uzluga.ru
добавить свой файл
А.В.Суворов,

Действительный член

международной академии информатизации при ООН,

Доктор психологических наук,


ОСТОРОЖНО: ПРИХВАТИЗАТОРЫ!


Мы с умным видом рассуждаем о плюсах и минусах форм (нет-нет, не шутите - технологий!) образования, а прихватизаторы - чиновники, вообще власть и деньги имущие всех воровских мастей, - следят за нашей дискуссией и прикидывают, под каким бы благовидным предлогом, который у нас же и стибрили, прихватизировать очередной объект образовательной инфраструктуры...

Например, кто-то ничтоже сумняшеся объявляет "лучшей" формой образования детей-инвалидов интеграционную, внедрение инвалидов в обычную "массовую" школу. Прихватизаторы аплодируют: очень хорошо, система специального коррекционного образования не нужна, устарела, школы-интернаты для детей-инвалидов - плоть от плоти недоброй памяти Советской власти, - стало быть, мы прихватизируем здания спецшкол-интернатов! А то, хоть оно, конечно, уже давно плюнуть некуда, чтобы не попасть в какой-нибудь магазин, мафия власть и деньги имущих по-прежнему остро нуждается в помещениях для своих доходных заведений...

Поэтому предлагаю свернуть дискуссию о том, какая из форм образования лучше или хуже по сравнению с остальными формами. С учётом аппетитов прихватизаторов, все хороши - все достойны защиты от этих аппетитов. Так или иначе, в той или иной форме, образование должно быть доступно всем... Кроме, всё-таки, мошенников, пытающихся "заработать" за счёт лишения ближних и дальних международного конституционного права на образование.

Ничего не поделаешь: мы не имеем права быть столь слепоглухими умственно, чтобы позволять спекулировать на наших якобы чисто профессиональных дискуссиях слепоглухонемодушным прихватизаторам. (Настаиваю: именно при_Х_ватизаторам. Подчёркнутую букву ни в коем случае не убирать!)

Надо исходить из того, кому какая форма образования подходит. И не вообще, а именно сейчас, на данном этапе развития. То, что подходит сейчас, может стать неподходящим в ближайшем будущем, и придётся подбирать другую, более подходящую, форму образования. Уже поэтому - даже без учёта аппетитов прихватизаторов, - нет смысла пересчитывать плюсы и минусы тех или иных форм образования. Все хороши, все хуже - смотря для кого, смотря когда... И если есть о чём спорить, так разве о том, какая из многочисленных форм образования подходит к данному случаю. Исходя из принципа: образование - одно из основных конституционных прав; и каждый гражданин должен иметь ту или иную возможность реализовать это своё право. Образование должно быть доступно всем. А всех прихватизаторов, которые на это право покушаются - за решётку! Всех до одного! И все правительства, которые под предлогом "реформ" пытаются удовлетворять аппетиты прихватизаторов за счёт сужения доступности образования, - все такие правительства должны быть посажены на скамью подсудимых международных трибуналов. Ибо покушаются на одно из основных "прав человека". На право на образование. А тем самым - на право на труд. А тем самым - на право на здоровье. Как элементарно необразованный человек, незнакомый с элементарной гигиеной, может поддерживать своё здоровье? И не только своё...

Поэтому не будем глупыми. Будем умными. То есть, помня о хищниках, прекратим рассуждать о плюсах и минусах тех или иных образовательных форм. Потому что хищники только и караулят, чего бы ещё на "научном основании" - со ссылкой на наши дискуссии о плюсах и минусах - урвать от инфраструктуры российского образования. А мы ещё и поаплодируем "реформаторам": во молодцы, прихлопнули очередную, не нравящуюся нам, образовательную структуру...

знаете ли вы, что в течение 2004 - 2005 учебного года в России закрыто под шумок дискуссии про преимущества интеграционного образования 137 коррекционных школ-интернатов? Дети выброшены - кто в "надомное образование", кто в "коррекционные классы" обычных, "массовых", школ, кто... вовне какого бы то ни было образования. Процесс продолжает набирать обороты. Данных за 2005 - 2006 учебный год не знаю, но они наверняка будут не менее удручающими... Скорее более...

С.Ф.Суворова, из статьи которой "КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА v ПРОБЛЕМА ДЕТЕЙ, ИЛИ ВСЕГО ОБЩЕСТВА?" (Журнал "Директор школы", 2006, №2) я взял ужасную цифру, подчёркивает: это только полностью закрытые школы. Не учтены те, которые находятся в процессе закрытия.

А ведь коррекционные школы - это научно-методические центры работы с детьми-инвалидами. Без опоры на эти центры, без консультаций с их специалистами, нельзя грамотно ни интегрировать ребёнка-инвалида в обычную школу, ни организовать его надомное и домашнее образование (не надо путать Божий дар с яичницей: домашнее и надомное - не одно и то же).

Академик Б.М.Бим-Бад определяет образование как единство воспитания, обучения и развития. Единство это можно осуществлять в любой образовательной форме. Мы, собственно, все так или иначе получаем то или иное образование, без кавычек, только не всякое образование удостоверяется документально - и не всякое считается таковым. Например, образование вора, бандита, убийцы образованием не считается... Я не за то, конечно, чтобы выдавать соответствующие дипломы, или там свидетельства, аттестаты... Но один из основных тезисов Б.М.Бим-Бада тот, что Гитлер и прочие милые персонажи не вдруг нам на голову свалились, невесть как и откуда, но были воспитаны, обучены и развиты - ОБРАЗОВАНЫ - точно так же, как и их нравственные антиподы. Преступники - не сорняки педагогического огорода, а растения, культивируемые обществом никак не меньше - едва ли не больше - чем нормальные люди... Да кто ещё на самом деле "нормален" для живоглотной стихии общественных процессов?

То или иное единство воспитания, обучения и развития, то есть образование, осуществляется всегда так или иначе, в любой образовательной форме, - иными словами, с применением каких угодно "образовательных технологий". Вообще-то я категорически против термина "технологии" применительно к людям. Технологии - это про машины, про вещи, но никак не про людей. И то, что к людям прилагается принципиально та же мерка, что и к вещам - парадигма воспитания, обучения и развития, то бишь образования, н'елюдей. Парадигма, в которой н'елюдей от людей сложновато отличить, - а на такую неразличимость и рассчитано! Чтобы проще было н'елюдя вырастить и за человека выдать. Поэтому не стоит переносить на людей мерки не-людского, на живых - мерки неживого, подменяя специфический понятийно-терминологический аппарат, на изучение людей и на помощь людям рассчитанный, - аппаратом, настроенным на совершенно другие объекты и процессы.

Это катастрофа, что вместо органов чувств - "каналы информации", вместо языка - "вторая сигнальная система", вместо культуры, ощущений, образов, понятий, даже эмоций - информация, информация, информация! Ничего, кроме информации! Это даже не обеднение души и духа, а полная их ампутация! Вот почему у меня прямо-таки аллергия на дикое словосочетание - "педагогические... ТЕХНОЛОГИИ" (!!!). Информационные - ещё куда ни шло. Какие-нибудь производственные, текстильные там, в обувной, в пищевой промышленности, в металлургии, да где угодно - только не про людей. Как насчёт поэтических "технологий"? А богословских?

Прихватизаторам того и надо. Им подавай самоновейшие психолого-педагогические (вдумайтесь! вслушайтесь!)... "ТЕХНОЛОГИИ"!!! Зачем им непременно самоновепйшие и именно технологии? Да очень просто: чтобы сделать вид, что устарела и не нужна подлинная психолого-педагогическая культура, имеющая многовековую историю. Это прихватизаторам не нужно. То ли дело "технологии", самоновейшие, ради "внедрения" коих можно "реформировать" образование так, как хищники "реформируют" свою добычу - не "реформировать", простите, а, называя вещи своими именами - ТЕРЗАТЬ!

Официальное образование, удостоверяемое всяческими свидетельствами-аттестатами-дипломами, невозможно, естественно, без образования в точном, Б.М.Бим-Бадом чётко сформулированном, смысле - без образования как единства воспитания, обучения и развития. У этого же единства (может быть, Э.В,Ильенков и тут, как и в других случаях, уточнил бы - ТОЖДЕСТВА, ПОЛНОГО СОВПАДЕНИЯ) единственно возможное основание - ЛИЧНЫЕ УСИЛИЯ СУБЪЕКТА-ОБЪЕКТА ОБРАЗОВАНИЯ, того, кто образовывается, образовывает себя. Не один - в этом деле робинзонада невозможна, - но всегда, волей-неволей, сам. Под руководством (вплоть до буквального "руковождения" - как пояснял Э.В.Ильенков: "руководить, рукой водить", то есть водить рукой ученика), под жёстким муштрующим, натаскивающим нажимом, при мягко направляющем содействии, - при любых способах вмешательства, - САМ.

Волей-неволей, осознанно или нет, как бы то ни было, но никакое образование невозможно без личных усилий воспитанника-ученика, - БЕЗ САМООБРАЗОВАНИЯ. Тайна всякого возможного образования именно в том, чтобы вынуждать - и принуждать - к самообразованию; организовывать изначально, поощрять, провоцировать - САМООБРАЗОВАНИЕ. И в моём списке форм образования, который я составил для данной статьи, не случайно самообразование - под номером нуль. Самообразование как личные усилия, собственная активность в пожизненном - от рождения до смерти - освоении мира и себя в мире, - вот единственно возможная, единственно надёжная опора всякого возможного образования. И, следовательно, его изначальная форма. (Не "технология", ни-ни!)

Что касается любых форм официально удостоверяемого образования, то все они должны сосуществовать. Не одно вместо другого, а одно наряду с другим. Не платное вместо бесплатного, а платное наряду с бесплатным. Не массовое вместо специального (коррекционного) и привилегированного, а массовое наряду со специальным и привилегированным. Не коррекционный класс вместо спецшколы-интерната и надомничества, а все они рядом, наряду. В ряду.

И мы ещё забыли... забыли один важнейший педагогический урок из биографии дедушки Ленина. Ай-яй-яй...

Золотой медалист симбирской гимназии Володя Ульянов сначала поступил в Казанский университет. Принял участие в студенческих беспорядках - и был из университета исключён. Не помню, - сами уточните, если надо, - с "Волчьим билетом" или без. Иными словами, с правом или без права продолжить высшее образование в любом другом российском вузе. Кажется, без права-таки, с "волчьим" то есть билетом...

Крах. Доступ к высшему образованию наглухо закрыт. Оставайся на всю жизнь студентом-недоучкой. Так тебе и надо - смутьян, бунтовщик, профессиональный революционер. Отныне тебе не получить никакой другой профессии, кроме профессии революционера, которую ты получил помимо официальной системы образования. Казалось бы, так...

И так бы оно и было - в том новом мире, зордчим коего предстояло стать бунтовщику-студенту. Так бы оно и было в наше время, уже после краха того нового мира. Но дело происходило в старом мире, в котором профессиональный революционер Владимир Ульянов, автор множества статей о недоступности народным массам образования в Российской империи, сам высшее образование получил-таки. Юридическое. Пригодное не только для того, чтобы поддерживать устои старого мира, но и для того, чтобы их успешно рушить, что блестяще и было сделано через два десятка лет.

Как же исключённый за участие в студенческих беспорядках профессиональный революционер ухитрился закончить высшее образование, при этом занимаясь революционной борьбой всё активнее? Где прошляпили царские сатрапы, через какую щель просочилось высшее образование к их заклятому врагу?

Через ЭКСТЕРНАТ. Вот, сто с лишним лет назад можно было... Подготовился и сдал экзамены в столичном санкт-петербургском университете. Экстерном, то есть без прохождения учебного курса, даже в заочной форме, всё же предполагающей контакт с реакционными профессорами. Сто с лишним лет назад это было возможно... Без всякого интернета...

А сейчас, когда интернет неудержимо становится всё более и более массовым?

У вас нет своего компьютера, а электронный адрес есть. И вы, бывая у многочисленных друзей или на работе, принимаете на этот адрес электронную корреспонденцию, в том числе и от меня.

Я специально привёл этот пример, а не пример с интернет-кафе, чьи услуги платные.

Десять лет назад обладание мобильным телефоном было признаком "нового русского". Сейчас мобильники неудержимо входят в повседневный быт никак не богачей. Вы можете послать с мобильника эсэмэску не только на другой мобильник, но и на любой компьютер с интернетом. Можете, соединяя мобильник с компьютером через особый проводок, писать электронные письма любого объёма.

Интернет... Это слово недаром созвучно со словом "экстернат". Конечно, прихватизаторы постараются попридержать развитие экстерната, помноженного на возможности всё более массового интернета. Да только старания эти сродни попытке перекрыть волжское течение, растопырив руки... Пускай прихватизатор торчит у нас на пути, как вкопанный в землю танк, - кому очень надо, сумеет экстерном получить высшее образование за пределами России, не покидая своего медвежьего угла.

А по-человечески бы надо интернет-экстернат сделать общедоступным и совершенно бесплатным - бюджетным! Развить сеть бесплатных или общедоступных по цене интернет-кафе, обслуживающих только самообразование тех, кому иначе интернет недоступен. Идти людям навстречу, а не рогатки ставить, ограничивая доступ к образованию вместо того, чтобы расширять его.

Формы образования:

0. самообразование;

1. очная;

2. Вечерняя (она тоже под ударом прихватизаторов, как и коррекционные школы);

3. заочная;

4. дистанционная (интернет-экстернат);

5. платная;

6. бесплатная;

7. массовая;

8. привилегированная;

9. интегральная;

10. специальная (коррекционная в интернате);

11. надомная (интернет-экстернат);

12. домашняя (интернет-экстернат).

За исключением нулевого пункта, имеются в виду формы официально удостоверяемого образования. Я сторонник любой из них, в том числе - привилегированной и домашней. Это и наиболее дорогостоящие формы, оплачиваемые, впрочем, потребителями услуг этих форм образования из своего кармана. И пускай себе платят - денег куры не клюют...

Домашнее образование - ни в коем случае не "надомное". Это - одна из форм образования привилегированного. Я бы и не вспомнил особо про домашнее, если бы не недоразумение - в России такое образование практически уничтожено в 1917 году, и у нас поистине путают Божий дар с яичницей - домашнее образование с надомным.

Из известных инвалидов домашнее (ни в коем случае не надомное) образование получила, например, слепоглухая американка Элен Келлер. Из коррекционной школы-интерната для слепых имени Перкинса, где ещё в девятнадцатом веке существовало отделение для слепоглухонемых детей, к родителям Элен Келлер, достаточно состоятельным, чтобы оплатить домашнее образование своей слепоглухой дочери, прислали учительницу - Анну Сулливан. Анна проводила со своей ученицей КРУГЛЫЕ СУТКИ. И осталась её учительницей и другом до самой смерти, Элен Келлер была членом семьи Анны Сулливан. Это вам не жалкие восемь - двенадцать часов в неделю при "надомном образовании"... Чтобы получить правильное представление о том, что такое настоящее домашнее образование, вплоть до высшего, можно прочитать книгу Элен Келлер "История моей жизни".

В привилегированных, состоятельных классах домашнее образование - не такая уж редкость. Не обязательно отдавать ребёнка в школу, в университет. При желании можно устроить и школу, и университет у себя дома - в усадьбе, поместье. Во дворце, ибо домашнее образование нередко получали наследные принцы. Целый штат учителей - ради одного ученика... Нет, нет, это именно домашнее, а не надомное образование! Дома, а не на дому! Почувствуйте разницу: учителя живут дома у своих учеников, а не приходят к ним на дом. Получающие домашнее образование дети могут учиться даже интенсивнее, просто по количеству учебных часов, нежели те, кто посещает школу или живёт в интернате (по-старому - пансионе; быть на пансионе - быть на полном содержании в учебном заведении; за пансион, обычно, платили родители пансионеров).

- Душа дорого стоит, - констатировал Борис Михайлович Бим-Бад, когда я хвастался перед ним новыми пластинками, книгами, проигрывателями, пишущими машинками... Всем тем, что обеспечивало моё самообразование уже после окончания МГУ.

Да, душа дорого стоит, и если чьим-то родителям по карману дать своим детям привилегированное образование в той или иной форме (включая домашнюю) - почему бы и нет? Царскосельский лицей - гордость отечественной педагогики, но он не был единственным вузом России. Только самым привилегированным - среди других привилегированных и более-менее общедоступных учебных заведений, высших, средних, начальных... Государственных, частных, конфессиональных... Чем разнообразнее, тем лучше. Сосуществование всех форм образования, а не какая-то абстрактно-"лучшая" - вместо остальных.

30 апреля - 5 мая 2006

Меня кладут в больницу завтра, 6 мая, и продолжать шлифовать статью не могу. Посылаю как есть... Лишь бы не опоздать до десятого (крайний срок сдачи).

Статья опубликована в электронном альманахе «Вопросы информатизации образования» в мае 2006 года.