uzluga.ru
добавить свой файл



Учителя химии МОУ СОШ № 10

г.Краснодара

Чибисовой Лилианы Николаевны


Хлороводород; соляная кислота.

Цель: продолжить знакомство класса с галогенами и их соединениями на примере хлороводорода и соляной кислоты. Рассмотреть способы получения HCl(г) в лаборатории и помышленности. Вспомнить свойства минеральных кислот и рассмотреть их на примере соляной кислоты. Рассмотреть области применения соляной кислоты.

Вещества и оборудование: HCl(ж), NaCl(к), H2SO4(конц), лакмус, Zn(гранулы), NaOH,

Na2CO3(к), СuO, Al(OH)3, фенолфталеин;

Пробирки, колба, газоотводная трубка, эксикатор или колба с хол. водой.

Методы работы: беседа с элементами рассказа, химический эксперимент.


ХОД РАБОТЫ:



I. Организация начала урока:

Приветствие и вступительное слово учителя, постановка цели урока для уч-ся: закрепить знания свойств галогенов, повторить свойства минеральных кислот и рассмотреть их на примере соляной кислоты. Выяснить, как её получить, и для чего она нужна.

II. проверка знаний уч-ся – тест «свойства галогенов».

1. Атомы галогенов способны:

А. присоединять ē;

Б. отдавать ē;

В. Присоединять и отдавать ē.

2. Значения степеней окисления галогенов в их соединениях могут быть:

А. отрицательные,

Б. положительные,

В. Отрицательные и положительные.

3. в газообразном состоянии из 2-х атомов состоят молекулы:

А. фтора и хлора,

Б. брома и йода,

В. Всех галогенов.

4. Молекулярное строение имеют:

А. все галогены,

Б. только хлор,

В. Только бром.

5.В каком ряду галогены расположены в порядке увеличения их растворимости в воде:

А. Cl2, Br2, I2,

Б. I2, Cl2, Br2,

В. Br2, Cl2, I2.

6.Свойством отбеливать ткани и бумагу обладает только:

А. сухой хлор,

Б. хлор в присутствии воды,

В. Жидкий хлор.

7. В темноте при комнатной температуре с водородом реагирует:

А. только хлор,

Б. только фтор,

В. Все галогены.

8. Какие галогены ядовиты:

А. фтор и хлор,

Б. бром и йод,

В. Все галогены.

9. С металлами реагируют:

А. фтор и хлор,

Б. бром и йод,

В. Все галогены.

10. При комнатной температуре с водой реагируют:

А. фтор и хлор,

Б. бром и йод,

В. Все галогены.


III. Новый материал.

Наиболее широко применяется в промышленности и быту человека – это хлороводород и соляная кислота.

c:\documents and settings\админ\рабочий стол\новая папка (2)\фото011.jpgc:\documents and settings\админ\рабочий стол\новая папка (2)\фото012.jpg


Физические свойства HCl↑:

HCl(г) – б/ц газ с резким запахом (вызывает удушье). В 1,3 раза тяжелее воздуха. Во влажном воздухе «дымит». Хорошо растворим в воде.

Получение: в промышленности: синтетическим способом:

H2 + Cl2 = 2HCl↑

Получение: в лаборатории: сульфатным способом:

c:\documents and settings\админ\рабочий стол\новая папка (2)\фото009.jpg


NaCl + H2SO4 = NaHSO4 + HCl↑


Чтобы HCl↑ собрать, его улавливают водой.

Водный раствор HCl↑ - соляная кислота (37% - предельная концентрация)

Свойства соляной кислоты.

Физические свойства HCl:

б/ц жидкость, Во влажном воздухе «дымит». Хорошо растворима в воде. αдис = 100% кислота сильная.

Химические свойства HCl:

HCl→Н+ + Cl- + лакмус = красный цвет…………………………….

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2(ОВР, ē-баланс на доске) …….…………..

СuO + 2HCl = СuCl2 + H2O ……………………………….………….

Al(OH)3 +3HCl = Al Cl3 + 3H2O (в ионном виде на доске) ………………..

NaOH +HCl = NaCl + H2O ……………………………………………

ф-ф

Na2CO3+ 2HCl = 2NaCl + H2O + СО2(в ионном виде на доске) ..............

NH3 + HCl = NH4Cl

Au + 2HCl(3 части конц.) + HNO3(1 часть конц.) = AuCl3 + NO↑ + 2H2O (ОВР, ē-баланс на доске)

HCl(3 части конц.) + HNO3(1 часть конц.) = смесь называется «царской водкой». Естественно, к питию царей эта смесь никакого отношения не имеет, а прозвали её так потому, что в таком соотношении она способна растворить Au и Pt – царские металлы.

*Качественная реакция на хлорид-ионы:

AgNO3 + HCl = AgCl + HNO3 выпадает бел. творожистый осадок (в ионном виде на доске) ………………………………………………

Применение HCl:

Получение солей – хлоридов

Травление металлов (пайка)

Мед. препараты для повышения кислотности желудка («солянка»)

Быт: очистка металлических и эмалированных поверхностей

Хранение и транспортировка HCl:

Хранят в стеклянной или полиэтиленовой посуде

Перевозят в гуммированных (т.е. покрытых изнутри кислотостойкой резиной) цистернах.

IV. Закрепление: решение задачи.

Для полного растворения 39г гидроксида алюминия взяли 2 моль соляной кислоты. Определите массу образовавшейся при этом соли.

Или

Ответы на вопросы:

1. Как называются способы получения HCl↑ в промышленности и лаборатории, почему их так назвали?

2. В чём сходство химических свойств HCl-кислоты с другими минеральными кислотами, чем они различаются? (*Качественная реакция на хлорид-ионы ).

3. Как перевозят HCl-кислоту?

V. Домашнее задание.

(целесообразнее записать его вначале урока)



1-2’


5’

Взаимопроверка:

0-1ошибки – 5

2-3 ошибки – 4

4-5 ошибок – 3

6-10 ошибок –2


См. по учебнику


Демонстра-

ционный опыт

!! только в вытяжном шкафу!!!

Повторяем с уч-ся ТБ


См. по учебнику


Л.О. проводятся уч-ся(…..)

c:\documents and settings\админ\рабочий стол\новая папка (2)\фото015.jpg


В сильном классе


в слабом классе


Акцентировать в слабом классе


Решение задачи у доски – в сильном классе


Устно в классе – в слабом классе


Запись на доске в дневниках уч-ся



Приложение:


Сказка о соляной кислоте


Бывает нечто,

о чём говорят:

«Смотри, вот это новое»;

но это уже было в веках

прежде нас.

Книга Екклесиаста


Жизнь быстра и скоротечна, И нашли ей едкий натр.

В мире этом всё не вечно, Вместе счастье обрели.

Непрерывна цепь времён… И возникла… Соль земли.

И на сцену вышел ОН. Для чего же та нужна?

Он не лжив, он настоящ, Чтоб возникла вновь ОНА

Бел, кристально чист; силач.

В море держит корабли. Всё вернулось на круги…

В общем – это Соль земли. Слушающим пироги.

Повстречал он Серну ночью – Сказке подошёл конец!

Горяча она – нет мочи. А кто слушал – молодец!

Было, разговор завёл…

Только белый дым пошёл.

- А я – Хлороводород!

Не клади мне пальца в рот!

Делаю всегда умело

Непредельное предельным,

Замещённое слегка.

Посмотри на мужика!

Воду видит он. И вот

В жизни новый поворот…

И рождается ОНА

Вся прозрачна и сильна,

Процентов 30 от отца,

Вылитая мать с лица.

И чего бы ни коснулась,

Тут же всё меняется:

Лакмус тронула, и он

Краской заливается.

Цинк забулькал, закипел,

Измельчился и… истлел.

С содой встретилась, и та

Пеной изошла у рта.

В общем, всё не так с красоткой.

А с азоткой царской водкой

Платину и золото

Растворили! – Полно-то!!!

Закричал и млад, и стар


Бывает нечто, о чём говорят: «Смотри, вот это новое»;

но это уже было в веках прежде нас.

Книга Екклесиаста


Ниже иллюстрации к тексту сказки:

NaCl + H2SO4

= NaHSO4 +

HCl↑


H2C=CH2 + HCl →

H3C–CH2Cl


Лакмус + HCl = красный цвет


Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2


Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑ + H2O


Au + 2HCl + HNO3 = AuCl3 + NO↑ + 2H2O


NaOH + HCl = NaCl + H2O


NaCl

HCl

HCl↑