляющей организацией - 5759 единиц (52,5%),

в том числе:

- муниципальной формы собственности - 2179 единиц (19,9%);

- частной формы собственности - 3580 единиц (32,6%);

- управление товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом - 1379 единиц (12,6 %), при общем количестве ТСЖ - 336.

Рынок услуг по управлению многоквартирными домами в области относится к рынку с умеренным уровнем концентрации, а в некоторых муниципальных образованиях области (например, г. Димитровград) - с низким.

Деятельность по управлению многоквартирными домами не является лицензируемой. Действующим законодательством не установлены квалификационные требования к управляющим организациям.

Сдерживающими факторами являются:

- административные ограничения, выражающиеся в предоставлении органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и иными органами и организациями, наделёнными правами указанных органов, преимуществ отдельным хозяйствующим субъектам, в том числе при выборе управляющей организации на общем собрании собственников в многоквартирных домах смешанной формы собственности, а также в непроведении открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом в соответствии с требованиями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;

- сохранившееся административное управление муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ);

- низкая инвестиционная привлекательность этой сферы;

- отсутствие необходимой информации, недостаточный уровень юридической грамотности собственников помещений в многоквартирных домах и, как следствие, значительное число нарушений жилищного законодательства при исполнении обязанностей и реализации прав, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, что препятствует завершению процедур выбора способа управления многоквартирными домами и дальнейшему развитию анализируемого рынка;

- поддержка на законодательном уровне преимущественно такого вида управления как ТСЖ;

- недостаточная активность жителей в выборе способа управления многоквартирных домов.

Население, несмотря на объективные проблемы, не готово к активному участию в работе по контролю за обслуживающими организациями и выражает недовольство только в обращениях в органы власти.

В настоящее время для развития конкурентной среды на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в Ульяновской области идёт процесс оценки качества работы управляющих компаний путём sms – сообщений, размещения информации на сайте Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

На основании полученных данных будут выявлены наименее эффективно работающие управляющие организации.

Дополнительным пунктом в механизме административного воздействия на неэффективно работающие управляющие организации является обращение в Государственную жилищную инспекцию Ульяновской области по вопросу проведения инспекционной проверки в отношении неэффективно работающих управляющих организаций.

Также для развития конкурентной среды на данном рынке необходимо:

передавать право управления многоквартирными жилыми домами из управления муниципальных управляющих компаний, управляющих «по историческому» принципу, иным организациям только на основании конкурса;

инициировать проведение общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных жилых домах (представителями органа местного самоуправления муниципального образования Ульяновской области, как одного из сособственников помещений в многоквартирном жилом доме) с целью разъяснения необходимости самостоятельного определения способа управления жилым домом.

В целях повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, соответствия предоставляемых гражданам жилищно-коммунальных услуг федеральным стандартам качества, надлежащего исполнения положений Жилищного кодекса Российской Федерации принято постановление Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 № 67-П «О повышении ответственности управляющих организаций, товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов перед собственниками помещений в многоквартирных домах».

Также определены первоочередные меры по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Ульяновской области, согласно которым необходимо:

- разработать и утвердить примерную форму отчёта управляющей организации о выполнении договора управления многоквартирным домом. Подготовлен проект распоряжения Правительства Ульяновской области «Об утверждении примерной формы отчёта управляющей организации о выполнении договора управления многоквартирным домом за предыдущий год», который предусматривает финансовые показатели:

отчёт о выполнении перечня услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества;

отчёт о мероприятиях по контролю выполнения управляющей организацией обязательств по договору управления, проведённых с участием представителей собственников помещений в многоквартирном доме управляющей организации;

отчёт об оборудовании многоквартирного дома приборами учёта, контроля и регулирования потребляемых коммунальных ресурсов;

отчёт о наличии свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных саморегулируемой организацией;

отчёт о наличии заключённых договоров управления многоквартирным домом с собственниками помещений в многоквартирном доме, об оказании коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, прочих договоров;

отчёт о наличии высшего профессионального или среднего специального образования руководителей и специалистов управляющей организации, стажа или опыта работы по специальности;

отчёт о наличии выполненных в установленный срок предписаний Государственной жилищной инспекции Ульяновской области об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

- разработать и утвердить порядок передачи управления многоквартирным домом при смене организации, осуществляющей функции управления многоквартирным домом (проект разработан);

- разработать мероприятия, направленные на организацию процесса обучения старших по домам, сотрудников управляющих организаций, председателей ТСЖ, ЖСК (учебный план разработан);

- разработать и утвердить информационно-справочный материал по вопросам жилищно-коммунального хозяйства;

- разработать памятки, для распространения среди населения, по основным вопросам технического обслуживания многоквартирного дома;

- создать в каждом административном районе поселения, городского округа Совет собственников жилых помещений;

- осуществить контроль заключения собственниками помещений в многоквартирных домах договоров управления многоквартирным домом с управляющей организацией, выбранной на общем собрании собственниками помещений в многоквартирном доме;

- разработать и внедрить мероприятия, направленные на появление в каждом доме старших по дому.


1.2. Анализ состояния конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии


Субъектами розничного рынка являются:

- потребители электрической энергии (далее потребители);

- гарантирующие поставщики;

- энергосбытовые организации.

На розничный рынок электрической энергии Ульяновской области электроэнергия поступает с оптового рынка электрической энергии (мощности) и от производителя электрической энергии, не являющимся участником оптового рынка электрической энергии.

Статус субъекта оптового рынка из действующих энергосбытовых организаций на территории Ульяновской области имеет ОАО «Ульяновскэнерго».

Производителем (поставщиком) электрической энергии, продажа которой не осуществляется на оптовом рынке, является открытое акционерное общество «Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (далее – ОАО «ГНЦ НИИАР»).

Расчёт объёма товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке


Организации 2009

Объём продажи электрической энергии, тыс.кВч Доля ХС,%*

1.ОАО «Ульяновскэнерго» 4059856,55 88,85

2.ООО «ПромЭнерго» 213135,14 4,66

3. ЗАО «РУСЭНЕРГОРЕСУРС» 171729,78 3,76

4. ООО «Симбирская энергосбытовая номинация» 111641,33 2,44

5. ООО «Ульяновская энергосбытовая компания» 13002,7 0,28

ИТОГО 4569365,5 100

* - Кроме зоны деятельности ООО «Димитровградская энергосбытовая компания»


ОАО «Ульяновскэнерго» на розничном рынке электрической энергии в границах Ульяновской области занимает доминирующее положение.

Рынок электрической энергии (мощности) в границах Ульяновской области является высококонцентрированным.

Приказом Ульяновского УФАС России от 10.07.2007 № 145 ОАО «Ульяновскэнерго» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.


1.2.1. Барьеры входа на рынок


1) экономические барьеры:

- необходимость соблюдения требований пункта 76 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530), в соответствии с которым при переходе на обслуживание от гарантирующего поставщика к иной энергосбытовой организации потребитель обязан возместить убытки гарантирующего поставщика, в связи с чем маловероятно перезаключение договоров на поставку электроэнергии на розничных рынках в течение календарного года;

- высокая стоимость затрат на установление автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии, необходимой для выхода на оптовый рынок электроэнергии;

- несвоевременная оплата потребителями покупаемой электроэнергии;

- наличие проблемы бездоговорного или безучётного потребления электроэнергии;

- сохранение перекрёстного субсидирования;

- долги предприятий ЖКХ за потреблённую электроэнергию;

- большие коммерческие потери;

- необходимость крупных инвестиций для модернизации активов отрасли с целью повышения конкурентоспособности;

2) технологические барьеры:

- отсутствие автоматизированной системы контроля и учёта электрической энергии, которая необходима для выхода на оптовый рынок электроэнергии;

- большие технологические потери.

Экономические и технологические барьеры выхода на розничные рынки электроэнергии вряд ли можно назвать преодолимыми, так как затраты на преодоление этих барьеров экономически не оправдываются (во всяком случае в приемлемые сроки).


2. Развитие конкуренции в агропромышленном комплексе

В целях развития конкуренции в агропромышленном комплексе (далее - АПК) в регионе необходимо формирование кластеров, как в сельском хозяйстве, так и в пищевой промышленности. Это направление включает:

создание региональных сельскохозяйственных брендов;

организацию системы добровольной сертификации сельхозтоваро-производителей;

продвижение продукции регионального АПК на конкурентные общероссийские и мировые рынки;

организацию системы подготовки кадров для нужд АПК;

расширение практики прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению;

стимулирование объединений сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей, развитие кооперации;

привлечение в регион новых высокотехнологичных переработчиков сельскохозяйственной продукции;

реализация планов прямых поставок продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в торговые сети области;

субсидирование за счёт средств областного бюджета Ульяновской области процентных ставок по кредитам на развитие сельскохозяйственного производства в рамках областной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Ульяновской области» на 2008-2012 годы, утверждённой постановлением Правительства Ульяновской области от 22.01.2008 № 2/8-П;

участие Ульяновской области в отраслевой программе Министерства сельского хозяйства Российской Федерации «Создание семейных животноводческих молочных ферм»;

разработка программ формирования среднего класса в АПК Ульяновской области.