uzluga.ru
добавить свой файл

ИТОГОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ


Пятого международного фестиваля нового документального кино «Флаэртиана – 2004»

МЕМОРАНДУМ


Учредительной конференции национальной ассоцииации фестивалей НАФ-NAF


С каждым годом набирает силу кинофестивальное движение в России. Наряду с крупными столичными фестивалями растет число региональных кинофестивалей, которые становятся не только смотрами киноискусства, но и важными факторами культурного развития регионов и формирования гражданского общества в Российской Федерации.

Опыт показывает, что фестивальное движение может сыграть существенную роль в достижении таких важных целей, как:

  • -сохранение и развитие культуры в регионах России, просвещения, воспитания социальной ответственности, толерантности, уважения к традиционным этическим и культурным ценностям,

  • -поддержки и развития медиаобразования,

  • создания условий для межэтнического диалога и сотрудничества,

  • -развития культурного туризма,

  • -знакомства зарубежного зрителя с разнообразием и богатством культурного наследия России и ее современных достижений и проблем.


Стремясь к достижению этих целей, мы, собравшиеся на V Международном фестивале нового документального кино «Флаэртиана» представители организаций, заинтересованные в развитии российского фестивального движения, согласились с необходимостью координации и объединения усилий для создания единого информационного и коммуникационного пространства.

Нами принято решение о создании национальной ассоциации кинофестивалей.

Заинтересованность в создании ассоциации и сотрудничестве с ней выразил Робин Малик, Генеральный секретарь Европейской Координации Кинофестивалей.

Создана рабочая группа для выработки учредительных документов ассоциации во главе с Павлом Печенкиным, президентом фестиваля «Флаэртиана».

г. Пермь, 8 мая 2004 г.

Подписали:

Кирилл Разлогов, директор Института культурологи министерства культуры РФ, председатель отборочной комиссии Московского Международного кинофестиваля

Геннадий Поличко, зав. кафедрой менеджмента в кино и на ТВ Государственного университета управления, Генеральный продюсер детского медиаобразовательного фестиваля «Золушка и др.», Москва

Павел Милославский, киноклуб «Время», Нижний Новгород

Надежда Бакурадзе, студия «Видеодом», Главный куратор Международного Канского Видео фестиваля

Андрей Шемякин, директор центра истории искусств и визуальной культуры РГГУ, Москва

Элла Давлетшина, Генеральный директор кинофестиваля «Встречи в Сибири», Новосибирск

Алексей Казаринов, директор АНО «Культурная пропаганда», Сибирский федеральный округ

Александра Блок, директор фестиваля «Живая вода», Алтай

Александр Федоров, Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, Таганрог

Валерий Тимощенко, директор кинофестиваля «Ноев ковчег», Краснодар

Наталья Юхневич, директор студии «PRO S», Вильнюс, Литва

Ирина Баканова, декан факультета истории и искусства РГГУ, Москва

Марина Южанинова, Салехардский фестиваль этнографического кино, Москва-Салехард

Александра Лейбович, главный координатор Международного кинофестиваля «Послание к человеку», С.-Петербург

Павел Печенкин, президент Международного кинофестиваля «Флаэртиана»

Алексей Ханютин, председатель Гильдии неигрового кино и телевидения, Москва

Георгий Негашев, генеральный директор открытого фестиваля документального кино «Россия», г. Екатеринбург

Наум Клейман, директор Государственного центрального музея кино, Москва

Светлана Новикова, директор миротворческого кинофестиваля телевизионных и документальных фильмов «Кавказ: вчера, сегодня, завтра», Ростов-на-Дону


Декларация


Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России и координационного совета Всероссийской конференции по медиаобразованию (Пермь, 5-6 мая 2004 года)


1. Согласно документам ЮНЕСКО (1999, 2002) и Совета Европы (2002) медиаобразование «Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как: 1)анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; 2)определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3)интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5) получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. … Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования» » [UNESCO, 1999, pp.273-274]. Поэтому медиаобразование в России нуждается во всесторонней поддержке и развитии – как на уровне школ и вузов, так и на уровне системы дополнительного образования и медиакритики.

2. Учреждениям российского образования требуются медиаграмотные педагоги, которых необходимо готовить в педагогических вузах/университетах страны. С 2002 года в России уже существует официально зарегистрированная Министерством образования РФ вузовская специализация 03.13.30 «Медиаобразование», однако сегодня этого уже недостаточно, вот почему необходимо ходатайствовать перед Министерством образования и науки РФ об открытии новой специальности «Медиаобразование» с присвоением ей соответствующего государственного номера. Для этих целей Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России разработаны проекты Госстандарта и учебного плана по специальности «Медиаобразование», размещенные на федеральном сайте Ассоциации http://edu.of.ru/mediaeducation  

3. Важным шагом к развитию медиаобразования в России может стать создание межрегионального Уральского Центра медиаобразования в Перми, который смог бы объединить усилия пермских, екатеринбургских, челябинских и курганских медиапедагогов (проведение медиаобразовательных конференций, семинаров, летних школ, курсов повышения квалификации педагогов и т.д.).

4. Нуждается в дальнейшей популяризации и распространении положительный опыт, накопленный российскими медиапедагогами в Москве, Воронеже, Твери, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Кургане, Ростове, Таганроге, Тамбове, Краснодаре и других городах (из недавних позитивных примеров отметим создание медиаобразовательного центра при Челябинском Южно-Уральском университете).

5. Весьма положительной тенденцией является сотрудничество российских мастеров документального кино и медиапедагогов, так как до сих пор золотой фонд отечественной документалистики, по сути, остается невостребованным, не имеет широкого проката, в то время, как будучи включенным в медиаобразовательный процесс в школах и вузах, документальный экран, бесспорно, нашел бы там благодарную массовую аудиторию (в этом отношении заслуживает всяческой поддержки деятельность фестиваля документального кино «Флаэртиана» в Перми).

Подписали:

А.В.Федоров, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, доктор педагогических наук, профессор, член Союза кинематографистов России и CIFEJ.

Г.А.Поличко, председатель Правления Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, кандидат педагогических наук, профессор, член Союза кинематографистов России.

П.А.Печенкин, президент международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», кинорежиссер, член Правления Союза кинематографистов России.


Итоговый документ


Круглого стола «ПРАВОСЛАВИЕ И КИНО»

в рамках цикла творческих встреч «Православие и кино», приуроченных к Дням славянской письменности и культуры.


По завершении программы встреч, организованных библиотекой Духовного возрождения МУК «ОМБ» г. Перми при содействии Пермского епархиального управления Русской Православной Церкви, и поддержке управления внутренней политики и взаимодействия с территориями аппарата Администрации Пермской области, комитета по культуре и искусству Администрации г. Перми, государственного областного учреждения «Культурно-деловой центр», киностудии «Новый курс», в Центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина (ул. Коммунистическая, 25) прошел Круглый стол. «Православие и кино»

Председатель Круглого стола – Игумен Даниил (Ишматов) - заведующий сектором по связям с епархиями при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, благочинного Патриаршего подворья Высоко-Петровского мужского монастыря.

Куратор Круглого стола – Павел Печенкин, президент международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», кинорежиссер, член Правления Союза кинематографистов России.

Круглый стол проводился по результатам цикла творческих встреч «Православие и кино», прошедшим в Перми с 17 по 21 мая 2004 года в «Культурно-деловом центре» (ул. Куйбышева, 14). В ходе встреч состоялся просмотр и обсуждение фильмов:, «Забытая война», «Дар веры», «Претерпевшие до конца», киностудия «Отечество», автор и режиссер Борис Криницин; «Это я - Апокалипсис», автор и режиссер Никита Воронов; «Одинокий рай», Краснодарская киностудия, авторы Валерий Тимощенко и отец Виктор (Салтыков), режиссер Валерий Тимощенко; «Восхождение в безмолвие», Православная киностудия «Пневматикон», автор и режиссер Игумен Даниил (Ишматов) г. Москва; «Мой отец Сергий», автор Юрий Колчеев, кинорежиссер Петр Солдатенков, «Киностудия ПС», Санкт-Петербург – Москва; и другие. Многие представленные документальные фильмы получили признание на международных и российских кинофестивалях, демонстрировались на традиционном международном кинофестивале «Флаэртиана – 2004» в г. Перми.

В ходе встреч состоялось обсуждение нашумевшего фильма режиссера М. Гибсона «Страсти Христовы».

Цель этих творческих вечеров – приобщение к образцам киноискусства, проникнутых христианскими нравственными идеалами, вносящих свою лепту в укрепление единства славянских и православных народов. В обсуждении принимали участие творческие сотрудники киностудии «Новый курс»: художественный руководитель и режиссер Павел Печенкин, киносценарист Константин Шумов, священник - Игумен Даниил (Ишматов) (г. Москва), зав. сектором по связям с епархиями Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, благочинный Патриаршего Подворья Высоко-Петровского монастыря, диакон Геннадий Вихарев, секретарь епархиального отдела образования Пермской и Соликамской епархии, ученые: А.В Вертинский.(кандидат исторических наук, декан исторического факультета Пермского государственного педагогического университета, доцент), В.М Раков. (кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Пермского филиала Высшей школы экономики), журналисты, творческая интеллигенция, любители кино.

В ходе обсуждения были приняты следующие решения:


С каждым годом набирает силу кинофестивальное движение в России. Наряду с крупными столичными фестивалями растет число и значимость региональных кинофестивалей, целью которых является не только просмотр

шедевров киноискусства, но и развитие культурной среды жизни регионов и формирование и сохранение духовно-нравственной взглядов в гражданском обществе Российской Федерации.

Опыт показывает, что фестивальное движение может сыграть существенную роль в достижении таких важных целей, как:


  • сохранение и развитие культурного наследия в регионах России, распространении идей просвещения и нравственного воспитания подрастающего поколения, социальной ответственности, толерантности, уважения к традиционным этническим и культурным ценностям;




  • поддержка и развитие медиаобразования, создания условий для межэтнического диалога;




  • знакомства зарубежного зрителя с разнообразием и богатством культурного наследия России и ее современных достижений и проблем.



Для продолжения реализации данного проекта необходимо вести работу в нескольких направлениях:


1. Учитывая успешный опыт прошедшего цикла творческих встреч «Православие и кино», участники Круглого стола рекомендуют:

  • сделать данное начинание традиционным, проводить его ежегодно,

  • включить тематический блок «Православное кино» (рабочее название) в цикл кинопоказов на Международном кинофестивале «Флаэртиана».


2. Стремясь к достижению этих целей участники фестиваля «Православие и кино» поддержали идею участников учредительной конференции национальной ассоциации фестивалей фильмов, проходившей в рамках фестиваля «Флаэртиана», о создании «Пермской синематеки» с кино- видеофондом православного кино.


3. В настоящее время учреждениями российского, в том числе и Пермского, образования востребованы медиаграмотные педагоги, которых необходиомо готовить в педагогических университетах страны. С 2002 года в России существует зарегистрированная Министерством образования РФ вузовская специализация «Медиаобразование», но на сегодня возникла необходимость в увеличении педагогов и поэтому необходимо ходатайствовать перед Министерством образования и науки РФ об открытии новой специальности «Медиаобразование».


4. Весьма положительной тенденцией является сотрудничество российских мастеров документального кино и медиапедагогов, что позволит использовать до сих пор невостребованный золотой фонд отечественной документалистики.


Подписали:

Игумен Даниил (Ишматов), заведующий сектором по связям с епархиями при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, благочинного Патриаршего подворья Высоко-Петровского мужского монастыря.

П.А. Печенкин, Президент международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», кинорежиссер, член Правления Союза кинематографистов России.