uzluga.ru
добавить свой файл
2004 г.

Зарубежная литература

1 курс, 2 семестр


Список вопросов. В скобках — пояснения самой Ванниковой о том, что именно нужно рассказывать.


!!! Как ни странно, ни мной, ни моими соседями на лекции среди билетов не были услышаны некоторые произведения из программы (Петрарка «Письмо к потомкам», Пико дела Мирандола Д. «Речь о достоинстве человека», стихи Вийона Ф., Лопе де Вега «Собака на сене», «Фуенте оехуна», Шекспир «Ромео и Джульетта», сонеты). Советую на консультации этот вопрос выяснить, чтобы потом не возникло проблем ;)

Sunny


Средневековье

1. Общая характеристика литературы Средневековья (хронологические границы, значение христианства и античного наследия, своеобразие пространственно-временных представлений, вертикальная модель мира, представление о 2 реальностях, аллегоризм и символизм художественного мышления, ориентация на традицию и каноны).

2. «Исповедь» Аврелия Августина (значение Аврелия Августина в истории литературы, специфика жанра исповеди, синтез античной традиции и христианства).

3. Характеристика эпоса раннего Средневековья (отражение языческих представлений и родового сознания, мифологические и сказочные мотивы, жанровая специфика).

4. Ирландские саги. Развитие и циклизация. Уладский цикл, цикл Финна (мифологические и магические мотивы, слово, музыка, сюжеты и персонажи, специфика героического характера в сагах Уладского цикла, демонизм, человечность, особенности поэтики, влияние на литературное развитие).

5. «Старшая Эдда» (история развития и названия, сюжеты и персонажи, тема судьбы и проклятого золота, специфика героического характера, особенности поэтики, влияние на последующее литературное развитие).

6. Характеристика эпоса зрелого Средневековья (новые средства героизации персонажей, христианские мотивы, реальности исторического и географического контекста, изображение сеньориально-вассальных отношений, жанровая специфика, проблема героического характера и трагической вины, образ предателя).

7, 8, 9. «Песнь о моем Сиде», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах» (соотношение истории и вымысла, соотношение национально-религиозной темы и темы сеньориально-вассальных отношений, влияние куртуазной литературы, специфика конфликта, особенности композиции, образная система, сопоставление поэм между собой и с эпосом раннего Средневековья).

10. Характеристика письменной литературы зрелого Средневековья (проблема двуязычия, разделение литературы на клериканскую, куртуазную и бюргерскую, понятие топоса и канона).

11. Поэзия вагантов (кто это, характер и основные мотивы поэзии, образы, сюжет, пародии).

12. Поэзия трубадуров (кто это, характер и основные мотивы поэзии, образы, сюжет, характеристика куртуазной доктрины любви, понятие куртуазного универсума, особенности проявления авторского самосознания).

13. Куртуазный роман (жанровая специфика, отличие от эпоса, циклы, специфика художественного пространства и времени).

14. «Роман о Тристане и Изольде» (история сюжета, версии, значение реконструкции Бидье, композиция, концепция любви).

15. Кретьен де Труа «Ивейн или рыцарь со львом» (сюжет и композиция, эпизод со львом, конфликт, соотношение концепций любви в этом романе и в «Романе о Тристане и Изольде»).


Возрождение

1. Общая характеристика литературы Возрождения (хронологические границы, светское и церковное миропонимание, перестройка средневековой вертикальной модели мира, ренессансный гуманизм, этика доблести, кризис мифа о человеке в период раннего Возрождения, христианский гуманизм, Реформация и ее влияние на духовную жизнь).

2. Данте Алигьери «Божественная комедия» (биография, композиция, система аллегорий, замысел, двойной сюжет, структура и персонажи Ада, образ главного героя).

3. Петрарка «Книга песен» (личность, поэтическое новаторство, лирический герой и возлюбленная).

4. Боккаччо «Декамерон» (композиция, анализ «рамы», образ Чумы, специфика утопии, жанровые и стилевые традиции, непристойное поведение монахов и неверных жен, новая концепция человека, значение любви).

5. Макиавелли «Государь» (философия истории, судьба, мудрость, доблесть, философия практического действия, проблема «быть-казаться», Цезарь Борджа, Агафокл).

6. Эразм Роттердамский «Похвала Глупости» (античные народные традиции, образ Глупости, особенности смеха).

7. Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (народно-карнавальная культура, история создания, злободневность, гротеск, образ тела, хронотоп в романе).

8. Бахтин о связи романа Рабле с народно-карнавальной культурой.

9. Ронсар (поэзия, плеяда и ее теоретическая программа, влияние античной поэзии, трактат Дю Белле, любовные циклы, сонеты к Кассандре, Марии, Елене).

10. «Жизнь Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения» (жанровая специфика плутовского романа, образ Пикаро – плута).

11. Сервантес «Дон Кихот» (сюжет, композиция, конфликт реального и идеального, образы героев, рыцарский и пасторальный миф, карнавализация, пародия, мотив розыгрыша, роль вставных новелл, образ автора).

12. Периодизация творчества Шекспира.

13. Анализ любой комедии Шекспира — «Венецианский купец», «Двенадцатая ночь»… (образы героев, шутов).

14. Анализ любой исторической хроники Шекспира — «Ричард III», «Генрих IV» (жанр, жизнь нации, династические распри).

15. «Гамлет».

16. «Отелло».

17. «Король Лир».

18. «Макбет».

19. «Буря» (театральность, чудесное и сказочное, конфликт и развязка, пессимистические настроения и их преодоление на основе исторической морали).