uzluga.ru
добавить свой файл

Материалы к третьему заседанию рабочей группы по вопросам совершенствования корпоративного управления




На втором заседании рабочей группы были рассмотрены вопросы:


  • Получение необходимой информации о компании на своевременной и регулярной основе.


Несомненно, поднятые на рабочей группе вопросы имеют первостепенное значение для создания благоприятного инвестиционного климата и совершенствования корпоративного управления. Несмотря на то, что законодательство, регулирующее профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, и раскрытие эмитентами информации находится на относительно высоком уровне развития, проблемы все-таки существуют.

Во-первых, нередки случаи бесконтрольной перерегистрации (а по сути хищения) акций у собственников с последующей перепродажей их через цепочку лиц, что делает практически невозможным возврат акций законному владельцу. Очевидно, что защитить собственника от незаконных операций с реестром акционеров может только федеральный орган исполнительной власти на рынке ценных бумаг либо суд. В связи с этим участники рабочей группы предложили обратиться в ВАС РФ, с рекомендацией обобщить судебную практику, связанную с нарушениями при регистрации перехода прав собственности на ценные бумаги и разработать соответствующие разъяснения.

Необходимо учитывать, что в случае неправомерных действий лица, ведущего реестр акционеров, практически невозможно доказать в суде свое право собственности на ценные бумаги. Зачастую приходиться опираться на свидетельские показания. Также не ясно, каким образом можно восстановить реестр акционеров и доказать его подлинность в случае его утери или повреждения в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар).

Полагаем, что необходимо создание в кратчайшие сроки единой (дублирующей) информационной базы данных по всем сделкам с ценными бумагами. Идея создания “Центрального депозитария” обсуждается уже давно. По мнению многих экспертов отсутствие такового является несомненным фактором риска функционирования российского рынка ценных бумаг.

Также необходимо усилить ответственность регистраторов и непосредственно должностных лиц за несоблюдение процедур регистрации. Необходимо применять жесткие меры, вплоть до лишения лицензии и права занимать соответствующие должности.

Еще одной важной проблемой является отсутствие единой системы учета прав. В настоящее время существуют определенные противоречия между учетом прав на ценные бумаги у регистраторов и депозитариев. Необходимо привести в соответствие нормы закона об АО. Выписка со счета депо депозитария для целей подтверждения прав собственности на ценные бумаги должна иметь одинаковую юридическую силу с выпиской из реестра акционеров.

Первоочередной задачей видится также приведение уставов и внутренних документов компаний в соответствие с действующим законодательством и общепринятыми нормами корпоративного управления. К сожалению многие внутренние документы эмитентов содержат нормы нарушающие права и законные интересы акционеров, в частности устанавливают положения, требующие соблюдения акционерами дополнительных процедур или условий для приобретения или продажи акций (например: для приобретения более 1% УК открытого акционерного общества акционеру необходимо получить разрешение у совета директоров). В связи с этим необходимо провести ряд семинаров для эмитентов и регистрирующих органов при участии специалистов из Минюста, ФКЦБ, НАУФОР и др.


Ниже приведена сводная таблица, по нарушениям в сфере регистрации прав на ценные бумаги:


Выявленные недостатки

Предложения участников рабочей группы








  1. Подконтрольность регистратора компании – эмитенту, которая реализуется через участие эмитента в уставном капитале регистратора или в органах управления регистратора.

    • Необходимо законодательно закрепить, что регистратор не может быть аффилирован эмитенту.

  1. Эмитент не должен иметь возможность влиять на решения, принимаемые органами управления регистратора, следовательно эмитент не должен иметь большинство в органах управления регистратора (можно установить, что не более одного представителя эмитента в органах управления регистратора).

  2. Процент участия эмитента в уставном капитале профессионального регистратора, осуществляющего деятельность по ведению реестра ценных бумаг эмитента не должен превышать 5%. По крайней мере он должен быть меньше, чем 20% поскольку это, в соответствии с антимонопольным законодательством, порог аффилированности.


- С этой целью предлагается внести соответствующие изменения в статью 44 ФЗ “Об акционерных обществах”, и в ФЗ “О рынке ценных бумаг”, а также привести нормативные акты ФКЦБ в соответствие с указанными законами.





  1. уставы компаний содержат положения, требующие соблюдения акционерами дополнительных процедур или условий для приобретения или продажи акций







    • Внести в кодексы корпоративного поведения компаний положение о соблюдении компаниями норм действующего законодательства и декларацию принципа, что условия инвестирования и возможность реализации прав акционеров данной компании должно соответствовать закону и не может быть ограничено внутренними документами компании



Следующий блок проблем связан с прозрачностью акционерных обществ перед акционерами и инвесторами. Участники рабочей группы констатируют, что в настоящее время состав и качество раскрываемой эмитентами информации не отвечает реальным потребностям ни эмитентов, ни инвесторов.


  1. Раскрытие информации перед общим собранием акционеров


Право на участие в общем собрании акционеров не реализуемо без соответствующего извещения о времени, месте проведения собрания, о повестке дня общего собрания. Акционер не может участвовать в принятии решения на общем собрании, если у него нет возможности ознакомится с документами, существенными для принятия такого решения. Основными нарушениями, касающимися предоставления информации перед общими собраниями акционеров, являются:


  • предоставляемая акционерам информация часто бывает неполной;

  • информация не предоставляется вовремя;

  • сообщения о проведении собрания акционеров публикуется в печатном органе, не доступном для большинства или части акционеров (региональные и местные газеты);

  • наличие положений в уставе предусматривающих рассылку материалов перед проведением собрания только части акционеров (остальные должны приехать за ними);

  • материалы и бюллетени для голосования просто не рассылаются, их можно получит только перед началом общего собрания;


В настоящий момент Законом “Об акционерных обществах” предусмотрен набор документов, обязательный для предоставления акционерам перед годовым общим собранием акционеров, однако, практика показывает, что этой информации не достаточно.

Необходимо внести поправки в действующий закон “Об акционерных обществах”, в которых уточнить список информации предоставляемой акционерам перед общими собраниями (как годовым, так и внеочередными). При вынесении на общее собрание акционеров вопросов по инициативе совета директоров необходимо предоставлять соответствующие решения совета директоров со всеми приложениями (например, если речь идет о сделке с акциями или иным имуществом и привлекался независимый оценщик, то обязательно должно прилагаться его заключение). Сведения о предлагаемых кандидатурах в совет директоров и на должность генерального директора должны включать полную биографию кандидата, чтобы акционеры имели возможность оценить предлагаемые кандидатуры.


  1. Обязательное раскрытие информации


Важное значение для акционеров и инвесторов имеет информация об обществе, включая структуру акционерного капитала, наличие лицензий, аффилированные лица компании, планы хозяйственной деятельности, состав и процедуры деятельности органов управления общества, финансовая и бухгалтерская информация.

Всю эту информацию эмитенты раскрывают через систему раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с постановлениями ФКЦБ России (N 31 от 11 августа 1998 г и N 32 от 12 августа 1998 г.) в форме ежеквартальных отчетов и сообщений о существенных фактах. Любой выпуск ценных бумаг должен сопровождаться решением о выпуске и отчетом об итогах выпуска. Публичные размещения ценных бумаг (размещение по открытой подписке) должны сопровождаться проспектом эмиссии.

В настоящее время эмитенты в основном не соблюдают порядок и полноту раскрытия обязательной информации. Из ежеквартальных отчетов нельзя узнать действительный состав акционеров (участников) общества, в большинстве случаев раскрывается информация о номинальных держателях и о контролирующем акционере. Таким образом, стратегический инвестор не может оценить реальное соотношение сил в структуре акционерного капитала компании. Это создает дополнительные риски и мешают принятию взвешенных инвестиционных решений.

Недостатком отечественного корпоративного управления является не раскрытие компаниями информации о вознаграждениях совету директоров и менеджменту. Само собой акционер имеет право знать, во сколько обходиться управление компанией, куда и как используются их деньги. С этой целью ФКЦБ России установило требования о раскрытии упомянутой информации ежеквартальных отчетах эмитентов. Однако пока данные требования встречают глухое сопротивление со стороны эмитентов, которые считают данную информацию конфиденциальной.

Участники рабочей группы пришли к выводу, что необходимо усовершенствовать систему раскрытия информации на рынке ЦБ, поскольку ежеквартальные отчеты эмитентов не отвечают потребностям акционеров и инвесторов, а для эмитентов зачастую являются ненужной обузой. В частности было высказано предложение предусмотреть подробный годовой отчет эмитента (по аналогии с американским отчетом 20-F), в котором будет содержаться вся необходимая информация, в частности:

  • Состав акционеров

  • Состав органов управления (включая подробную биографию, статус: независимый, работник общества, представитель акционера)

  • Вознаграждения

  • Риски (с подробным описанием)

  • Полный текст аудиторского заключения

  • аффилированные лица

  • график корпоративных событий

  • планы будущей деятельности (на следующий год)

др.