uzluga.ru
добавить свой файл
z_start

новинки

Книга недели

n300_book_cover_zhiznj_kak_faljshivka.jpg

«Моя жизнь как фальшивка». Питер Кэри, «Эксмо», Москва, 2005

Сюрреалистический дробь психологический триллер; история тут начинается в Австралии в послевоенные годы. Посредственный поэт Кристофер Чабб, презирая местную интеллектуальную элиту, провокаторски придумывает Боба Марккокла, веломеханика и гениального поэта. Склеивает лицо из фото разных людей, склеивает стихи из переделанных цитат разных авторов, сочиняет ему историю, согласно которой Марккокл уже мертв, а стихи пересылает редактору его малограмотная сестра... В существование Марккокла верит редактор, верит восторженная критика, верит внезапно объявившийся... сам Боб Марккокл.

Не случайно эпиграфом к книге выбрана цитата из «Франкенштейна» Мэри Шелли. Кэри как бы избавляет себя от необходимости вдаваться в подробности механизма возникновения БМ. Есть определенное сходство и в том, что на протяжении всей истории создание и создатель гоняются друг за другом с массой сопутствующих жертв. Отменно использовано и то, что фамилия доктора Франкенштейна уже давно стала в народе употребляться как имя собственное для созданного им чудовища. К середине повествования уже не так уж важно, кто такой Боб Марккокл — плод больного воображения Кристофера Чабба или неосторожно рожденный им кадавр.

Казалось бы, для 330-страничного романа и так достаточно, но наравне с этой сюжетной линией существует еще одна очень крепкая история. История о том, как уже в середине 80-х годов странная женщина с полным комплектом запущенных комплексов, редактор престижного, но практически нерентабельного литературного журнала, случайно встречает в Малайзии престарелого Чабба. Ее абсолютно не интересуют сомнительные рассказы старого маразматика, но одна страница рукописи стихов Марккокла делает ее совершенно одержимой идеей любой ценой заполучить всю рукопись целиком...

В основе книги, между прочим, лежат вполне реальные события. Прототипом Марккокла послужил Эрн Мэлли — мистификация, созданная двумя австралийскими антимодернистами Гарольдом Стюартом и Джеймсом Маколеем в 1944 году. Они состряпали биографию Мэлли, его стихи и письма его сестры. Кэри в своей книге использовал некоторые стихи Мэлли и «письма сестры» в сокращенном виде.

У Питера Кэри, пятидесятилетнего экс-неформала и экс-копирайтера, автора девяти книг и сценария одного фильма Вима Вендерса, дважды Букеровского лауреата, получился удивительно многослойный триллер: история, которая читается на одном дыхании, — но потом не отпускает еще долго. Потому что продолжает прочитываться на новых уровнях. Анатомия литературной мистификации; притча о тайне творчества вообще — тайне, которая всегда есть и никогда до конца не дается в руки; болезненно-завораживающая энциклопедия одержимостей — поиском истины, страной, книгой; остроумная литературная игра и остросюжетная история — все это есть в «Моей жизни...». Словом, отличный образчик современного интеллектуального триллера: изящная, но отнюдь не безделушка.

«Кулинарный поединок. Лучшие кулинарные рецепты от звезд популярной программы». «Эксмо», Москва, 2005.

n300_book_cover_kulinarnij_poedinok.jpg

Глянцевое, яркое, почти аляповатое издание. Предисловие написано — с присущим ему чувством юмора — ведущим «Кулинарного поединка» гастрономически-«звездной» программы на НТВ актером Дмитрием Назаровым.

Что оформление книги, что содержание ее вполне соответствуют самой телепрограмме. То есть кроме естественных для кулинарной книги рецептов в этом издании много места отведено сведениям о гостях «Поединка». Биографии, послужные списки, курьезные случаи из жизни... Много фотографий. Явное предпочтение отдано рецептам шеф-поваров элитных ресторанов, а не звезд шоу- и кинобизнеса. В книге — для удобства — два содержания. В одном перечень имен, в другом — названия блюд. На титульном листе указан 2006 год издания, но вполне понятно почему издатели поспешили выпустить книгу к Новому году: ни к чему не обязывающий, но достойный подарок.

«Хроники Ехо-3. Неуловимый Хабба Хэн». Макс Фрай, «Амфора», Санкт-Петербург, 2005

n300_book_cover_neulovimij_habba_ham.jpg

Третья книга новой серии особняком стоящего в жанре русской фэнтези Макса Фрая (он же Светлана Мартынчик) сюжетно построена как и две предыдущие. Великий и ужасный сэр Макс продолжает принимать гостей в трактире «Кофейная гуща», в городе на границе меж новорожденной реальностью и снами. Как и принято в этом заведении, сэр Макс рассказывает очередную историю (из недосказанного в предыдущей серии Макса Фрая «Лабиринты Eхо») в уплату за гостеприимство.

Как обычно, это лихо закрученное приключение с прогнозируемо парадоксальной развязкой. У сэра Макса начинаются серьезные проблемы с самим собой, которые пугают не только его, но и окружающих. В погоне за очередным внешним врагом он находит его там, где меньше всего ожидал встретить...

Как и все, что было написано Светланой Мартынчик о досточтимом сэре Максе, это весело, трогательно, наивно и увлекательно одновременно. Но от «Хроник Eхо» остается впечатление, что автор взяла тайм-аут и, не переставая говорить о Максе, совершенно не представляет, куда его заведет любовно созданная им для себя утопия. Так как сама схема ретроспективы не предполагает никакого развития личной истории главного персонажа, очевидно, что в этой эпопее ожидается как минимум еще одна серия. Что бесчисленным фраевым фанатам только приятно, спору нет.

«Гарри Поттер и принц-полукровка». Джоан Роулинг, «Росмэн», Москва, 2005

n300_book_cover_prints-polukrovka_harry_potter.jpg

Долгожданный шестой роман серии Джоан Роулинг про юного мага Гарри Поттера, выброшенный в русском переводе на прилавки в унисон со стартом голливудского блокбастера «Гарри Поттер и Огненный кубок» — экранизации романа четвертого. Кино за месяц собрало в мировом прокате чуть ли не семьсот миллионов USD, книга, изданная летом на родном — английском, стала очередным рекордным бестселлером: более 10 миллионов копий разлетелись стремительно... В наших палестинах с хитовостью тоже все в порядке — только стартовый тираж 400 000.

Поттеромания книжная и киношная, а также связанные с ней истерики и пиар-акции могли бы отвратить от книг Роулинг вменяемого читателя... и это было бы ужасно несправедливо. Как и предыдущие пять романов, этот — шестой и предпоследний — придуман и написан исключительно качественно и увлекательно. Даже зная, что в финале могущественный покровитель Гарри — профессор Дамблдор — гибнет от рук приспешников «темного лорда» Волдеморта и к седьмой, заключительной части эпопеи мальчик-со-шрамом остается практически один на один с воплощением магического зла, читаешь взахлеб.

Детективная часть истории, как всегда, закручена прихотливо и стремительно, бытовая — достоверна и трогательна. Гарри и его друзьям уже по шестнадцать, и в неизбежном описании влюбленностей и эротических томлений Роулинг удается одновременно оставить свой роман вполне «детской литературой» — и не впасть в глупое ханжество. И, разумеется, здесь все в порядке с назидательностью — Роулинг ведь пишет вполне моралистические книги! — но назидательность эта по-прежнему выходит вполне деликатной и очень здравой. Трудновато, наверное, сохранять сдержанность, компетентность и здравомыслие, когда за несколько лет превращаешься из бедной учительницы в самого популярного сочинителя планеты и мультимиллионера. Джоан Роулинг это удалось.

Анета ЯКУБОВСКА. Книги предоставлены сетью книжных магазинов «Полярис».