uzluga.ru
добавить свой файл
Интервью с доцентом, руководителем оркестра баянов консерватории Ю.Е.Гуревичем

Гуревич Юрий Ефимович – человек невероятной жизненной силы и неиссякаемого вдохновения. Достаточно заглянуть в его глубокие и умные глаза, чтобы увидеть, сколько в них света и тепла, которые он бесконечно дарит окружающим. Но откуда берется столько оптимизма, столько кипучей энергии? Эта тайна кроется в самой личности нашего героя. В этом интервью была предпринята попытка приблизиться к ее разгадке...


- Юрий Ефимович, расскажите, пожалуйста, откуда вы родом?

- Родился на Смоленщине, в городе Вязьма, в шестьдесят седьмом году.

- Вы из музыкальной семьи?

- Нет, родители не музыканты. Отец был офицером.

- А как получилось, что Вы стали заниматься музыкой? Почему выбрали именно баян?

- Когда мне было лет семь, я попал на празднество к родственникам и впервые услышал баян. И когда решался вопрос, в какую школу меня отдавать - в музыкальную или спортивную, я изъявил желание пойти в музыкальную школу, чтобы учиться на баяне. Но я думаю, что если б услышал другой инструмент «вживую», может быть, выбрал бы его.

- Как Вы приехали в Нижний Новгород? Почему именно сюда?

- Приехал я сюда с Севера, из Ухты, куда перебрались мои родители из Вязьмы. Здесь у меня живет тетя. Поэтому было принято решение, что в музыкальное училище я поеду поступать в Горький, который всегда славился баянной школой. Когда я сюда приехал, а это был восемьдесят второй год, мне показалось, что это невероятно огромный город и меня он очень притягивал. После училища окончил консерваторию у профессора Виктора Ивановича Голубничего, потом у него же - аспирантуру. Преподавать я стал здесь с девяносто третьего года, еще аспирантом.

- У Вас есть какое-то увлечение помимо музыки?

- Ну, дело в том, что когда занимаешься музыкой, она поглощает практически все время (улыбается). Когда-то у меня была страсть коллекционировать старинные предметы, марки, значки… но это все осталось в глубоком детстве. Сейчас, если у меня появляется свободное время, я встречаюсь с друзьями.

- У Вас много друзей? Вы общительный человек или предпочитаете уединение?

- Друзей много. Есть уже проверенные временем, с которыми я дружу уже более двадцати лет. Есть те, которые сравнительно недавно стали близкими людьми. И причем у меня есть друзья и в городах, куда я приезжаю с концертами. Мне уединение не нравилось никогда, честно говоря, хотя, когда я над чем-то работаю, я стремлюсь побыть один в этот момент, но недолго.

- Какие человеческие качества Вы цените больше всего?

- В мужчинах или в женщинах? (смеется) В мужчинах – интеллект, конечно же…

- То есть Ваши друзья все интеллектуалы?

- Да нет (смеется)…Просто интеллект я ставлю на первое место, а так много всяких качеств… Это жизненный азарт, темперамент. Не люблю людей флегматичных. Что же касается женщин, то здесь все довольно непросто, очень много качеств, которые привлекают в женщине. Это - красота, обаяние, привлекательность… И между прочим, живость и азарт - жизненный азарт.

- Как Вы любите отдыхать?

- Это выезды на природу с друзьями, семьей. Не могу сидеть на одном месте очень долго.

- А Вы любите кино? Часто ходите в театр?

- К сожалению, сейчас это довольно редко бывает, но каждый выход в театр или на хороший фильм приносит очень яркие впечатления и надолго сохраняется в памяти.

- Какую Вы слушаете музыку?

- Всякую! Много слушаю Баха, Шопена, Листа…

- Это всегда классическая музыка?

- Нет, не всегда. Очень люблю джаз, например, трио Билла Эванса, Кейта Джаретта. Также нравятся какие-то вещи из авангардного джаза, то есть это все от настроения зависит. Иногда приятно послушать даже поп-музыку, если она качественная. Например, АВВА, я считаю, группа номер один в этом направлении. Нравится Queen… Из рок-музыки люблю, в первую очередь, ДДТ.

- А как Вам кажется, есть ли поэт, который похож на Вас и чем?

- Ого! (озадаченно) Это вопрос… Честно говоря, я не могу найти сходств ни с одним из поэтов. И биография и взгляды на жизнь, совершенно все разное, совершенно.

- Вы и исполнитель, и педагог, и аранжировщик, и активный музыкальный организатор. Есть ли в этом всем многообразии что-то такое, что у Вас стоит на первом месте?

- Дело в том, что в определенный момент бывает важно что-то одно. Это как в полифонии, когда на первый план выходит один голос, как выходит один герой на авансцену, а остальные голоса тоже главные, но они находятся позади. Потом все меняется. Также и в творческих делах. В один момент очень важно исполнительство, в другой – организационная деятельность и т.д. И, когда такое многообразие работы, это позволяет не утомляться, т.е. все время идет переключение на что-то.


- Расскажите о Вашей исполнительской деятельности. Как появился Ars Mobile?

- Ars Mobile появился в 2001 году. Идея возникновения принадлежала нам с Владимиром Холщевниковым, нашим композитором. Хотелось чего-то нового. Хотелось играть много хорошей классической музыки. Мы, баянисты, имеем возможность исполнять музыку эпохи барокко, венского классицизма. Гораздо сложнее обстоит с романтической музыкой - все-таки это была эпоха рояля, в первую очередь, там своя специфика.… Когда мы общались с автором, он сказал, что для камерного состава с баяном возможно практически все. В результате тогда, в самом начале нашей деятельности, появился крупный цикл - парафраз на песни Шуберта для виолончели и баяна. И весь репертуар, как мы решили с композитором, должен иметь очень широкий стилистический спектр. У нас есть и музыка Ренессанса, и барочная музыка, и венская классика, и сочинения романтической эпохи, и оригинальная музыка, и в том числе эстрадно-джазовые композиции.

- Ваш диск Capriccio в каком году записан?

- В 2005 году. На сегодняшний момент это единственный диск и малая часть того, что мы играем. Но я планирую в ближайшем будущем сделать запись.

- Какие за последнее время интересные события происходили в жизни Вашего коллектива?

- В прошлом году мы ездили на Московский фестиваль «Баян и баянисты», познакомились с иностранными исполнителями, с нашими звездами, это всегда очень интересно. В этом году у нас состоялась очень увлекательная поездка в Курган. Там проходил фестиваль-конкурс, я был членом жюри, и в рамках этого мероприятия мы дали концерт. Также удалось познакомиться с представителями зауральской баянной школы и, кстати, не только баянной, там, на конкурсе народников, были и гитаристы, и домристы. И всегда приятно от людей, которые далеко живут, ощущать тепло, в такие моменты чувствуешь какую-то родственность наших душ. Еще одна запоминающаяся поездка была в Пензу, мы там играли в камерном зале филармонии. У меня было такое впечатление, что в зале сидели в основном мои друзья, вот такое ощущение было от публики. Конечно, это всегда откладывается в памяти. В Арзамасе мы участвовали в «Декабрьских вечерах», тоже был удивительно теплый прием и интересное общение с коллегами, причем разных специальностей. И всегда интересно получить отзыв от людей не нашего цеха.

- Что для Вас сотрудничество с В.Д.Холщевниковым?

- Реализация творческих замыслов, идей. Меня очень обрадовало, когда наш ансамбль, наш «организм» сложился – в одиночку очень трудно жить на этом свете, и в творческом отношении тоже. Раньше считал, что я сугубо индивидуалист в музыке, как солист-исполнитель, и, по-видимому, в какой-то момент это было необходимо так считать. Но если искушен камерным музицированием в ансамбле, оказаться от этого очень сложно. В это просто влюбляешься сразу. Когда существует такой организм, энергия перетекает от одного исполнителя к другому, когда на сцене существует импровизация, тогда неожиданно возникает новый ход твоего партнера, и это доставляет удовольствие и ему и всем, это удивительное ощущение! Так вот, сотрудничество с Холщевниковым, это: во-первых, не одиночество; во-вторых, это свое направление, в котором мы первые. Его авторская индивидуальность очень импонирует мне.

- В педагогической практике есть ли какая-то авторская формула или разработанная Вами система, по которой Вы занимаетесь с учениками?

- Мне, честно говоря, трудно говорить о каких-либо формулах, принципах потому, что все педагогические вопросы приходится решать в зависимости от индивидуальности того или иного студента. Самое ценное, когда в процессе общения студент начинает мне доверять и раскрывается сам. Как это происходит - трудно зафиксировать, каждый раз по-разному.

- Вы демократичный преподаватель?

- Смотря, в какой области музыкального исполнительства. Если речь идет об оркестре, которым я руковожу, конечно, я требую дисциплину, и решаю вопросы довольно жестко. Что касается работы с учениками по специальности, то здесь, как мне представляется, давления быть не должно, тем более в вузе.

- А если у ученика такой тип характера, что ему требуется это?

- Тогда это не мой студент.

- Что, как Вы считаете, главное, чего должен достичь каждый Ваш ученик, в не зависимости от одаренности?

- Во-первых, он должен стать прекрасным профессионалом. Что я в это понятие вкладываю: когда музыкант открывает ноты, он должен видеть текст, он должен его читать. Понимать все обозначения, которые указаны в нотах, должен видеть авторскую идею, авторский замысел. Если к ученику приходит это понимание, значит, задача выполнена. А во-вторых, мне очень хотелось бы, чтобы мои студенты, которые выпустились из консерватории, всю свою жизнь посвящали музыке. И меня огорчает, когда я узнаю, что кто-то ушел в другую специальность, хотя я не осуждаю. Жизнь складывается у всех по-разному, но я вижу в этом некоторое предательство перед искусством.

- Как Вам удается совмещать и работу в ансамбле, и в консерватории… Откуда берется столько энтузиазма в свершении таких требующих полной отдачи дел?

- Музыкант - это не работа, это - образ жизни. Сейчас еще тот возраст, когда я наоборот чувствую прилив энергии. Это когда уже что-то умеешь делать, это когда еще очень хочется, когда присутствует вдохновение, окрыленность.

- Можете ли Вы сказать о себе что-то такое, что знают о Вас только друзья?

- Трудно ответить на этот вопрос. Ведь познать человека практически невозможно…

- А Вы сами себя знаете?

- Мне кажется, что знаю. Но я не могу представить, какие ситуации возможны в жизни, в которые я еще не попадал.

- Если бы Вы были музыкальным инструментом, то каким?

- Виолончелью.

- Да?! А почему?

- Это человеческий голос – он может быть высоким, низким, средним. Он обладает огромным диапазоном, теплотой и силой звука, возможностью гибкой интонации. Самый мой любимый инструмент.


Интервью провела арт-журналист I курса ФДО ННГК им. М.И.Глинки

Нина Якименко