uzluga.ru
добавить свой файл
ЭЛЕКТРОННЫЙ СЛОВАРЬ ШКОЛЬНИКА «В МИРЕ СЛОВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Лобова Ирина Александровна,

ГБОУ СОШ 1980 г. Москва


Язык - это история народа.

Язык - это путь цивилизации и культуры.

Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

А. Куприн


Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя.

Элберт Грин Хаббард


В современном мире возникла необходимость в специальной подготовке человека к жизни в информационном обществе. В связи с этим общество предъявляет принципиально новые требования к системе образования. Если ранее акцент ставился на усвоение значительных объемов информации, накопленной впрок, то сейчас главное - овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умения учиться самостоятельно; освоение навыков работы с информацией, с формированием самостоятельного (критического), а не репродуктивного типа мышления.

Среди основных направлений модернизации общего образования, с учетом которых разработаны стандарты образования, названы:

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • формирование ключевых компетенций - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Жизнь постоянно меняется. И не всегда эти изменения радуют. Наши дети все меньше читают, зато часами просиживают за компьютером в социальных сетях.

Общаясь в чатах, дети искажают нормы литературного языка. Пишут сообщения без знаков препинания, с многочисленными орфографическими ошибками: красавчеГ, прЕвеД, жжОт.

Но ведь невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью сленга. Нужно уметь, когда того требуют обстоятельства, заговорить грамотно и красиво.

Опыт показывает: имея недостаточный словарный запас, молодежи трудно образно выражать эмоции, высказывать убедительные самостоятельные суждения.

С недостаточным словарным запасом связаны и трудности, которые испытывают выпускники 9-х и 11-х классов при сдаче ГИА и ЕГЭ, выполняя задания, требующие навыков анализа текста, выделения основной информации, знаний о средствах речевой выразительности.

Все эти задачи невозможно выполнить без понимания лексического значения слов, употребляемых автором.

Все чаще на уроках литературы и русского языка мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенок не понимает значения прочитанного слова. А это, в свою очередь, затрудняет понимание текста, его основной идеи. Сложность понимания художественного текста обусловлена разнообразием его словесной ткани, в которой наряду с общеупотребительной и общепонятной лексикой представлены слова, значение которых может быть не понято или понято неправильно. Это могут быть устаревшие, книжные, разговорные и просторечные слова, диалектизмы, авторские неологизмы, а также различные термины.

Художественное произведение, в котором много непонятных слов, читать тяжело, а, значит, скучно, неинтересно. Обычно на уроках литературы мы ведем словарную работу по разъяснению таких слов, но этого оказывается недостаточно, ведь на уроки литературы в 5-8 классах дается всего два часа в неделю.

Так у меня родилась идея создания электронного словаря школьника на основе изучаемых произведений художественной литературы. Передо мной стояли следующие цели:

  • обучить детей приемам работы с электронными словарями;

  • прививать навыки самостоятельной исследовательской деятельности;

  • вырабатывать у учащихся потребность понимать текст, не пропускать незнакомые слова, искать их значение в словарях;

  • объяснять семантическое значение устаревших, диалектных слов, используемых в произведениях русской литературы;

  • прививать интерес к родному языку и к чтению классической художественной литературы.

Создавая такой словарь, ученик использует толковые электронные словари, которые позволяют мобильно получить нужную информацию; узнать лексическое значение слова, познакомиться с особенностями употребления данного слова в литературе и разговорной речи. Некоторые словари позволяют проанализировать слово не только с точки зрения его лексического значения, но и увидеть синонимы и антонимы данного слова, проследить его этимологию.

Еще одним несомненным преимуществом такого вида работы являются временные затраты. Если такую работу проводить с одноименным ассортиментом словарей в бумажном варианте, ученику потребуется затратить на нее намного больше времени.

Для воплощения идеи в жизнь я создала на сайте школы свою страницу, на которой выкладываю различные материалы для родителей, коллег, учеников; форум «Такие нужные слова», где общаюсь с учениками. Разделы форума подобраны таким образом, чтобы заинтересовать учащихся историей русского языка, научить правилам хорошей речи, дать возможность попробовать свои силы в решении лингвистических задач, в написании своих текстов. Разделы форума: Из истории слова, Почему так говорят, Правила хорошей речи, Умники и умницы (лингвистические задачи), Сочиняем сами.

Этапы работы со словарем(на примере изучения поэмы М. Ю .Лермонтова)

  1. Введение в проблему.

Для наиболее полного и осмысленного восприятия поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», погружения в историческую эпоху, описываемую автором, обогащения собственной лексики необходимо понимать значения устаревших и диалектных слов.

2. Зайдите на страницу учителя и познакомьтесь с теми словами, которые обычно вызывают затруднения у школьников, читающих это произведение. (Например: аргамак, бесталанный, вечерня, гой, нечестивый, окаянный, панихида, сирый, стольник, тороватый). Дополните этот список теми словами, значение которых вы не знаете.

3. На странице учителя даются ссылки на толковые словари: «Грамота. ру », toikslovar.ru, ozhegov.org, mosslov.ru. vedu.ru, slovorus.ru и др.

4. Пользуясь этими ссылками, найдите значения непонятных вам слов в электронных толковых словарях, зайдя на сайт и введя искомое слово в поисковую строку.

В информационном поле прочитайте толкование слова.

Занесите найденные значения слов в свой электронный словарь, выпишите цитату, иллюстрирующую данные слова.

Если поиск значения какого-либо слова вызовет у вас затруднение, зайдите на форум или на страницу учителя и там задайте интересующий вас вопрос.

Сделайте вывод о том, какое значение имеют данные слова для понимания исторической обстановки, описываемой в произведении, для понимания его основной идеи.

5.Форма предъявления результатов – словарь «В мире слов русской литературы» по изучаемому произведению классической литературы.

Электронный словарь «В мире слов русской литературы» и участие в форуме «Такие нужные слова» помогают учащимся:

  • значительно расширить свой активный и пассивный словарь;

  • развивать культуру читательского восприятия и понимания художественного произведения с учетом конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;

  • приобрести практический опыт работы с электронными словарями, используя информационное пространство.

  • сформировать навыки самостоятельной деятельности;

  • сформировать умение извлекать нужную информацию из различных источников;

  • в подготовке к экзаменам по русскому языку в формате ГИА и ЕГЭ в 9 и 11 классах;

Работа с электронным словарем помогает учителю развивать познавательную активность школьников, их интеллектуальные и творческие способности.

Электронный словарь «В мире слов русской литературы» станет хорошим пособием в работе учителей русского языка и литературы.