uzluga.ru
добавить свой файл
Историческая справка ФКУ Казанская воспитательная колония


Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывает к себе повышенный интерес. Это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона лицами юного возраста, их распространенность не только свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества, но и в значительной мере выступают в качестве прогностической характеристики преступности в целом.

Как показывают данные судебной и уголовно-исполнительной практики, наиболее опасная категория преступников - рецидивисты начинают свою преступную «карьеру», как правило, в молодом возрасте, а нередко еще, будучи несовершеннолетними. Несовершеннолетние становятся субъектами уголовно-исполнительного права, главным образом отбывая наказание в виде лишения свободы. Лишение свободы - самое строгое наказание в системе наказаний, которые могут назначаться несовершеннолетним.

В Республике Татарстан уголовные наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных исполняет Казанская воспитательная колония.

История исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников в России насчитывает более ста лет.

В конце ХIX века в Рос­сии ежегодно осуждалось около 9000 человек в возрасте до 18-лет, к содержанию в исправительных заведениях судами приговаривалось более 3000 несовершеннолетних пре­ступников, общее количество несовершеннолетних лиц, содержащихся в исправительных учреждениях достигало около 15000 человек.

Подавляющее большинство подрост­ков-преступников отбывали наказание в виде тюремного заключения вместе со взрослыми. Развращающий характер тюрьмы калечил детей нравственно и физически. Исправительные заведения для несовершеннолетних правонарушителей впервые появились после проведения судебной реформы 1864 года и принятия «Устава о наказаниях, налагаемые мировыми судьями». В ст. 6 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, говорилось «...о праве суда отдавать малолет­них моложе 17 лет вместо тюремного заключения в особые испра­вительные заведения для малолетних».

5 декабря 1866 года императором Российской Империи был утвержден Закон «Об учреждении приютов и колоний для нравственного исправления несовершеннолетних преступников». Указанный закон призывал земства, различные общественные и духовные установления, а также частных лиц учреждать подоб­ные заведения, независимо от тех, которые основывало прави­тельство, таким образом создавалась система учреждений для отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними осужденными.

В России начинает учреждаться целый ряд обществ земле­дельческих колоний и ремесленных приютов. Возникают они на средства благотворителей, большей частью стихийно. Так в г.Казани 23 ноября 1875г. был открыт Казанский воспитательно-исправительный ремесленный приют. Обычно контингент исправительных учреждений для несовершеннолетних осужденных не превышал 100 человек.

Согласно закону 1866 года исправительные приюты состояли в ве­дении Министерства внутренних дел и учреждались отдельно для лиц разных полов.

В целом система воспитания в каждом исправи­тельном заведении была разной. Главное, в чем они были похожи друг на друга - это строгость дисциплины, жесткость требова­тельности, тяжелый физический труд. Исправление в трудовой деятельности в мастерских или на поле считалось наиболее силь­ным средством, которое могло избавить подростков от дурных мыслей и наклонностей, гарантировало им профессиональные умения и навыки, применяя которые они могли в дальнейшем зарабатывать себе на жизнь. В Казанском воспитательно-исправительном приюте функционировали мастерские. В 1881–1882 гг. мастерские принесли валового дохода до 4 тыс. рублей, а в 1883 г. – до 5 тыс. рублей. В них преимущественно изготавливались сельскохозяйственные машины.

Уставами колоний и приютов широко предписывалось прове­дение общего образования подростков, различных внеклассных мероприятий. Цель обучения сводилась глав­ным образом к тому, чтобы воспитанники могли получить неко­торые навыки в чтении, письме, счете, ознакомились с видами ремесла, получили элементарные сведения о географии, естество­знании, истории и др. В основном же обучение сводилось к изу­чению закона божия и воспитанию религиозного сознания.

За годы Первой мировой войны, Февральской революции преступность несовершеннолетних к моменту установления советской власти возросла по сравнению с 1913 годом более чем в 7 раз. Одним из первых декретов советской власти был декрет СНК от 14 января 1918г. «О комиссиях для несовершеннолетних», упразднивший суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних. В соответствии с этим декретом все несовершеннолетние, содержавшиеся в тюрьмах и арестных домах, были освобождены. Все сохранившиеся к тому времени исправительно-воспитательные приюты и колонии были переданы в ведение Народного Комиссариата государственного призрения (переименованного вскоре в Наркомат социального обеспечения). В ведение этого же Наркомата одновременно были переданы все другие учреждения призрения несовершеннолетних и малолетних детей.

В этот же период все учреждения для несовершеннолетних правонарушителей, подчиненные Народному Комиссариату социального обеспечения, были переданы в ведение Народного Комиссариата просвещения. Создаются новые типы учреждений для трудновоспитуемых детей и подростков и для несовершеннолетних правонарушителей: детские колонии (типа Полтавской колонии, которой руководил А.С. Макаренко), трудовые коммуны.

Трудовая колония для несовершеннолетних, лишенных свободы, мыслилась как воспитательно-исправительное (медико-педагогическое) заведение вне города, где воспитанники пользовались бы относительной свободой передвижения в пределах территории колонии и обучались преимущественно сельскохозяйственному труду.

Однако в процессе практической организации этих учреждений наиболее желательным было признано сочетание трудового дома и трудовой колонии в одном заведении, в котором ремесленному и сельскохозяйственному труду придавалось бы одинаковое значение, а воспитанники могли пользоваться свободой передвижения в пределах территории колонии.

С 1924 года, после принятия ИТК РСФСР, эти учреждения стали называться «трудовыми домами для несовершеннолетних правонарушителей, в которые с 1929 года стали направляться несовершеннолетние, не только лишенные определяли помещение в специальные учреждения.

В числе учреждений, занимавшихся предупреждением беспризорности и преступности несовершеннолетних, трудовые коммуны Объединенного Государственного политического Управления (ОГПУ) занимают особое место. Выработанные ими новые формы и методы работы с юными правонарушителями были успешно восприняты другими учреждениями для несовершеннолетних. Трудкоммуны ОГПУ воплотили в своей работе весьма своеобразный и интересный опыт перевоспитания наиболее трудно поддающихся исправлению молодых рецидивистов, имевших устойчивые традиции и связи с преступной средой. Это своеобразие заключалось, прежде всего, в том, что их работа не была связана никакими юридическими рамками постановлении и приговоров. Молодые рецидивисты в возрасте от 16 лет до 21 года набирались в коммуны из мест лишения свободы независимо от сроков наказания.

В августе 1928 года на территории Свияжского Успенского Богородицкого монастыря была образована трудовая коммуна. Были открыты слесарные, столярные, кузнечные, сапожные мастерские. Коммуна была ликвидирована в 1935 году.

Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 г. «О детской беспризорности и безнадзорности» в разделе «Об улучшении состояния детских домов и трудовых колоний» установило типы детских учреждений всех ведомств и наметило ряд серьезных мероприятий по улучшению их работы. Все учреждения для несовершеннолетних правонарушителей стали подразделяться на изоляторы, трудовые колонии и приемники-распределители, находившиеся в ведении НКВД СССР.

Трудовые колонии представляли собой унифицированные исправительные учреждения, призванные заменить почти все предшествовавшие учреждения для несовершеннолетних правонарушителей и беспризорных.

До 1939 года трудовые колонии рассматривались как исправителъно- воспитательные учреждения для осужденных несовершеннолетних, а также беспризорных, которыми руководил специальный отдел трудовых колоний. С 1939 года трудовые колонии стали учреждениями лишь для несовершеннолетних преступников, осужденных к лишению свободы. Отдел трудовых колоний и сами колонии были подчинены единому управлению и включены в общую систему мест заключении.

В период с 1939 по 1943 год беспризорные дети в эти колонии не поступали, а направлялись в учреждения системы НКП и НК3.

Однако в условиях роста беспризорности, вызванного войной, потребовалось создание специальных учреждений, которые помогали бы успешнее вести борьбу с беспризорностью и преступностью детей. Постановлением СНК СССР от 15 июня 1943 г. «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством» был введен новый тип учреждений для несовершеннолетних — это детские трудовые воспитательные колонии НКВД (ДТВК).

Трудовые воспитательные колонии вводились в целях усиления мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и преступностью, в дополнение к трудовым колониям, существующим для содержания детей и подростков, осужденных судами, и предназначались «для содержания в них беспризорных и безнадзорных детей, а также детей и подростков, неоднократно замененных в мелком хулиганстве и других незначительных преступлениях». Эти колонии сыграли положительную роль в деле борьбы с беспризорностью и преступностью несовершеннолетних как в период войны, так и в послевоенное время.

С 1 августа 1968 года было введено в действие «Положение о трудовых колониях для несовершеннолетних», утвержденное указам Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1968 года. С принятием 11 июля 1969 года Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик трудовые колонии несовершеннолетних были переименованы в воспитательно-трудовые колонии со своими в отличие от исправительно-трудовых колоний специфическими методами и средствами исправления и перевоспитания правонарушителей. Начиная с 1992 года, когда был принят Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР», уголовно-исполнительная политика в отношении несовершеннолетних неизменно была направлена на гуманизацию процесса исполнения наказания. С 8 января 1997 года, когда был принят новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ, воспитательно-трудовые колонии стали именоваться воспитательными колониями. Воспитательно-трудовые колонии, как и другие учреждения и органы, исполняющие наказания, входили до 1998 г. в систему Министерства внутренних дел. С 1998 г. уголовно-исполнительная система передана в Министерство Юстиции.

В настоящее время воспитательные колонии входят в состав Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России подведомственна Минюсту России).

Таким образом, система особой организации исполнения наказаний в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних осужденных существует в России около 140 лет.


Федеральное государственное учреждение «Казанская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан» (далее – КВК) была образована 29 февраля 1972 года (приказ Министра внутренних дел ТАССР от 29 февраля 1972 г. №019). Местом дислокации КВК была выбрана база ликвидированной исправительно-трудовой колонии №9, располагавшейся рядом с Производственным объединением «Оргсинтез».

На момент открытия учреждения в жилой зоне колонии было 4 общежития, клуб-столовая и 4 комнаты в общежитии, приспособленных под школу. ИТК-9 не имела собственную базу и поэтому осуждённые работали на контрагентских началах на территории завода ЖБИ-4. Тем не менее, руководством МВД ТАССР было принято решение об открытии колонии для несовершеннолетних. Первые пять лет в КВТК режим был усиленный. 17 апреля 1972 года из следственного изолятора №1 г. Казани прибыл первый этап осужденных в количестве 70 воспитанников, этапированных из Стерлитамакской ВТК МВД Башкирской АССР.

С развитием колонии велось строительство новых объектов. За короткий срок были построены типовая двухэтажная школа, здания производственного училища, промышленных цехов, клуб на 550 посадочных мест, медицинская часть со стационаром на 25 коек, банно-прачечный комплекс.

Одновременно велось строительство благоустроенного жилья для сотрудников учреждения. В конце 1973 года на баланс КВК был передан 5-ти этажный 6-ти подъездный дом на ул. Химиков.

С первых дней создания КВК главной задачей стало обеспечение воспитанников оплачиваемым трудом. По кооперации с Казанским авиационным и моторостроительными заводами были построены производственные корпуса, изготовление мясорубок и несложных деталей для самолётов «ИЛ-62» позволили обеспечить полную занятость воспитанников работой в две смены. Предприятие колонии до 1991 года работало на давальческом сырье по договорам кооперации с литейными предприятиями. Начиная с 1995 года, предприятие развило собственную базу по выпуску изделий столярного производства. Тем не менее, наибольших успехов производство достигло в 1987 году. Участвуя во Всесоюзном соревновании среди воспитательно-трудовых колоний СССР, КВТК заняла 1 место и была награждена переходящим Красным Знаменем ЦК КПСС, ВСЦПС и МВД СССР. Директор предприятия Попов Борис Георгиевич был награждён орденом «Знак Почёта».

Как самостоятельная единица исполнения наказания КВК играет ведущую роль в деле профилактики преступности несовершеннолетних в Республике Татарстан. Основная задача - обеспечение в соответствии с законом и приговором суда отбывания наказания в виде лишения свободы - решается в полном объёме.

Сегодня КВК - это жилая зона с реконструированными общежитиями для осуждённых, столовой, современными школой и профессиональным училищем, банно-прачечным комбинатом, клубом, спортивными площадками.

Произошли изменения жизнедеятельности колонии, были разработаны принципиально новые подходы к работе. Курс был взят на привлечение общественности к участию в работе по исправлению несовершеннолетних осуждённых. Для организации координации при КВК создан попечительский совет, в который входят республиканские министры, глава администрации Московского района г.Казани, начальник ГУФСИН РТ, руководители промышленных предприятий, представители других организаций и ведомств. Возглавляет попечительский Совет министр по делам молодёжи, спорту и туризму Республики Татарстан Бариев М.М. В колонии разработано положение и созданы родительские комитеты отрядов. Ежегодно проводятся тематические родительские конференции. Приобрело систематический характер участие родителей в подготовке и проведении культурно-спортивных праздников, дней открытых дверей, дня учителя, выпускного вечера и других мероприятий. Используются и другие формы работы с шефами. Существует взаимодействие культурных центров города с колонией. Среди них профессиональные и самодеятельные коллективы учебных заведений, детская республиканская библиотека и др.

Качественные изменения претерпел учебный процесс в общеобразовательной школе и ПУ. Оснащение школы стало заметно лучше: оформлены кабинеты, занятия по информатике проводятся в компьютерном классе, оборудованным по современным требованиям. В период реализации программы Президента РТ по компьютеризации школ колонии было выделено 10 компьютеров.

В 1997 году школа КВК была признана лучшей среди школ воспитательных колоний Российской Федерации. В том же году на базе колонии проводился Всероссийский конкурс «Учитель года школ КВК». Второе место в конкурсе занял учитель географии КВК Зименс А.К.

В 1999 году проект, разработанный коллективом школы «Поможем вместе» был признан фондом «Сороса» победителем и получил гранд. За заслуги перед образованием директору школы Беловой Ф.А. и учителю физики Кабакову Ф.А. указом Президента РТ присвоено звание «Заслуженный учитель РТ».

Профессиональное училище при КВК считается одним из лучших не только в ГУФСИН, но и в городе. Кабинеты оснащены обучающими устройствами, пультами преподавателя и пультами централизованного управления, учебно-техническими средствами. Наличие такой учебной базы и стабильного опытного коллектива мастеров и преподавателей позволяет подготовить конкурентно-способных специалистов для промышленности, таких как слесарь механосборочных работ, слесарь по ремонту промышленного оборудования, токарь по металлу. В настоящее время самой престижной специальностью является слесарь по ремонту и эксплуатации автотранспортных средств.

В учреждении создана система военно-патриотического воспитания. Установлен армейский порядок от подъёма до отбоя. С 1990 года в колонии организована психологическая служба, на базе которой с июня 1995 года создана психологическая лаборатория. Для снятия стрессового состояния и психо-эмоционального напряжения со всеми категориями воспитанников проводятся тренинги, ситуативно-ролевые игры, психокоррекционные беседы, сеансы релаксации.

На постоянной основе в колонии работает ЗИПОПО (заочный институт позитивного поведения), организованный городским молодёжным центром «Азамат». С воспитанниками регулярно проводят свои мероприятия сотрудники общественных движений, Правозащитный центр г.Казани и представители различных религиозных конфессий и др.

В 2003-2006 гг. в учреждении на средства федерального и республиканского бюджетов были проведены большие капитальные ремонтные работы, построен новый банно-прачечный комплекс, отремонтированы здания общежитий, столовой, строгих и льготных условий содержания, карантина, комнаты проведения длительных свиданий, медицинской части, клуба, спортивного зала, библиотеки, административного здания.

В июле 2006 года на базе учреждения проводилось Всероссийское совещание руководителей территориальных органов ФСИН России и начальников воспитательных колоний.

Сегодня в учреждении исключены всякого рода преступления и грубые нарушения режима содержания. В целом произошло оздоровление обстановки и улучшение морально-психологического климата среди несовершеннолетних осуждённых.