uzluga.ru
добавить свой файл
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КАРГАСОКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2


ПРОЕКТ

КНИГИ, ПОМОГАЮЩИЕ ЖИТЬ

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ПОЗИЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА


Выполнили

учащиеся 7Б класса:

Вотинова Анастасия,

Мезенцева Светлана,

Ширинова Эльнара,

Югина Юлия


Руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Зименс С.В.


КАРГАСОК


Содержание

  1. Введение 3

  2. Читательская позиция современного школьника 4-7




  1. Результаты анкетирования 4-6

  2. Выводы о читательской позиции подростков ___________7

3. Выставка «Книги, помогающие жить» 8-21

  1. Гальего Г. Белое на чёрном_ 9-12

  2. Мурашова Е.В. Класс коррекции 13-14

  3. Крюкова Т.Ш. Костя + Ника = 15-16

  4. Стракан И. Паренек в пузыре _ 17-18

  5. Алексин А.Г. Раздел имущества 19

  6. Лиханов А.А. Солнечное затмение 20

  7. Короленко В.Г. Слепой музыкант __________________ 21

  8. Шрайбер Марк. Принцы в изгнании 22

  9. «Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки 23-24




  1. Заключение 25

  2. Список литературы

  3. Приложение №1

  4. Приложение №2



1. Введение

То, что художественные произведения оказывают на человека значительное влияние, совершенно бесспорно. Также бесспорно, что произведения влияют на человека по-разному. Исследования, проведенные в разные годы, определяют несколько типов читательских позиций:

  • понимать замысел художественного произведения;

  • воспринимать эмоциональное содержание произведения;

  • сопереживать действующим лицам;

  • оценивать читаемое, критически анализировать его, дополняя мысли автора своими.

Такое понимание дает нам возможность выделить среди читателей следующие группы (разумеется, условно):

1 .Люди, имеющие глубокие нравственные убеждения, умеющие не только понимать, но и полемизировать с автором.

  1. Люди, не имеющие собственной системы жизненных ценностей и безоговорочно принимающие читаемое.

  2. Люди, имеющие собственную жизненную позицию, но не всегда

умеющие критически оценить текст и принимающие его безоговорочно, порой в ущерб собственному духовному миру.

Наша работа по определению читательской позиции современного школьника проводилась среди учащихся 7-8 классов Каргасокской СОШ №2. К какому же типу читателей мы отнесем их?

Цели проекта:

  • Выяснить позицию каждого подростка: выявить его читательский
    потенциал, читательский интерес;

  • Выявить проблемы, которые в особенности интересуют школьников;

  • Проследить, как учащиеся используют опыт литературных героев, как
    связывают проблемы, выявленные в художественных произведениях, с
    жизнью.

• Познакомить с новинками литературы для подростков и о подростках
С этой целью мы предложили ровесникам свою анкету

Задачи проекта;

  • Разработать анкету для определения читательской позиции школьника;

  • Провести анкетирование среди учащихся 7-8 классов;

  • Обработать результаты, сделать выводы, составить диаграммы;

  • Подобрать книги и представить выставку на тему: «Книги, которые
    помогают жить», рассказать об авторах некоторых книг, написать
    отзывы на понравившиеся книги



2. Читательская позиция современного школьника

Исходя из цели своего проекта, мы предложили ровесникам анкету, состоящую из 19 вопросов (Приложение №1). Наша работа по определению читательской позиции современного школьника проводилась среди учащихся 7-8 классов Каргасокской СОШ №2.


2.1 Результаты анкетирования Нами были получены следующие результаты:

1. На вопрос «Чем ты занимаешься, когда заканчиваются уроки в школе?» ответили:

    • занимаюсь в кружках и секциях - 18%

    • гуляю на улице - 47%

    • смотрю телевизор — 51 %

    • читаю книги - 13%

    • выполняю домашнюю работу, которую поручают родители -29%

    • играю в компьютерные игры - 30%

2. На вопрос «Чем тебе приходилось заниматься в течение последнего месяца?» ответили:

  • читал(а) художественную литературу - 16%

  • читал(а) газеты, журналы - 13%

  • смотрел(а) телевизор - 40%

  • посещал(а) театр, музей - 1%

  • помогал(а) родителям по дому - 55%

  • занимался(ась) рукоделием, шил(а), вязал(а), мастерил(а) — 10%

  • посещал(а) дискотеки - 26%

  • проводил(а) время в компании друзей - 51 %

  • ходил(а) в библиотеку - 10%

  • ничего не делал(а) - 2%

  • играл в компьютерные игры - 40%

3. На вопрос «Что ты читал(а) в течение последнего месяца?» ответили:

  • классическую литературу - 24%

  • детективы -14%

  • приключенческую литературу - 15%

  • газеты - 29%

  • журналы - 34%

  • комиксы - 9%

  • что еще- 13%



4. На вопрос «Часто ли вы ходите в библиотеку? » ответили:

  • часто— 12%

  • иногда — 31%

  • редко — 49%

  • никогда — 16% учащихся.

5. «Какие книги вы предпочитаете читать?»


  • которые заставляют думать — 25%

  • которые учат чему-то —33%

  • из которых узнаешь что-то новое —40%

  • которые развлекают —58%.

6. «Вы переживаете за главного героя?»


  • всегда — 25%

  • иногда —56%

  • не принимаю близко к сердцу —27%.

7. «Вы думаете о герое после прочтения книги?»


•да—35%

  • нет — 32%

  • если герой затронул меня — 37%

8. «Какие герои вам ближе по духу: из отечественной литературы или из зарубежной?»


  • из отечественной —54%

  • из зарубежной —49%.

9. «Есть ли у вас любимый герой, которому вы хотели бы подражать?»


•да —45%

• нет —- 46%.

10. «Если есть такой герой, кто он?»


  • положительный — 42%

  • отрицательный —10%

  • супермен —10%.

11. «Можете ли вы заплакать, когда книга заканчивается трагически?»

  • да — 37%

  • нет — 63%.

12. Были ли у вас ситуации в жизни, когда книга помогала вам? »

• да —62%
•нет—38%.

13. «Какой финал книги вам больше нравится?»

  • счастливый — 71%

  • трагический — 14 %

  • незаконченный —45%.

14. «Может ли человек руководствоваться выводами, взятыми из книг,
для решения своих проблем?»

  • да — 76%

  • нет — 24%.

15. «Можно ли обойтись в жизни без книг?»

  • да — 26%

  • нет — 74%.

16. «Может ли литературно-художественный образ изменить жизнь человека? »

• да — 68%

•нет— 32%

17. «Часто ли вы читаете художественную литературу?»

• каждый день — 5%

• 2 — 3 раза в неделю —11%

• 1 раз в неделю — 18%

• редко — 52%

• когда заставляют — 20%. Диаграммы (приложение №2)


2.2 Выводы о читательской позиции подростков

Результаты анкеты позволяют нам сделать следующие выводы о читательской позиции подростков:

• большинство учащихся редко посещают библиотеки, мало читают и не любят читать книги (более 50%);

• 58% учащихся предпочитают развлекательную литературу;

• переживают за главного героя всего лишь 23% учащихся и думают о нем после прочтения 35%, но еще и 37%, если герой затронул их;

• любимый герой есть у 45%, и у большинства учащихся он положительный, включая и «супермена»;

• книга и проблемы, изложенные в ней, волнуют большинство респондентов - 52%, они могут даже расплакаться в какой-то ситуации;

• у 62% даже были сложные моменты, выход из которых они нашли в художественном произведении;

• 63% учеников предпочитают счастливый конец книги;

• 82% считают, что они могут руководствоваться в жизни мудростью, взятой из художественных произведений;

• при незначительном читательском интересе все-таки 78% не смогли бы в жизни обойтись без книг;

• и, наконец, 68% убеждены, что литературно-художественный образ может в корне изменить жизнь человека.


3. Выставка «Книги, помогающие жить»

Эти книги сегодня востребованы как никогда. Их спрашивают в библиотеках и книжных магазинах. Их разыскивают в Интернете: разговоры о них ведутся на форумах. Зачастую не знают авторов этих книг. А иногда не знают и названий. Но все уверены в том, что такие книги есть: книги о сильных и мужественных людях, взрослых и детях, преодолевших тяжкий недуг или научившихся достойно жить с неизлечимой болезнью. Книги-лекарства от собственного бессилия, отчаянья и малодушия «людей с ограниченными возможностями». От эгоизма и чёрствости здоровых.

Нами представлена художественная и документальная проза классиков и современников, отечественных и зарубежных авторов.

Рождение ребенка - главное событие семейной жизни. В детях родители видят продолжение своей собственной жизни, связывают с ними свои надежды и осуществление своих мечтаний. Трудности психологического и материального порядка, возникающие с появлением малыша, с лихвой окупаются счастливыми переживаниями, которые он доставляет. Совсем иначе обстоит дело, когда в семье рождается ребенок "с отклонениями".

Мир людей с "ограниченными возможностями" существует. К нему надо как-то относиться. Как? Как это делается правильно? Как со всеми - не получается, как-то по-особенному - непривычно, неловко. Не знаем, не умеем. Да и "возможности" не у всех одинаковы. Каждый отдельный случай - индивидуален: что именно у человека не так, где, заметно или не очень, болит или нет, от рождения или из-за травмы, и главное - как сам человек относится к своей "ограниченности", знает ли о ней? Осознает ли? Как нам вести себя в мире таких людей?

Ответы на эти вопросы даст ряд книг, размещённой на нашей выставке «Книги, помогающие жить»


3.1 Гальего Г. Белое на чёрном

Главные герои этих книг - те самые «особые» дети. Они ежедневно сталкиваются с проблемами, которые неизвестны большинству их сверстников, и именно поэтому гораздо острее нуждаются в понимании, внимании и любви окружающих.

Казалось, что эти книги о таких и для таких, как Рубен Давид Гонсалес

Гальего - создатель широко известного автобиографического произведения «Белое на чёрном». Если главный герой - ребенок-инвалид, значит, это должна быть какая-то морально поддерживающая литература для такого же «особенного» читателя", -думалось мне. Оказалось - наоборот, это книги для нас. Рядом с каждым из нас может оказаться человек с «иными возможностями» и нам решать, как быть? Это не их, это наша проблема, здорового большинства.

Рубен Давид Гонсалес Гальего автор и герой книги «Белое на чёрном» — «русский испанец», внук генерального секретаря коммунистической партии Испании. Рук у него практически нет. Да и ног тоже. То есть они, конечно, есть, но полностью атрофированы. Наличие же умной головы и благородного сердца в нашем мире явно недостаточно для достойного существования.

Рубен Гальего обездвижен с рождения. Он болен ДЦП. Внук генерального секретаря компартии Испании, Рубен Гальего родился в Советском Союзе, был отнят у матери, объявлен умершим.

Реальностью ежедневного ада для Гальего долгое время были дома для детей-инвалидов и дома престарелых. «Не понимаю я этих здоровых», — говорит один из персонажей. Действительно, им нас не понять. А нам не понять их. Нам не понять, как это возможно — без всякой надежды (уже в девять лет герой книги осознает, что никогда не будет ходить) продолжать бороться за свою жизнь, сохранять чувство человеческого достоинства... «Что остается у человека, когда не остается почти ничего? Чем оправдать свое жалкое полусуществование полутрупа? Зачем жить? Я не знал тогда, я и сейчас не знаю. Но, как Павел Корчагин, я не хочу умирать до смерти. Я буду жить до последнего. Я буду драться».

По духу книга Гонсалеса Гальего очень близка к книгам Николая Островского и Аркадия Гайдара, стоит в одном ряду с ними. Она о герое, не знающем компромиссов, сражающимся за жизнь против всего мирового зла..

Трудно читать такие книги. Трудно не позавидовать подобной воле к жизни. Книга «Белое на чёрном» в 2003 году стала лауреатом Букеровской премии.

В книге «Белое на черном», напечатанной двумя действующими пальцами левой руки на компьютере, Рубен рассказывает о своем детстве. О друзьях, прикованных к кроватям и инвалидным коляскам; о нянечках, орущих и тычущих парализованного «черножопого сучонка» носом в закаканные штаны; об учителях, рассказывающих про великую страну советов и ее гуманных вождей.

Книга Рубена Гальего абсолютно автобиографична, каждая история в ней реальна.

«Через месяц после того, как пацанов отвезли в дом престарелых, воспитательница поехала навестить «своих» подопечных. Приехала и рассказала все нам. Из восьми человек выжил один Генка. Дом престарелых состоял из отдельных помещений барачного типа. Престарелые и инвалиды были рассортированы по степени инвалидности. «Наши» лежали в отдельном бараке с доходягами. Вдоль стен тянулись ряды кроватей, с которых стекала моча. К ним никто не подходил. Воспитательница привезла им компот ассорти в больших банках. Про Генку она сказала: «Злой какой-то». «А компот заберите, все равно ходячие съедят».

Я спросил ее, что будет со мной, когда я вырасту. Меня тоже отвезут в дом престарелых, и я умру?

Конечно.

- Но мне тогда будет пятнадцать, я не хочу умирать так рано. Выходит, все зря? Зачем же тогда учиться?

Ничего не зря. Учиться вы должны потому, что вас кормят бесплатно. И
вообще, ты уроки выучил?

С тех поря очень изменился. По малейшему поводу у меня наворачивались слезы, и я плакал. Не помогали ни уговоры, ни угрозы. Я кричал в голос. Мне вызвали врача. Пришел молоденький парнишка, присел ко мне на пол, улыбнулся и что-то спросил. Я улыбнулся ему в ответ. Я не хотел с ним разговаривать. Но пришлось.

  • Почему ты часто плачешь?

  • Я не часто плачу.

  • Почему ты плакал вчера?

  • Я полз, ударился головой и заплакал.

  • Я тебе не верю. Мне все рассказала твоя воспитательница. Ты все время
    плачешь. Это ненормально. Почему ты не хочешь со мной говорить?

  • Потому что вы психиатр. Они все такие добрые сначала, а потом
    забирают в больницу. А в больнице колют уколы и дают такие таблетки,
    чтобы ты стал как Василек.

  • Кто тебе сказал эту ерунду? Никто тебя не заберет. Кто такой
    Василек?

  • Про больницу мне Вовка Москва рассказал.

  • И где сейчас этот твой Вовка?

  • Умер. Они все умерли. Они были добрые и умные. А Сашка Поддубный
    давал мне свои книжки читать. А теперь их нет, а Василек живой. Его в
    другой интернат отвезли, хороший, потому что он ползать может и сам в
    туалет ходит.

-А кто тебе рассказал, что они все умерли?

Воспитательница. А еще она мне сказала, что меня тоже отвезут, когда
мне будет пятнадцать. А сейчас мне десять.

Улыбающаяся воспитательница недоуменно смотрит на врача и говорит: «Ну и что? Что тут такого? Я это всему классу рассказывала». Врач закурил. Я впервые видел, как взрослый человек курит прямо в палате. Он мне почему-то нравился.

Ты меня боишься?
-Да.

Он был совсем не злой. Докурил, посмотрел на меня и ушел. А Генка умер очень скоро» (Текст произведения, №2)

«Белое на черном» можно было бы назвать документальным произведением и завести по его материалам сто девяносто-двести уголовных дел, если бы не миропонимание его автора. Гальего не занимается протоколированием ужасов и фиксированием преступлений. Он рассказывает нам историю о ГЕРОЕ

«Ягерой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, все. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода» (Текст произведения, №2)

Как-то Рубена Гальего спросили: «В романе вы описали часть своей жизни - самую страшную, безнадежную, но оставили за кадром хеппи-энд -встречу с матерью спустя 30 лет, спасение из нетерпимой к инвалидам России и т.д. Почему»?

«Потому что его не было - жизнь продолжается», — ответил он. «Жизнь продолжается, борьба продолжается, мне до сих пор приходится выживать, ничего не закончилось. И в жизни нет хеппи-энда, и в книге его тоже нет. А вообще роман подразумевает двух равноправных участников процесса. Если у вас в процессе чтения появляется ощущение безнадежности, это значит только одно: оно у вас внутри. Мне кажется, в каждой истории из этой книги есть маленький хеппи-эндик. Например, для меня выжившая собака без ноги - это хеппи-энд. Мальчик без ног, который побеждает в драке и потом беззлобно идет к своему сопернику, обещавшему его убить, и предлагает пойти на рыбалку, — это хеппи-энд. Даже когда офицер дальней разведки заканчивает жизнь как офицер дальней разведки - это тоже хеппи-энд. Он есть всякий раз, когда человек не озлобляется... Встреча с мамой тоже была и радостной и грустной одновременно. Может быть, я еще об этом напишу. Но в тот момент мне нужно было сделать единый смысловой кусок. Я его сделал: если человек готов драться до последнего и не сдаваться, это уже хеппи-энд - и не нужно никаких дополнительных фактов». (Текст произведения, №2)