uzluga.ru
добавить свой файл
МБОУ «Чуварлейская СОШ»


Конкурсно - развлекательная программа по музыке

для учащихся 7-8 классов

«Я меломан»


Учитель музыки: Баканова О.Н.


Февраль, 2012 г.

1 конкурс Разминка

2 конкурс Послушать музыкальное произведение и подобрать ему удачное название.

 Дварионас. «Деревянные лошадки» - Слушание.

(Эта музыка дает большой простор фантазии ребят. Но, конечно, может прозвучать любое другое произведение при условии, что для ребят оно новое).

3 конкурс

Собрать «рассыпанную» фразу - высказывание о музыке. Каждая команда получает карточки со словами, складывающимися в определенную фразу. Какая команда быстрее и правильнее соберет ее.

«Мне " всегда " лучше " работается " после " того, " как " я " послушаю " музыку». " В. Гете.

«Музыка " сделала " мою " душу " сильной, " спокойной " и радостной, " музыка " любовь " моя " и счастье». " Р. Роллан.

«Я " всегда " любил " музыку. " Если " мне " подолгу " не приходилось " слушать ее, " я тосковал». " И. Репин.

«Я " не знаю " другого " искусства, " которому бы " можно было " столь " безгранично " довериться, " как музыке». " Л. Кассиль.

Во время работы команд проходит игра со зрителями, которые отвечают на вопросы и приносят своим командам призовые очки.

4 конкурс

По нескольким предложениям о биографии композитора назвать его фамилию. Ведущий (учитель) читает, команды называют фамилию композитора письменно.

Вся жизнь – борьба! Он был революционером в музыке, каждая строка его сочинений была неожиданной, потрясающей ум и сердце. В самом расцвете творчества его сразил страшный удар – он оглох... Но он продолжал работать и бороться с судьбой. И вышел победителем. (Л. Бетховен)

В одном из варшавских костелов есть каменная колонна -в ней навеки поместилось его сердце. Он жил вдалеке от любимой Польши, но сердцем всегда принадлежал ей, своей родине. Его называют «поэтом фортепиано»... В мелодиях его многочисленных вальсов, мазурок, прелюдий слышатся отголоски польских народных танцев и напевов. (Ф. Шопен)

Именно он, унаследовавший талант отца, стал «королем вальса». «Сказки венского леса», «Весенние голоса», «На прекрасном голубом Дунае» – эти упоительные вальсы будут жить столько, сколько жива будет сама музыка. (И. Штраус)

Его чарующие мелодии приходят к нам с детства и остаются с нами на всю жизнь. Его балеты - неповторимый мир сказки, где главное волшебство совершается не феями и колдунами, а музыкой. Оперы, балеты. симфонии, небольшие пьески - во всем он был величайшим художником, певцом русской природы, музыкантом, тонко и глубоко чувствующим душу страдающего и любящего человека. (П.И. Чайковский)

Он прожил недолго, всего 35 лет, но создал более 600 произведений. С раннего детства выделялся многогранным дарованием: он – отличный клавесинист, скрипач, был и превосходным органистом. Обладал феноменальным слухом, исключительной памятью, блестящим исполнительским и импровизаторским талантом. По словам Д. Шостаковича, он – «молодость музыки, ...вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии». (В. Моцарт)

Его называют великим. Он был величайшим мастером полифонии, его хоралы потрясают своим возвышенным звучанием. Он сочинял музыку одновременно мудрую и страстную, величественную и глубоко сердечную. В переводе с немецкого его фамилия означает «ручей». «Не ручей – морем он должен называться», – сказал о нем Бетховен. (И. С. Бах)

Первый композитор, чья музыка «заговорила» по-русски музыкальным языком русского народа. Не всем современникам пришелся по душе народный склад его героической оперы. Аристократы пренебрежительно говорили – «кучерская музыка!» Но композитор отвечал, что считает это похвалой, ибо «иные кучера дельнее господ». (М.И. Глинка)


5 конкурс

На слайде изображены ЛУК (оружие), ТРОСТНИК и КАМЕНЬ. Командам предлагается разгадать, какое отношение все эти предметы имеют к музыке (это прообразы музыкальных инструментов, трех групп: струнной, духовой, ударной). Каждая команда должна назвать инструменты одной из групп.


6 конкурс Ответить на вопрос

6.1Музыка - душа танца» - говорил французский балетмейстер XVIII века Жак Новер. «Хорошо написанная музыка, должна живописать, должна говорить. Танец, изображающий мелодию, является эхом, повторяющим то, что говорит музыка». Музыка определяет характер танца, создает эмоциональную атмосферу балета.

Основным придворным жанром в 17 веке был балет. Впервые во Франции стали ставиться танцевальные спектакли и танцоры встали на полупальцы, исполняли прыжки, вращения, быстрые перебежки. Балет был популярен в придворной среде и даже этот король танцевал главные партии балета и был центральной фигурой в танце.

Какого французского короля можно по праву считать одним из первых балетных танцовщиков?

(Людовик XIV – Король Солнце)

6.2 Это слово происходит от французского «кончик». Французские балерины могли похвастаться тем, что умели становиться на кончики пальцев и выполнять при этом сложные элементы. Для облегчения такого танца их и стали использовать. Они закрепляли ногу и позволяли балерине сохранять равновесие. В носке туфельки укладывается уплотненный материал, а ленты перехватывают ногу у щиколотки.

В наше время их изготавливают из атласной материи и заказывают мастеру для определенной балерины. Это необходимо для того, чтобы они надежно закрепили стопу.

Танец на них отличается особой грациозностью и виртуозностью исполнения.

Как называют такие туфельки? (Пуанты)

6.3Опера появилась в 17 веке (1600г.) в Италии, во Флоренции. В переводе с Итальянского слово «опера» означает «труд, сочинение».

А как первоначально флорентийцы называли оперу? (Драма с музыкой)

6.4 В основе оперы лежит именно это. В переводе с итальянского это слово можно перевести как «Книжечка», что означает краткое содержание оперы.

Как же звучит это слово по-итальянски? (Либретто)

6.5 К 17-18 векам сложилось два вида оперы:

Опера-серия, серьезная опера, в ней очень много арий, ее содержание связано с античными сюжетами. Герои оперы принадлежат высшему свету.

Для второго вида оперы 17 века типичен запутанный сюжет, а ее герои – выходцы из простого народа, которые всегда одерживают верх над своим господином. В таком жанре написана и «Свадьба Фигаро» Моцарта.

Назовите, пожалуйста, этот жанр (O p e r a-b u f f a, Комическая опера)

6.6 Известно, что в 17 веке количество частей в симфонии было произвольным – от трех до семи частей, как задумает композитор. Именно он узаконил четырехчастный симфонический цикл.

Назовите этого композитора. (Гайдн)

6.7 Обычно симфония состоит из четырех частей, расположенных по принципу темпового контраста (быстро-медленно) и не имеющих названия.

Но есть симфонии, которые имеют литературно-сюжетную или обощеннообразную идею, как, например, в 1-й симфонии П.И.Чайковского «Зимние грезы» или в 7-й «Ленинградской» симфонии Д.Д.Шостаковича.

К какой типу музыки можно отнести симфонии с названием? (Программная музыка).

6.8 В последней части одной из симфоний этого композитора наряду с оркестром звучит еще и хор на стихи Шиллера «Ода к радости». Кстати, он является и гимном Евросоюза.

Назовите, пожалуйста, композитора и номер симфонии (Л.Бетховен)

6.9 Композитор эпохи романтизма Франц Шуберт свою 8-ю симфонию назвал «Неоконченной»

Почему? (Две части)

6.10 Именно так называется жёсткая юбка, используемая в балете для танцовщиц. Впервые она была сделана в 1839 для Марии Тальони по рисунку художника Эжен Лами.

Стиль и форма ее со временем менялись. В конце XIX века юбка Анны Павловой сильно отличалась от современной, она была длиннее и тоньше. В начале 20 века пришла мода на эту балетную одежду, украшенную перьями и драгоценными камнями. В советское время она стала короткой и широкой.

О чем идет речь? (Балетная пачка)

6.11

Pas-de-deux В переводе означает танец двух.

Па-де-де

Что это за фраза?

6.12

Как известно, по сюжету оперы «Риголетто», ее главный герой должен был убить Герцога Мантуанского, но тот остался жив. Риголетто узнает об этом, услышав известную песенку, которую распевает Герцог.

Кто же был убит вместо Герцога? (Дочь Риголетто Джильда)


7. СУПЕР-ИГРА

(Отгадать музыкальные произведения)


8.

Что такое ноты?
Это семь птенцов.
Что такое ноты?
Это трель скворцов,
Это до рассвета соловьи в садах…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка у нас в сердцах!

Что такое звуки?
За окном метель…
Что такое звуки?
По весне капель,
Это струны ливня, это первый гром!
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка живёт во всём.

Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка – всегда с тобой!  

Исполнение песни А.Пахмутовой Н.Добронравова

«Песня остается с человеком»