uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 36 37
И , десятая буква русcкого алфавита; восходит к кириллической букве "иже" (поперечная черта которой изменила направление), имевшей, кроме звукового, также цифровое значение 8; в дореволюционном русском алфавите называется "и восьмеричное".

И , в китайской мифологии герой - стрелок из лука, спасший людей от засухи; когда на небо взошло десять солнц, он подстрелил девять из них.

"И . Г. ФАРБЕНИНДУСТРИ" (I. G. Farbenindustrie), германский военно-химический концерн. Основан в 1925. После 2-й мировой войны расчленен на 3 юридически самостоятельные компании:"БАСФ", "Байер" и "Хехст".

И ДЕСЯТЕРИЧНОЕ , буква I в русском алфавите до реформы 1917-18; восходит к кириллической букве ("и"), имевшей, кроме звукового, также цифровое значение 10.

И ИНЬ , в китайской мифологии мудрец - наставник царей, рожденный чудесным образом во время потопа.

И ЦЗИН (635-713) , китайский путешественник, ученый, буддийский монах; в 671-695 совершил плавание в Индию, сообщил ценные географические сведения.

ИАКИНФ , см. Гиацинт.

ИАКИСХОЛ Керкирский (ум . ок. 63), христианский мученик, бывший разбойник, обращенный ко Христу апостолами Иасоном и Сосипатром. Память в Православной церкви 28 апреля (11 мая).

ИАКОВ (Израиль) , в Библии младший из двух сыновей-близнецов Исаака и Ревекки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлебку и хитростью получил благословение Исаака как первородный сын. 12 сыновей Иакова считались родоначальниками 12 израильско-иудейских племен.

ИАКОВ БАРАДЕЙ (аль Барадеи) (наст . имя Цанцала) (ум. в 578), глава сирийских монофизитов, названных по его имени яковитами. С 542 епископ Эдесский, руководил общиной, беспрерывно странствуя по Сирии, Египту и Эфиопии.

ИАКОВ (ум . ок. 63), брат Господень по плоти, апостол от 70-ти, (Послание к Галатам 1:19), первый епископ Иерусалимский, священномученик. Автор Послания, вошедшего в новозаветный канон. Память в Православной церкви 4 (17) января и 23 октября (5 ноября).

ИАКОВ Зеведеев (казнен ок . 44), один из двенадцати апостолов, старший брат Иоанна Богослова. Память в Православной церкви 30 апреля (13 мая), 30 июня (13 июля), в Католической - 25 июля.

ИАКОВ из Варацце , Иаков Ворагинский (итал. Jacopo da Varazze, Jacobus de Voragine) (ок. 1230-1298), итальянский монах-доминиканец, проповедник, архиепископ Генуэзский. Автор "Золотой книги" - сборника житий святых, пользовавшегося громадной популярностью в средневековой Европе. Память в Католической церкви 14 июля.

ИАКОВ Кирский (Сирийский) (ум . после 457), христианский монах-отшельник, ученик преподобного Марона; подвизался в Сирии на горе близ г. Кир. Память в Православной церкви 26 ноября (9 декабря).

ИАКОВ Персидский (ум . ок. 380), священномученик, пресвитер, погибший в Персии в гонение Шапура II. Память в Православной церкви 10 (23) апреля.

ИАКОВ Праведный (убит ок . 63), брат Господень, вместе с апостолом Петром возглавлял иерусалимскую общину христиан. Память в Православной церкви 4 (17) января, 23 октября (5 ноября), 26 декабря (8 января).

ИАКОВ Ревнитель , Персидский (ум. ок. 345), пресвитер, священномученик, пострадавший в гонение царя Шапура II. Память в Православной церкви 1 (14) ноября.

ИАКОВ Самосатский (ум . 297), христианский мученик, погибший в г. Самосаты (в Сирии) в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 29 января (11 февраля).

ИАКОВ (ум . 1292), архиепископ Сербский. Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября) (собор Сербских святителей).

ИАМБА , см. Ямба.

ИАНИКИТ (Аникита) Никопольский (ум . ок. 319), один из сорока пяти христианских мучеников, пострадавших в Никополе Армянском в гонение императора Лициния. Память в Православной церкви 10 (23) июля.

ИАННУАРИЙ (Януарий) Беневентский , Путеольский (Неапольский) (ум. ок. 305), епископ, священномученик, пострадавший в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 21 апреля (4 мая), в Католической 13 января, 1 мая, 19 сентября, 16 декабря.

ИАННУАРИЙ Керкирский (ум . ок. 63), христианский мученик, бывший разбойник, обращенный ко Христу апостолами Иасоном и Сосипатром. Память в Православной церкви 28 апреля (11 мая).

ИАПЕТ (Япет) , в греческой мифологии сын Геи и Урана, отец Атланта, Прометея, Эпиметея и Менетия. За участие в войне против олимпийских богов был низвергнут в Тартар.

ИАСИОН (Ясион) , в греческой мифологии бог земледелия, сын Зевса и плеяды Электры. За любовь к богине плодородия Деметре Зевс поразил Иасиона молнией, но, чтобы утешить скорбь богини, позволил ему раз в год возвращаться на землю (наступление весны). От союза Иасиона и Деметры родился бог богатства Плутос. Научил людей земледелию.

ИАСОН (1 в .), апостол от 70-ти, родственник и ученик апостола Павла (Послание к Римлянам 16:21); епископ Тарсский (Киликия, Малая Азия), вместе с апостолом Сосипатром проповедовал Христа на о. Керкира (ныне Корфу). Память в Православной церкви 4 (17) января и 28 апреля (11 мая).

ИАТРОМЕХАНИКА , то же, что ятромеханика.

ИАТРОФИЗИКА , см. ятромеханика.

ИАТРОХИМИЯ , то же, что ятрохимия.

ИАФЕТ (Яфет) , см. в ст. Сим, Хам, Иафет.

ИБАГЕ (Ibague) , город в Колумбии, административный центр департамента Толима. 334 тыс. жителей (1992). Пищевкусовая промышленность. Университет. Основан в 1550.

ИБАДАН (Ibadan) , город на юго-западе Нигерии, административный центр шт. Ойо. 1,3 млн. жителей (1991). Пищевая, деревообрабатывающая, химическая, автомобильная промышленность. Ремесла. Университет.

ИБАНЫ (морские даяки) , народ группы даяков в Малайзии (штат Саравак, 480 тыс. ч.), Индонезии и Брунее. Общая численность 496 тыс. человек (1987). Часть - христиане, часть сохраняет традиционные верования.


ИБАНЬЕС ДЕЛЬ КАМПО (Ibanez del Campo) Карлос (1877-1960) , президент Чили в 1927-31 и в 1952-58.

ИБАРАКИ , город в Японии, пригород Осаки. 255 тыс. жителей (1992). Металлургия, машиностроение. Химическая, пищевая промышленность.

ИБАРРУРИ (Ibarruri) (псевд . Пасионария, Pasionaria, Пламенная) Долорес (1895-1989), в 1942-59 генеральный секретарь, с 1959 председатель Коммунистической партии Испании (КПИ). С 1917 в социалистическом движении. С 1932 в руководстве КПИ; во время Испанской революции 1931-39 одна из организаторов Народного фронта, борьбы против фашизма и итало-германской интервенции. В 1939-77 в эмиграции. Международная Ленинская премия (1964).

ИБЕРВЕГ (Ueberweg) Фридрих (1826-71) , немецкий философ, логик и историк философии; сторонник иероглифов теории.

ИБЕРИЙСКИЕ ГОРЫ (Cordillera Iberica) , на северо-востоке Испании, к югу от р. Эбро. Длина 440 км. Высота до 2313 м (г. Монкайо). Средиземноморские кустарники, на северо-западе - леса.

ИБЕРИЙСКО-КАВКАЗСКИЕ ЯЗЫКИ , см. Кавказские (иберийско-кавказские) языки.

ИБЕРИЯ (Iberia; от наименования иберов) , древнее название Испании.

ИБЕРИЯ (Иверия) , античное и византийское название Вост. Грузии (Картли).

ИБЕРЫ , название восточно-грузинских племен; жили на территории Иберии (Иверии). Явились основой формирования грузинского народа.

ИБЕРЫ , древние племена Испании: турдетаны, турдулы и др. В 3-2 вв. до н. э. завоеваны римлянами и романизованы.

ИБИБИО (агбишера) , народ на юго-востоке Нигерии (6,75 млн. человек). Общая численность 6,77 млн. человек (1992). Язык ибибио. Верующие - христиане, есть приверженцы традиционных верований.

ИБИБИО , язык, относится к бенуэ-конголезской подсемье нигеро-конголезских языков (по Дж. Гринбергу). Письменность на основе латинского алфавита.

ИБИКОН (эйбикон) , высокочувствительный передающий электронно-лучевой прибор c накоплением заряда на диэлектрической мишени. Высокая чувствительность ибикона обусловлена явлением наведенной проводимости - многократным (нередко в 103 раз и более) увеличением электропроводности мишени в местах попадания в нее фотоэлектронов.

ИБИНЬ (Сюйчжоу) , город в центральной части Китая, в пров. Сычуань. 241 тыс. жителей (1990). Начальный пункт судоходства по р. Янцзы. Металлургическая, химическая, машиностроительная промышленность. Виноделие.

ИБИСЫ , семейство птиц отряда голенастых. 32 вида (колпица, каравайка, священный ибис и др.) в тропических и умеренных поясах. В Красной книге Международного совета охраны природы и природных ресурсов (МСОП) 6 видов.

ИБЛИС , название дьявола в исламе.

ИБЛЬ (Ybl) Миклош (1814-91) , венгерский архитектор. Парадные постройки в духе неоренессанса и необарокко (Оперный театр в Будапеште, 1875-84).

ИБН (араб . - сын), в собственном имени ставится перед именем отца (образуя "отчество") у народов, пользующихся арабским языком (напр., Ахмед ибн Абдуллах - Ахмед, сын Абдуллаха).

ИБН АБД РАББИХИ (860-940) , испано-арабский поэт и прозаик. Лирические стихи. Составитель прозаической антологии по литературе и истории 7-8 вв. "Уникальное ожерелье".

ИБН АЛЬ-АРАБИ (1165-1240) , арабский мыслитель и поэт; мистик. Развивал учение суфизма о едином начале бытия и о познании через внутреннее озарение. Основные сочинения: "Каменья мудрости", "Мекканские откровения". Комментарий к Корану.

ИБН АЛЬ-АСИР (1160-1233) , арабский историк. Основные труды по всеобщей истории, биографический словарь сподвижников Мухаммеда.

ИБН АЛЬ-КУТИЙЯ (?-977) , арабо-испанский историк. Сочинения по истории Пиренейского п-ова в 8-10 вв.

ИБН АЛЬ-МУТАЗЗ (861-908) , арабский поэт и филолог. Стихотворная хроника правления халифа аль-Мутадида (892-902), афоризмы, сочинения по поэтике "Книга о новом".

ИБН АЛЬ-ХАЙСАМ (латинизир . Альгазен) (965-1039), арабский ученый. Труд по физиологической и геометрической оптике "Сокровище оптики" (7 кн., переведен на латинский язык в 12 в., 1-е печатное издание в 1572), оказавший большое влияние на развитие оптики. Труды по математике, астрономии. Комментатор Аристотеля, Евклида, Галена.

ИБН АЛЬ-ХАТИБ (1313-74) , арабо-испанский ученый, поэт. Ок. 60 трудов по истории, географии, философии, медицине, литературе, в т. ч. по истории мусульманской Испании.

ИБН БАДЖА (латинизированная форма Авемпас , Авенпаце, Avempace, Avenpace) (ум. 1139), арабский ученый, философ, государственный деятель, поэт и музыкант. Жил в Сарагосе, Гранаде, городах Марокко. Был везиром при альмохадских правителях. В сочинении "Образ жизни уединившегося" призывает к созерцательной жизни, противопоставляя философов обитателям "невежественных городов".

ИБН БАТТУТА (1304-77) , арабский путешественник. Описание путешествий по Египту, Аравии, Месопотамии, Сирии, М. Азии, Ирану, Крыму, южным районам Руси, Ср. Азии, Индии, Китаю, Испании, Зап. и Центр. Судану.

ИБН ГЕБИРОЛЬ (латинизир . Авицеброн, Avicebron) Соломон (ок. 1021-1055 или 1070), еврейский поэт и философ-неоплатоник. Жил в Испании. В трактате "Источник жизни" (на арабском языке) истолковывал форму и материю как возможность и действительность, в связи с чем утверждал материальность духовного; оказал влияние на Дж. Бруно.

ИБН ДАУД Авраам (ок . 1110 - ок. 1180), еврейский философ и богослов, предшественник Маймонида. Жил в Испании. Писал на арабском языке. Главное сочинение "Возвышенная вера" (1161).

ИБН ЗАЙДУН (1003-71) , испано-арабский поэт. Диван лирических, панегирических, элегических стихов.

ИБН КУЗМАН (ок . 1080-1160), испано-арабский поэт. Создал новый вид строфической поэзии - заджал (мелодия). Оказал влияние на раннюю провансальскую лирику, поэзию вагантов.

ИБН КУРРА (Сабит ибн Курра) (836-901) , багдадский математик. Переводчик и комментатор трудов древнегреческих ученых.

ИБН КУТАЙБА (828 - ок . 889), арабский прозаик, филолог, историк. 10-томная историко-литературная антология "Источники сведений", библиографический словарь "Книга поэзии и поэтов".

ИБН МИСКАВАЙХ (?-1030) , арабоязычный историк и философ. Труды по всеобщей истории, трактаты по философии и этике.

ИБН РУШД (Ибн Рошд) (латинизир . Аверроэс) (1126-98), арабский философ и врач, представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, был судьей и придворным врачом. В трактате "Опровержение опровержения" отверг отрицание философии, с которым выступил Газали. Разграничение Ибн Рушды "рациональной" религии (доступной образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось одним из источников учения о двойственной истине. Рационалистические идеи Ибн Рушды оказали большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе (аверроизм). Автор энциклопедического медицинского труда.

ИБН САУД (1880-1953) , король Саудовской Аравии в 1932-53. Вел войны за объединение Аравии. В 1902-27 эмир Неджда, в 1927-32 король государства Хиджаз, Неджд.

ИБН СИДА (ок . 1006-66), филолог и лексикограф арабской Испании.

ИБН СИНА (латинизир . Авиценна, Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - "Книга исцеления", "Книга указаний и наставлений" и др. - содержат также естественно-научные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической медицины "Канон врачебной науки" (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).ИБН СИНА Абу Али Хусейн Абдаллах (латинизированное - Авиценна) (16 августа 980, Афшана, близ Бухары - 18 июня 1037, Хамадан, Иран), философ, ученый, поэт, врач. Жизнь Иранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех близких редакциях. Начальное образование получил от отца - чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) - у Исмаила Захида, медицину - у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002 вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг "Академии Мамуна", объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Труды Сохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины. Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые - на фарси), охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядов оказали влияние труды ал-Фараби, которого Ибн Сина называл своим вторым учителем после Аристотеля, а также неоплатонизм, с идеями которого он был знаком преимущественно по так называемой "Теологии Аристотеля" (извлечения из 4-6 разделов "Эннеад" Плотина). Главная философская работа Ибн Сины - энциклопедический труд "Книга исцеления" - состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси "Книга знания" ("Даниш-намэ"). В сокращенном изложении философские идеи "Книги исцеления" содержатся в "Книге спасения" (русский перевод фрагментов см.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 219-229). "Книга указаний и наставлений", написанная в последние годы жизни, - итоговое изложение его философских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работ наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел "Канон врачебной медицины". Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в форме рубаи).Философия В классификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за ал-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как в возможно сущем - различны). Абсолютно необходимо сущее - Бог для Ибн Сины, в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см. Теизм). В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма, утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия.В философской повести "Живой, сын Бодрствующего" Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном "уме" (аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мир вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления.Сочинения:Книга знания. Сталинабад, 1957.Канон врачебной медицины. Ташкент, 1956-60. Т. 1-5.Послание о любви. Тбилиси, 1976.Избранные философские произведения. М., 1980.Литература:Завадовский Ю. Н. Абу Али Ибн Сина: Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.Шидфар Б. Я. Ибн Сина. М., 1981.Сагадеев А. В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.Gardet L. La pense religieuse d'Avicenne (Ibn Sina). Paris, 1951.Morewedge P. The Metaphysica of Avicenna. London, 1973.А. В. Журавский


следующая страница >>