uzluga.ru
добавить свой файл
Урок русского языка 5 класс


Тема: Лексическое значение слова

Цель: Познакомить учащихся с толковым словарем; дать понятие о лексическом значении слова; вырабатывать навык работы со словарем, прививать интерес к слову.

Оборудование: учебник, толковый словарь русского языка, проектор, компьютер.

Ход урока.

I.Объявление темы и цели урока.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Вопросы к учащимся:

- Какие вы знаете словари?

- Какой словарь поможет проверить, правильно ли написано слово?

- Какой словарь растолкует значение слова?


III. Восприятие и понимание учащимися учебного материала.


  1. Слово учителя.

- Словарь великого английского драматурга Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 тысяч слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.

«Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью», - писал Илья Ильф и Евгений Петров в своем романе «12 стульев».

Все слова помещены в словари. Есть 17-томный словарь русского литературного языка. В нем 120 тысяч слов. Есть 20-томный словарь, содержащий около 160 тысяч слов.

Существуют словари иностранных слов, словари синонимов, омонимов и много других.

- Лексика или словарный состав – это все слова, имеющиеся в языке.

- Лексикология – наука о словарном составе языка. Лексикология изучает значение слов, их синонимию, жизнь слова в речи. Лексическое значение слова – это то, что слово обозначает.

2. Работа с учебником под ред. Л.А. Тростенцовой (с.133 § 64).

3. Тренировочные упражнения.


- По лексическому значению узнать слово и записать его:


Атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

Ручная корзина из лубка или прутьев. Потребность пить, позыв к питью. Садовый кустарник с белым цветками, имеющими резкий пряно-душистый запах. Насекомое с жесткими надкрыльями.

(Роса, лукошко, жажда, жасмин, жук).


- Списать загадки, отгадать их, вставить пропущенные буквы и знаки препинания:


Летним утром блестит на тр…винке

на цв…тах на л…стках на былинке.

Со..нце выйдет – алмазом св…ркнет

а потом до утра проп…дет. (Роса).


Походил в л…су немно…ко

погл…дел в свое лукошко.

К шля…ке бронзовой прилип

мурав…ишка. Вкусен …? (Гриб).


Жук з…леный и блестящий,

будто полированный,

с шумом выл…тел из чащи,

маем околдованный. (Майский жук).


Отыскался в чаще куст –

он раскидист зелен густ.

Собирай пл…ды для тех,

кто грызет л…сной … (Орех).


4.Работа с толковым словарем.


Отыскать и записать лексическое значение слов гриб, орех, чаща.

Выписать грамматическое значение этих слов. (По необходимости работа с учебником с.134)

5. Записать пословицы по диктовку. Определить лексическое и грамматическое значение слов засуха, разит, обида (при необходимости пользоваться толковым словарем).


Выпустишь словечко – не догонишь и на крылечке.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Слово не стрела, а пуще стрелы разит.

Малое слово большую обиду творит.

Не бросай слов на ветер.

Ветры горы разрушают – слово народы подымает.


6. Творческая работа (Упражнение 324, учебник под ред. Л.А. Тростенцовой).


IV. Закрепление изученного материала.

  1. Вопросы к учащимся:

- Что изучает лексикология?

- Что называется лексикой?

- Какое значение имеет слово?

2. Рефлексия деятельности в процессе обучения

Карточки с заданием «Продолжить фразу». (На выбор)

-Мне было интересно … Я сегодня понял, что… Завтра я хочу на уроке … (узнать, спросить, сделать). Сегодня на уроке я научился … Мне было трудно…


V. Домашнее задание.

§ 64 Упражнение 328