uzluga.ru
добавить свой файл
Парапсихология и психофизика. - 1999. - №2. - С.10-11.

Значение ведущей парадигмы в информационном обмене



А.А.Цапок


Парадигмы - это абстрактные модели, обуславливающие спектр и направленность наших мотиваций и восприятия, включая деятельность. Наиболее общая, или ведущая парадигма оказывает влияние на формирование личности и общества, обеспечивает условия для взаимопонимания и гармоничного развития, при её соответствии модальности времени.

В настоящее время ведущая парадигма основана на выделении человека из окружающей среды: является эгоцентрической моделью мира, основана на объективном характере мышления, внешней активности, локальном характере восприятия, построения отношений и способах передачи информации. В этой модели хорошо учитывается повседневный опыт, а также ведущие положения классической механики Ньютона. Нетрудно проследить, что указанная модель полезна в периоде биологического выживания, эффективна в детском возрасте и в целом способствует эволюции общества, особенно в технотронном развитии.

В текущий период проявляется всё более фактов, свидетельствующих о дискоординирующем, тормозящем, даже опасном влиянии эгоцентрической, локальной модели мира - как ведущей парадигмы в развитии человечества. Искажения интегративных процессов, противостояния, конфликты, наращивание вооружений, экологический прессинг, характер и эпидемиология новых и казалось бы побеждённых заболеваний - это прямое следствие преобладания локальной модели отношений. Механическая, эгоцентрическая модель мира, рассчитанная на невысокие скорости, локальный характер отношений и восприятия, перестала в полной мере соответствовать модальности времени. Сегодняшняя модальность времени может быть выражена, на наш взгляд, одним словом - интеграция. Очевидно, что последовательным будет продолжать объективно начавшиеся процессы интеграции на Земле, основываясь на неэгоцентрической, нелокальной модели мира.

Классическая механика Ньютона, построенная на объективном характере восприятия, уступила свою роль ведущей парадигмы в научном мире современным положениям квантовой физики, построенным на субъективном характере восприятия. Сознание экспериментатора является первичным фактором, определяющим характер бытия, что отражено в принципе неопределённости Гейзенберга. Нелокальный характер связи, отражённый теоремой Белла, подтверждённый экспериментально, свидетельствует, что всё во Вселенной связано через фундаментальное абстрактное поле, единственным свойством которого является сознание.

Исходя из основного свойства информации - снижения энтропии - нарастание и доступность информационного потока выглядит объективным, эволюционно оправданным способом снижения энтропии. Согласно локальной парадигме - это объективный процесс, тогда как с позиции нелокальной связи это частичный, вторичный способ снижения энтропии.

Согласно неэгоцентрической парадигмы, - сознание субъекта должно быть первым и основным объектом внимания, как фактор, определяющий бытиё, в частности, характер информации и последующей деятельности. В процессе восприятия принимают участие интеллектуальный, эмоциональный, интуитивный каналы, первая и вторая сигнальные системы. Одни каналы работают преимущественно в режиме локальной связи, другие - нелокальной связи. Понимание этих особенностей - это первый шаг к интеграции психофизиологии человека. Непосредственный опыт интеграции психофизиологии человека является необходимым условием личной мотивации в действенности нелокальной парадигмы.

На наш взгляд, наиболее последовательным научно обоснованным является интегральный подход, предлагаемый Открытым университетом Махариши, трансляции которого начались в декабре 1998 года по системе спутникового телевидения. Предлагаемая Махариши последовательная система знаний позволяет слушателю через личный опыт трансцедентальной медитации Махариши, самочтение пульса и другие психофизиологические техники получить интегративный опыт. Система Ведических знаний, коррелирующих с ведущими положениями в современной физике, математике, химии, информатике и других наук, усиливает и дополняет непосредственный опыт личной интеграции. Такая целостная система знаний выглядит наиболее последовательным внедрением новой ведущей парадигмы, начиная с субъекта как основы, определяющей направление и развитие общества.